О творчестве Андрея Валентинова
Андрей Валентинович Шмалько, родился в Харькове 18 марта 1958 года. Кандидат исторических наук, доцент Харьковского Национального Университета.
Писатель Андрей Валентинов появился на свет в 1992 году, когда вышел его роман "Преступившие", писавшийся, по определению автора, "буквально под грохот очередной гибели страны в начале 90-х.".
По непонятной причине Андрей Валентинов причислен к группе фэнтэзи-писателей, хотя фантастического в его романах не так много, можно сказать, мало, а если вдуматься, то, пожалуй, не больше, чем, скажем, у Булгакова..
Сам Валентинов, говоря о своем творчестве, использует термин "криптоистория". А что же такое, эта самая "криптоистория", "история тайная" и с чем ее едят?
То, что было, и чего не было - но могло быть, по логике вещей. Или было на самом деле, только мы с вами об этом не знаем – потерялись исторические свидетельства. Кто сумеет отделить первое от второго, а второе от третьего? Все вокруг ведь так легко отделяют агнцев от козлищ или ото львов рыкающих, а зерна от плевел, стоит только скинуть все в кучу, подвести к этой куче профессионала-разделителя, уж он-то не ошибется!
Валентинов пишет не фэнтэзи в чистом виде, не альтернативную историю, как, скажем, Хольм ван Зайчик, не создает фантастических мыльных опер, основанных на временном сдвиге, его жанр самый молодой, самый редкий и, пожалуй, самый захватывающий. Не "что бы было, если бы?", как в жанре альтернативной истории, а "что привело именно к этому результату?, что сделал тот или иной исторический персонаж, чтобы стало так, а не иначе?, что там, втайне произошло, на что историки не обратили внимания?".
При прочтении любого из романов Валентинова возникает ощущение не просто соучастия, а глубокого проникновения в эпоху, что описывает автор, уверенность, что он ничего не выдумал, он просто каким-то образом проник внутрь времени, сделался его частью и описывает все, что видит, в некотором роде уподобляясь чукче с его "что вижу – то пою!"
И вот, перед нашим мысленным взором предстают санкюлоты (Дезертир), монахи, в прошлом – рыцари, крестьяне, студенты (Овернский клирик), древнегреческие цари (Микенский цикл), просто искатели приключений (Небеса ликуют), дон Кихот и Санчо (Ола), офицеры Белой армии (Полуостров) и другие самые невероятные, или самые типичные личности, на поверку оказавшиеся чем-то неожиданным и новым.
Каждый его роман – произведение настолько цельное, что зачастую затрудняешься найти выход из того мира, в который нас погружает писатель. Описания Валентинова так правдивы, так полны жизни, так натуральны, что "Интернационал" в устах бандита, романтика с большой дороги 13 века, воспринимается естественно. Действительно, почему бы ему не сказать: "Весь мир насилья мы разрушим!"… Хотя бы в одной, отдельно взятой стране…
А замечательный пассаж про загибание пальцев от валентиновского Санчо Панса более, чем уместен. Его дон Кихот шокирует своей достоверностью, в противовес классическому дон Кихоту Сервантеса. Классический герой, несмотря на каноническую пафосность, для современного читателя остается безумцем. Но дон Салада , герой "Олы" , совсем не псих, он вполне вменяем, и если ему где-то изменяет логика и здравый смысл, то на общее впечатление о нем это повлиять не может, а то, что "все мы немножко лошади", еще Маяковский утверждал со знанием дела.
Древний цикл Валентинова производит то же впечатление достоверности и вовлеченности. Ну, вот он – герой Диомед, от детских лет до конца жизни. Вот Троянская война его глазами, знакомые нам с детства герои Илиады и Одиссеи, спустившись с пьедестала, образованного десятистопными ямбами, предстают перед нами почти обычными людьми:
Больной гемофилией Менелай, сдуру женившийся на богине,
Не уверенный в себе носач-Агамемнон пьет, чтобы обрести уверенность…
Инфантильный Ахилл, превращенный богами в эдакий прообраз Рэмбо, человека-военную машину…
Миф о троянской войне является одним из структурообразующих всего европейского сознания и культуры. Троянская война настолько архетипична, что если очередному реставратору истории даже и придет в голову, что ее не было, то не останется ничего, кроме как просто выдумать ее заново. Валентинов же как будто проверяет легенду на прочность.
Говоря о творчестве Валентинова, невозможно обойти вниманием эпопею "Око Силы".
Начало абсолютно реалистично, ну, иногда проглядывают нелогичности и некие сверхъестественные детали немного режут глаз, но впоследствии они вписываются в повествование достаточно гармонично.
Оставляя за пределами рассмотрения множество специфических частностей – чем, в конце концов, роман и отличается от монографии или диссертации – автор делает особое ударение на том, что объединяет нас, его современников и читателей с доблестными красноармейцами и белой гвардией. Выясняется, что сходства много, если, конечно, не учитывать влияния квартирного вопроса и революционной неразберихи. Мы также бросаем все и идем биться друг с другом, обильно унавоживая собственной кровью алтари новых, рукотворных богов, и отвлечь нас от этой бойни крайне сложно. Вряд ли возможно спокойно объяснить из-за чего ломаются копья и тупятся мечи – и предки, и современники гибли и гибнут не за что-то вещественное, а за нечто эфемерное, преходящее, имеющее смысл лишь для единиц. Но вот есть счастливчик – Андрей Валентинов, ему удалось остановиться, оглядеться, пропустив мимо себя всю "дикую охоту", и заново рассказать, казалось бы, давно известную историю...
Рискну предположить, что Валентинов-фантаст очень трепетно и нежно относится к своим фантастическим изобретениям, взять хотя бы новую фэнтэзи-расу дхаров. Они появляются во многих его произведениях, писатель им явно симпатизирует, наделяет их более, чем симпатичными качествами – чувством справедливости, честностью, верностью долгу. Образы дхаров оказались настолько привлекательны, что нашли отклик среди читателей - в сети появился новый ник.
Основная мысль во всех произведениях Валентинова – поиск. Поиск себя, поиск в себе. Главный герой Андрея ЧЕЛОВЕК ИЩУЩИЙ и изучающий свой мир. Любой роман заставляет задуматься, оборотиться на себя, спросить себя "А что же я такое, в чем мое предназначение, где мое место?". Валентинов не холодный эстет-стилист, он сочувствует, сопереживает своим героям, поэтому все они – живые образы, личности, полные настоящей самобытности.
Очень приятно еще и то, что ни один его роман не имеет однозначной концовки, повествование, как бы, может быть продолжено. Валентинов приглашает читателя пофантазировать дальше, развить сюжет в меру своей образованности и склонности к сочинительству.
И от души завидую тем, кто Валентинова еще не читал, завидую впечатлению, которое получит читатель, оказавшись внутри истории, ощутив свою общность с историческим персонажем и его переживаний со своими.