«…Но видел я твой свет неземной….»*
Извлечение из рекламной статьи в интернете
+++С именем султана Санджара и его мавзолеем связана старинная поэтическая легенда. Небо ниспослало султану Санджару красивую жену - пери. Но при этом он обязан был выполнять три непременных усло вия: во : первых, не смотреть на нее, когда она причесывается; во-вторых, не глядеть на ее пятки, когда она ходит; и, в-третьих, никогда не обнимать ее за талию.
В случае нарушения хотя бы одного из этих требований султан лишится красавицы-жены.
Султан жил со своей пери дружно и мирно, но любопытство все время терзало его. И однажды, решив тайно подсмотреть за женой сквозь замочную скважину, он увидел, что пери сняла с плеч свою голову, положила на скамью и стала расчесывать волосы золотым гребнем. Не выдержав, султан честно признался жене в своем проступке, Пери рассердилась, сказала, что покидает супруга, но, поддавшись его уговорам и просьбам, все же осталась.
Спустя некоторое время султан подсмотрел, как ходит пери, и увидел, что она парит над полом, словно летает. И снова Санджар признался жене, что нарушил второе требование. Пери покинула мужа.
Султан собрал советников и просил их помочь вернуть жену. Молитвы помогли ему обрести пери вновь. Прошло время, и любопытный султан, как-то обняв жену за талию, почувствовал, что тело ее без костей. На этот раз пери покинула султана навсегда. Улетая, она сказала ему: "Если хочешь меня ви деть, построй самую высокую в мире мечеть с отверстием наверху. В это отверстие я буду являться тебе каждую пятницу"!!!!.
Султан выполнил наказ пери. Когда мечеть была выстроена, он увидел жену в отверстии купола. Эти свидания продолжились. Наконец султан Санджар почувствовал близость своей кончины и поведал об этом пери.
Она бросила ему свою золотую гребенку, но гребенка не упала, а застряла в щели между кирпичами. Султан приказал достать гребень. Затем он положил его в драгоценный ларь и замуровал. Ларь находится в центре купола - там, где когда-то было оставлено отверстие для пери.
Султан Санджар со слезами просил ее: «Я умру, если не увижу тебя». Исчезая в облаках, птица ответила: «Если захочешь увидеть меня, ты должен построить в центре города самое высокое!!! и самое красивое здание. На вершине купола оставь отверстие. Каждую пятницу я стану заглядывать в него, а ты сможешь увидеть меня. Так, благодаря небесной пери был построен этот мавзолей»+++.
Однажды вечером (детство) мои родители обсуждали статью в очередном номере журнала «Наука и жизнь», где приводились доводы «за» и «против» реальности и истинности найденной Г. Шлиманом «Трои» и мама мечтательно сказала: - Вот бы найти «Библиотеку Ивана Грозного»…, на что папа ей ответил: - Зачем идти так далеко - практически из дома виден древний Мерв (развалины), если что и искать, так это сокровища султана Ахмада!!!
Так, как «тогда» мы были ориентированы на - «Моя Родина СССР»*** (т.е. история России – общая история, которую многие из нас знают в совершенстве, в отличие от коренных/этнических россиян, и, практически ничего о стране своих не русских, но тоже предков), то я сообщила маме (я уже много чего по истории прочитала и воображала себя «хорошим историком»), что я обязательно найду эту библиотеку Ивана Грозного. Но мой папа тогда сказал четко, ясно и безаппеляционно: - Нет, ты будешь искать «Библиотеку Мерва, библиотеку султана Санджара» (великого султана для всех туркмен )…
Прошло столько лет и событий, связанных и со страной (СССР) и со мной, но я всегда, где-то в глубине души помню, что «библиотека» пока еще так и не найдена.
Все легенды, притчи и сказания о туркменах, Мерве и Ахмаде Санджаре мой папа знал в основном от своего деда Молла Розы, который в «свое время» смог посмотреть много достопримечательностей, как в Туркменистане, так и в гостях у соседей. Говорили, что он обошел весь мир (преувеличение, но видел он много, многое и многих), говорили у него было много книг (т.к. мой папа был его любимым внуком, родственники до сих пор считают, что много чего «ценного» перепало именно ему. Но у нас все книги современные и приобретены моими родителями – даты изданий говорят за себя сами.), говорили, что он сам писал книги(книгу/рукопись, вроде бы какая-то всегда им упоминалась), говорят он был очень «сильным муллой»(что-то вроде - творить чудеса с помощью молитв???). Я знаю, что мой папа все собирался и собирался написать книгу о Мерве, но обрывки его рукописи я увидела когда ни его, ни мамы уже не было и прояснить ситуацию не было уже возможности. Мы продавали родительский дом со всем содержимым (кроме книг), нужно было срочно освобождать книжные шкафы и, где-то в дальнем углу тумбы, вместе с его письмами к маме лежали несколько странных плотно исписанных папиным мелким почерком листков бумаги. Письма читать не хотелось, но вот эти листочки мне показались интересными. Это, наверное, и было начало(или просто кусок) той «многообещающей книги». В отрывке рассказывалось о встрече (папы и его деда) с мавзолеем султана Санджара. Красочное описание и как они к нему шли, и посещение самого здания, сопровождаемое легендами и притчами из истории древнего Мерва и жизни самого султана. На слух (я не читаю ни вслух, ни «про себя», проговаривать слова меня отучила мама еще в детстве, ведь нужно будет успевать столько прочитать, правда иногда ловлю себя на том, что я уже поняла о чем написано, а «кто-то» еще дочитывает фразу и тогда слова как бы застревают в мыслях и не знаешь как от них избавиться, но я всегда при чтении слышу, как «звучит текст», это личное) рукопись была словно хрустальной ( всем советским людям известен прием определения истинности вожделенного хрустального предмета: деревянной палочкой ударить по поверхности предмета и звон все «споет о себе» сам, еще так же звенят серебряные колокольчики или столовые приборы). Нужно было торопиться, я подумала: успею и вчитаться и вслушаться в спокойной обстановке. Книги и все сопутствующее складывали в коробки и старые деревянные чемоданы, все добралось до нового места в целости и сохранности, но мамин архив пропал. Я не могу вспомнить куда я его положила, почему он не с общими вещами, да и остаться в том доме он тоже не мог – все комнаты были пусты. Члены моей семьи вообще ни чего не знают (родительским домом занималась только я), а спрашивать в очередной раз у себя - уже глупо. Тайну хрустального звона (так хотелось бы узнать, как папа добился такого эффекта) я потеряла, но легенды и история туркмен живет и пополняется новыми знаниями, фактами, событиями и их комментариями.
Таково мое предисловие к моей работе о мавзолее султана Санджара.
Чтобы найти библиотеку султана, я не могу заняться простейшим перекапыванием всей территории заповедника древний Мерв (во-первых он охраняется государством и в не специалистах-археологах там нет надобности. А во-вторых - просто глупо: сокровища могли быть вывезены и спрятаны совершенно в другом месте). Я пытаюсь через историю туркмен, их государств и истории их ближайших соседей или наследников, найти слабый, тонкий, еле видимый след сокровищ Ахмада (небольшие, короткие, отрывочные комментарии, пояснения, притчи, сказания - пусть не очевидцев событий, но таких же как я собирателей любых сведений , любой информации в древности, где случайно могут промелькнуть искомые «перлы». «Дайте мне точку опоры, сказал Архимед и….» вот такие точки опоры и мне нужны, а уж перевернут они мир или еще что –либо: поживем – увидим).
Легенда об одной из любимых жен султана - Пери*** самая красивая и самая распространенная из легенд, притч и сказаний о древнем Мерве и единственном из его правителей(в данном случае Ахмад*** скорее всего все-таки не имя собственное султана Санджара, а имя-эпитет восхваления) , сумевшим поднять Мерв до сказочных высот благополучия, просвещения и признания доброжелателями и врагами города-государства.
Краткое и примитивное изложение этой легенды я привела в начале работы, чтобы читатели могли хотя бы поверхностно понимать о чем идет речь в моей статье.
Почему нужно очень внимательно подходить к осмыслению этой легенды, потому, что ей наследует следующая: возведенная уже в героический эпос туркменского народа – о жизнедеятельности «Гер-Оглы» . Жена султана Четырехгорного Чандыбиля – пери, названному сыну он добыл в жены тоже - пери, пери помогают ему, а значит и его «народу туркменам-текинцам - 12 тысяч кибиток» выжить и победить в непростых условиях существования среди более сильных (хищных) соседей. Практически во всех туркменских сказках и легендах пери играют очень важную роль в жизни людей. «….Полагаю, что именно сведения о наличии…..(волшебства) в эпосе, является прямым указанием на то, что знания, полученные предками туркмен в доисламский период удачно (не перекрываясь/пересекаясь и не оспаривая друг у друга право на существование) соседствовали с учением Пророка Мухаммеда…».*** Эти же слова применимы и к легенде о неземной (в прямом смысле) любви Пери и султана Санджара( отмечу сразу - истинного мусульманина!).
Народ, сохранивший свои легенды для своих далеких потомков м.б. в чем-то был проще своих соседей ( но это с точки зрения соседей), но примитивнее – вряд ли. Как только представилась удачная возможность, и сложились воедино наилучшим образом обстоятельства места, времени, экономики и политики - вспыхнула ярким светом звезда города-государства Мерв. И наивысшей точкой расцвета для Мерва было правление «самого прославленного и достойного восхваления»* султана Санджара.(см. надпись на мавзолее). Поэтому легенда о нем и Пери не может быть такой бессмысленной, как почему-то некоторые пытаются ее представить. Давайте разбираться и свои доводы для восстановления исторической справедливости я буду основывать в т.ч. и на тесте легенды, который знаю я от своего папы, ну а он – от своего деда, на мой взгляд, здесь больше смысла и зашифрованных знаний, отправленных почтой под названием фольклор – потомкам.
ИТАК. +Небо ниспослало султану Санджару красивую жену – пери+.
Небо??? Как это нужно понимать? Небо – значит, практически, Господь Бог (в нашем случае Аллах). В своих проповедях Пророк Мухаммед клеймит волшебство, приравнивая его к богопротивному занятию, а тут мусульманину, да еще правителю*** «посылается» Пери.
Пери всех пери, очарованная красотой, физическим совершенством и внутренним благородством султана предложила себя ему в жены (вариант знакомства*** царицы Савской с Соломоном???). Султан не оставил без внимания просьбу прекраснейшей из всех девушек (вернее прекраснейшего существа) и женился на ней. Он прекрасно понимал сущность пери – и, конечно же, главное условие для нормальных человеческих отношений – человеческий же внешний вид жены (то, что называется «из плоти и крови»). Или тогда пери просто бы получала должность главного мудреца/советника/спасителя (т.к. волшебница всегда все вовремя знает и умеет) при дворе (кстати, сказка «О золотом петушке» Пушкина - адаптация к русской действительности восточных сказаний).
Поэтому приведенные условия не имеют смысла, в том виде, как они переданы: +Но при этом он обязан был выполнять три непременных условия: во-первых, не смотреть на нее, когда она причесывается; во-вторых, не глядеть на ее пятки, когда она ходит; и, в-третьих, никогда не обнимать ее за талию.+
Пери лишь попросила дать ей возможность иметь маленькие личные женские секреты, и не входить в ее покои без предварительного предупреждения, а то мало ли что из таинственного образа жизни волшебниц султан может там увидеть… и.. неправильно понять…..
+В случае нарушения хотя бы одного из этих требований султан лишится красавицы-жены+.
Такое требование могла бы Пери выставить только в случае сюжета времен матриархата. В нормальном мусульманском обществе, жена султана (любимая и главная), возможно и управляла мужем, но не на официальном уровне. В таком случае о султане бы рассказывали не поэтические легенды о романтических отношениях с женой (неземной красоты и благородства женщины), а анекдоты о подкаблучнике.
+Султан жил со своей пери дружно и мирно, но любопытство все время терзало его.+
Жили Пери и султан не в пустыне, а во дворце богатого и благополучного города, а значит, правитель стремился догнать в сравнениях царя Сулеймана, и не только в мудрости. Блестящее управление страной доказывается и роскошью дворца и наличием огромного количества всевозможных слуг, и наличием хорошего гарема, как показателя состоятельности султана во всех отношениях.
Прошло немного времени со дня свадьбы и до султана стали доходить пугающие слухи о том, что видели и слышали слуги в покоях его новой жены (подслушивать и подглядывать, т.е. присматривать за всем происходящем на вверенной территории - тоже входит в обязанности обслуживающего персонала всех времен и народов). Служанки побаивались своей госпожи, т.к. знали о ней такое…., что страшно было и пересказывать (тем более, что любопытствовали они под страхом смертной казни - такова уж человеческая натура), но невозможность удержать тайны в себе была сильнее всех страхов.
+ И однажды, решив тайно подсмотреть за женой сквозь замочную скважину, он увидел, что пери сняла с плеч свою голову, положила на скамью и стала расчесывать волосы золотым гребнем. Не выдержав, султан честно признался жене в своем проступке, Пери рассердилась, сказала, что покидает супруга, но, поддавшись его уговорам и просьбам, все же осталась.+ О том, что пери именно таким способом расчесывают свои волосы султан, конечно и не догадался бы, пока не увидел сам, но вот два других пункта вызывают сомнения именно потому, что султан знал, что представляют собой пери – бесплотное существо, движущееся по воздуху и в свободное от «общения» с мужем время его жена могла себе позволить вести такое существование, тем более, что это было заранее оговорено. Другое дело, если о том, что новая жена султана – Пери в прямом смысле этого слова знал только очень узкий круг людей посвященных, а для всех остальных жителей дворца и города она - лишь новая обитательница гарема.
+Спустя некоторое время султан подсмотрел, как ходит пери, и увидел, что она парит над полом, словно летает. И снова Санджар признался жене, что нарушил второе требование. Пери покинула мужа. Султан собрал советников и просил их помочь вернуть жену. Молитвы(!!!) помогли ему обрести пери вновь. Прошло время, и любопытный султан, как-то обняв жену за талию, почувствовал, что тело ее без костей. На этот раз пери покинула султана навсегда(!?)+ Душещипательная история. Никакого уважения к человеку, который вел достаточно воинственную политику по отношению к соседям и твердой, властной рукой управлял своими подданными. Можно, конечно, оправдать такую трактовку легенды неземной (нереальной) любовью султана к новой жене, но я думаю, что смысл создания легенды в другом. Величие султана Санджара, воистину Ахмада, нужно был показать не только сведениями о его земных человеческих деяниях и подвигах(естественно во славу Аллаха), но и признанием всех этих заслуг силами стихий (к каковым относят и всех духов, джинов и проч. нежить)***. Пери всех пери, признавая его власть над ней, и значит над всем этим воинством, добровольно отдает себя ему в жены ( т.е - в услуженье).
+Улетая, она сказала ему: «Если хочешь меня ви деть, ПОСТРОЙ САМУЮ ВЫСОКУЮ В МИРЕ МЕЧЕТЬ*** с отверстием наверху. В это отверстие я буду являться тебе каждую пятницу»(!)+
Наконец-то вспомнили о том, что государство все-таки мусульманское (на мой взгляд, уточнение совершенно неуместное и нелепое. Истинные мусульмане, думаю могли бы дать правильные объяснения почему свидания с женщиной в мечети, да еще и по пятницам не достойно правоверного, будь он даже султаном), предполагаю, что первоначально этих слов не было в тексте. +Султан выполнил наказ пери. Когда мечеть была выстроена, он увидел жену в отверстии купола. Эти свидания продолжились. Наконец султан Санджар почувствовал близость своей кончины и поведал об этом пери. Она бросила ему свою золотую гребенку(?), но гребенка не упала, а застряла в щели между кирпичами. Султан приказал достать гребень. Затем он положил его в драгоценный ларь и замуровал. Ларь находится в центре купола – там, где когда-то было оставлено отверстие для пери.+ Закономерный вопрос: зачем престарелому султану гребешок(расческа), пусть даже и золотой? От каких бед или болезней гребешок - панацея? (не говорю уже о меткости волшебницы: чего вы кидаетесь куда не попадя, все-таки султан и уже немолодой муж перед Вами?). Пери всех пери вынуждена была оставить не султана, а покинуть его дворец, во избежание смуты, поднимавшейся из-за противоречивых слухов в городе. Каждая новая жена султана – гарант выполнения каких-либо договоренностей с определенным кланом, группировкой, партией людей (из этой страны или соседних государств), желающих иметь свое влияние при дворе, поэтому возвышение одной из жен сообщало об усилении ее родственников (тех, чьи интересы она представляет). Волшебница очень сильный, и практически, непобедимый конкурент в борьбе за благоволие правителя (Все ли могут короли???) и для восстановления «человеческой справедливости» султан Санджар вынужден был «разрешить» новой жене исчезнуть. Но из его жизни она, конечно, не исчезала. С ее помощью решено было построить для нее дворец – небывалый по тому времени (строить пусть даже самую прекрасную, но мечеть для волшебницы, опять же, недостойно истинного мусульманина).
Пери оставила султану прядь своих прекрасных волос, не столько для того, чтобы он помнил о ней, глядя на эти волосы, сколько для возможности «экстренной связи»(говоря современным языком).
Во многих туркменских сказках доблестные шазада(принц) в благодарность за помощь царице птиц –Симург или царице тигров получают от них, скажем так, клок шерсти или пучок перьев для того, чтобы в момент срочной надобности (опасности) призвать их на помощь. Нужно поджечь шерстинки, перышки(волоски) и их хозяйка тут же предстает перед тем, кто в ней нуждается. В таком случае прядь волос Пери всех пери действительно очень ценный дар, который нужно прятать от глаз и рук посторонних туда, где их бы не могли достать. Я знаю, что ларь или сундук с волосами Пери был подвешен мощными цепями к кольцу в вершине купола того здания, которое сейчас именуется мавзолей султана Санджара. В связи с трагической кончиной султана дворец не был достроен, но и то, что уже было создано поражало великолепием современников. В этом здании и похоронили султана, а Пери долгие годы охраняла его прах.
+++Султан Санджар со слезами просил ее: «Я умру, если не увижу тебя». Исчезая в облаках, птица ответила: «Если захочешь увидеть меня, ты должен построить в центре города самое высокое!!! И самое красивое здание. На вершине купола оставь отверстие. Каждую пятницу я стану заглядывать в него, а ты сможешь увидеть меня. Так, благодаря небесной пери был построен этот мавзолей»+++Это дополнение из какого-то другого повествования, т.к. здесь обиженная Пери обратилась в птицу и ей не нужна мечеть.
•******************************************************************
• Из песни «Ты - не ангел…»
*** Никогда в жизни я не брошу камень в то мое, наше прошлое (всегда низкий поклон и благодарность, можно говорить что угодно, но мои родители внушили мне главное: если бы не то/это «время СССР» - не было ни их, ни естественно бы меня), а современность всегда диктует необходимую ей реальность.
*** Пери - красавица, фея, волшебница, обычно добрые духи женск. пола, способные летать и творить чудеса, в литературе - образ возлюбленной. По мусульманскому учению, джинны – это нейтральные духи, которые могут быть и "верующими" или, собственно, покорными Аллаху, и "неверующими", т.е. отвергающими его. Мухаммед, как Пророк, обращался не только к людям, но и к джиннам. Это же можно отнести и к Пери (разновидность).
--- Важное место в бактрийско-маргианском пантеоне занимают женские персоналии. Например, изображение стройной крылатой женской фигуры в окружении хищных зверей и птиц, преимущественно орлов. Это - хорошо известные в ближневосточных религиозных системах «хозяйки» животного и пернатого мира. Как правило, на печатях (в т.ч. и на золотых) изображающих их, «хозяйка» располагается в центре всей композиции, а у ее ног – пары львов, пантер (часто крылатых) в униженной позе, иногда вперемешку с геральдическими орлами. Наличие у многих «хозяек»…… крыльев несомненно указывает на их божественное происхождение. Подобные персоналии известны в Месопотамии, но там они всегда борются с хищниками, в то время как в Бактрии и Маргиане демонстрируют свое явное превосходство. Не исключено, что перед нами образ зороастрийской богини Анахиты, выступающей в Авесте в качестве хозяйки всего сущего на земле.
(В.Сарианиди. «Маргуш. Древневосточное царство в старой дельте реки Мургаб». А.TDH 2002).
Наличие крыльев – художественный прием сказать о том, что изображенная женщина умеет летать(устно можно объяснить как: в случае с пери – просто передвигаться по воздуху). Думаю, что сведения о Пери выросли из некогда общеизвестных знаний зороастрийцев. Со временем культовые и обрядные стороны этой религии превратились в мифы и легенды тех народов, которые снова и снова приходили и расселялись на территории некогда известной как государство Маргиана. Ну а артефакты, все те находки, свидетельства богатейшего культурно-исторического наследия, которые попадались людям в этих местах, не давали угаснуть и знаниям и воображению.
***См. Словарь «Восток дело тонкое…. «О даре Гер-Оглы понимания 72языков».
***Ахмад - с арабского «Самый прославленный, хвалимый»; первоначальное имя будущего Пророка Мухаммеда. Если я не ошибаюсь Мохаммед можно понимать как: над всеми Ахмадами – Ахмад (превосходная степень).
*Надгробная надпись в мавзолее Султана: « Это место облагорожено останками того, кто именовался султаном Санджаром, из потомков турок-сельджуков… Был он в свое время справедливым как Александр Великий, был он покровителем ученых и поэтов и был принят в мир ислама в состоянии процветания и счастья, благодаря наукам и искусствам». (А.Семенов. «По закаспийским развалинам»).
***Под термином « Чудо» (в арабском языке это слово «му’джаза». Оно образовано от глагола «а’джаза» и означает «делать неспособным, т.е. слабым, бессильным») во всех толкованиях Корана - понимается что-либо, что не способен сделать обычный человек, т.е. как отличительная способность Пророка (с оговорками: не все, что содеяно Пророком - есть чудо, многое – знамение. Главное чудо для мусульман – «Коран»).
*** Если я не ошибаюсь после ослабления Арабского Халифата многие султаны(с позиции силы, естественно) получили и право духовной/религиозной власти в собственном государстве.
***Мусульмане облагородили это сказание: не царица сама напросилась, но Сулейман послал к ней сватом Удода, очень смышленую птицу.
*** По поверью, Сулейман обладал чудодейственной силой, был повелителем не только людей, но и стихий природы и мифических существ.
Непонятные термины и толкования можно в более расширенном и полном виде найти в моем словаре «Восток дело тонкое…».
27 Апрель 2013