Огромное место в культуре каждого народа занимают сказки. Они являются логичным продолжением мифологического сознания людей того времени, и по сути отражают самые важные и волнующие их темы, которые они пытались объяснить сами себе и передать это знание поколениям. Исследователи уже давно пришли к выводу, что сказка – это умерший миф, который потерял свое сакральное значение и символику, и стал более популяризирован среди людей.
Русские народные сказки http://vseskazki.su/narodnye-skazki/russkie-narodnie-skazki.html – не исключение. Огромный их пласт вышел из различных устных сказаний и мифов, которые в последствии стали более приземленными и литературными, однако благодаря сохранившимся символам и знаниям, которыми располагают исследователи, их можно восстановить и понять, что изначально раскрывала данная история.
Для примера можно взять классическую историю про Колобка. Существует огромное количество версий, о чем был миф, ставший основой для сказки. Две основные версии – сотворение человека, или же объяснение фаз луны. Дело в том, что данном случае мы видим два четких устойчивых образа – Деда и Бабку, которые, скорее всего, отожествлялись с Богом и Богиней – то есть, старейшинами рода. Они создают либо человека, либо Луну – как часть мира.
В первоначальном варианте сказки каждое животное откусывало от колобка по кусочку, однако ему удавалось уйти от них. Здесь мы можем видеть либо процесс взросления человека, либо же фазы Луны, когда она уменьшается на какую-то часть. В конце Колобок сталкивается с символом Смерти – Лисой, которая съедает его. Это может означать либо смерть человека, либо метафорическую смерть Луны, после которой она переродится.
Стоит отметить, что огромное количество писателей со всего мира используют сказочную и фольклорную подоплеку для своих произведений. Например, сказки Бажова базируются именно на устном народном творчестве. Об этом говорит архетипичность образов внутри его произведений, от которых можно провести параллель с героями классических сказок – например, Баба Яга и Бабка Синюшка. Более того, выше обозначенный персонаж есть не что иное, как персонификация природного явления – болотного газа. Подобный подход к созданию персонажей очень сильно роднит сказы Бажова (здесь можно прочитать подробнее) с тем самыми русскими народными сказками.
Кроме того, образы не только персонифицируют природные явления, но выполняют еще одну функцию – проецируют и создают народных героев. Например, главные персонажи многих рассказов представляют собой собирательный образ идеальных людей в представлении Уральских народов.
Однако при том, что сказы опираются на устное народное творчество, не надо причислять их к фольклорному материалу. Это сугубо авторский продукт, в котором присутствует огромное количество исторических допущений и изменения фактов.
Если Бажов основывал все свои произведения на фольклоре, то Пришвин в рассказах http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/m-prishvin.html не оставил сказочную составляющую вовсе. Все его рассказы построены максимально по бытовому, и направлены не на рассказ интересной истории, а на донесение идеи до ребенка, а также помощь ему в познании мира.
Большая часть рассказов Бажова описывают природу и отдельные ее элементы. Например, в рассказе «Еж» писатель в непринужденной манере рассказывает о ежах. При этом он описывает не только внешний вид его питомца, но и его повадки – из рассказа можно понять, что ежи - это ночные животные, что они строят себе жилища их сухой листвы, и многое другое. Благодаря этому ребенок не только читает красивую историю, но и при этом сам набирается знаний.
Стоит отметить, что Бажов дает информацию не только о животных, но и о растениях – например, в рассказе «Золотой луг» писатель подробно описывает жизненный цикл одуванчиков. Именно в этом и заключается особый подход и магия писателя – он простым языком описывает очень сложные вещи.
Сравнивая этих двух писателей – Бажова и Пришвина – можно увидеть, насколько у них разные методы написания своих произведений. Если первый опирается на фольклор, то второй почти не использует народные мотивы в своем творчестве. Именно поэтому каждому ребенку стоит ознакомиться с произведениями обоих авторов, а перед этим – с основой, в виде русских народных сказок.