Художник*
Беглый мазок на холсте безымянном**
Кажется лёгким пятном,
Высветив грань — пряный воздух так пьяно
Соединился с холстом!
И шелохнулся верх платья от вздоха,
И отойдя ото сна,
Словно лучами подсвечена тонко, —
Полуулыбка ясна.
Кто разглядит, эти чёртовы муки —
Сколько кружит с нею взгляд —
Бог целовал её светлые руки,
Кажется, боготворя...
О, одиночество — тайная сила,
Ровно в двенадцать — невмочь,
Синим дождём разбавлялись белила —
Свежестью веяла ночь...
Белым листом восхитятся ли снобы,
Канет ли в сон чистота?
Он повторил бы всё в точности снова —
С блика пустого листа...
--------------------------------------------------------
*На основе произведение Оноре де Бальзака "Неведомый шедевр"
** строка Юрия Левитанского из стихотворения «Падают листья осеннего сада…»
Здравствуй, Варя! В целом стихотворение понравилось, но появились мои личные, может неуклюжие, сомнения в некоторых строчках.
1. "чёртовы" - эмоционально понятно, но, имхо, то ли слишком резко, то ли не совсем уместно.
2. В заключительном четверостишии соседство "снобов" и "чистоты" не убедительно, впечатление от прочитанного, что это для рифмы притянуто за уши.
3. Имхо, в заключительной строчке "С блика" лучше заменить на "бликом" и отказаться от дефиса в окончании предыдущей строки.
PS Перечитай ещё несколько раз, угловатость бывает красивой, особенно в молодости;)
Vilkomir
сб, 10/12/2016 - 18:26
Добрый вечер, Анатолий!
Да, нормально, что мы все по -разному воспринимаем какие-то строчки, это обусловлено опытом - и жизненным, и поэтическим. Тонкость восприятия у всех разнится, по музыкальной аналогии: "Мне не нравится тембр скрипки, особенно в быстром темпе, визгливая, крикливая она какая-то... " Паганини, говорите? - Да плевать мне на Пагании. (так и я смогу).
-- "Мурку, давай!"
или вот пример, ближе к нам( один автор считает, что эти строки с элементами мозготраха, а другой считает эти строки величайшей поэзией):
В игольчатых чумных бокалах
Мы пьём наважденье причин,
Касаемся крючьями малых,
Как лёгкая смерть, величин.
И там, где сцепились бирюльки,
Ребёнок молчанье хранит,
Большая вселенная в люльке
У маленькой вечности спит.
Это было отступление так сказать)
1. когда писала "чёртовы" муки - нисколько в этом не сомневалась. Можно написать адовы муки или ещё как -то по другому, как тысячи человек произносили уже, но суть останется прежней - наваждение, от чего отказаться невозможно... Про уместность думаю так, здесь есть противопоставление чёртовых мук и божьего поцелуя и кто кого дополняет ещё вопрос, поэтому я оставила это противоречие вполне сознательно.
2.Не соглашусь, стихотворение написано на основании произведения, в финале каждый видит своё - кто-то пустой лист, кто-то только ножку, а кто-то прекрасную женщину. Заметь, тут тоже речь идёт о восприятии искусства - кто-то в бликах готов увидеть прекрасное, а кто-то просто не может ничего увидеть, не готов)
3. тут подумаю, дело в том, что я слышу как при замене меняется смысл на тот который я не поддерживаю, всё же я думаю, что лист был не пустым))
Спасибо большое за разбор и возможность подискутировать, и подумать тоже. Я вернусь ещё к этим замечаниям, иногда бывает так, что сразу не согласишься, но проходит день -два и начинаешь слышать того, кто пытался до тебя достучаться. Пусть сегодня стихотворение повисит таким.
Варя.
сб, 10/12/2016 - 19:13
Пусть, только я за те стихи, которые должны не "висеть", а звучать, и не только для автора, но и для читателя без огрехов, всё остальное - мишура.
Vilkomir
сб, 10/12/2016 - 19:34
Толь, без огрехов для кого? Для меня и сейчас без огрехов, для тебя - с огрехами, вопрос же только в том, что мне пока как автору не видно, что я могу поменять, твои доводы - это всего лишь твой взгляд, с которым я пока не пришла в согласие.
Варя.
сб, 10/12/2016 - 20:02
Варя, а я не пишу отзывы для того, чтобы со мной соглашались или смотрели на поэзию моими глазами, это невозможно. Если ты чувствуешь, что мои комментарии более тебе бесполезны, ты скажи, я пойму.
Vilkomir
сб, 10/12/2016 - 20:15
Нет, я такого не скажу, и это неправда, мне твой взгляд всегда был интересен. Мало кто на сайте готов вслушиваться в каждое слово, чаще всего воспринимают только семантику стихотворения, и то не сильно вдаваясь в логические связи, я же понимаю, что это работа и ещё какая неблагодарная - половина людей тебя ненавидят тихо, а вторая половина - громко) Я всегда прислушиваюсь к твоим комментариям, но и раньше я не всегда вносила правки, всё же во мне сидит такая вредная вредина) И тем не менее, я прошу не отворачиваться от меня) Я помню сколько раз ты давал мне правильное направление мысли.
Варя.
сб, 10/12/2016 - 20:35
:) ок, ты пока присматривайся, шепни, когда сочтёшь, что все заковыки выискала, я перечту
Vilkomir
сб, 10/12/2016 - 20:40
Иван Краснов
сб, 10/12/2016 - 20:20
Варя.
сб, 10/12/2016 - 20:36
Ник Краснов
сб, 10/12/2016 - 18:34
Варя.
сб, 10/12/2016 - 19:15
Конечно, Николай.) И не надо препарировать ваши стихи - они и так хороши. Я всегда боюсь холодной красоты.)
Ник Краснов
сб, 10/12/2016 - 19:40
surra
сб, 10/12/2016 - 19:13
Да, Света, словом все умеют, иногда такого наговорят, а вот кистью не всем дано...в этом плане всегда восхищалась чувствительностью рук художников.
Спасибо)
Варя.
сб, 10/12/2016 - 19:19
surra
сб, 10/12/2016 - 19:38
Иван Краснов
сб, 10/12/2016 - 20:24
Варя.
сб, 10/12/2016 - 20:40
Каменный гость
сб, 10/12/2016 - 21:16
Спасибо, Игорь!
Ты - художник, и я думаю, что знаешь как бывает, когда один последний мазок может оживить картину, понять, что это то, к чему ты стремился!)
Варя.
вс, 11/12/2016 - 06:06
Варя,это стихотворение не совсем мой стиль или даже - наоборот:). Мне потребовалось очень внимательно его перечитать,чтобы проникнуть в глубину смысла в каждой строке. Красивое стихотворение.Понравилось,очень.
"Бог целовал её светлые руки,
Кажется благотворя..." - После слова"кажется" нет запятой и само это слово,мне так кажется(простите за каламбур),здесь неуместно,надо бы его заменить. Не настаиваю,это только моё восприятие. :flower:
Владимир Абросимов
сб, 10/12/2016 - 22:17
Спасибо, Владимир, что прочитали внимательно и почувствовали, что одно слово не ложится в строку. Менять я его точно не буду, а запятую поставлю, здесь "кажется" - действительно, вводное слово, и его нужно выделять запятыми, спасибо. А менять не буду потому, что оно передаёт всего лишь возможность ситуации, а не утверждение, что так действительно было, для меня это важно.
Приятно, что стихотворение понравилось)
Варя.
вс, 11/12/2016 - 06:03
Каждый читатель смотрит со своей колокольни и докладывает автору, что он видит. Никто не забрался на мою колокольню, поэтому докладываю. Есть такой приём рассматривания двух одинаковых, с небольшим отличием, картинок в стереоскоп.Отличие при этом выходит из плоскости и хорошо заметно. Так вот, читая это стихотворение, я ощутил нечто подобное. Два слова "пьяно" и (особенно) "ловко" зависли над ровным полем стиха. Такая картина...
Нежуковский
вс, 11/12/2016 - 09:09
Понятно)
Если все зависшие слова которые мне указали каждый со своей колокольни я заменю, уверяю, что стих поменяет лицо, и получится как в с тем художником, который следовал советам друзей) Но справедливости ради соглашусь, что "ловко" и у меня подвисает, я с этим словом покумекаю)
Стало быть спасибо, было полезным увидеть взгляд с такой перспективной колокольни))
Благодарю, Николай!
Варя.
вс, 11/12/2016 - 16:47