«Сибиряк»
Одноактная пьеса.
Действующие лица:
Владимир – сорока лет, уверен в себе, элегантен, несмотря на брюшко, «прикинут».
Александр – ровесник Владимира, похож на «геолога» из производственных романов
советского времени – борода, тёртые джинсы, самовязаный свитер.
Молодой человек – молодой человек с кейсом, в чёрном костюме и офицерских ботинках. Под
пиджаком угадывается пистолет.
Официантка – молоденькая, миловидная. Обычная.
Одно из кафе Новосибирска. Посетителей нет. Освещение спокойное, комфортное. Ненавязчив, но громко играет записанный джаз. Входит молодой человек с кейсом, окидывает кафе быстрым, но цепким взглядом и идёт к одному из столиков, по пути подзывая пальцем официантку. Так подходит, когда он уже садится и то ли игриво, то ли профессионально наклоняется к нему. Он ей что-то шепчет, она смеётся, берёт два стула из четырёх и переставляет за другой столик. Потом подходит к соседнему от «первого» столику и повторяет операцию. В результате у одного из столиков «образуется» аж восемь стульев. Официантка театрально кланяется молодому человеку, он поднимает вверх большой палец правой руки, мимикой выражая одобрение, как самому действию, так и внешности девушки. Официантка снова хихикает и удаляется. Молодой человек ставит кейс на оставшийся свободным стул, тем самым, занимая и его.
Входит Александр, оглядывая зал с предельным безразличием. Неторопливо подходит к столику « номер два» и садится. Закуривает. Входит официантка с подносом, молча ставит на стол чашку с кофе. Он кивает. Официантка идёт к столику молодого человека и снова ставит на столик кофе, на этот раз сопровождая своё действо игривым реверансом. Они о чём-то оживлённо шепчутся, причём официантка время от времени прыскает.
Входит Владимир. Александр, вскакивает из-за стола с радостной улыбкой и идёт навстречу разверстым объятиям Владимира со своими не менее разверстыми объятьями. Обнимаются. Музыка стихает.
Владимир – Ну, здравствуй, здравствуй, курилка. Всё такой же.
Александр – Зато ты раздобрел.
Владимир (похлопывая себя по животу) – Дык не на чае, чай! Всё больше на пиве. А оно требует ёмкости.
Александр – Пойдём, я столик занял.
Владимир (с усмешкой, оглядывая практически пустой зал) – Да, это было сложно.
Александр – Пошли, пошли.
Идут к столику и садятся. Одновременно официантка как можно незаметнее для клиентов подходит ко входной двери и вешает на неё табличку «спец обслуживание». Затем идёт к столику
Официантка - Что будем заказывать.
Владимир – Всё будем, красавица. Но для начала скажи-ка нам, как тебя зовут.
Официантка – Для начала, Марина Николаевна. Но можно и просто - Марина.
Владимир – А меня – Владимир Николаевич. Можно просто Владимир Николаевич. А этот скучный субъект – Александр… (Александру) Всё время забываю, как тебя по батюшке?
Александр – Думаю, ты никогда и не знал.
Владимир (смеясь) – Я же говорю: скучный субъект. Так вот Мариночка. Я давно здесь не был и признаться не знаю чем у вас сейчас кормят в таких заведениях. Когда я уезжал и заведений-то таких практически не было. Так что неси всё самое лучшее, самое фирменное, похвастайся в общем. А денег моих не экономь, я сегодня старинного друга угощаю.
Официантка – Нам клиентских денег экономить не положено.
Владимир - Ух ты, какая умница. Так вот, умница, и водовки нам ноль пять, какая получше. (Александру) Тебе как, здоровье-то позволяет?
Александр – Ну, не то что раньше, но пол литра, думаю, осилим. Только «винаповскую» не рекомендую. Совсем испортились. Гонят из китайского спирта, наутро глаза, как у китайца, если вообще разлепишь.
Владимир – Слышала, красавица, «винаповскую» не потребляем. (Александру) Тогда какую?
Александр (официантке) – «Гжелочку», пожалуйста.
Официантка – Если б мужики так же долго водку пили, как о ней разглагольствуют…
Владимир – Женскому полу не понять. Тут, как в любви. Разговор о водке есть необходимая прелюдия к её потреблению.
Официантка – Что-то вы мужики в любви не больно на прелюдию налегаете.
Александр (раздражённо) – Девушка, и если можно побыстрей.
Официантка (обиженно) – Да и пожалуйста! (Уходит)
Владимир (усмехаясь) – Ну вот. Почто девушку заел?!
Александр – Это она после работы девушка, а сейчас – официантка!
Владимир – С каких это пор ты такой принципиальный, а? Помнится раньше-то ты к девушкам был снисходительнее. Чтобы не сказать…
Александр (перебивая шутливо) – Вот лучше и не говори ничего. Лучше рассказывать начинай.
Владимир – Не говори, а рассказывай… Да, что-что, а логика у тебя не изменилась. А рассказывать… Знаешь, событий вроде много, а рассказать нечего. Всё укладывается в одно слово: нормально. Стареем, что ли? Раньше было с точностью до наоборот: каждое событие – целая жизнь. Поцеловал вот такую (кивает головой в сторону ушедшей официантки) – счастье, двойку схлопотал – трагедия, с другом выпил – история… Помнишь, как в кабинете химии разбил пузырь «Аромат степи», и вместо пьянки получилась генеральная уборка…
Музыка усиливается, заглушая воспоминания. Свет мелькает, как в дискотеке, создавая иллюзию рванного ускоренного времени. Александр и Владимир предстают всё время в разных позах и ракурсах, появляется официантка с подносом и исчезает, снова появляется и снова исчезает… Наконец музыка стихает. Александр сидит откинувшись и улыбается. Владимир снял пиджак и галстук, рубашка расстёгнута, локти на столе, курит.
Владимир – А ты Вику-то давно видел?
Александр (слегка напрягаясь) – Недавно.
Владимир – И как она?
Александр – Одним словом. Нормально.
Владимир – Да… Больно подумать, не струсь я тогда… Всё было бы иначе. Всё иначе.
Александр – Зато ты теперь москвич.
Владимир (не понимая, словно просыпаясь) – За что за то?
Александр – Ну за то, что в Москву сбежал.
Владимир – Я не сбежал, я (нарочито с трудом выговаривая) иммигрировал. И тебя звал. А ты не поехал. А поехал бы со мной, всё было бы иначе. Всё иначе.
Александр – И что б я в твоей Москве делал.
Владимир – Деньги. Большие деньги. Да мы б с тобой… Я ж умею их зарабатывать! Всегда умел, а ты тратить умеешь.
Александр – И много ты их заработал?
Владимир – Хватает.
Александр – Кому это, если не секрет, денег хватает?
Владимир (Пытаясь смеяться) – Их всем хватает, кто их хватает. Да что мы всё обо мне ты-то как? Чем живёшь? С чем хлеб жуёшь?
Александр – А я-то что. Живу на подножном корме. Грибочки, ягодки. У нас два года подряд вот такие (показывает) боровики в Кара Кане. А столько, что пока соберёшь колени сотрёшь. Ну и рыбалка конечно. Ты в своей Москве нельму ел? А ейную икру? Это, конечно, немного браконьерство, но тебя угощу. Подваливай завтра ко мне вечерком!
Владимир ( заметно помрачнев, задумчиво) – Эх, завтра, завтра. К сожалению меня завтра здесь уже не будет. Да мне, по чести, итак уже пора.
Александр – Ты ж только приехал?!
Владимир – Да нет. Я уже три дня здесь. Тебя на десерт оставил, как самое, пардон за слюни, дорогое воспоминание.
Александр – Ну, это не серьёзно.
Владимир – Серьёзно, брат. Ещё как серьёзно. Серьёзнее, чем ты думаешь.
Александр – Что за гундявые интонации сэр, слышу в вашем тоне?!
Владимир – Устал, наверное. Ты извиняй, мне в самом деле пора.
Александр – И куда ты? Поехали ко мне, хоть переночуешь.
Владимир – Да не. Я тут остановился у одной. Обещался прийти. Обидится… (Зовёт) Девушка!!!
Александр – Да не суетись ты я оплачу!
Владимир – Фигушки. Это мой вечер! Ты со своим подножным кормом…
Подходит официантка с подносом. На подносе счёт. Владимир берёт его и присвистывает…
Владимир – Да, действительно многое изменилось в родном Энске. (Рассчитывается) Молодец, красавица, ты действительно не экономила, вот тебе за это ( подаёт ещё купюру) на чай с нельминой икрой, которой мне уж не отведать. Откушай за меня и за моё здоровье.
Официантка – Мерси, конечно, но нам чаевые брать не разрешается.
Владимир – Так это и не чаевые, а рыбные. Бери-бери, такую фигурку необходимо правильно питать, иначе испортится.
Официантка делает реверанс и уходит. Владимир встаёт.
Владимир – Ну вот и всё. Ты идёшь?
Александр – Нет, я, пожалуй, ещё посижу. (Указывая на графин)Должен же кто-то это допить.
Владимир – Вот это правильный подход. За то и люблю. Ну, прощевай что ли?!
Александр (Вставая) – До свиданья.
Они обнимаются и Владимир идёт к выходу. У двери ненадолго замирает на полушаге, словно хочет развернуться и что-то сказать, но потом опускает ногу, втягивает голову в плечи и уходит. Александр садится. Наполняет рюмку и выпивает не закусывая. К столику подходит молодой человек с кейсом, и садится на стул Владимира.
Александр – Ну что, пробил?!
Молодой человек – Так точно. (Достаёт из кейса бумаги. Читает) Шипилов Владимир Николаевич, год рождения 1960, место рождения город Новоси….
Александр (раздражённо перебивая) – Биографию я сам знаю. Давай московский период и только в общих чертах
Молодой человек (перекладывает бумаги) – Ну если в общих чертах… Поначалу всё было неплохо. Торговал чем попало, открыл восемь точек, но в девяносто четвёртом влетел в первый раз. К девяносто восьмому вроде выкрутился, но тут август и он совсем уплыл. Люберецкие врубили счётчик. Тут уж он конкретно встрял. Всё что мог, сплавил по дешёвке, остался без штанов и всё равно должен кругленькую сумму. Если не сказать шарообразную. Думаю, сюда он в бега рванул. На этот ужин (обводит стол поворотом головы) ухлопал, наверное, последние.
Александр (злобно, почти угрожающе) – В бега говоришь. Такие, как он, не бегут. Они либо стреляют, либо сами… (Внезапно успокаиваясь) Впрочем, я тебя, кажется, перебил.
Молодой человек – Ну, так или иначе, сел в «Сибиряк» с одним дипломатиком, и в понедельник был уже здесь.
Александр – И что он делал всё это время?
Молодой человек – Во вторник мотался по кладбищам. Сначала на «Заельцовском» у родителей и деда был, потом поехал на «Клещиху» на могилу некоего (смотрит в листочки)…
Александр – Я знаю, давай дальше.
Молодой человек – В среду болтался вокруг областной больницы, в скверике у НЭТИ просидел аж два часа.
Александр – Не болтался он. Он прощался. И вообще постарайся говорить о нём уважительно
Молодой человек – Как прикажите.
Александр – Вот так и приказываю. Что ещё.
Молодой человек – Да собственно и всё. Сегодня до этого (снова обводит головой стол) сидел у бабки, никуда не выходил. По полученной от неё информации, что-то пишет всё время, но что она не знает. (Усмехается) Представляете, она его боится!
Александр (как бы про себя) – Я так и думал.
Молодой человек – Что она его испугается?
Александр – Что пишет. Теперь помолчи. (Трёхминутная пауза, во время которой молодой человек сначала считает мух, потом, подумав, наливает себе в рюмку Владимира. Александр до этого сидевший с закрытыми глазами, откинувшись на спинку, не открывая глаз, безапелляционно пресекает) Не смей. Тебе ещё машину вести. Я Гришу отпустил, он совсем замаялся.
Молодой человек (с сожалением) – Надо значит надо.
Александр (открывая глаза и выпрямляясь) – В общем так. Позвонишь Кириллычу, пусть с любирецкими разведёт, а я завтра деньги перекину. Или нет. Я сам позвоню. А ты вот что. (Достаёт из сумки кейс точно такой же, как у молодого человека) Сегодня же подбросишь это Владимиру.
Молодой человек – Ничего себе…
Александр (перебивая) – Вот именно. Запомни это своё изречение и повторяй почаще. Можешь иногда добавлять: Ничего себе – всё ближнему.
Молодой человек – Как же я это сделаю?
Александр – Сделаешь.
Молодой человек – У нас возникнут проблемы. Пятнадцатого за икру платить, а семнадцатого…
Александр – Это у меня проблемы, а у тебя – конкретная задача. Начинай решать прямо сейчас.
Молодой человек (почти возмущённо) – И чего вы его так опекаете?! Он Вам тут очки втирал, жить учил, а Вы и…
Александр (обрывает фразу ударом кулака по столу. Потом абсолютно спокойно) – После этого заедешь в оперный заберёшь Викторию Павловну и отвезёшь домой. Скажешь, я немного задержусь. Ключи в зажигании.
Молодой человек – А Вы сами-то как же?
Александр – А я пешком. Знаешь, мы раньше пешком ходили, и ведь были счастливы. Может в этом всё дело?! Не отвечай. Не надо. Иди.
Молодой человек уходит. Александр поднимается, наливает рюмку, смотрит на неё, потом не выпивая ставит обратно на стол, берёт сумку и тоже уходит.
ЗАНАВЕС
04.09.01.
Ну, не знаю. Может в виде рассказа это бы большее впечатление производило?
Сюжет хорош, но исполнение не совсем подходящее.
Алли
пн, 07/11/2005 - 09:55
Впечатление - дело сугубое. Мне так в виде пьесы очень даже. И в виде спектакля не хуже (я видел). Да и исполнение... Специально перечитал, блин, классно же я писал... Да и пишу! :blush:
Гринберг Борис
пн, 07/11/2005 - 21:18