"Будь светильником самому себе"***
Дополнение к «Asly nurdan» - "Луч предков"
Возвращаясь, к уже однажды высказанному:
*По одному из преданий «наследников Огуз-хана (был он сам «одной кости» с монголами), попавших в Мавераннахр, таджики(!) сначала называли тюрками. Через пять-шесть поколений под влиянием климата подбородки у них постепенно стали короткими, глаза – большими, лица – маленькими, носы крупными. …Таджики(?!?) увидели их и назвали тюрками, а прежним тюркам(кому?) дали имя тюркманенд, что значит: похожий на тюрка. Простой народ (в некоторых странах существовали так называемые «сословные языки», когда знать говорила на «своем» языке – как же тогда они называли старых и новых тюрков? Ведь они могли оставить свои культурные записки наследникам) не мог выговорить тюркманенд и говорил туркмен». Абульгази Боходур хан «Родословная туркмен». ок.1660г. (Умнейший/хитрейший человек своего времени, милейший Абульгази Боходур хан после восшествия на престол быстренько удалил всех туркмен, занимающих ключевые посты и доходные места в «своем» государстве, избавился от всех соперников/претендентов на власть, которых они могли поддержать, а затем соизволил, после нижайшего прошения написать «Родословную туркмен», для них же, чтобы те не забывали - кто они и откуда. «Родословная тюрков» осталась не завершенной.)
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
В связи с приведенными выше высказываниями у меня вопрос к Абульгази: зачем туркменам было нужно ждать пять-шесть поколений и надеяться на помощь климата (особенного), чтобы приобрести ту внешность, которую все равно и по сей день имеют представители туркменских племен (и поколений уже после «новых турмен» и «туркмананден» прошло немало, и климат был разный и «добрый к ним, и злой») - неужели только ради приобретения имени (см. «Asly nurdan» - "Луч предков")
ТАДЖИК - В Средней Азии в VII в. жили согдийцы, а термин "таджик" еще в VIII в. значил "араб", т.е. воин халифа. Наср ибн Сейяр в 733 г., подавляя восстание согдийцев, был вынужден пополнять свои редевшие войска хорасанскими персами, уже принявшими ислам. Набрал он их много, и потому персидский язык стал господствовать в его арабской армии. После победы, когда мужчины-согдийцы были убиты, дети проданы в рабство, а красивые женщины и цветущие сады поделены между победителями, в Согдиане и Бухаре появилось персоязычное население, похожее на хорасанцев. Но в 1510 г. судьбы Ирана и Средней Азии разошлись. Ираном овладел тюрк Измаил Сефеви, ревностный шиит, и обратил персов в шиизм. А Средняя Азия досталась узбекам-суннитам, и жившее там персоязычное(!) население сохранило старое наименование "таджик", чему до падения бухарской династии Мангытов в 1918 г. никакого значения не придавалось. Когда же в бывшем Туркестанском крае были образованы Узбекская и Таджикская республики, то потомки хорасанских персов, завоевателей VIII в., жившие в Бухаре и Самарканде, при переписи записались узбеками, а потомки тюрок, завоевателей XI и XVI вв., жившие в Душанбе и Шахрисябзе, - таджиками. Оба языка они знали с детства, были мусульманами, и им было безразлично, как их запишут. За последние 40 лет положение изменилось: таджики и узбеки оформились в социалистические нации, но как рассматривать их до 20-х годов, когда религиозная принадлежность определяла этническую (мусульмане и кафиры/иноверцы), а родов у таджиков не было? И ведь оба этнических субстрата: тюрки и иранцы - были в Средней Азии "импортными" этносами тысячу лет назад - срок, достаточный для адаптации.(Гумилев Н. «Этногенез и биосфера земли»)
В конце XV в. русские отряды с верховьев Волги начали нападать на средневолжские татарские города, чем вынудили часть населения покинуть родину и уйти под предводительством Шейбани-хана (1500-1510) в Среднюю Азию. Там их встретили как злейших врагов, ибо местные тюрки, носившие в то время название "чагатаи" (от имени второго сына Чингиса-Чагатая, главы среднеазиатского улуса), управлялись потомками Тимура, врага степных и поволжских татар, разорившего Поволжье в 1395-1396 гг.
Ордынцы, покинувшие родину, приняли для себя новое имя- "УЗБЕКИ» в честь хана Узбека (1312-1341), установившего в Золотой Орде ислам как государственную религию. В XVI в. «узбеки» разгромили последнего тимурида – Бабура, который увел остатки своих сторонников в Индию и завоевал там себе новое царство. Так вот, оставшиеся в Самарканде и в Фергане тюрки(!) носят имя своих завоевателей – узбеков. Те же тюрки, но ушедшие в Индию, стали называться «монголами», в память того, что триста лет назад они подчинились монгольскому царевичу. А подлинные монголы, осевшие в XIII в. в Восточном Иране, даже сохранившие свой язык, называются хэзарейцами, от персидского слова «хэзар» – тысяча (подразумевается боевая единица, дивизия).
А где же монголы, по имени которых названо «иго», тяготевшее над Русью 240 лет? Как этноса их не было, ибо всем детям Джучи на три орды по завещанию Чингиса досталось 4 тыс. воинов, из коих только часть пришла с Дальнего Востока. Этих последних называли не «татары» а «хины», от китайского названия чжурчжэньской империи Кин (совр. Цзинь). Это редкое название последний раз упомянуто в «Задонщине», где «хиновином» назван Мамай. Следовательно, «иго» было отнюдь не монгольским, а осуществлялось предками кочевых узбеков, коих не нужно путать с оседлыми узбеками, хотя в XIX в. они смешались, а ныне составляют единый этнос, равно чтущий Тимуридов и Шейбанидов, бывших в XVI в. злейшими врагами, потому, что эта вражда потеряла смысл и значение уже в XVII в.(Гумилев Н. там же)
На мой взгляд, сочинение милейшего Абульгази Боходур хана даже и не стоит рассматривать как источник дающий ответ на появление самоназвания – Туркмены. Тешил себя просвещенный правитель написанием «умных» трактатов, тем и оставил по себе память – а так бы: кто о нем что помнил….
Возможно ближе всего к истине, как всегда Глубокоуважаемый Гумилев Н. в своем объяснении самоназвания турки-османы, где главное ударение лежит на слове – турки.
ТУРКИ-османы - … образовались на глазах историков путем смешения орды туркмен, пришедших в Малую Азию с Эртогрулом, газиев - добровольных борцов за ислам, в числе которых были курды, сельджуки, татары и черкесы, славянских юношей, забираемых в янычары, греков, итальянцев, арабов, киприотов и т.п., поступавших на флот, ренегатов-французов и немцев, искавших карьеру и фортуну, и огромного количества грузинок, украинок и полек, продаваемых татарами на невольничьих базарах. Тюркским был только язык, потому что он был принят в армии. И эта мешанина в течение XV-XVI вв. слилась в монолитный народ, присвоивший себе название "турк" в память тех степных богатырей, которые 1000 лет назад стяжали себе славу на равнинах Центральной Азии и погибли, не оставив потомства. В данном случае этноним отражает не истинное положение дел, а традиции и претензии.
Предполагаю, что «претензии» на наследование подвигов степных богатырей –тюрков имели уже пришедшие туркмены, а нарождающемуся государству самоназванье «турк» пришлось по вкусу(возможно традиционные доблесть и отвага пришлых туркмен играли не последнюю роль) и так как оно удачно было «навязано» соседям, в ходе захватнических турецких войн – то и успешно прижилось, и укоренилось.
Май 2013
************************************************************************
***Древней идеологией оседлых жителей этой страны(Туфанский оазис) был буддизм в форме хинаяны ("малой переправы" или "малой колесницы", т.е. наиболее ортодоксальное учение Будды без примесей), которую назвать религией нельзя. Бога хинаянисты отрицают, ставя на его место нравственный закон кармы (причинной последовательности). Будда - человек, достигший совершенства и являющийся примером для любого другого человека, желающего освободиться от страданий и перерождения путем достижения нирваны - состояния абсолютного покоя. Достичь нирваны может лишь целеустремленный человек - архат (святой), не зависящий ни от божественного милосердия, ни от посторонней помощи.