«Своею жизнью смерть поправший…».
Даже и мертвая голова настоящего волка еще долго кусается.
(так говорят в Японии)
«…Не пиши того, что все равно напишут немцы…»***
(Н.В.Тимофеев-Ресовский)
На мой взгляд, пора бы и нам уже заняться пересмотром всех «черных легенд» о Туркменистане и туркменах. Всего того, что сходно с «черной легендой» о России о том, что … « те, которые сейчас называют себя русскими людьми, только благодаря европейцам стали именно людьми, потому, что их предки призывно гукали и махали Рюрику, бегая по деревьям, в то время, когда уже вся Европа была цивилизована, благоустроена и т.д. и т.п….» . Как всякий здравомыслящий человек(и не только потому, что в жилах течет и русская кровь) всегда отвечаю высокообразованным европейцам: Если обратили на них внимание «Рюрик со товарищи» , так хорошо поняли призыв и навсегда остались на этом диком крае земли – значит и сами они не далеко ушли в развитии на тот момент, явно же, что близких себе, практически родичей, увидели, услышали и, на радостях, примкнули к ним.
А туркменам пора покончить с легендой об « ополоумевшем(блаженном) после катванской битвы Султане Санджаре».
Возможно, кто-то скажет: ну вот начала за здравие(анализ романтического сказания о любви султана и пери), а в продолжение – удивительная «жизнь после смерти»(практически «за упокой») Великого воина и государя. Да, именно сбор и анализ сведений для предыдущих работ и заставил задуматься о явных несоответствиях и противоречиях, которые и выросли в предлагаемую вниманию читателей – гипотезу. Именно чудеса, которые стали происходить якобы по воле Султана Санджара и навели меня на мысль, а султана ли? Чудеса начинают появляться там, где хотят скрыть истину, но кто? Кому понадобился слабовольный и слабоумный – но главное живой султан? И главное я хочу доказать, что сельджукский султанат не смог устоять не под натиском Великой степи, а потому, что не нашлось замены его лучшему представителю - после смерти Султана Санджара никто не смог стать настоящим правителем, достойным даже его памяти.
Возвращаюсь к житию Великого султана туркмен Султана Санджара и утверждаю, что умер султан не в 1157г., а после печально знаменитого для мусульман Катванского сражения в 1141г. Но вера в него, в его силу, мощь, способности, военную мудрость и умение управлять судьбами людей и государств(беспощадно и хитроумно расправляться со всем, что может помешать достижения его целей) – эта вера заставила еще более пятнадцати лет, до 1157г. подчиняться «его воле» врагов его, друзей его, подданных и всех тех, кто даже ненавидя его, считал себя зависимым и подвластным этой жесткой воле Великого .
Итак, начнем с начала – с Катванского сражения.
Сражение произошло 5 сафара 536 года хиджры или 9 сентября!!! 1141 г. Султан Санджар и самаркандский Караханидский хан Махмуд вместе бежали в Термез*. И вот тут возникает первый вопрос: почему в Термез, а не в Мерв – домой? Домой (территория Термеза –Балх, тоже вотчина султана, но все же…?) в Мерв гораздо ближе, да и на пути к Мерву есть города(например Амуль*), в которых можно с комфортом остановиться(проиграно сражение, но не проиграна война), набраться сил, да и безопаснее*. Но султан направляется именно в Термез – кто или что(какое обстоятельство) не пускает его в Мерв, почему не МОЖЕТ ВОЗВРАТИТЬСЯ К СЕБЕ ДОМОЙ человек – государь и воин «огнем и мечем» проложивший себе путь к возможности быть единоличным хозяином и правителем обширного и богатого государства?*
Разгром армии Великого Султана нанес сокрушительный удар престижу Сельджукидов на Востоке, и хорезмшах Атсыз не замедлил воспользоваться этим для расширения своих владений. Буквально через месяц после поражения Санджара хорезмшах вторгся в Хорасан и в начале раби I 536 г. х. (начало октября 1141 г.) захватил Сарахс, не встретив никакого сопротивления. От имени жителей города хорезмшаха приветствовал имам Абу Мухаммад аз-Зийади, и Атсыз оказал ему почести. 17 раби I 536 г. х. (21 октября 1141 г.) Хорезмшах Ала ад-Дин Атсыз ибн Мухаммад ибн Ануш-Тегин воспользовался тем, что [Санджар] был занят???, и вступил в Мерв, [захватив] его силой и уничтожив знатных из [числа] его жителей. Он воссел на трон султана Санджара, опечатал тугрой сундуки с драгоценностями из султанской казны и перевез их [к себе].(…) Чем был занят Султан? Что может быть еще занятнее, чем разграбление чужими людьми моего имущества? А ведь хорезмшах Атсыз «честно ждал» почти месяц «вестей» от Султана и только затем, практически уверенный в безнаказанности, вторгся в его владения(будучи сам владением султана). Не получив отпора в Серахсе, а также снова никаких «вестей» от Султана, он пошел дальше – в столицу султаната – в Мерв.
Почему хорезмшах Атсыз, на свой страх и риск вторгся во владения султана Санджара?
У меня только один ответ: кое-какие слухи о смерти султана Санджара все же просочились, и данное вторжение – разведка боем, т.е. проверка имеющейся информации на месте.
Кстати, те самые «дикие огузы» которые согласно легенде долгое время держали в плену султана проживали изначально в Балхе(это место было определенно для них самим султаном во время их переселения с территорий занятых киданями), и о Термезе упоминают дважды в послекатванской жизни султана – во второй раз он «бежит» туда уже из плена своевольно разгулявшихся по его стране огузов.
Для меня, в принципе не важно, умер ли султан Санджар( дизентирия или расстройство желудка, кишечные колики, м.б. спровоцировано пищевым отравлением или же действием долгоиграющего яда)* сразу после (или во время оного) катванского сражения(т.е. 9-10 сентября 1141г.) или его какое-то(очень не продолжительное) время где-то усиленно скрывали(кто?). Главное в данном вопросе – после катванского сражения султан исчезает(причины для объяснения – боится каракитаев – несостоятельны), нет правителя, нет полководца, нет хозяина и защитника страны. Человек с такой биографией дерзкого захватчика, ястреб/хищник по образу мышления и действиям - отсиживается где-то и издалека наблюдает как подвергается разграблению « ведь все, все что нажито непосильным трудом» - государство и имущество(не верю).
Заранее отвечаю на все доводы тех, кто, доказывая «ошибочность» моей гипотезы, приведет в пример все известные работы великих и знаменитых («корифеев, патриархов Востоковедов») ученых о Туркестане. Да, я ознакомилась со многими работами о Туркестане(кстати все сведения о жизни и посмертной эпопее султана Санджара и других действующих лиц и обстоятельств взяты из этих работ – никакой отсебятины), с благодарностью преклоняюсь пред научными трудами этих ученных, но они «открыли» для России и мира Туркестан, с его богатым, самобытным историческим и культурным наследием, собирали, переводили и систематизировали сведения о нем, а все те, кто ознакомился с предложенным широкому вниманию читателей имеют (я думаю естественное) право делать свои выводы, строить свои теории и выдвигать свои гипотезы на этом фундаменте. Время и сведения оппонентов или последователей докажут жизненную состоятельность этих теорий/гипотез. Обвинению в дилетантстве представляю поговорку настоящих профессионалов: «глаз новичка не замылен».
А теперь о тех, кто задумал, продумал и осуществил гениальную в своем представлении миру постановку: «Султан Санджар - был, есть и долгие ему лета…». К сожалению, об их существовании имеющиеся в наличии источники сообщают лишь косвенно – по действиям врагов султаната, пытающихся оторвать кусок от лоскутной, но все еще внушительной империи.
Кто они – наверняка люди из ближайшего окружения султана, очень умные, образованные и проницательные, хорошо разбирающиеся в политике и человеческой психологии(что в принципе одно и тоже), возможно, вариант «серого кардинала»*, но с единомышленниками, посвятивших себя достижению единой цели. Сколько их было – триумвират, квартет,… вариант русской «семибоярщины» - не важно, но то, что «разум» был коллективный, а тайная агентура четко и беспрекословно выполняла указания, не задавая вопросы, ни себе, ни другим, об этом свидетельствует продолжительность периода (более пятнадцати лет водить за нос такого хитрого и коварного, пусть мельче, чем султан, но тоже хищника хорезмшаха - это подвиг) и размеры сцены – обширная империя, оставленная султаном.
Когда Атсыз подошел с войсками к Мерву, к нему из города вышел имам Ахмад ал-Бахарзи, и хорезмшах, расположившийся лагерем вне города, согласился даровать жителям Мерва безопасность (аман) при условии, что они будут выполнять его требования и не будут чинить препятствий его чиновникам, которые отправятся в город. Однако когда хорезмшах потребовал в качестве заложников некоторых знатных лиц Мерва, в том числе известного ханафитского факиха Абу-л-Фадла ал- Кермани, жители города (' амма — «простонародье») восстали, убили нескольких людей хорезмшаха, а оставшихся выдворили из Мерва и заперли ворота, отказавшись, подчиниться Атсызу. Тогда разгневанный хорезмшах силой ворвался в город и учинил в нем страшный разгром. Среди казненных им видных людей Мерва были шафиитский факих Ибрахим ал-Марвази, ученый-энциклопедист Али ибн Мухаммад ибн Арслан, возглавивший восстание жителей Мерва шариф Али ибн Исхак ал- Мусави и др.(…) И снова, для начала, ради приличий(вернее ожидая «вестей» от султана)хорезмшах постоял у крепостных стен столицы. Как же хорезмшах обожал, как же желал этот надменный в своем богатстве, а потому и величии* город, как же благоговел перед ним и его жителями: – только примите, а я не сделаю вам ничего плохого.
Сомнительны сведения о большом погроме – зачем мне громить(разрушать) то, что я хочу получить в последствии. Скорее всего ряд показательных казней, вид которых долженствовал внушить почтение к «новому хозяину»(тем более, что султан по-прежнему не подает»вестей»).
Захватив Мерв, в шаввале того же года (май 1142 г.) Атсыз двинул войска на Нишапур. Здесь его встретили религиозные деятели города и просили хорезмшаха быть милостивым к жителям Нишапура и не производить таких опустошений, какие имели место в Мерве. Хорезмшах дал свое согласие…(…). Зимовал хорезмшах в Мерве, но «радостная встреча» и «прием-передача дворца», как место поселения «нового хозяина» растянулась – время с 17 раби I 536 г. х. (21 октября 1141 г.) и до нового 1142г. приличное(новый год с марта???), да и когда он окончательно занял «свою»столицу в 1142г. тоже неизвестно(призрак грозного владыки заставлял хорезмшаха нервничать и колебаться).
Погромов в Нишапуре Атсыз не совершал, однако приказал конфисковать имущество у людей Санджара, а оно оказалось немалым. В пятницу 2 зу-л-ка'да 536 г. х. (29 мая 1142 г.) Атсыз заставил огласить в Нишапуре хутбу со своим именем. Однако, когда хатибы провозгласили хутбу, население воспротивилось этому и набросилось на них. Взрыв негодования жителей едва не привел к восстанию, но люди осторожные!!! (зу-р-ра'й ва-л-акл — «ОБЛАДАТЕЛИ МУДРОСТИ И РАЗУМА») обратили внимание жителей города на возможные печальные последствия, и смута утихла. Хутба с именем хорезмшаха Атсыза оглашалась в Нишапуре до мухаррама 537 г. х. (июль 1142 г.), т. е. всего около двух месяцев, после чего в ней было восстановлено имя султана Санджара.(…) (хозяин законный вернулся в Мерв).
Султан Санджар, возвратившийся!!! после неудачного сражения с карахитаями в свою столицу Мерв(как будто сражение было вчера или на прошлой неделе), не мог предпринять против хорезмшаха никаких мер, ибо карахитаи все еще находились в Мавераннахре и соседних землях, и хорезмшах очень умело воспользовался этим обстоятельством. После рейда по Хорасану Атсыз возвратился в Хорезм и, памятуя о близости карахитаев, заключил с ними соглашение, обязавшись выплачивать им ежегодно 30 тыс. золотых динаров хараджа, которые он вносил деньгами или скотом…, а гурхан отдал в ведение хорезмшаха Бухару…(…).
Хорезмшах спешно ретировался – он хорошо помнил как в 1138г. султан Санджар наказал его: велел разрубить на части его сына Атлыка, фактически отнял у него Хорезм , и посадил в нем своего племянника(и тогда султан, верный своим жизненным принципам: там где я – я единоличный хозяин, не медлил и не сомневался). Хитроумный Атсыз, конечно, постарался вернуть себе свой город, но верноподданнически преклонить колени перед султаном ему все же пришлось. Дерзкий поход и разрушение Бухары в 1139г. султан бы тоже не оставил без внимания, но тут уж сам хорезмшах испугавшись армии киданей, новых соседей, подсуетился с просьбой(май 1141г.) о помиловании и даровании защиты ему и его владениям со стороны султана. И т.к. все силы султаната были мобилизованы на предстоящую войну с неверными, то его «милостиво пожурили» и, получив от хорезмшаха доказательства надежного тыла, султан Санджар обратил все свое внимание на армию гурхана.
Почему в середине 1142г. на сцене появляется такой долгожданный султан Санджар?
Что он высидел и где еще кроме Термеза (ведь лазутчики хорезмшаха, да и не только его, наверняка вдоль и поперек исходили Термез и его окраины в поисках султана или хотя бы его свиты) пришлось ему ожидать конца июля 1142г.?
Основываясь на знаменитом постулате: «короля делает(создает, преподносит зрителям) свита» я предполагаю за время «хозяйничания» хорезмшаха и переходов его от одного населенного пункта к другому с оповещением жителей страны, что он теперь их новый господин, в Мерве (или где-то в другом месте) родилась и оформилась та самая коалиция тех «обладателей мудрости и разума» , которым по каким-то причинам не смог угодить хорезмшах. Получилось что-то типа: «нет хозяина и это не то, что нужно». Чем уж не угодил хорезмшах тайным столпам власти в султанате, но они посчитали его недостойным управлять ими и встать в один ряд своих правителей с их султаном Санджаром. Еще раз напомню и об их знании политики и психологии человеческой души - хорезмшаха они изучили основательно: «в груди мыши, обращенной в тигра, осталось все же сердце мыши». Они сообщили хорезмшаху о том, что к Мерву приближается султан Санджар и хорезмшах быстренько побежал к себе домой. Ему разрешили прихватить кое-что из награбленного*, ведь известно, что «с награбленным добром бежится куда быстрее(чтобы не догнали и не отняли). Да и выступать с претензиями воришка долго не будет – если сидеть тихо, м.б. подзабудутся «мои подвиги», вдруг что-то изменится и наказания(и награбленное не будут отбирать) не последует.
Султан Санджар, конечно же, не простил хорезмшаху дерзкого похода в его владения и захвата его казны и строил планы мести. Возвратившись в Мерв, «он раздал своим гази !!! три миллиона динаров сверх дарованных [им] почетных одежд и [наградных] выплат (ташрифат) и, собрав войска, двинулся против хорезмшаха».(…)
«Газии» борцы за веру, значит «султан»(коалиция) наградил тех, кто участвовал с ним в походе на неверных – в бою с армией Гурхана. Сведения о его телохранителях и личной гвардии, сопровождавших Санджара в Термез, – различны в разных источниках. От 150челове до 6 и самаркандский караханидский хан Махмуд, о котором впоследствии вообще нигде не упоминается. Но, если этому событию уделено такое внимание, значит, достаточно много воинов вернулось после катванского сражения в Хорасан. И торжественно наградить их нужно было именно для того( и их заслуги тоже играют роль), что они затем и составили костяк новой армии, они рассказывали о подвигах своих и султана, о его характере, его действиях в бою и мирное время, его отношении к ним, тем, кто шел с ним в бой, и вообще свидетельствовали(а это главное), что он жив. В принципе, не интересно кто лично «играл роль султана Санджара», но кто-то на троне сидел(когда впоследствии слухи «Царь-то ненастоящий!!!» стали нарастать снежной лавиной, вот тогда и свалили эти сведения на «диких огузов»), т.е. наличие султана было явлено народу. Коалицию спасало и то, что по обычаю к царственной особе нельзя приближаться, в любом случае, без его позволения ближе, чем на запротоколированное церемониалом число шагов. И вообще, все взаимоотношения с султаном господином строго запротоколированы - традиции, обычаи и церемониал не допускают никакого близкого общения без явного, и все же оговоренного заранее, желания султана.
В 538/1143-44 г. султан Санджар выступил во второй поход против хорезмшаха Атсыза. Войска Санджара осадили столицу хорезмшаха Гургандж, который был очень сильно укреплен. Атсыз не решался выйти из крепости: он знал, что у него не было достаточных сил для противодействия Санджару. Однако попытки войск Санджара одолеть осажденного хорезмшаха также были безуспешны, несмотря на то, что отдельным отрядам султанских войск удавалось прорываться в город. Нападающие были отбиты, но на дальнейшее сопротивление Атсыз был не способен, и Санджар мог его одолеть, если бы приложил усилие.(сообщает историк, который хорошо знаком с биографией султана и тоже удивлен почему действия «султана» отличаются от прежних и он вынужден давать следующие объяснения).
Атсыз решил упредить действия врага и, богато одарив султанских эмиров, избежал разгрома, так как придворные!!! уговорили!!! Санджара прервать осаду, тем более что Атсыз попросил у султана прощения и амана. Султан удовлетворился!!! обращением хорезмшаха и согласился на примирение с ним. «После этого хорезмшах Ала ад-Дин Атсыз возвратил [Санджару] захваченные сундуки с драгоценностями и печатью Санджара. [Затем] хорезмшах выехал на коне и остановился напротив султана Санджара на правом берегу Джейхуна, сошел с коня, как только увидел Санджара, поцеловал землю и принял [его] условия»(…)
«На правом берегу Джейхуна»!!!( старинное название Аму-дарьи, не хилая речка). Значит сам хорезмшах лично султана Санджара не видел и целовал он землю(«прах» из под ног победителя) на внушительном расстоянии и «султан»(коалиция) был этим удовлетворен. Никогда такое половинчатое решение проблемы не удовлетворило бы настоящего султана Санджара – за меньшее он готов был убить хорезмшаха(но попался в руки его сын) и отобрать Хорезм для своего человека. Но коалиции нужны были верноподданнические подтверждения и неужасные унижения хорезмшаха всех устроили. Для того, чтобы хорезмшах не думал, что все так легко удалось, ему был навязан соглядатай -… Санджар отправил в Хорезм своего посланца — видного поэта того времени Адиба Сабира, чтобы тот постоянно держал султана в курсе всех событий, происходивших в столице хорезмшаха.(…)
Однажды Адиб Сабир узнал, что Атсыз отправил в Мерв двух исмаилитов с целью убийства Санджара, и тут же сообщил об этом султану. Оба исмаилитских фида'и были схвачены в Мерве и казнены. Когда Атсыз узнал!!!, что в провале его замысла виновен Адиб Сабир, он приказал схватить его, связать и утопить в Амударье.(…) Вообще, насчет фидаев, это сильное обвинение, весь просвещенный мир ненавидел их и все правители знали поговорку визиря Низам уль Мулька(убитого фидаями) что если эта зараза заведется в стране – страна погибла. Все правители старались не допустить исмаилитов в свои владения (их появление означает, что страна уже в их власти), а тут хорезмшах «нанимает фидаев» - фактически сделка с дьяволом, при всем коварстве Атсыза, он хотел бы быть господином просвещенной страны, а этого случая ему впоследствии бы не простили «люди знающие». Скорее всего, коалиция получила сведения о шпионах хорезмшаха, а тот нашел повод избавиться от ненавистного поэта-соглядатая.
Султан Санджар направил хорезмшаху угрожающее письмо, однако Атсыз дал ему ставший знаменитым ответ: Если конь владыки быстр, как ветер, то мой гнедой тоже не хромает. Ты придешь сюда, а я пойду туда! Ведь вселенная не тесна для ее владыки! (…) Веселый ответ, который почему-то не был представлен на сообщение о возвращение султана из небытия. В общем, коалиция и хорезмшах обменялись любезностями.
Хорезмшах и до катванского сражения был знаменит тем, что писал много писем всем, кого считал полезным для себя в своем противоборстве с султаном Санджаром. Причем он часто писал и отправлял два письма сразу: например султану Санджару клялся всеми карами от Аллаха на свою голову в любви и верности и тут же писал багдадскому халифу - только дайте мне официальное утверждение на законное единоличное владение моим велайатом(у самого султана Санджара он не смел вырвать силой такое признание своих прав), а уж я помогу вам справиться с Санджаром… и т.д. и т.п. Султан Санджар был знаменит тем, что «огнем и мечом» добивался желаемого. Но с некоторых пор(послекатванский период) между хорезмшахом Атсызом и султаном Санджаром «завязалась переписка» и не только официальные оповещения, но даже стихи их придворных поэтов пошли в ход(переписка поэтов битве при Хазараспе, например).
В коалиции явно «велась разработка» хорезмшаха Атсыза. Его действиями не всеми, но многими, руководили явно из этого штаба. Те, кого хорезмшах называл «свои люди» (потому-то быстренько и избавились от тех двух шпионов, как только их выявили, что они действовали не по планам) при дворе султана Санджара(те самые придворные которые «смели уговаривать Санджара») и были его прямыми кураторами. Ему точно объясняли, что можно делать(и султан «простит») и чего делать нельзя ни в коем случае, т.е. давались четкие границы предела дерзости по отношению к султану(все историки сообщают о том. что в тот период хорезмшах иногда позволял себе дерзкое поведение, но тут же падал ниц и просил прощение), чтобы не уронить достоинство султана Санджара(его памяти) и «султана» коалиции – усмирить совсем у коалиции не было возможности, не было Султана Санджара, но и разрешить своевольничать хорезмшаху – значит допустить уничтожение страны, и, возможно их самих(ведь не устроило их что-то в правлении хорезмшаха в отсутствии султана).
Под руководством кураторов …. в сентябре 1145 г. хорезмшах Атсыз направил своего коня именно «туда», куда он собирался давно: он устремился на завоевание Дженда и других земель по берегам Сырдарьи. Совершив стремительный марш из Гурганджа через пустыню, хорезмшах осадил Дженд и почти без кровопролития захватил крепость. По случаю победы над «неверными» и захвата Дженда Атсыз разослал победную грамоту (фатх-наме)(…)
Такой поступок вассала в отношении своего сюзерена, конечно же, явился причиной новой карательной экспедиции, ибо это был явный удар по престижу Великого султана. В джумада II 542 г. х. (ноябрь 1147 г.) Санджар выступил в третий поход против хорезмшаха Атсыза. На сей раз хорезмшах решил укрыться в крепости Хазарасп . Султанские войска осадили крепость и начали ее обстрел из катапульт. Осада Хазараспа продолжалась два месяца, и только после этого Санджару удалось ее взять.(…)
Какое-то событие явно пропущено между двумя этими сообщениями. В 1145г. хорезмшах совершает вообще-то благое дело: освобождает Дженд от неверных – управляющих посаженных Гурханом. И, согласно многочисленным письмам хорезмшаха с уверением в преданности султану Санджару он «воевал с врагами султана, как и обещал в своих клятвах». Поэтому «султан» коалиция, следуя своим интересам, должна была поблагодарить за содеянное и потребовать на законных основаниях своей доли достойной султана Санджара(раз уж мы не можем тебя выкинуть из этого города) от управления Джендом.
Карательный поход, причем на Хозарасп и через два года, связан с каким-то другим (внеплановым) проступком хорезмшаха.
Захватив Хазарасп, султан Санджар подошел с войсками к столице Атсыза Гурганджу. Видя, что у него не осталось сил для оказания какого-либо сопротивления Санджару, хорезмшах снова стал искать пути для примирения с ним. Посредником для заключения мира с Санджаром был послан аскет по имени Аху-Пуш («одетый в оленью шкуру»), который был принят Санджаром с почестями!!!. Аху-Пуш добился!!! от Санджара милости к жителям Гурганджа. Кроме Аху-Пуша хорезмшах отправил к султану еще группу послов с ценными дарами и через них запросил у Санджара аман. И султан Санджар в третий!!! раз помиловал хорезмшаха. Согласно договоренности, хорезмшах Атсыз должен был изъявить покорность султану Санджару и облобызать прах у его ног. 12 мухаррама 542 г. х. (2 июня 1148 г.) Атсыз явился «служить» султану Санджару и, не сходя с коня, ограничился тем, что приветствовал Санджара. Вдобавок к этому первым место свидания покинул Атсыз. И хотя султан Санджар был разгневан!!! этим дерзким шагом Атсыза, он вынужден!!! был унять свое негодование, так, как сам только что помиловал его и не мог!!! изменить решения. Не выразив недовольства!!!, султан Санджар возвратился в Мерв .(…) Ну что скажешь читая эти строки – О времена! О нравы! Кто здесь больше унижен хорезмшах или султан? Но для коалиции важно, что хорезмшах снова утихомирен, вернул что-то из награбленного где-то, покинув этот город и в очередной раз выразил свои верноподданнические отношения – официально.
Но Санджар прекрасно разбирался в сложившейся обстановке в Средней Азии и Хорасане, и поведение хорезмшаха вовсе!!! не казалось ему вызывающим. Еще свежи были отголоски битвы в пустыне Катаван, да и карахитаи были недалеко, к тому же хорезмшах продолжал выплачивать им ежегодную дань. Поэтому Санджар, зная, что строптивого хорезмшаха не унять, решил!!! больше не испытывать судьбу и не давать хо- резмшаху повода!!! для нового выступления против него. Возвратившись в Мерв, он отправляет с послами почетные одежды и подарки хорезмшаху. В свою очередь, Атсыз оказал почет послам Санджара и, щедро одарив их, отправил назад, в Мерв(…) Ну уж это заявление о слабости султана Санджара явно от «превозносящих до небес» почитателей талантов хорезмшаха. Кстати о карахитаях, уже семь лет как от них никаких не устных( как просьбы в отношении карлуков, а ведь хорезмшах Атсыз платит им дань и имеет право на хотя бы формальную защиту) напоминаний, ни боевых действий – захвата новых территорий не видно и нет сообщений. Мало того когда в 1152г. хорезмшах в очередной раз отвоевал территории, Дженда и снова выгнал управляющего, ставленника Гурхана от «страшных каракитаев» не последовало ничего в ответ. Здесь снова какие-то накладки от историков. Если Дженд очищен от неверных в 1145г., и гурхан никак не отреагировал(во всяком случае сведений об этом нет – «отреагировал» почему-то «султан»коалиция), то какой Дженд завоевывал хорезмшах в 1152г. и почему историки ожидали очередного выступления султана Санджара??? Оставляю эти противоречивые сведения на совести хорезмшаха(он же письма хвастливые по поводу своих побед написал). И еще раз повторяю – не страшны были бы настоящему, реальному живому султану Санджару те, кто сами не считали «победу» на катванской равнине своей. Возможно, что гурхан и прочие благодарили своего Бога за то, что армия султана Санджара откатилась и султан не предпринял нового похода на них. Если они не предпринимали ничего впоследствии, значит они не знали о смерти султана(отравители были не от гурхана или же тоже погибли в бою и не сообщили о выполненном задании никому).
Другой удар по престижу султана Санджара был нанесен Гуридами, которые в том же, 1152 г. разгромили войска Санджара под командованием эмира Кумача!!! и захватили Балх. После этого набиравшее силы государство Гуридов, которое считалось вассалом Санджара, захватило почти всю территорию другого государства — Газневидов, также зависимого от Санджара. Глава государства Гуридов Ала ад-Дин ал-Хусайн (ум. в 1161 г.) вскоре после захвата Газны в 545/1150-51 г. объявил о своей независимости, перестал посылать в казну султана Санджара ежегодную дань, присвоил себе унван султана и стал демонстрировать свое пренебрежение к Санджару. Все эти обстоятельства, а также измена сельджукидского наместника в Герате Али Четри, передавшего город под власть Гуридов, заставили султана Санджара выступить в поход. 17 раби I 547 г. х. (24 июня 1152 г.) у местечка Марабад, к востоку от Герата, войска Ала ад-Дина ал-Хусайна были разби ты Санджаром, а сам Ала ад-Дин попал в плен, но был отпущен!!! с большими почестями. В сражении было перебито более 30 тыс. гурцев и их союзников огузов. Кроме того, на сторону Санджара перешло 6 тыс. огузов!!!, что собственно и решило исход сражения в пользу Санджара. Султан Санджар возвратил!!! Ала ад-Дину ал-Хусайну все трофеи и, кроме того, передал ему свою казну, большое количество скота и сказал следующее: «Ала ад-Дин! Ты заменяешь мне брата! Бери!!! все это имущество и возвращайся в Гур. С помощью Аллаха возьми в подчинение и этих огузов, и если мы будем победителями, то ты возврати все это мне, когда это у тебя потребуют. Но если все окажется наоборот, то есть если я буду побежден, мое владычество придет к концу и нити порядка в моей империи порвутся, тогда эти сокровища и стада пусть лучше останутся у тебя, чем достанутся огузам».(….) Просто чтение жития блаженного Августина! Ты ударил меня по одной щеке – я не подставлю тебе другую, но ты возьми все, что награбил, да я тебе еще чего-нибудь в придачу из своего имущества добавлю. «Султан» коалиция, поставив на место(разгромив в сражении) зарвавшегося Ала ад-Дина купила его и его верность(охраняй мои границы здесь верою и правдой, а мне еще воевать с неверными, каракитаи рядом и они не дремлют). Имея на руках не завоеванное(практически украденное) имущество очередной воришка( очередная мышка-тигр с сердцем и разумом мышки)утихомирился в своей норе.
Но сведения об эмире Кумаче и бродячих, каких-то неприкаянных огузах настораживают.
Третьим противником султана Санджара в последние десятилетия его долгого правления оказался еще один его вассал — правитель Сиджистана Тадж ад-Дин Абу-л-Фадл Наср (правил в 1087—1163 гг;), человек необыкновенной храбрости, любимец Санджара, постоянный сподвижник султана во всех его походах (в сражении в пустыне Катван он спас султану жизнь!!!).Когда Санджар отправился в поход против Гуридов, он настоятельно просил Тадж ад-Дина помочь ему войсками Сиджистана и долго ждал их прибытия. Однако Тадж ад-Дин, несмотря на самые лестные посулы и уговоры, не только не отвечал на его письма, но, сказавшись больным, на помощь султану не явился!!! и не оказал!!! ему никакого содействия в его походе против Гуридов.(…) Значит этот любимец Санджара был из тех газиев, оставшихся в живых и вернувшихся домой, которых отблагодарил «султан»коалиция. И если в той битве он в какой-то момент спас султану Санджару жизнь – он серьезный свидетель( он знает о смерти Санджара, и с ним «договорились ради всеобщего блага» или не знает , и он не столь крупная фигура, чтобы его посвящать в тайны коалиции) того, как может выглядеть султан Санджар. При совместном походе на восставших «султану» от него нельзя прятаться, наоборот, возможно даже придется демонстрировать войску свое благодарственное отношении к тому, кто спас султану жизнь, чтобы другие и новобранцы усвоили этот урок. Так что все это домыслы и слухи, какой он противник – он ничего не предпринимал против любимого султана, а Гуридов с успехом разгромили и без него.
1153г. - уже более десяти лет удается коалиции сдерживать алчных вассалов и врагов на границах, в т.ч. и каракитаев.
Но что-то происходит с самой коалицией – возможно смерть «серого кардинала», смерть или серьезная болезнь еще кого-то из руководящих членов, серьезная утечка информации и как следствие невозможность сохранять далее тайну.
Историки так описывают этот период. ….Немалую роль в ослаблении султанской власти сыграли дворцовые интриги, в которые были втянуты везиры, атабеки и жены султана. … «слуги (ал-хашам) великого султана Му'изз ад-Дина Санджара стали проявлять алчность и враждебность друг к другу. Все они стали требовать у' султана места, [занятого] другим, для себя и завидовали друг другу».
… «Когда увеличился срок и продлилась субстанция его жизни, эмиры взяли власть над султаном и стали посягать на его могущество. Малый стал презирать права великого, а великий из-за продвижения малого отодвинулся назад. К почитаемым стали относиться пренебрежительно, а к легкомысленным — почтительно, сильных стали устранять, ставя на их место слабых. Между эмирами усилилась зависть и появилась ненависть, исчезли помощь друг другу и взаимное доверие. Вельможами государства этого времени- были Сункурал-Азизи, Му'аййид ибн Юрюн-Куш Хирива, Кызыл и им подобные, а самыми старшими стали Кумач!!! и Али Четри!!!. Мнения каждой из групп противоречили друг другу. Каждый из них оседлал свои собственные помыслы и вцепился зубами в [то, что причиняло] ему вред». (…) Судя по упоминанию об Али Четри(измена в Герате) все таки утечка информации имела место или снова на свой страх и риск проверка на лояльность султана(умных людей много и всех не проведешь, тем более, когда идет борьба за власть и имущество).
Султан Санджар не оставил наследников по прямой – ни какой информации о детях, но зато существуют многочисленные близкие и дальние родственники. Почему коалиция столько времени предпочитала отпугивать хищников(не столь великих как лев султан Санжар) видимостью правителя и полководца и не передала трон(хотя бы формально) никому из претендентов-родственников(хорезмшах Атсыз – не сельджукид) неизвестно( предположений много, согласно поговорке: сколько людей –столько и мнений; и мне не угадать, да и к чему).
Ну а теперь о знаменитой «огузской смуте», которая якобы окончательно сокрушила империю.
Огузские племена стали переселяться на территории, подвластные Сельджукидам, еще при султане Мелик-шахе. При султане Санджаре огузы кочевали по землям Хорасана. Поселившиеся в округе Балха огузы (туркмены) вели полукочевой образ жизни, поставляя ежегодно на султан скую кухню 24 тыс. голов овец за право пользоваться пастбищами округа. Мукта(владетель) Балха был эмир-сипахсалар Имад ад- Дин Кумач.
Причиной недовольства огузских эмиров стали оскорбления, нанесенные сборщиком податей (мухассил), за что он и был убит огузами. Этим случаем воспользовался эмир Кумач и уговорил!!! султана Санджара назначить его шихной округа Балха, за что обещал взыскивать с огузов 30 тыс. голов овец. Когда Кумач потребовал у огузов выплаты цены крови убитого мухассила (расм-и джинайат), их предводители отказались и заявили, что они являются подданными султана (хасс раиййат) и никому другому не подчиняются. Тогда Кумач во главе 10 тыс. всадников попытался изгнать огузов из округа, но был разбит и бежал в Мерв, где находился Санджар . Эмиру Кумачу и его сторонникам удалось уговорить!!! Санджара выступить против огузов. Последние, испугавшись мощи султанских войск (100 тыс. всадников), предложили султану в виде откупа 50 тыс. лошадей и верблюдов, 200 тыс. динаров, 200 тыс. голов овец и годовой харадж. Султан хотел принять эти условия, но эмиры помешали!!! соглашению. Когда султанская армия подошла к пастбищам огузов, они вновь обратились к султану, увеличив размеры откупа, однако Санджар, опять-таки под давлением!!! эмиров, отказал им в просьбе. В сражении, происшедшем в мухарраме 548 г. х. (ап рель 1153 г.), войска Санджара были разгромлены, а Кумач и ряд других эмиров погибли. Захватив Санджара в плен, огузы продолжали относиться к нему как к султану, но государство Санджара перестало существовать.(…)
Утечка информации и проверка ее на местности - явно сам Кумач создал сознательно взрывоопасную ситуацию у своих подданных, выясняя «возможности «султана» коалиции. И невозможность коалиции управлять нижестоящими представителями администрации и представителями всех ветвей власти в государстве (все таки и смерть «серого кардинала» - а достойной смены не оказалось, да и сами члены коалиции тоже постарели на более чем десять лет постоянного строжайшего контроля своего поведения), а также представителями богатейших слоев населения «знатных людей базаров и кварталов», привело к тому, что подавление восстания захлебнулось, кстати, погребенными под его тяжестью оказались и сами провокаторы.
Невозможность, да и нежелание членов коалиции сохранять далее тайну и привело к решению «бросить «султана» как кость собакам»(да простит меня и сам султан Санжар и члены коалиции за такое сравнение). Исполняющий роль султана Санджара был взят в плен со всеми почестями, на которые были способны, обезумевшие от такой удачи вожди тех огузких племен.
Члены коалиция «умыли руки» и тайная организация «самораспустилась» - больше нет тайн – «султан» на попечении «диких орд».
Нужно бы выручать султана, да никто не торопится. В принципе, в нем нет нужды ни у кого(ни у тех, кто «знает» о нем все, ни у тех, кто верит, что в плену настоящий Санджар).
Среди бывших вассалов Санджара — Караханидов, Гуридов, Бавандидов Табаристана, Саффаридов Систана и хорезмша хов — последние после разгрома и пленения султана оказались самыми активными в разделе империи, хотя и не были самыми сильными из них. Хорезмшах Атсыз в этой ситуации стремился захватить власть во всей империи Санджара. Полагая, что армия Санджара перестала существовать, Атсыз двинул свои войска вверх по течению Амударьи с намерением захватить стратегически важную крепость Амул (Амуйе). Однако хитрость хорезмшаха не удалась, так как комендант (кутвал) крепости, управлявший ею от имени Санджара, отказался сдать ее Атсызу, хотя тот и стал считать себя после пленения Санджара покровителем всех под властных султану земель и владений . После отказа коменданта Амуля сдать крепость хорезмшах обратился к находившемуся в плену султану Санджару с просьбой!!! отдать ему эту крепость. Умудренный опытом старый султан дал Атсызу такой ответ: «Я готов отдать тебе не только Амуйе, но и другие места, но с условием, что ты направишь свои войска под командованием твоего сына Ил-Арслана для нашего вызволения» .(…) Хорезмшах начал «суетиться» как всегда в своем стиле – рассылать письма, созывая других вассалов Санджара для совместного похода, под его руководством естественно, на огузов и обращения к самим огузам с наставлениями и предостережениями по поводу их недостойного поведения.
Однако в это время на престол Восточной Сельджукской империи был возведен племянник Санджара - караханид Рукн ад-Дин Махмуд-хан*, и хорезм шах Атсыз, оценив обстановку, тут же отправляет ему письмо с поздравлениями по случаю восшествия на престол и с заверениями в том, что он готов оказать новому султану всяческую помощь, оставаясь, как и прежде, «верноподданным» Сельджукидов (…)
Но в рамадане 551 г. х. (октябрь 1156 г.) из огузского плена бежал султан Санджар, и это обстоятельство заставило хо резмшаха Атсыза спешно перестраивать свою тактику. Он сразу же направил Санджару письмо, в котором поздравлял султана с освобождением из плена, подтверждал ему свою преданность и, объявив о своей готовности служить ему, сообщал, что может выступить со своими войсками куда понадобится — возвратиться ли в Хорезм, или остаться в Хорасане,— пусть только султан прикажет. Одновременно хорезмшах разослал письма соседним правителям, призывая их сохранять единство в борьбе против огузов.
Бегство султана Санджара из плена оказалось для огузов неожиданным и заставило их прекратить грабительские набеги и разорение городов и селений Хорасана.(…) А были ли эти набеги грабительскими и разрешили ли им такие варварские разрушения и опустошения, как описывали позднее историки. Судя по примеру с действиями коменданта крепости Амуль – хорезмшах с армией, не дикой ордой, и то не смог захватить то, что хотелось. По Хорасану некоторые племена огузов и раньше бродили в поисках свободных пастбищ, так, что даже наличие у них в плену султана не давало им никакого права нарушать законы государства:* портить чужое имущество и безнаказанно убивать население, которое и само за себя могло превосходно постоять, вспомним хотя бы «приходы» к городам страны хорезмшаха и его армии – не очень-то просто и быстро удавалось ему «занимать» эти города . Зачем понадобилась эта история потрясающая воображение ужасами и злом, творимыми пастухами ( что касается «письменных свидетельств» -возможно члены коалиции пытались скрыть свои дела и поэтому свои действия спроецировали на действия огузов ), но более правильным объяснением будет все же такое: чувствуя(догадываясь об отсутствии реального законного правителя) слабость «султана» и его аппарата управления вассалы и все желающие поживиться в таких условиях – специально провоцировали бунты и организовывали смуты для того, чтобы затем «оградить честных людей и знатных и бедных» от бесчинств и погромов восставшей и вышедшей из повиновения толпы худших людей черни, воров, убийц и прочего сброда и т.д. В результате такой «помощи и поддержки» они отрывали себе кусок от империи в свое владение, а смута гасла и смутьяны исчезали.
Кстати, когда «дикие орды», сеющих на своем пути зло, страх и ужас, огузов, практически уничтожили страну(если верить летописям), кто угодно воспользовался этим «бедствием», но только не «грозные» каракитаи, которых «так сильно боялся» султан Санджар. Они не только не воспользовались удобным случаем продолжить вторжение в Хорасан, но даже никто и нигде о них, об их действиях на тот момент, даже об их существовании и не вспоминает!, вроде бы, как и нет их! Думаю, что постоянное поддерживание, подогревание слухов о страшной угрозе со стороны каракитаев тоже шло согласно планам коалиции.
Каждого восставшего(любого чина и звания)против султана Санджара всегда можно было обвинить в пособничестве неверным. Ведь именно сейчас, когда защитник истиной веры султан Санжар «изыскивает» способы и возможности устранить надвигающуюся опасность, несознательный восставший «отрывает» его от столь благородного и угодного Аллаху занятия, тем самым помогая врагу, и вступает на путь, практически ереси и т.д. и т.п.(ума, знаний и умения воздействовать на человека членам коалиции, как говорится, не занимать – яркие свидетельства этого, как возвращались в норы мыши, пытавшиеся урвать хлеб с царского стола).
Судя по действиям коалиции за все время ее существования были у государства возможности содержать дельных полководцев и боеспособную внушительную армию(восстания аккуратно и своевременно подавлялись), грамотных экономистов-хозяйственников(страна продолжала процветать) , дотошных финансистов(шел строгий учет всего и вся, налоги собирались испрано, и даже случайно разграбленное добро восставшими, тут же пересчитывалось и потихоньку возвращалось обратно в казну), умнейшие и хитрейшие дипломаты вели свою работу(как бы не «любезничали» в переписках между собой и иракским халифсм возмущенные вассалы, но получать какие-либо официальные разрешения на единоличное владение своими вилайатоми они не смели, страну разорвать на части не получалось), ученые и мудрецы занимались как и раньше своей деятельностью, знатные люди кварталов и базаров честно выполняли свои обязанности и всегда имели поддержку, и.т.д., все институты власти работали, почти как прежде, были все предпосылки для нормального, по тому времени, существования государства - не было лишь гения Санджара.
Он оставил богатое государство с «заведенной машиной управления им», но вечных двигателей не бывает, а настоящего хозяина так и не нашлось на смену создателю Санджару.
Во время пребывания в Хабушане он был раз бит параличом, и 9 джумада III 551 г. х. (30 июля 1156 г.) хорезмшах Гази Ала ад-Дин Баха ад-Дин Абу-л-Музаффар Хусам Амир ал-Му'минин Атсыз скончался в возрасте 61 года.(…) Возблагодарив Господа облегченно вздохнули очень-очень многие – хорезмшах действительно был настоящим и самым главным возмутителем спокойствия в Хорасане. Ну, все, теперь можно было реально отправить на покой и «султана» Санжара.
Примерно через девять месяцев после смерти хорезмшаха Атсыза 26 раби I 552 г. х. (9 мая 1157 г.) умер великий сельджукский султан Санджар.
Свидетельства о том, где и как захоронено тело – различны и расходятся между собой – «во дворце, в «Доме загробной жизни» мавзолее, вроде как недостроенном на тот момент(странно, что «султан»коалиция не позаботился о достойном увековечивании памяти при «жизни», но, возможно ими мавзолей и достраивался позже), в соборной мечете»…. Главное официально и во всеуслышание сообщено, что Великий султан Санджар – умер.
Я попыталась восстановить историческую справедливость. Империя султана Санджара распалась не от удара армии киданей, а потому, что умер ее создатель.
Эффект «свет далекой звезды»( зачастую, люди восхищаются звездой, которая давно умерла, а свет ее живет еще долго, преодолевая вселенские расстояния до земли)сработал как «подушка безопасности», смягчил удар от потери создателя, правителя и хозяина, продлил жизнь жителей, почти в неизменных условиях(нападки хорезмшаха и прочих не были уничтожающими). Действия коалиции дали жителям осознать, что «султан» уже не такой, как был раньше и слабеющая власть уже не сможет защищать их от притязаний новых алчных хозяйчиков, наступает время нового, крупномасштабного передела всех видов собственности. Конечно, члены коалиции работали прежде всего на себя, но «работали» они достойно памяти Великого султана. И у них, и у остальных граждан страны было достаточно времени для решения вопросов: что делать дальше?, как распорядиться разумнее собой и своим имуществом?, как и где жить лучше ?
Судя по дальнейшим описаниям жизни в Мерве – предполагаю, что очень многие выбрали исход в более стабильные на тот момент государства. Величественный и прекрасный Мерв «умер» не от разрушительных нашествий огузов или монголов – жители потихоньку стали покидать его. Главное доказательство постепенного исхода - прекращение градостроительства - город больше никогда не разрастался, он тихо умирал, усыхая… В настоящий момент Древний Мерв - печальные, но все еще строгие в своем величии редкие остатки архитектурных сооружений среди равнины, толщи песка покрывшей руины и развалины. И закономерно, что именно мавзолей Великого султана Санджара единственный гордо возвышающийся над всем этим, как часовой своей эпохи, охраняет тайны любимого города Великого человека.
Вместо послесловия:
И султан Текиш( единоличный властитель государства Хорезм), умирая, был доволен тем, что оставляет в наследство своему сыну Кутб ад-Дину Мухаммаду единое, сильное и организованное государство с мощной армией.20 шаввала 596 г. х. (3 августа 1200 г.) при стечении жителей Гурганджа и в присутствии вельмож государства и эмиров престол государства Хорезмшахов занял сын Текиша и Теркен- хатун — Кутб ад-Дин Мухаммад, который принял лакаб своего отца — Ала ад-Дин, а позднее и имя — Санджар Второй !!! Как же велико было преклонение перед Султаном Санджаром Мерва в семействе хорезмшахов, с каким чувством восхищения и преклонения они передавали его подвиги своим детям, если уже через пятьдесят лет(«мелкие обиды» забылись) в династии появляется Санджар Второй!(не Атсыз!!!).
[
****************************
* Старый Термез (до XIII в.) расположен на трассе Термез – Самарканд(совр. Узбекистан) на правом берегу Амударьи(совр. граница с Афганистаном). Самым ранним названием Термеза, вошедшим в историю, было Тарамастха - Тарамата (что в переводе с бактрийского означало "берег реки").
*2 Амуль – (позднее Чарджоу, совр. Туркменабад) требовал для себя хорезмшах Атсыз, как важный и богатый город.
***Когда Атсыз стал хорезмшахом, ему было 29 лет. Он, как и его отец, воспитывался и получил образование в столице Санджара Мерве. Кроме обычного для мусульманского правителя того времени покровительства исламу и ученым-богословам он был известен как ценитель искусств и наук, писал касиды и рубай на персидском языке, знал много стихов наизусть . Среди населения Хорезма Атсыз считался справедливым и заботливым правителем , и, как отмечает источник, его любили подданные, "которые в его правление были в полной безопасности и жили в царстве всеобщей справедливости
*3 Гурхан киданей, Даши, понимал, что катванская битва была лишь военной победой. Выдержать новое сражение, особенно если мусульмане реально соберут все возможные силы, кидани были бы не в состоянии. Даши не стремился к дальнейшим завоеваниям . «Эта страна — не та страна, где мы с вами (будем жить) из поколения в поколение» . Он делает все, чтобы убедить мусульман в своем нежелании выходить за пределы диаспоры и, наоборот, стремлении отвоевать территорию Ляо.
*4 Привожу наиболее известные «подвиги» Санджара.
- Санджар вероломно захватил Балхскую область, которой управлял в качестве малика с 1096 по 1098 г.
- В 1098 г. малик Санджар выступил против своего брата Беркярука и Дада Хабаши. Ожесточенная битва под Нушджаном окончилась победой Санджара, захватившего Хорасан и Гурган . В 1103 г. Санджар по договору, заключенному между Беркяруком и его братом Мухаммадом, был признан маликом Хорасана и Мавераннахра . Северный Хорасан, начиная с правления Санджара, превращается в центр постепенно обособившегося в самостоятельное политическое образование Восточносельджукского государства
- В 1114 г. Санджар овладел столицей Газневидов, впервые оказавшихся в вассальной зависимости от Сельджукидов - Бахрам-шах, посаженный в 1117 г. Санджаром па престол Газны, обязался выплачивать ежегодную дань в пять тысяч динаров. В соборных мечетях газневидских владений в хутбе в день пятничной молитвы стало упоминаться имя Санджара.
- В 1118 г. хорасанская армия двинулась на запад, разбила и обратила в бегство войско султана Махмуда ибн Мухаммада. Иракский султанат был разделен между потомками верховного сельджукского правителя Мухаммада Тапара (1105—1117 гг.). В решающей битве при Саве в 1119 г. Махмуд ибн Мухаммад был окончательно разгромлен Санджаром. Борьба закончилась мирным соглашением, по которому иракский сельджукид признал верховный приоритет Санджара. Договором устанавливались и границы между восточным и западным султанатами. Санджар воспользовался правом триумфатора и присоединил к своим хорасанским владениям Мазандеран, Демавенд, Кумис, Дамган и Рей.
- В результате почти беспрерывных походов Санджару удалось подчинить себе Хорезм, Систан, Газну, Мавераннахр. В 1118 г. он получил титул султана и официально стал считаться верховным правителем всей Сельджукской державы. Однако реально его власть распространялась на Северный Хорасан и некоторые соседние области Средней Азии, Ирана и Афганистана .
- После смерти Мухаммада Тапара западный (Иракский) султанат теряет свое значение и центром сельджукских владений становится Хорасан.
Сюзеренитет "великого султана" выражался в праве на хутбу(чтение «здравицы» в мечетях) и чеканку (сикка) с его именем монет . В пору могущества Санджара его имя упоминалось в качестве верховного правителя в хутбе многих областей прежней Сельджукской империи, вплоть до Малой Азиии.
В длительной вассальной зависимости от Санджара находились Мазандеран, Хорезм, Систан, Газна и Мавераннахр. Санджар вплоть до смерти Мухаммада Тапара именовался "малик ал-машрик" ("царь Востока"), а затем стал носить титулы "величайший султан", "султан султанов", "великий шахиншах". Заискивавшие перед Санджаром поэты называли его "султаном султанов всего Востока и Запада".
После 1118 г. в сельджукидских владениях в титул "султан" вносится соответствующая дефиниция. Иракские властители именуются просто "великими султанами", а правитель Хорасана — "величайший султан, великий шахиншах".
И самое главное: - В результате многочисленных военных побед Санджара в Хорасан стекались богатства соседних областей и стран. Например: сельджукские войска захватили в Мавераннахре и Семиречье богатые трофеи, большое количество скота. Огромную добычу Санджар и его полководцы захватили в Газне, где в их руки перешла казна Газневидов. Победителям достались боевые слоны, отличные лошади, мулы, верблюды, сундуки с золотом, серебром, благовониями, драгоценностями, роскошной одеждой. Султан получил кроме других вещей пять корон, инкрустированных драгоценными камнями, стоимостью каждая в десять тысяч динаров, семнадцать золотых и серебряных тронов.(более полную информацию «о боевом пути» султана можно получить в соответствующей известной исторической литературе).
*5 Конечно мне хочется оправдать катванское поражение армии султана Санджара именно тем, что султан в какой-то момент потерял возможность управлять ходом боя именно потому, что был отравлен. Не слабость подготовки армии и тактические ошибки, а именно вмешательство «третьих сил», победивших султана силой другого вида оружия. «…Врагов имеет в мире всяк…» а для султана Санджара гурхан киданей был не главный и не самый страшный.
*6. Сведений о визире подобном знаменитому визирю отца султана Санджара, образованного, мудрого, проповедника и усердного деятеля просвещения: его именем «низамие» были названы медресе в султанате. Но м.б. потому и нет, что документы по разыгрываемому спектаклю были строго засекречены и затем «утеряны».
"Благополучие и злополучие государя и его государства, — замечает Низам ал-Мульк, — связано с везирем».
*7Грамоты XII в. называют Мерв "местопребыванием престола государства, центром знамени державы"* и " прекраснейшей столицей" Хорасана».
*8 Ему разрешили увести даже и некоторых ученых из Мерва: В Хорезм им были увезены упомянутый выше Абу-л-Фадл ал-Кермани, Абу Мансур ал-Аббади, кади ал-Ху- сайн ибн Мухаммад ал-Арсабанди, философ Абу Мухаммад ал-Хараки и другие ученые. Увод ученых в Хорезм свидетельствовал о стремлении хорезмшаха Атсыза возвысить престиж своей столицы как центра науки.(…) Хорезмшах обустраивал свои владения с оглядкой на Мерв – как же он обожал и ненавидел этот город!
*9 В туркмено-огузской среде XI—XII вв., наряду со светской, имелась и духовная знать, так, что называть огузов неуправляемой толпой нельзя.
*10 возможно тот самый из Термеза…. Но где он был все это время, чем занимался, почему его не поставили на престол раньше, все равно ведь получилось, что он занял трон при «живом» султане Санджаре.
01.08.2013г.