Жизнь испанца Мануеля Родейро.
на фото мой папа Маноль по ссылке
http://kostroma1941-45.3dn.ru/publ/vypuskniki/rodejro_perejra_m_kh/3-1-…
Данная работа будет большой и будет освещать малоизученную тему Испанцев воненных моряков в СССР.
В ДАННОЙ РАБОТЕ Я НЕ БУДУ ПОКА ОСВЕЩАТЬ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА НАД ИСПАНСКИМИ ДЕТЬМИ, ПРИБЫВШИМИ В ТЕ ГОДЫ В СССР ЗА ПОМОЩЬЮ.
Я НАПИШУ КАК НАД ИСПАНЦАМИ-КОММУНИСТАМИ ИЗДЕВЛСЯ СТАЛИН. (МОЖНО БУДЕТ ПРЕДСТАВИТЬ, как он издевлся над жителями РОССИИ!!!)
Первая статья о моем отце опубликованнна в газете ИНФОРМПРОСТРАНСТВО. ИЗРАИЛЬ, ПОДПИСЬ ПОД ФОТО В ГАЗЕТЕ НЕ ВЕРНА, он не КОРОНЕЛЛИ, а РОДЕЙРО-ПЕРЕЙРА МАНУЭЛЬ ХЕСУС.
и ее можно порочитать по ссылке
http://www.informprostranstvo.ru/N06_2008/korni.html
Жизнь испанца Мануеля Родейро.
http://coronelli.ucoz.ru/Sound_files/Manule_Rodeiro-Pereira.mp3 - "Голубка" на испанском в исполнении моего Папы и его сестер.
Похолодало на девятое,
И майский снег засыпал кровли.
Черёмуха застыла смятая,
Упав в хрустальные ладони.
Так, медный колчедан из тигля,
Вернётся платиновой кромкой,
Алмазная слеза – позёмкой
Укроет ёлочные иглы.
И похоронка в чёрной рамке
Над журавлиными полями…
И мать заплачет над ребёнком,
А пламя гибельно и тонко.
Старик, ты слушаешь сутулясь,
Сапог бомбежку по брусчатке,
Так молодости отпечатки
Уходят в неизвестность улиц…
Похолодало на девятое,
И майский снег засыпал кровли.
Черёмуха застыла смятая,
Упав в хрустальные ладони.
ДЖУЛИЯ КОРОНЕЛЛИ
Родейро-Перейра Мануэль Хесус был внешне чем-то похож на знаменитого испанского диктатора Франциско Франко. Он родился в том же городке эль Ферроле, что и диктатор, только девятнадцатью годами позже, в 1911 году. Как и Франциско, Мануэль Родейро воспитывался без отца. Его отец Мануэль-старший – работая в Испании, и не имея достаточно средств прокормить жену и семерых детей, был вынужден уехать на заработки в Америку. Но жизнь в эмиграции оказалась совсем не простой, и его жена Мария, порой, не получала от Мануеля-старшего ни только денег, но даже писем. Тринадцатилетний Мануэль Хесус стал единственным мужчиной в семье. В шестнадцать лет, он сделал свой первый выбор, как ему казалось, навсегда определивший его судьбу: Родейро поступил в военно-морскую академию, где служил на кораблях «Наутилус» и «Галатея», сначала – юнгой, а затем, по окончании, получил звание унтер-лейтенанта.
«Галатея» – судно легендарное, первоначальное название «Гленли», трехмачтовый барк водоизмещением 1 613 тонн, было спущено на воду 3 декабря 1896 года, в порту шотландского города Глазго. В 1899 судно приобрела Турция, а в 1922 году – военно-морской флот Испании в качестве учебного судна. «Галатея» ходила по морям до 1969 года. На её борту постигало обучение множество будущих морских офицеров Испании. В настоящее время «Галатея» – корабль-музей.
По окончании академии Мануэль Родейро продолжает службу на испанском флоте при Штабе Эскадры. Казалось, молодому человеку была уготована блестящая карьера морского офицера, но в дело неожиданно вмешалась политика.
12 апреля 1931 года в Испании происходит революция, в ходе которой король Альфонсо XIII передал свою власть временному правительству. Международная обстановка тех лет, также не отличалась стабильностью. Испания была вовлечена в политическую игру иностранных держав за мировое господство. От одних имен мировых лидеров тех лет становится тревожно на сердце: Адольф Гитлер, Бенито Муссолини, Иосиф Сталин.
Мог ли девятнадцатилетний юноша, имея опыт работы каменщика и службы на военно-морском флоте разбираться в политике? Безусловно, нет. Зато именно таким девятнадцати-двадцатилетним была отведена роль стать солдатами Великой Войны за призрачно-кровавые идеалы утопистов. В 1936 году аграрная, едва вышедшая из средневековья Испания погрузилась в пучину братоубийственной войны. Крестьяне, ремесленники, аристократы воевали, как им тогда казалось, за «прогрессивные» идеи фашизма и коммунизма. Портреты Гитлера и Сталина вызывали у испанцев чувство гордости за свою страну, приобщенную к мировой борьбе.
К сожалению, в то время не только испанцы, но и большинство европейцев не верило в то, что совсем скоро мир будет стоять на грани катастрофы, ведь всего через несколько лет Европу окутает дым и смрад войн.
Из собственноручно написанной автобиографии Родейро-Перейра Мануэля Хесуса мы заем что: «В период с 1936-го по 1937 год он воевал в республиканском Военно-Морском Флоте Испании. В 1937 году по спецзаданию добровольно был командирован в СССР на военно-транспортном теплоходе «Августин» в город Одессу. В 1939 г. по собственному желанию остался в СССР и пошел работать на завод им. Марэтти в городе Одесса, в качестве ученика токаря».
Теплоход «Августин», точнее «CABO SAN AGUSTIN» был гордостью испанского судостроения. Спущенный на воду в 1931 году, снабжённый мощными британскими двигателями, он мог развивать скорость до 16 узлов. По первоначальному замыслу корабль предназначался для грузовых и пассажирских перевозок через Атлантику из средиземноморских портов Испании в Южную Америку. На теплоходе преобладали каюты класса «люкс», была своя пекарня. Судно имело огромный успех и в дальнейшем предполагало верно, и славно служить испанскому флоту. Но, увы, как и в случае с его отличным учеником – морским офицером Мануелем Родейро, коварная политика повернула судьбу корабля на совершенно неожиданный, тяжёлый и кровопролитный курс. На судне разместили замаскированные артиллерийские орудия, и оно стало выполнять двоякую роль: перевозку военных грузов и вспомогательную поддержку крейсеров.
Странно, что в автобиографии Мануэль Хесус не упоминает свое пребывание в городе Феодосия, где он познакомился в Клубе Офицеров с будущей супругой Валерией Коронелли, происходившей из старинного рода испанских дворян, обосновавшихся в Феодосии в 19 веке. Возможно, Мануэль Хесус не хотел вспоминать, что в это время содержали под стражей, а после, расстреляли по обвинению в шпионаже отца Валерии Коронелли – главного экономиста Феодосийского порта Виктора (Антона) Викторовича Коронелли.
27 января 1939 года у Маноля и Леры (Валерия Викторовна Коронелли) в Феодосии рождается дочь Анхела, названная так, в честь его лучшего друга, прибывшего с ним на одном теплоходе, Анхел Грандал Коралл, речь о котором в нашей статье пойдет ниже.
Трудно, сейчас что-либо сказать о событиях, происходивших в 1938 году, но ясно одно – некая растерянность молодого человека в неизвестной ему стране: тут и любовь и рождение дочери от жены, отца которой расстреливают, как врага народа, словно в СССР такая же Гражданская Война, как и в Испании. К чести Родейро, жену он не бросил, как часто тогда поступали в России, более того воспитывал её трёхлетнего ребенка Евгения от первого брака, как родного сына.
Надо заметить, что все испанцы, попавшие в СССР, до конца своих дней оставались людьми закрытыми. Даже ближайшим родственникам ничего не сообщали о работе или службе. На вопросы отвечали предельно сухо: «Прибыл. Служил. Был эвакуирован», что странно даже для русских офицеров, которые, несмотря на запреты, тайком говорили о своей судьбе.
Это уже в мирное время Мануель Родейро предавался воспоминаниям об Испании, и рассказывал любимой и единственной внучке Юлии, которую Маноль и Лера считали своей дочерью, поскольку, воспитали внучку от сына Валерии с года: «Когда я был маленький, моя мама Мария посадила меня, четырехлетнего на коня, хлестнула его кнутом изо всех сил и крикнула: «Держись, Маноло! Вот и держусь с тех пор», – смеялся он и ребенок воспринимал папины рассказы, как сказку.
Сейчас, читая материалы по истории испанской эмиграции, понимаешь, что это был – «стон души», когда не можешь сказать правду, но и молчать уже не в силах.
Работая над статьей, мы решили открыть крымские газеты тех лет и почитать, что в них писали об испанцах и «врагах народа». Найти их не составляет труда; Феодосийской газета «Краснознаменный портовик», издававшаяся при Феодосийском порте за 1938 -1939 годы, сообщала о процессе над троцкистами, проходившем тогда в Москве, о собрании трудового коллектива порта, единогласно осудившего «троцкистов». Однако, ничего не сообщала об аресте в конце 1937 года начальника Феодосийского Порта Монцеводо Леонида Фомича, как участника правотроцкистской группировки. Даже слов осуждения не было. Словно, и не было никакого товарища Монцеводо.
Также в газетах отсутствуют всякие упоминания о пребывании испанских коммунистов в Крыму. Из номера в номер «Краснознаменный портовик» публиковал сводки военных действий в Испании, карикатуры на Франко, интервью с испанскими летчиками. Мадрид, Барселона казались читателям какими-то безликими. Это и есть – тоталитаризм. Человек – ничто, а коллектив, мировая борьба – это существенное и настоящее. У человека не было права даже быть «негодяем» и «предателем». Людей нет, есть события. Если вы любите, обижены о вас газеты не напишут, а «если завтра война, или завтра – поход», не беспокойтесь, газеты вам об этом напомнят. Одним из таких напоминаний было краткое сообщение на страницах, нами упомянутой газеты, об открытии в Ростове-на-Дону филиала Горьковского автозавода им. В.М. Молотова.
В 1939 году вместе с другими испанцами, оставшимися в Одессе и Феодосии, Мануэля Родейро перевели в город Ростов-на-Дону, где он работал до начала войны, учеником токаря на Автосборочном Заводе «Сельмаш». Именно на этом заводе был налажен выпуск знаменитых «полуторок» или грузовиков «ГАЗ-ММ», производимых по лицензии американской компании «Форд». «Полуторки» известны нынешнему поколению, благодаря многочисленным старым фильмам о Великой Отечественной войне. Первые машины «ГАЗ-ММ» выпущены заводом в апреле 1939 года. За один день завод производил до ста грузовиков! Но чего это стоило работавшим там людям?
Мануэль Родейро-Перейра, до самых последних дней, никогда не жаловался на свою жизнь и лишь из книги известного исследователя испанской эмиграции в СССР А. В. Елпатьевского (1931 – 2010) «Испанская эмиграция в СССР начала 1930-х годов» мы узнали подробности условий работы на том заводе.
Высококвалифицированных специалистов: моряков, механиков, каменщиков, зубных техников заставляли работать учениками электриков и токарей на сдельной оплате труда. Вот, что сообщает о капитане и главном механике теплохода «Августин», на котором прибыл Мануэль Хесус в СССР, испанский эмигрант Э. Кастро:
«Первый, сорока шести лет, работал как ученик электрика, второй, имевший много лет стажа морского механика, работал учеником токаря. Родные первого затратили много средств, чтобы он мог переехать в Америку, но ему не давали выездной визы. Второй, единственно, о чем просил, чтобы ему дали работать по профессии».
Люди смиренно работая у станков, не могли выполнить производственную норму из-за низкой квалификации. На заседаниях ВЦСПС регулярно обсуждался вопрос о выплате им дотаций до прожиточного минимума. Но не стоит забывать, что это был прожиточный минимум СССР 39-го года. Очутившись на грани голода, в общежитиях, где жили блохи, испанцы смотрели на смерть своих малолетних детей, которые родились у них от русских жен, с которыми они познакомились два-три года назад, впервые оказавшись в СССР. Родейро повезло, его дочь Анхела и приемный сын Евгений выжили.
Началась Великая Отечественная война. 3 октября 1941 года, совершая рейс из Новороссийска в Севастополь, в результате торпедной атаки немцев, затонул теплоход «Августин», переименованный в 1939 году в «Днепр». Надо отдать должное капитану «Августина» А.Н. Моргунову. Судно под его руководством уклонилось от пяти торпед, выпущенных противником. Шестая торпеда поразила цель. Большинство членов экипажа спаслось на тральщике «Якорь», сорок человек из экипажа погибло. Есть в этом что-то символическое, в судьбе Маноля. Словно, «все мосты назад были сожжены».
В начале войны в 1942 году автосборочный завод, вместе с работавшими на нем испанскими эмигрантами, срочно эвакуировали вначале на Северный Кавказ, а после Талдыкорганский район Казахстана. Испанские беженцы провели два месяца в не отапливаемых эшелонах, температура воздуха в которых опускалась до минус тридцати градусов по Цельсию. Жена Маноля Валерия Викторовна очень боялась потерять детей. Если ей надо было во время краткосрочных стоянок покинуть поезд, то выходила только с детьми. Если отстанут от поезда, то все вместе. По прибытии в Казахстан, испанцев ждала трудная работа на шахте, но и это было не самое страшное.
Поезд остановили ночью в неизвестном ауле, и комендант-татарин скрыл от начальника поезда, что тут останавливаться нельзя, поскольку эпидемия кори унесла всех детей до 3-х лет. Беда усугублялась тем, что не было никакой медицинской помощи, малыши умирали, или выздоравливали сами. Среди погибших была и трехлетняя дочь Маноля и Леры Анхела Родейро, которую пришлось там и похоронить. Сам Маноль в это время не мог работать из-за тяжелой неизвестной болезни. Говорили, что – малярия, но все симптомы указывали на холеру.
Далее вспоминает Э. Кастро: «Испанские беженцы очутились в жалкой ситуации. Большое число «коллективов», выехавших с Украины в первые дни войны, находились более двух месяцев в поездах, живя на платформах при температуре более 30 градусов ниже нуля. Таким способом они очутились в Сибири. Большая их часть не достигла конца путешествия. В Азии положение страшное. «Компесино» (прозвище, под которым в течение гражданской войны был известен Валентин Гонсалес, командир ударного батальона), сделался убийцей собак, чтобы продавать их мясо на рынках Ташкента. Другие оставались умирать, стремясь, по возможности собрать дерево, необходимое для изготовления гроба».
Полностью опубликую, когда будет напечатано в СМИ
Талды-Курганский район Казахстана. Моя мамуля родилась в Талды-Кургане. Судьбы у людей - разные...
Svest
пн, 23/04/2012 - 18:15
Джулия Коронелли
пн, 23/04/2012 - 23:57