Странная
Странная
Она была странная, неудивительно, что мы с ней нашли друг друга. Люди не от мира сего всегда вызывали у меня чувство мучительного узнавания, признание родства. Мучительного, потому, что окружающими, вполне нормальным и крепко стоящим на ногах большинством, они воспринимались насмешливо и чужеродно, те не признавали их за своих, не принимали в стаю.
Однажды на турбазе вместе со мной отдыхала мамаша с дочкой и зятем. Мамаша водила молодоженов в столовую и на прогулки, чтобы не потерялись. Это был клинический случай, тем не менее, я инстинктивно держалась подальше от святого семейства, чтобы никому не пришло в голову сравнить меня с ними и ахнуть: похожи! Помните «Невезучих» с Пьером Ришаром? Я, конечно, хохотала вместе с залом. А все-таки, когда герой Ришара с подозрением выбирал стул, что-то знакомое кольнуло в сердце. А «Чучело» помните? Помните маленькую девочку, героиню без слов, которая бегала за Чучелом всегда в хвосте стаи? Не то, чтобы я представляла себя на ее месте. Даже наоборот, я думала, что я бы не смолчала, выступила бы в защиту Чучела, а все-таки выделила из всего фильма именно ее.
Я никогда не проговаривала ни вслух, ни про себя это свое сходство со странными людьми, может быть, даже не осознавала его. Но запомнилось, что подмечала эту странность в других, редких индивидуумах – как родственную.
Когда Ольга пришла к нам в гости, я обратила внимание, что мама изумленно приподняла брови: зачем? Она маме сразу не понравилась. Своей особенной незащищенностью, неприспособленностью к жизни. Закомплексованный человек не может быть обаятельным. А Ольга под маминым взглядом сразу стушевалась, подняла плечи, как бы защищаясь от удара. Я вспомнила, как мама всегда говорила мне на улице:
- Опусти плечи.
Мама у меня – женщина сильная. Хорошо рядом с сильным человеком, можно положиться, даже спрятаться под крыло. Однако я рядом с мамой поднимала плечи.
Только позже, будучи взрослой, я поняла, что плечи надо не опускать, а расслаблять. Расслабиться в родительском доме не получалось, все его обитатели походили на комок нервов. Отец плечи не поднимал, просто уходил в свою спальню, читал газеты. Или приходил домой с бутылкой водки, или уже мертвецки пьяным, покачивался в коридоре, опираясь о стену. Нужно было отодвинуть его от входной двери, закрыть ее, потом снять с него ботинки и пальто, а потом уже отвести в спальню. Обычно это делала мама, со страдальческим лицом, но иногда мама уставала, и отца укладывала спать я. Я вела отца со смешанным чувством стыда и жалости, причем жалости вселенской, мне было жалко и его, и маму, и себя, и еще кого-то или чего-то – бесконечно жаль. Я догадывалась, что мама устала не потому, что тяжело работает, а от жизни, которая представлялась ей беспросветной.
Ольга, познакомившись с моими родителями, сказала:
- Если бы они разошлись, могли прожить по-другому, счастливо.
Ольга поступила в институт как медалистка, написала сочинение на пять и прошла вне конкурса. Мама всегда поощряла мою дружбу с отличницами, однако Ольга ей не нравилась. Я смутно догадывалась, почему. Потому что мы были похожи. Вот этой своей неприспособленностью, отсутствием яркого интереса к жизни. Мама называла это легкожопостью. Она говорила про нас с отцом:
- Господи, ничего-то им не надо. Хотят и с горки скатиться, и жопу не ободрать.
Я думала, почему мама не ушла от отца? Надеялась его перевоспитать? Есть такой художественный прием, предположить, что было бы, если бы герой выбрал другую дорогу. В сказках есть варианты, но чаще говорится так: "На развилине путей-дорог лежит Вещий камень, а на нём надпись: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь». Обязательно чем-то поступаешься, но есть шанс себя спасти. Мама предпочла спасти отца. Почему-то была уверена, что именно в этом ее предназначение.
Ольга жила в общежитии и частенько заходила к нам обедать. Мама брезгливо ее подкармливала. Вообще, мама была гостеприимной, и только Ольгу недолюбливала. На новогодние праздники Ольга позвала меня к себе в гости. Мы сели в электричку и поехали в районный городок, к Олиной маме. Я еще ни разу не встречала Новый год вне дома, и поездку к подруге воспринимала не то, чтобы как приключение, но было ощущение сказки. Мы с Ольгой сидели в электричке у окна и весело переговаривались.
- Я не обещаю, что будет очень хорошо, - взахлеб говорила подруга, - но будет хорошо. Нарядим елочку, зажжем свечи, погадаем. Ты когда-нибудь гадала?
- Никогда, - завороженно слушала я ее. Гадать мне пока было не на кого, но хотелось.
- Я тебе погадаю на кофейной гуще, - пообещала Ольга.
Взрослая жизнь вдруг поманила меня, и началась она, по моему мнению, именно сейчас, в этой электричке. Парни в конце вагона заинтересованно на нас посматривали, почему бы на них не погадать?
- У вас кофе есть? – ахнула я. Кофе мы пили только в студенческом кафе, заказывали кофе и мороженое с шоколадной крошкой. Мама не забирала у меня стипендию, единственное, на самую первую, добавив, купила мне осеннее пальто. Причем мы с ней метались между «Детским миром» и универмагом «Рубин», потому что в «Детском мире», естественно, были детские товары, а в «Рубине» мне все было велико. В итоге, мы остановились на детском пальто, мама критически меня осмотрела и вздохнула:
- Повзрослеешь еще, куда торопиться?
Но я торопилась. Хотелось чего-то еще, кроме душного, сковывающего движения родительского дома, библиотеки по вечерам и провожаний единственного в группе молодого человека. Я их не воспринимала как ухаживание, а Игорешу, соответственно, как жениха, он мне не нравился. Игореша провожал меня до остановки и помогал войти в автобус, причем буквально вталкивал меня в переполненный салон. Почему-то из всех девушек курса он выбрал меня, наверное, потому что странный. Подобное притягивает подобное. Я писала своей однокласснице в Москву:
- Есть странный мальчик.
- Куда тебе еще и странного? – изумлялась она в ответ.
И сейчас, в электричке, я обратила внимание на ребят: одеты, как надо, и смотрят тоже, как надо. Молодые люди должны смотреть именно так, куда до них Игореше, подумала я. Однако ребята вышли раньше, так и не решившись познакомиться с нами. Это не поубавило нам веселости, я твердо настроилась погадать на них, неважно, на кого именно.
Когда Ольга открыла дверь в квартиру, оттуда пахнуло нежилым. Там никто не жил, не убирал дом и не готовил. Олина мама лежала в пьяном забытьи на кровати, и разбудить ее не представлялось возможным. Впрочем, мы и не пытались. Я не задавала подруге вопросов, и даже недоумение не опустилось на мою душу. Как-то стало понятно все и сразу. Не ясно только, зачем позвала в гости. Мы не наряжали елку, да и елки, собственно, не было. Прибрали на кухне и поставили чайник на плиту. А утром я уехала домой. Мне стало как-то особенно жалко мою маму, которая иногда оправдывалась зачем-то, словно исповедовалась:
- Но ведь я не спилась, не загуляла. Тебя вырастила. Дом держу. И отца, кому он нужен-то, кроме меня? Мой крест, только мой.
Я не рассказала в группе об этой поездке, однако от Ольги отстранилась. Она тоже не пыталась больше со мной сблизиться и домой к нам не приходила.
Натали, как обычно сочно)). Читала с интересом и все было очень даже понятно, но к концу рассказа смысла не увидела. Как то странно "странность" или "не от мира сего" связалась с судьбами родителей... Вообщем, как будто начало и концовка из разных пьес.
Простите за непонятливость))).
Наталья Акишина
вс, 14/02/2016 - 23:57
прощаю, Наташ:)) а с чем, вы полагаете, нужно было связать "странность"? не знаю пока, как отвечать на вопросы, если честно.
Наталья Сафронова
пн, 15/02/2016 - 12:20
Натали, раз это пролилось через вас именно так "написалось как написалось", значит в вашем сознании это как то связано. И здесь "совать свой нос в чужой вопрос")) было бы некорректно. А откликнулась я лишь потому, что тема близкая. Клеймо "странная" я надела сама на себя уже очень давно. Потому в конце рассказа и ждала какого то неожиданного поворота. Но это всего лишь мои ожидания!!!
Почему ваш рассказ разделила для себя на две темы? Как я чувствую, первая "странность" она скорее как отстраненность "от мира сего". Присуща людям, с отличным от общепринятого, восприятием действительности. Иные ценности, иные предпочтения... А вторая "странность" - может возникать как следствие психологической травмы, некая закрытость, даже закомплексованность. Это как раз из родительской семьи может проистекать.
Вообще это очень, очень классно. Есть тема. Она открыта. Каждый может увидеть свое и поразмыслить.
Спасибо!!!
Наталья Акишина
пн, 15/02/2016 - 14:47
Наташа, посмотрела вашего "Слона". Задумалась. Есть ощущение недосказанности "Странной". Не знаю, будет ли мне сложно вернуться к рассказу, именно своей лаконичностью, завершенностью - он сейчас для меня привлекателен, иначе эта связка героинь будет чересчур сложной в подаче.
Наталья Сафронова
пн, 15/02/2016 - 20:46
( Утонула во множестве сюжетных линий и безнадёге...Очень странно,что девочки оттолкнулись.По идее должны бы были сблизиться...(
Evelina
пн, 15/02/2016 - 10:03
вроде бы одна сюжетная линия. про безнадегу промолчу, прогнозов на будущее как будто нет. сложно сказать, Эви. за обратную связь спасибо.
Наталья Сафронова
пн, 15/02/2016 - 12:02
чувство мучительного узнавания - себе заберу))
Начальные размышления твои очень понравились! А дальше опять мои мысли о матери, о пьяном отце и о себе пьяном тоже, и об камне на развилке...
Мне всё понятно от начала и до конца. Тебе, Наташ, всё больше и больше удаётся заглянуть в те самые недосягаемые дебри и найти к ним нужное слово. Всё здорово и замечательно, но можно, чтобы было ещё здоровей, чего и себе желаю)))А то что героини отстранились друг от друга - два магнитика тоже отталкиваются с одной стороны, хотя очень похожи. И свою внутреннюю сущность мы не хотим постоянно видеть в жизненном зеркале... не любим, не желаем...отталкиваем. :wave1:
дядя Вова
пн, 15/02/2016 - 15:02
Володь, спасибо тебе за поддержку и понимание. это удивительно, когда есть отклик - настоящий.
с теплом, Н.
Наталья Сафронова
пн, 15/02/2016 - 20:15
Прочитала рассказ несколько дней назад, сейчас перечитала. Болезненное ощущение... С начала рассказа готовилась к чему-то иному, к какой-то другой "странности", на уровне социопатии, что ли, поэтому заключительная часть немного разочаровала: здесь не странность, здесь беда...Но я поняла Вашу авторскую задачу, Наташа. Иногда общее сближает, иногда отталкивает, это правильно.. Всё зависит от человека: кому-то легче оттого, что у другого так же, а кому-то, наоборот, невыносимо. И как бы ни хотелось читателю сдружить девочек, ничего не получится... Наташа, Вам удаётся высветить тёмные уголки человеческой души, её сложные, трудноуловимые движения.
Надежда Шаляпина
чт, 18/02/2016 - 14:48
навряд ли получится оправдать ожидания каждого читателя. написалось так, как написалось. я, в общем-то, и сама не понимаю, о чем. но чувствую, что уловила что-то. Я полагаю, что молчание читателей - не обязательно является показателем авторской неудачи. есть еще интуиция автора. что именно и насколько сумела раскрыть - сложно сказать.
спасибо за отзыв, Надя.
Наталья Сафронова
чт, 18/02/2016 - 21:10
Знаете, Наташ, если уж вы публикуете подобное, так может быть было бы честнее по отношению к читателю в предисловии предупреждать: "написалось так, как написалось. я, в общем-то, и сама не понимаю, о чем." Может быть кто-то в таком случае и время бы тратить не стал напрасно.
ObyWAN
чт, 18/02/2016 - 22:35
лично вам, Оби, я давно уже советую не тратить время на чтение моих текстов. не утруждайтесь. ни вы, ни я ничего не потеряем, если вы перестанете посещать мою страницу.
Наталья Сафронова
чт, 18/02/2016 - 22:47
А я ведь не за себя переживаю) Просто это как нужно читателя и самого себя не уважать, чтобы опубликовать рассказ, а потом признаться " написалось так, как написалось. я, в общем-то, и сама не понимаю, о чем."
ObyWAN
чт, 18/02/2016 - 22:56
я этот рассказ считаю удачей. о чем он - не так важно. о жизни, о любви - не все ли равно? то верное, что в нем угадано - ощущается. автор не обязан объяснять это. об уважении и самоуважении, будьте добры, не рассказывайте мне.
Наталья Сафронова
чт, 18/02/2016 - 23:06
О чём конкретно действительно не так важно. Важно чтобы был не ни о чём. Но этот рассказ действительно не плохой, но только он, имхо, не о странной девочке, ибо ничего странного в её поведении я так и не обнаружил. Зарисовка, на мой взгляд, о двух девочках из неблагополучных семей, стесняющихся своей неблагополучности. В чём и заключается вся драма и психологизм истории, ибо дети-то, разумеется, ни в чём не виноваты. Они друг другу как молчаливый укор неблагополучности, потому девочки так и не стали подругами.
ObyWAN
чт, 18/02/2016 - 23:32
Мама смазала всё чудо.Пьянка 31 го декабря,она такая,непредсказуемая.Кого-то может с веником на улицу Строителей в другой город занести и там судьбу свою встретить,а кого-то на кровать швыряет и превращает квартиру в склеп.Жаль,что на этот раз так вышло.
Каменный гость
пт, 26/02/2016 - 21:44
Наталья Сафронова
пт, 26/02/2016 - 22:32
Очень сложные чувства вызывает рассказ. Кто-то строит свою жизнь благодаря, а кто-то вопреки. Вот как дальше судьбы девочек сложатся трудно предположить.
ЛЕСЯ
чт, 24/03/2016 - 18:00