Ненаучный взгляд на Хармса.
Ненаучный по двум причинам:
Во-первых,научный метод исключает нравственную оценку,
Во-вторых,спорить,что Хармс не был скоморохом,каковым его представляют на родине я не хочу...
Есть правда далёкий (и по ментальности)Жаккар,который создал о Хармсе фундаментальный труд и им я воспользуюсь,чтобы выглядеть солидней....
Идея,которую я хочу выразить и доказать проста и очевидна:
Человек не должен преступать "табу",запреты.
В противном случае он бывает наказан.
Но?Ведь любое новое-это и есть нарушение,без него невозможно развитие.
Возможен ли компромисс или все поэты обречены на дурной конец?
Хармсу ,конечно,более чем не повезло-он умер от голода и жажды в тюрьме НКВД во время блокады.Неделю дверь его камеры не открывалась,о нём "забыли"...
Но...
Разрушение-в эпицентр,которого попал поэт,он и вызывал.
Не один,вызов нормам и догмам бросили почти все...
А он ещё и имел талант.
Хочу остановиться на одной теме его творчества -
ТЕМЕ ПОЛЁТА....
Хармс -аналитик и философ.Его шутки-пенки с продуманной системы.
Поэт заявляет:"Я хочу писать так,чтобы было чисто."
И создаёт цикл называя его весьма веско "Стихи малодоступные".
Он стремиться к полёту в небеса.
Табу на эти полёты положены ещё в древности.Достаточно вспомнить греческого Беллерофонта,которого послушный Пегас понёс на Олимп.Не долетел.Зевс послал овода,конь дёрнулся-Беллерофонт при падении ударился и повредился в уме...
Но куда там!
Этот "Полёт в небеса"-начался не как единоволие Хармса,а как процесс ,охвативший целое поколение.
Алексей Крученых в 1913 году станет популяризатором идеи "сдвига".
Футурист Маяковский воскликнет:"Я -бесценных слов транжир и мот."
Свободу всему:слову,знаку,синтаксису.
Дух свободы наполнит пространство.
Хлебников выпалит:
-Мы желаем звёздам тыкать,
-Мы устали звёздам выкать......
Это тоже выражение целого мировозрения.Хлебников пишет:
"Словотворчество учит,что всё разнообразие слова исходит от основных звуков азбуки,заменяющих семена слова.И из этих исходных точек строится слово,и новый сеятель языков может просто наполнить ладонь 28 звуками азбуки,зёрнами языка."
Зёрна-буквы.Поэт-сеятель.Поэт-это,тот кто управляет...Словом?(Тихое шипение:"будете,как боги")
Но сила пьянит.Реакция сродни ядерной пошла.Энергия высвобождается.
Хармс воспевает:
-Сила ,заложенная в словах должна быть освобождена...
Поэты претендуют на право управления языком,а язык -это мир,воплощённый в словах.Следовательно,научившись владеть языком можно и менять законы мироздания...
Хармс начинает стихотворение "Звонить-лететь",изображая мир,свободный от законов тяготения:
-Вот и дом полетел,
Вот и собака полетела,
Вот и сон полетел,
Вот и мать полетела...
Возникает ощущение невесомости ,текучести мира:
-Лоб летит,
Грудь летит,
Живот летит...
Теряются связи.Всё растворяется,превращаясь в отдельные частички.И в итоге возвращается к своей первооснове,звуку,букве:
-А.звенит.
Б.звенит.
В новом мире не реальность,станет основой для поэзии,а поэзия рождает реальность.
Об этом писал и Крученыха:"Мы научились видеть мир с конца".
Зачем???????????????
Поиск истины стал поиском слова,"самовитого слова вне быта и жизненных польз".
ЭТо уже больше,чем игра с языком,это некая сверзадача.
Но если поэзия Хлебникова полна надежд и уверенности,то для Хармса-это уже защита,его полёт вынужденный,в окружающей реальности ему не выжить.
Беззаботность Хармса,его весёлость-маска под которой обескураженный ,запуташийся человек.
В шутливой песенке "Человек устроен из трёх частей"поэт обратился к высказыванию из "Апокалипсиса"Иоанна:"Человек устроен из трёх частей :тела ,души и духа".
Хармс,в период торжества материализма,пишет от имени того,для кого понятие часть только конкректна,вещественна..
Тогда высказывание Ионна становиться нелепым.
Почему из трёх?Хармс доводит логику своего героя до абсурда:
-Борода и глаз и пятнадцать рук...
А впрочем не рук пятнадцать штук...
Пятнадцать штук да не рук...
Ирония Хармся безысходна ,трагична.
Он пишет:"всё земное свидетельствует о смерти.Есть одна прямая линия ,на которой лежит всё земное.И то ,что не лежит на этой линии,может свидельствовать о бессмертии.И поэтому человек ищет отклонения от этой земной линии"
Земные же правила не важны.Поэт смещает их,он над ними.
-Как-то бабушка махнула,
И тот час же паровоз
детям подал и сказал:
пейте кашу и сундук...
Мир неинтересен,тускл ,сер:
-Вынул деньги из кармана
Деньги серые в лице
Ну так вот ,а дальше трели-
Всё супа-сказала тётя
Все чижи -сказал покойник...
Мелькают лишенные смысла:мышка,грузинка,грязь,забор....
Полёт продолжается...
"Тесно жить .Покинем клеть.
Будем в небо в небо улететь."
Но Хармсу не по себе.
"Летание без крыл -жестокая забава"-осознает он.Но ничего уже не остановить.
Мало оказывается желания овладеть некоей силой,эта сила может овладеть и не отпустить того ,кто не готов к ней.
Как,например,человек.
Хармс прозревает:
-Я долго думал об орлах...
Но спутал ,кажется их с мухами...
Стихотворение датировано 15 мая 1939года.Жить поэту оставалось несколько лет...
Мне статья Ваша ОЧЕНЬ понравилась!
Хочется только попроситься - если позволите! - к Вам в корректоры - если убрать миллион опечаток и ошибок, читателю будет гораздо легче и приятнее читать, правда.
Можно?
Джейка
вт, 04/10/2005 - 10:53
С большой радостью поучусь.Только как мы будем это делать?
Люда Башко
ср, 05/10/2005 - 16:23