Погружение в старину. Глава3. Ростов и Светка
Я столько раз ходила мимо этой вывески и никогда даже мысли не допускала, что когда-то это может понадобиться. Но, как говорится – не зарекайся.
Наркология. Стрелочка налево за угол. Часы работы - круглосуточно. Звоню в домофон. Дверь открывает женщина, небольшого роста, приятной наружности. Пристально вглядываясь в мое лицо, уточняет: - У нас наркология. - Я знаю, но, к сожалению, мне к вам. Понимаете, я только сейчас узнала, что моя подруга (господи, как страшно это произносить-то...) - она больна...алкоголизмом.
А еще страшнее от того, что она, моя Светка, всегда была сильнее меня, дивилась ее энергии, силе и жизнелюбию. Бывало ночью звонок и в трубке рев и только фразы "как жить-то?". А на утро слезы высохли, в руках все спорится и со словами "ничего, прорвемся!", заворачивает вокруг себя вихрь новых событий.
Ее звонок прям накануне моей поездки был приурочен к женскому празднику.
-Привет, Натуль - с каким-то надрывом произнесла она.
-Привет. А что с голосом?
-Я должна тебе признаться. Мне стыдно, мне очень стыдно, но иначе я сама не выкарабкаюсь... Помоги…
Эту поездку планировала заранее. Почему-то знала, что на 8 марта мы должны быть в Ростове и именно в Великом! На пути как два стража, защитника или даже ангела-хранителя Сергиев Посад и Переславль Залесский. Как не заехать? Тем более, в последнее время стал частенько вспоминаться образ Александра Невского.
Сергиев Посад, несмотря на мое предвзятое к нему отношение, одухотворил и удивил. В Троице-Сергеевой лавре бог мной был обнаружен)). Не в каждом храме его найдешь, тем более в местах, затоптанных туристами. Здесь же он разлит во всем пространстве. Примагнитившись к какому-то столбу посреди площади я просто стояла и ощущала Его присутствие, чувствовала неземное тепло, любовь, сострадание, то самое "придите, попросите и дано вам будет". Он и в правду открыт каждому, божественный wi-fi работает круглосуточно.
С трудом оторвавшись от этого места (кажется памятник в честь освобождения от польских захватчиков), передвигая ногами по земле, а головой витая где-то в райских кущах, побрела к выходу. Ангельское лицо девушки в сувенирной лавке и солнечное отношение к нам продавца монастырской выпечки еще удерживало меня где-то в облаках.. Но, как говорится, хошь не хошь, а с небес на землю спускаться надо. Тут возникает передо мной совсем старенькая служительница храма. Вся подчеркнуто в черном, расталкивая сумкой прохожих - "мне надо вперед пройти, мне положено" тем самым окончательно возвращает мое сознание на грешную землю. Улыбаюсь. Просто улыбаюсь. Ну, раз бог это позволяет, так и не мне судить.
В благодатном расположении духа мы выдвинулись к родине Александра Невского -Переславлю за лесом. Как традиционные туристы, все-таки заехали к ботику Петра I, вышли к Плещееву озеру. Интересно. Над его ледяным покрывалом воздушные змеи, шары и еще много каких-то летательных устройств, которые мною неопознаваемы. И, вероятно, не случайно. Сам дух города и этих мест показался легким и воздушным. Вероятно и народ здесь творческий живет. В маленьких, весёленько раскрашенных домиках - музей чайника, музей утюга, музей паровозов, музей хитрости и смекалки, целые хоромы царя Берендея. Есть музей истории денег. О деньгах можно рассказывать отдельно. Такое вижу впервые. В сувенирных лавках, в музейных магазинчиках - продаются деньги, старинные, подлинники из старинных кладов. Ощущение, что сам город на деньгах стоит. Одна местная жительница так и сказала, что жители, где ни копнут, что-нибудь найдут. Стройку начинают, археологов вызывают. Вероятно, исторические пласты здесь находятся практически у поверхности.
Мы пошли походом по местам Александра. Неподалеку, рядом с древним городищем Александрова гора. Говорят, раньше там было славянское капище в честь бога солнца Ярилы, а еще здесь располагалась родительская вотчина, в которой прошло его детство. А крестился он в Спасо-Преображенском храме, что на Красной площади в центре Переславля. Там же и Сергий Радонежский принимал сан игумена и крестил сына Дмитрия Донского. Сейчас здесь два небольших собора да остатки крепостного вала, вот и весь центр.
Уже на выезде из города приходит мысль: "Надо же, святой и с мечом. Так не похоже на церковные образы... Однако, в жизни бывает по-разному, одной молитвой не всегда обойдешься, иногда и меч нужен".
Впереди Ростов. На подъезде указатель - родина Сергия Радонежского. Как здорово! Но уже на обратной дороге читая в гугле, что он еще юношей ушел из этих мест. Ушел в Радонеж. И если есть какая-то самая сильная молитва, которую можно было бы произнести, я бы ее прокричала. Вернись!
Въезжаем в город, навигатор повел не по центральной улице, а почему-то в объезд. Улицы, домики, обычные, одно-двух этажные. Сгоревший остов дома, недостроенный, продается, опять сгоревший, опять брошенный, снова недострой... А навигатор пишет, что мы почти в центре. Холодок пробегает по телу, но надежда встретится с чем-то великим еще теплится. "Нет, не может быть, так быть не должно...". Соборная площадь прямо возле стен белокаменного кремля как-то очень напоминает привокзальную, причем безлюдную, как будто основной поезд уже ушел. Состояние непонятности. Зачем мы вообще здесь, да еще и с ночевкой? Желание бежать и как можно дальше. Но мы же не привыкли отступать, остаемся. В конце концов, нужно проверить, вдруг первое впечатление обманчиво.
Отель «Боярский двор». Почти у главного входа в Кремль. Что-то меня сподвигло именно в этот раз забронировать номер люкс. Обычно мы обходимся стандартом. Что уж особого нужно путешественнику? Но, видимо, интуиция проинтуичила, что стандарты у всех разные. А здесь они оказались ну очень заниженными.
Нет смысла описывать эти сутки и то состояние подавленности, брошенности, безысходности, безразличия к окружающим, к самой жизни, к самим себе, висящее тяжелым облаком над городом. Почти за сутки мы не встретили в городе ни одного улыбающегося лица. Людей с наркотическими лицами видели, мужчин с букетами цветов и поникшими глазами утром 8 марта видели, так же как и мужчин с двумя гвоздиками, спешащих к группе людей возле вывески "ритуальные услуги", что весьма аллегорично на фоне сожженных и брошенных домов. Обману, если не упомяну две радушные улыбки в мужском монастыре, в котором по какому-то чудесному проведению находится храм Зачатия святой Анны и известная икона Иоакима и Анны, говорят исцеляющая от бесплодия. Так вот, улыбкой нас одарила трехцветная беременная кошка со своим спутником рыжим котом, встретив у ворот и сопровождая по территории.
Конечно, белокаменный Кремль просто красавец. Но мне было в нем холодно.
Воодушевление вернулись лишь когда мы покинули наш «Боярский двор», исторически оказавшийся владениями некого мещанина. А мещане это далеко не купцы. И принципы, и стандарты разные. Все больше погружаясь в историю, начинаю проникаться уважением именно к купеческому сословию. На память приходит нижегородский купец Блинов, завещавший своему сыну два принципа - Честь и Совесть. Тот же местный купец Градусов. Несмотря на свою звучную фамилию, никакого отношения не имевший к алкогольному производству и отдававший часть своего состояния на благотворительность. Да, много кто был в нашей истории – всяким добром торговали, а честь берегли..
В продолжение этой мысли вновь заходим на прощанье в сувенирную лавку. Свет, льющийся от бабушки - продавщицы со словами "моя хорошая", "мой золотой" наполнил наши сердца и мы покинули этот древний величественный город, ныне показавшийся нам городом уныния, потерянности, сломленной воли и духовной пустоты.
Город покинули, но забыть его жизнь не дает. Ведь город это не здания, как дом не стены - это, прежде всего, люди и дух внутри них.
Светланка, Светка моя, некогда цветущая красавица. Ребята за ней строем ходили. Выбрала Николая. Легкий, беззаботный, веселый. За то и полюбила. Он и сейчас такой. Никаких забот за последние тридцать лет. Ну, разве что, найти где выпить, вкусно поесть, да телек посмотреть. Первые лет пятнадцать она за него или с ним еще боролась; на работу устраивала, к серьезности призывала. Да, видно не все в женских силушках-то. Камешек неподъемным оказался. Да и её придавил.
Такое вот случилось пересечение мест и судеб.
Заканчивать рассказ на грустной ноте не в моем стиле. Сказал же бог, "придите, попросите и дано вам будет". А она позвонила и попросила. Правда, пока меня, а не бога. Ну, а мы, человеки, кто? Нет у Него на этой земле других рук, кроме наших.
Так что, Светка, еще поборемся!
-------------
Святой Александр Невский, силою своей и славою своей, помоги ты матушке России выбраться из этого, опьянившего ее, дурмана. Ни шведы стоят у ворот и не татары, но сила не менее страшная, ломает волю многих русских мужей и жен. Змий зеленый да трехглавый, гипнотической силой владеющий, власть свою над ними утвердил. Приди же, Светоч, вновь на землю русскую, взмахни мечом своим великим, воссоздай дружину воинскую, защити народ любимый от змия проклятого. Верни веру истинную на землю родную. Чтоб воспряли духом сердца, засветились радостью очи и обратились лица к Солнцу великому как когда-то ты это и замысливал, стоя на Ярилиной горе!
Быть тому, так и есть. Гой!