"Asly nurdan" - "Луч предков".
В качестве пояснениям ко всем моим работам - концентратам из больших трудов известных ученых историков. В память о моем прадеде МоллаРозы(из афганских эрсаринцев).
*По одному из преданий «наследников Огуз-хана (был он сам «одной кости» с монголами), попавших в Мавераннахр, таджики сначала называли тюрками. Через пять-шесть поколений под влиянием климата подбородки у них постепенно стали короткими, глаза – большими, лица – маленькими, носы крупными. …Таджики увидели их и назвали тюрками, а прежним тюркам дали имя тюркманенд, что значит: похожий на тюрка. Простой народ не мог выговорить тюркманенд и говорил туркмен». Абульгази Боходур хан «Родословная туркмен». ок.1660г. (Умнейший/хитрейший человек своего времени, милейший Абульгази Боходур хан после восшествия на престол быстренько удалил всех туркмен, занимающих ключевые посты и доходные места в «своем» государстве, избавился от всех соперников/претендентов на власть, которых они могли поддержать, а затем соизволил после нижайшего прошения написать «Родословную туркмен», для них же, чтобы те не забывали кто они и откуда. «Родословная тюрков» осталась не завершенной.)
"Из всех уннов они одни белы телом и не безобразны лицом" Прокопий хорошо знал кочевых гуннов Причерноморья с их ярко выраженной монголоидностью, которая ему, как и Аммиану Марцеллину и Иордану, представлялась верхом безобразия
…эфталиты - это горцы, а отнюдь не степняки, что Согдиану(территории современногоУзбекистана) они захватывали(!!!), следовательно, с юга и что пришлый компонент сросся с местным задолго до того, как возникла этнополитичсская целостность, называемая ныне эфталиты. …
….Среднеазиатские эфталиты подверглись тюркскому влиянию…
…соприкоснуться с персами в районе Гургана(Гурген, область на севере Ирана, которая досталась ему после разгрома эфталитов и населена она в т.ч. и туркменами Атрек и Гурген – родина Махтумкули).
Туркмены Абдалы – «официально» прямые потомки эфталитов. О.Сулейменов в своей книге «Аз и Я» объясняет озвончение глухих согласных и переход ф-п, например: фирман – пирман (указ), фиал – пиала и т.д.
В связи с приведенными выше высказываниями у меня вопрос к Абульгази: зачем туркменам было нужно ждать пять-шесть поколений и надеяться на помощь климата (особенного), чтобы приобрести тот вид который все равно и по сей день имеют туркменские племена (и поколений уже после «новых турмен» и «туркмананден» прошло немало, и климат был разный и «добрый к ним, и злой») - неужели только ради приобретения имени. Среди туркмен есть и высокие блондины со светлыми глазами(причем «стопроцентные», чистокровные туркмены), с прямыми носами, курносыми , большими (персидскими) и «картошками», рыжеволосые и темноволосые, пропорционально сложенные с большими и не очень глазами и не большими головами, маленькие, сухощавые большеголовые или не очень, но скуластые и с узкими глазами (просто вылитые Тамерланы с реконструированного портрета), в общем внешний вид современных туркмен – различен, но соответствует, практически всем видам племен, наций и народностей потомки, которых и составляют ныне общность (переросшую в национальность) – туркмены. И почему именно таджикам обязаны туркмены своим самоназванием, куда смотрели и почему молчали узбеки, например, киргизы или казахи, не говоря уже о вечных соперниках персах, тоже ведь соседи. Интересно, что узбек(ничего личного, никакого осуждения или возмущения – простой интерес здравомыслящего) пишет родословную туркмен (пусть даже и по «их просьбе») и ссылается на таджиков, а у самих узбеков никаких воспоминаний о пришлых наследниках Огузхана (который должен быть похожим на них, потомков Чингизхана, как объявил о себе и своем народе Тамерлан) не осталось? А сами таджики почему-то не решились опубликовать «свои воспоминания». Хазары, соседи по Хазарскому морю (Каспийское) «канули в Лету», но м.б. у них тоже какие-нибудь сведения имелись. В 1669г.(через девять лет после написания «Родословной туркмен») Разин попытался разгромить трухменские(!) улусы, так, что Русские тоже о соседях знали, кстати и называли(официально - трухменцы) их на свой лад(а почему ?, причем до прихода Советской власти). Спасибо уйгурам, списали(первоисточник?)на своем языке «Огуз-наме» (сказание о жизни Огуза – предка всех туркмен) и сумели сохранить в Парижской национальной библиотеке.
(Извечная !) Гордость туркмена заставляет его быть обязанным самому себе даже в истории своего самоназвания. Вот почему туркмены ищут и собирают по крупицам из всех возможных источников знания о своей родословной, истории своих предков. Тюрк Иман (Тюрк-Асыл - род, предок; Иман - луч (света, солнца). Тюрк Иман - Туркмен - так можно понимать: "Asly nurdan" (с давних времен - "Луч предков"). Так произошли на земле туркмены.(С.Туркменбаши «Рухнама»).
История одних из предков туркмен.
ЭФТАЛИТЫ (в исторической литературе их иногда называют еще: «Белые хунны»).
Несмотря на то, что полемика по эфталитской проблеме продолжается уже 150 лет, мы по-прежнему не знаем ни происхождения эфталитов, ни языка, на котором они говорили.
…нужно признать (Гумилев Н.), что эфталиты были не среднеазиатскими степными кочевниками, а горцами Памира и Гиндукуша.
"Хотя эфталиты народ Уннского племени, но они не смешаны и не сносятся с известными нам Уннами, ибо ни смежной области у них нет, ни вблизи от них не живут"
(Прокопий Кессприйский История войн римлян с персами). "Из всех уннов они одни белы телом и не безобразны лицом" Прокопий хорошо знал кочевых гуннов Причерноморья с их ярко выраженной монголоидностью, которая ему, как и Аммиану Марцеллину и Иордану, представлялась верхом безобразия
Монеты, приписываемые эфталитам, имеют легенды на брахми и пехлеви , титулы же, имена собственные и географические указывают на тесные культурные связи с Ираном и Индией . Что же касается титулов, совпадающих с тюркскими (тегин, ябгу), то они скорее заимствованы тюрками у эфталитов, чем наоборот, так как с тюркского языка они не читаются.
Пелио правильно отметил, что нет никаких оснований считать эфталитов тюрками, и в дальнейшем, когда они столкнулись друг с другом, тюрки никак не считали эфталитов сколько-нибудь похожими на себя.
….мы не можем точно сказать, на каком языке говорил народ, но знать и городское население говорили по-персидски (см. Ибн-аль Мукаффа и Мукадасси). Именно поэтому возникло прозвище эфталитского царя - Хушнаваз .( По легенде, прозвище Хушнаваз было дано эфталитскому царю за то, что он, будучи влюблен в одну из придворных дам, так хорошо играл для нее на струнном инструменте навазе, что соловей прилетел и сел на струны . Неважно, насколько справедлива и точна легенда: Хушнаваз - слово персидское и общеупотребительное, означающее: искусный музыкант).
….в Бадахшане в районе Файзабада находится долина Ефталь . Это богатая долина, с прекрасным климатом, но ныне приходящая в запустение, так как река, протекающая через нее, углубила свое дно, так что она теперь течет в глубоком ущелье. Стало затруднительно брать из нее воду для орошения, и сады пропали, остались только богарные поля, от чего, естественно, сократилось население, ибо сады не могут прокормить большое число людей . Ныне в долине Ефталь живет всего около 12 000 человек. От окрестных жителей они отличаются белым цветом лица и говорят на персидском языке, но "предками своими считают афганцев и являются наиболее храбрыми среди афганских племен" . Район долины Ефталь носит название Хафталь, и А. А. Семенов высказал предположение, к сожалению оставшееся незамеченным, что это название дано еще эфталитами….. Обратимся к антропологии горной страны Памира и Гиндукуша, где, по историческим данным, базировались эфталиты. Подавляющее большинство населения там принадлежит к памиро-ферганской расе, но одно из четырех патанских племен - африди - рыжеволосы и голубоглазы. Этот тип часто встречается среди афганцев, памирцев и редко среди горных таджиков . Попытки объяснить это альбиносизмом , которые делались 30 лет назад, явно не состоятельны. Тут скрещение двух расовых типов, точнее, двух рас II порядка…
В Кушанское время, I - II вв., одна из ветвей этого племени, хуа, поселившаяся в долине Ефталь, получила новое имя: йеда (китайское), ефталиты (греческое), хайталь (арабское) от названия долины или от имени первого вождя. В конце IV в, это уже организованное племя, а в начале V в. государство с претензией на гегемонию во Внутренней Азии и Индии. Надо думать, что в эпоху их расширения и политического господства название "эфталиты" распространялось на всех подданных эфталитского царя, как это постоянно бывает в Азии, но с падением державы оно осталось за жителями долины в окрестностях Файзабада
…куда девались эфталиты, имевшие такое широкое распространение в V - VI вв.? Среднеазиатские эфталиты подверглись тюркскому влиянию, индийские - вошли в состав раджпутов, а оставшиеся в горах сейчас считают себя афганцами. Как народ они перестали существовать после тюркского погрома 567 г.
…………………………………………………………………………..
..после 468г. ….Самое любопытное в дальнейших событиях - то, что дошедшие до нас персидские и армянские источники (армяне были в то время подданными Ирана) ничего не сообщают о ходе войны на восточной границе. Учитывая неизбежную тенденциозность средневековых хронистов, следует предположить, что война была для персов неудачной и патриотически настроенные авторы предпочитали о ней умалчивать. Лишь у Лазаря Парбского мы читаем фразу: "В мирное даже время никто не мог мужественно и без страха смотреть на эфталита или даже слушать о нем, не то что идти на него войной открыто" . Очевидно, упомянутое выше изменение границ связано с контрнаступлением эфталитов, которые в 70-х гг. V в. выбили хионитов из Согда и, надо думать, овладели территорией современной Туркмении, так как иным путем они не могли бы соприкоснуться с персами в районе Гургана, потому что Хорасан продолжал оставаться персидским. Таким образом, эфталиты обошли персидские укрепленные форпосты с фланга и заняли Дахистан , позицию, позволявшую им в любой момент ворваться во внутренние области Ирана.
Горго (Джурджан) стал восточным оплотом Сасанидской державы, и границы ее чрезмерно сузились. Именно эта причина повела к возобновлению войны ]. В 482 г. шахиншах Пероз с многочисленным войском попал, вернее, был заманен в глубокое ущелье, замкнутое тупиком. Узкий вход в ущелье эфталиты преградили отборным отрядом, и все персидское войско оказалось в ловушке без пищи и воды . Среди персов воцарилось уныние, но эфталитский царь Хушнаваз оказался весьма гуманным и умеренным. Он предложил Перозу мир на таких условиях, которые тот с восторгом принял, скрепив клятвой. Однако клятву Пероз нарушил, возобновив войну в 483 или 484 г.
На этот раз персы двинулись через степь. Эфталиты выкопали длинный, широкий и глубокий ров с узкими перемычками и замаскировали его, создав род волчьей ямы. Затем их легкие отряды заманили персов к этому месту, причем вся остальная эфталитская армия стояла за рвом.
Преследуя бегущий эфталитский авангард, персы развернутым строем ударили на эфталитов, и первые ряды попали в ров, не будучи в состоянии сдержать разгоряченных лошадей. В числе погибших оказался шахиншах со всеми сыновьями. Оставшиеся в живых потеряли бодрость и сдались в плен ]. Наследник Пероза, Кавад, вынужден был согласиться на уплату дани. Она выплачивалась два года. ***
….В 494 г. эфталиты вторглись в Иран, восстановив на престоле ранее свергнутого законного шаха Кавада. За это им было заплачено золотом. В дальнейшем между персами и эфталитами царило полное согласие, и эфталитские стрелки сражались с византийцами в рядах персидского войска
К началу VI в. Торамана(царь эфталитов) занял большую территорию в Северо-Западной Индии и добрался до Центральной Мальвы. Лишь в 510 г. он был побежден правителем империи Гупта Бханагултой.
Перед началом своего расцвета государство эфталитов охватывало горную страну по обе стороны Памира, а именно области: Синд, Бост, Ар-Рохадж (Арахозия), Забулистан, Тохаристан, Дардистан, Кабулистан, Индийские земли и Арахозия были добыты эфталитами в результате удачных войн, а горные долины Тянь-Шаня и Хотан - одним походом 495-497 гг., после чего эфталиты стали гегемонами Средней Азии. ( Эфталиты были народом воинственным, но немногочисленным!!!).
… Остается только одна возможность - признать горный узел Западного Припамирья родиной эфталитского народа, источником его мощи и цитаделью его культуры. Откуда бы ни пришли предки эфталитов в долину Ефталь, эфталитами они стали именно в ней.
**********************************************************
*Недавно(!) открытая замечательная фреска на Афрасиабе (Самарканд), согласно определению В. А. Лившица (личное сообщение), изображает эфталитское посольство, прибывшее в Самарканд из Термеза, т. е. с юга.(Статья опубликована "Вестник древней истории", 1967, No 3, стр. 91 - 98.к вопросу о «недавно»).
*** Балями передает подробности этого похода несколько иначе. По его версии, персов заманил в бесплодную пустыню лазутчик, намеренно искалеченный(!!!) для внушения доверия персидскому шаху. Этот рассказ полон литературных реминисценций (ср., например, с легендой о взятии Дарием Вавилона при помощи Зопира) и невероятен по подробностям, тогда как Прокопий сух и деловит. (См.: Zotenberg H. Chronique de Tabari, tr. Sur la version persane d'About-Ali Mo'hammed Bel'ami., т. II, стр. 131 - 137). Дестунис Г.С. Сказания Приска Панийского., стр. 35 - 38. Этот рассказ тоже повторен у Балями с некоторыми несущественными деталями, вероятно, вымышленными в целях назидания (Zotenberg H. Chronique de Tabari, tr. Sur la version persane d'About-Ali Mo'hammed Bel'ami., т. II, стр. 139 - 142). Ниже он прилагает рассказ о третьем походе, которым якобы с помощью лишь военной демонстрации была достигнута полная дипломатическая победа. Этот рассказ не подтверждается другими источниками и, видимо, является патриотическим вымыслом (там же, стр. 142 - 144).
***** я попытаюсь изложить свой взгляд на эти дополнения в своей работе «Путь змея на скале»(1), в связи с тем, что в походах персов на страны саков и массагетов(скифов) тоже присутствует обязательный «Иван Сусанин» обязательно искалеченный, которому в «очередной раз доверчивые персы(!) вверяют свою жизнь и судьбу похода»!!!.(О.Розыева)
По материалам работ Н.Гумилева «Эфталиты и их соседи в 5в.»( и» Эфталиты - горцы или степняки».
Апрель2013