«Я - сила та, что от земли в даль отрывает корабли…»*
«…С вершин заснеженных спускаются туманы,
И пробуждаются потухшие вулканы,
И время ход свой замедляет на мгновенье,
И даже млечный путь у ног лежит покорно, как щенок.
Молчаньем вечности и тайной дна морского,
И бесконечной силой музыки и слова -
Я призываю день, который завтра будет,
И, призывая, говорю: "Все будет так, как я велю"
.(Жизнь, Судьба, Предопределение. Рок…)
Вообще-то работу можно было бы озаглавить: «…ты прости меня любимая, за чужое зло…», потому, что я снова возвращаюсь к легенде о Султане Санджаре и Пери. Но т.к. поиск библиотеки султана Санджара(или его сокровищ) все-таки потихоньку(не осознанно), продолжается, то и работа оказалась более емкой для дополнительной информации, полученной по мере обращения к очередным источникам.
Разбирая работу очень известного историка меня задела следующая фраза: «Султан Санджар успел убежать, но его жена!!!! и соратники попали в плен, а 30 тыс. лучших сельджукских воинов пали смертью храбрых». (…) И тогда я подумала, а не это ли событие и лежит в основе той самой романтической легенды, где приводятся в частности и такие слова: … Султан Санджар со слезами просил ее: «Я умру, если не увижу тебя». Исчезая в облаках, птица ответила: «Если захочешь увидеть меня, ты должен построить в центре города самое высокое и самое красивое здание. На вершине купола оставь отверстие. Каждую пятницу я стану заглядывать в него, а ты сможешь увидеть меня. Так, благодаря небесной пери был построен этот мавзолей». (см. мою работу «Но видел я твой свет неземной…»).
Привожу краткое содержание самого исторического события.
Гурхан Елюй Даши привел в Джунгарию около 10 тыс. всадников и удвоил это число за счет киданей, ранее его убежавших на запад. Значит, у него было около 20 тыс., пусть даже до 30 тыс. воинов. Покорением Кашгара и Хотана он сразу восстановил против себя весь мусульманский мир, а подчинением канглов - и Великую кипчакскую степь. Иными словами, положение на западной окраине кара-китайского*** (как оно теперь стало называться) ханства было весьма напряженным(, тем более что за спиной мелких мусульманских князей стоял сельджук Санджар, командующий самой сильной армией, из тех, что действовали на Ближнем Востоке. Как писал (…) «в истории ислама в Средней Азии это был первый случай подчинения мусульманских областей власти немусульманского народа» , поэтому Санджар сначала потребовал от Даши принятия ислама . Даши вынужден был принять сражение с сельджукским султаном и решающее сражение между киданями(или каракитаями) и армией «последнего великого Сельджука» Санджара состоялось 5 сафара 536 года хиджры (9 сентября 1141 г.) в Самаркандской области. По сообщению (…), «не было в исламе битвы крупнее этой, и не было в Хорасане больше убитых, чем в ней».
(….)сообщает, что в 1130 г. карлукские и гузские наемники поссорились с самаркандским правителем Арслан-ханом и, поскольку султан Санджар встал на сторону последнего, убежали к гурхану.
Но тут речь идет о нескольких тысячах, а не о сотнях тысяч, (…) сообщает, что в 1131 г. гурхан сделал набеги на Фергану и Мавераннахр и завоевал обе области. В отношении Мавераннахра это не подтверждается, ибо Самарканд взят не был, да и Ходжент оставался в руках мусульман. Видимо, это были просто набеги, не изменившие расстановки сил, но обострившие ситуацию.
Затем идет шестилетнее молчание. Никаких событий! Почему вели себя так пассивно мусульмане - понятно. Они просто не придавали значения вновь возникшему, очень маленькому княжеству "неверных турок". Но за это время Елюй Даши сумел подготовиться так, что в 1137 г. под Ходжентом наголову разбил войска Рукн-ад-дина Махмуда самаркандского караханидского хана, ближайшего родственника султана Санджара.
Хотя поражение было серьезным, однако каракитаи не пошли в глубь страны, а, ограничившись данью, ушли к себе домой.
На этот раз мусульмане взволновались. "Страх и печаль настали великие". Однако целых четыре года никаких событий не происходило. Елюй Даши почему-то не воспользовался плодами своей победы. Махмуд Самаркандский увлекся борьбой с собственными войсками из племени карлуков, которые обратились за поддержкой к гурхану.
Только в 1141 г. возник новый конфликт, и на этот раз в грандиозных размерах: армия Елюй Даши вновь вторглась в Мавераннахр.
На борьбу с неверными отстаивать целостность караханидского государства, явился султан Санджар, который прекрасно понимал всю серьезность создавшего положения, сопровождаемый вспомогательными отрядами из Хорасана, Седжестана и горных областей Гура, Газны, Мазандерана. Здесь были лучшие войска мусульманского мира, закаленные в боях с греками и крестоносцами, экипированные по последнему слову тогдашней техники. Войско Санджара исчислялось приблизительно в 100 тыс. всадников. Таких сил не выставляли даже против крестоносцев. Соединенное войско Махмуда и Санджара стояло в Катванской степи, вблизи Самарканда. Главные силы были сконцентрированы в руках у султана Санджара, так как Махмуд не доверял своему войску из-за карлуков, которые могли предать его в любой момент. Несмотря на все это, в 1141 г. на Катванской равнине, лежавшей между Ходжентом и Самаркандом, Елюй Даши ***(по словам (…), будто бы он выставил 300 тыс. воинов "из киданей, тюрок и китайцев"), разделив свое войско на три части, оттеснил мусульман в долину Диргам (один из притоков Зеравшана; (…) говорит, что только в ущелье Даргам полегло 10 тыс. убитых и раненых) и разгромил их так, как этого не могли сделать ни Карл Мартелл, ни Лев Исавр, ни Готфрид Бульонский. Султан Санджар успел убежать, но его жена!!!! и соратники попали в плен, а 30 тыс. лучших сельджукских воинов пали смертью храбрых. (…)
Битва под Самаркандом закончилась полным поражением Санджара.
По словам (…), в войске Санджара произошло восстание, что решило исход сражения; по словам (…) этом сражении яростнее всех бились против Санджара карлуки.
По сообщению (…) султану Санджару удалось бежать только с шестью всадниками, а вся его 100-тысячная армия была частью перебита, а частью — пленена
Санджар и Махмуд вместе бежали в Термез, ханская же ставка вместе с женой!!! Санджара-Туркан-хатун попала в руки гурхана. Каракитаи захватили сначала Самарканд, а потом Бухару,-повидимому, после недолгого сопротивления. Редкая битва имела такое значение, как поражение Санджара в Катванской степи(…)
В Катванской битве 1141 года войска Елюя Даши разгромили армию сельджукского султана Санджара, дотоле внушавшую ужас папским крестоносцам, одержавшую победу над лучшими полководцами Европы. Но мощь султаната уступила силе Великой Степи.(…)
Резонанс от битвы в Катванской степи был огромен. Вести о ней докатились до Палестины и Сирии, а оттуда в совершенно искаженном виде просочились в 40-х годах ХII в. в Западную Европу .
Итак, выясняется, что султан Санджар потерял (фактически бросил) жену (одну из своих жен).* Возможно, что с ней обошлись также культурно и уважительно, как Александр Македонский с попавшей к нему после бегства Дария его семьей. И даже есть сообщение, что « … согласно (…), Теркен-хатун была выкуплена через год за 50 тыс. динаров»(…). Но в это сообщение трудно поверить и вот почему:
“Когда в 636 (= 1141) г. султан Санджар потерпел поражение под Самаркандом в сражении с хитаями и разбитый прибежал в Балх, — повесть об этом общеизвестна, — хорезмшах Атсыз воспользовался этим случаем, пришел в Мерв, произвел убийства, много награбил и вернулся в Хорезм”.(…)
(…) пишет: Атсыз силой вошел в Мерв. Убил известных людей и много награбил, сел на трон Санджара и издавал приказы о том, что следует делать жителям. Затем из сокровищницы Санджара забрал драгоценные камни.
Воспользовавшись поражением Санджара у Катавана, хорезмшах Атсыз вторгся в Хорасан. В начале раби' I 536 г. х. он захватил Серахс, а 17 раби' I 536 г. х. (20.Х.1141) после жестокого сражения с горожанами захватил столицу Санджара — Мерв. Атсыз казнил в Мерве почти всех видных людей города, а часть из них увез в Хорезм . В шаввале этого же года (29.1 V.—27.V.1142) он захватил Нишапур, произведя там такие же опустошения, как в Мерве. Так же он поступал и в других захваченных городах Хорасана. Санджар же, как говорит (…), ничего не мог с ним поделать из-за близости кара-хитаев . Т.е., попросту говоря, султан не имел никаких средств для оплаты выкупа жены. Хотя (…) и приводит сведения о том, что …через два года!!! Султан Санджар отправился в Хорезм чтобы отмстить Атсызу за погром Мерва, осадил Гургандж и вынудил Атсыза подчиниться и вернуть!!! награбленное. (…) пишет, что Хорезмшах вернул Санджару с пломбой сундуки с драгоценными камнями, разграбленные в Мерве и таким образом доказал свою искренность… Но в это трудно поверить.
После рейда по Хорасану Атсыз возвратился в Хорезм и, памятуя, о близости карахитаев, заключил с ними соглашение, обязавшись выплачивать им ежегодно 30 тыс. динаров хараджа.(…)
Атсыз полностью вышел из повиновения Санджару (…).
Придворный поэт Атсыза Рашид ад-Дин Ватват сочинил по поводу рейда хорезмшаха касиду, которая начиналась словами:
Малик Атсыз занял трон царства,
и счастье Селджука и его рода закончилось.
(…) пишет, что первую строку этого стихотворения можно принять как соответствующую ходу событий, а вторая полностью лжива. Но, глядя на нее сегодня, с высоты прошедших лет и событий – я, лично, считаю их пророческими.
…Кашгар, Самарканд, Бухара и Термез, так же как Хорезм и Хотан, имея своих собственных правителей, после Катванской битвы сочли за благо платить гурхану необременительную дань, что гарантировало им покой и отсутствие необходимости организовывать дорогостоящую оборону северной границы.(….)
Султан Санджар был на тот момент, практически «нищим». И с сожалением предполагаю, что помочь жене он ничем не мог – не было средств.
«Окончание» строительства знаменитого мавзолея датируется ориентировочно 1140 годом. Почему беру слово окончание в кавычки – это был последний благополучный год и для султана Санджара, и для Мерва, и для государства. Предполагаю, что именно отсутствие средств, в связи с подготовкой к решающей битве и последующими печальными событиями вынудили «завершить строительство». Разграблен был не просто один город, пусть даже и столица, но погромы были учинены и в других крупных и богатых городах страны и плюс потеря населения, оплачивающего жизнь/существование/ действия любого правителя. Султан Санджар не смог выбраться из разрухи от войны на два фронта и внутренние беды были более болезненными.
«Рай находится под сенью мечей***» объявил Пророк Мухаммед, когда окончательно понял, что одними проповедями и увещеваниями сыт не будет. А что такое рай для бедного человека (Пророк Мухаммед на момент получения этого откровения и обедал-то не каждый день) - имущество и власть (чтобы его сохранять и приумножать). У султана Санджара не было армии, чтобы вернуть свое имущество и не было средств, чтобы набрать новую для, опять же, возвращения своего или захвата чужого имущества.
Оплакивая потерю любимой жены, возможно султан Санджар дал зарок построить в ее честь и в память о ней самую прекрасную мечеть, где бы служили постоянно поминальные службы за упокой ее души. Судьба, военная удача или просто обыкновенное человеческое счастье отвернулись от него, но султан, видимо, всегда чувствовал свою вину за то, просто всеобъемлющее именно для него, поражение. Возведение мечети, конечно бы символизировало восстановление былого могущества султаната, ведь оно бы велось на фоне восстановления всего разрушенного и строительства новых прекрасных зданий и сооружений в целом во всем вновь разбогатевшем (оправившемся от потерь) государстве. Вот, на мой взгляд, истинные источники создания красивой легенды и такой романтической, притом, что Санджар до того, как стать Великим султаном очень жестко и достаточно жестоко и кроваво прокладывал себе дорогу к трону.
Поднимать государство заново султану Санджару удавалось с большим трудом и не всегда оправдывающими себя усилиями. Нового строительства не было, в лучшем случае «латали» старые постройки, чтобы придать султанату хотя бы видимость благополучия и процветания. Султан должен был постоянно быть на чеку и содержать хотя бы мало-мальски боеспособную армию, как для усмирения (недовольных его властью) внутренних смутьянов/мятежников, так и для внушения уважения к своей персоне и стране многочисленным внешним врагам.
Очередное бедствие навалилось на султана и султанат в 1154г. в виде взбунтовавшихся огузских племен (во многих исторических источниках их не воспринимают как туркмен, возможно в связи с тем ужасом и ущербом, которые они нанесли стране, т.е. они вели себя хуже, чем даже враги). Причина мятежа, в принципе смехотворна***, возможно, на самом деле – знание и уверенность в слабости армии и невозможности защиты государства правителем (все те же финансовые неурядицы). Когда под бешенным натиском была сметена армия и дикие толпы ворвались в город, для жителей Мерва наступил – «ахырзаман***». …Гузы 3 дня без перерыва грабили Мерв, который был столицею со времен Чагры-бека и столько времени наполнялся запасами, кладами, сокровищами царей и эмиров государства. В первый день они грабили золотые, серебряные и шелковые предметы; на второй — бронзовые, медные и железные. На третий день растаскивали подушки и постели, глиняные кувшины и бочки, двери и деревянные предметы. Большинство жителей города взяли в плен. После грабежей подвергали (жителей) пыткам, пока они не открывали спрятанное. Они не оставили ничего ни на земле, ни под землей.(…) Затем гузы отправились в Нишапур и к ним присоединились люди, следующие за войском(мародеры), которых было в три раза больше, чем их самих…. После чего Нишапур, этот богатый и прекрасный город, стал таким, что ни один человек не узнавал своего квартала…; там, где были собрания друзей, школы/медресе наук и местоприбывание лучших людей паслись стада, рыскали дикие звери и ползали гады…Со всеми городами Хорасана гузы проделали то же самое…(…).
Султана Санджара, захваченного в плен (существуют сведения, что гузы возили его за собой в железной клетке), верным ему людям удалось освободить лишь хитростью через два года.
В Мерве … султаном овладело горестное раздумье, т.к. он видел казну пустою, государство разрушенным, подданных разбежавшихся со страха и войско непослушным. Тревоги и заботы о себе в соединении с человеческой слабостью закончились болезнью, в результате которой он и умер в 552(1157)г. его похоронили во дворце(?) который сооружен в Мерве(…).
Историк и путешественник Йякут*** пишет, что после смерти султана один из его преемников построил это здание… само надгробное сооружение возвел после смерти Санджара "один из его слуг... и оставил вакф в пользу тех, кто будет читать Коран и охранять место".
Но когда он лично, примерно через 60 лет после смерти султана, побывал в Мерве и видел его могилу то описал: «…та могила находится под высоким и голубым куполом и видна с расстояния однодневного пути и она обращена в сторону соседней мечети…»
(…) сообщает, что рядом с соборной мечетью построен мавзолей из кафеля бирюзового цвета… Т.к. мечеть не сохранилась(о ее наличии свидетельствуют раскопки около мавзолея) - она была не столь монументальна, возможно, возведена уже в трудные времена. М.б. она и была той самой, где «виделись султан и Пери».
А теперь о знаменитом ларце (якобы с золотой расческой Пери).
Предполагаю, что еще при жизни султан Санджар «захоронил» некоторые личные вещи любимой жены ( не все же свои вещи та забрала с собой в поход) в мавзолее «Дар ал-ахира» («Дом загробной жизни») возможно в сундуке, имитирующем гробницу. Он не смог вызволить жену из плена и «официально» достойно похоронил ее рядом со своим будущим местом захоронения. Вот почему в сундуке и были (согласно известной мне легенде) волосы жены/Пери, как что-то реальное, часть ее самой.
• Слова из песни к к/ф «Выше радуги».
*** В начале XII в. с востока пришли новые завоеватели-кочевники каракитаи.
До сих пор в науке нет единства во взглядах на их этническое происхождение: по мнению одних ученых, они были тунгусского происхождения, по мнению других монгольского. Было каракитаев около 40 тыс. шатров, т. е. от 150 до 200 тысяч человек.
Сначала они поселились в районе Чугучака, а потом перешли дальше, на юго-запад, и заняли столицу Баласагун, развалины которой лежат сейчас на месте городища Ак-пишин., вблизи города Токмака в Киргизской ССР. Они сделали Баласагун главным городом каракитайского государства, во главе которого стоял правитель, носивший титул гурхана.
Отсюда каракитаи и совершали свои набеги на запад-в Шаш, Фергану, долины Зарафшана и Кашкардарьи.
Автор "Сказания об индийском царстве", о христианском государстве в центре мусульманского мира, первым для европейцев нарисовал картину страны, являвшейся сердцем восточного несторианства, ту самую, которая инспирировала взлет восточно-христианской культуры, противостоявшей и буддизму и исламу.(…) приводит убедительные доказательства, что деньги на поход против мусульман дали разбогатевшие к тому времени уйгуры, тоже христиане на тот момент(… именно уйгуры*** были инициаторами "желтого крестового похода", удара, от которого не смог оправиться сельджукский султанат).
***В день цзя-у 2-го месяца 1130 г. Елюй Даши(сам он не был крещен, но большая часть его войска была несториане) принес в жертву Небу, Земле и своим предкам серого быка и белую лошадь и устроил смотр своим войскам, перед которыми поставил задачу совершить марш на запад, «к арабам» (дашы). Киданям, благодаря согдийским купцам , хорошо было известно Семиречье и караванные пути туда.
*** С конца IX в. уйгурами стали называться именно оседлые обитатели предгорий Тянь-Шаня, в сущности новый народ, состоявший из купцов, ремесленников и садоводов, ничем не напоминавший воинственных кочевников(уйгурский каганат ,после распада державы хуннов, также держал почти двести лет в страхе Китай), имя которых он приобрел и носил. В 874 г. новое государство было официально признано Китаем … Притяньшаньская Уйгурия простиралась на юг до Лобнора, на запад до реки Манас и оазиса Кучи
*** Почему именно эта жена сопровождала его в данном военном походе можно рассматривать с позиции очередности, как в случае с женами Пророка Мухаммеда: его, согласно официально установленной очередности, в походах сопровождала определенная жена (самый известный случай с пропажей и возвращением в одном из походов юной жены Айши – «говори со мной, о Хумайра!»). Можно исходить из сведений о том, что она была сестрой караханидского хана из Мавераннахра и ее взяли, чтобы она погостила на родине, с учетом военной мощи армии, это, наверное, считалось « увеселительной прогулкой». Но мне хочется думать, что она была последней любовью султана, с которой ему не хотелось расставаться.
***«Мечом опоясан, могуч повелитель. А меч не при нем – он уже не властитель».(Юсуф Баласагуни 11в.)
*** Гузы, недовольные несправедливым сборщиком податей, отказались поставлять баранину на кухню султана.
*** Ахырзаман – дословно конец мира/света(Армагеддон)
*** Он так описывает книжные сокровищницы Мерва: «Азазие, в которой имелось 12 тысяч книг. Пожертвовал ее человек, которого звали Азиз уд-Дин Абу Бакр Аттик уз-Занджани. Книгохранилище Камалие, книгохранилище Шараф ул-Молк ул-Мостоуфи в медресе Низам ул-Молка, два книгохранилища, принадлежащие семье Саманидов и еще три книгохранилища в медресе Амидие и библиотеке Хатуние в медресе(того же имени), а также библиотека Мадж ул-Молка, и другие библиотеки – Замарие в ханкахе Дарйуша, которая не имела более 200 томов книг, но ценность каждой книги была 200 динаров и даже больше. Все экземпляры были единственными…». Очень сильно хочется верить в наличие такого богатства рукописей (это и нужно понимать под словом книги), которые, к сожалению, не горят только у Булгакова и то в определенном случае. Вряд ли умные и дальновидные деятели хорезмшаха Атсыза не прихватили чего-нибудь особо ценного, известного и значимого(из книг) с собой, а остальное не подожгли. А уж о диких толпах гузов и говорить не приходится. Даже если рукопись имела драгоценный ларчик/чехол, вряд ли она для них представляла какую-то ценность. Хватали то, что блестит, пергамент, папирус, бумагу - под ноги или в огонь. В такое перечисление наличия книгохранилищ можно было бы поверить если бы он описывал свое житье в Мерве при жизни султана Санджара, да еще до печальных событий. Но через 60 лет город вряд ли смог так оправиться от, практически полного уничтожения (даже если описываемые события с гузами и сильно преувеличены, т.е. приустрашены), что люди смогли уже себе позволить кроме хлеба насущного и «пищу духовную» (очень дорогое удовольствие по тем временам).
25.06.13