КАК МЕНЯЮТСЯ ВЗГЛЯДЫ
ЯКОВУ ЭШКОЛЮ, секретарю кибуца «Нецер Сирени»
-----------------------------------------------
Мой взгляд*
-------------
Я себя вопрошаю пристрастно:
смог бы жить и работать в кибуце?
Внешне всё здесь картинно-прекрасно,
все здесь сыты одеты, обуты.
Но общественное производство,
быт общинный с общинной моралью,
что-то мне отдаёт пчеловодством,
сладощавою пасторалью.
По природе не единоличник,
плоть от плоти советской системы,
Я хочу всё ж, чтоб были отличны
друг от друга всегда мы и все мы,
и в трудах, и в словах, и в воззреньях,
кто-то хуже, а кто-то и лучше,
чтобы общностью нас в разуменьях
никакой идеолог не мучил.
* Писано перед поездкой в
кибуц « Нецер Сирени »
Прозрение
---------
Я не окончу век свой в пышной славе,
какой был осиян Иосиф Флавий.
И даже чтя историю кибуца,
мне в кеды борзописца не обуться
и не одеть кольчуги летописца,
известностью при этом не напиться.
А потому тщеславья не лишённый,
я, всё же проявляя в меру скромность,
словами выражаю чувств огромность,
увиденным в кибуце обожжённый.
- \ -
Двадцать шестое декабря.
Температура – плюс тринадцать.
Дождь моросит и фонари горят.
Бейт-Шемеш начинает просыпаться.
Шабат похож на остальные дни.
Идут с утра мужчины в синагогу.
А мы, безбожники, нацелились в дорогу
в кибуц какой-то «Нецер Сирени».
- \ -
«Кибуц», как слово, или как понятье,
в моей душе рождает отторженье:
ведь мы, советские, имели счастье
быть в коллективном услуженьи.
Колхозы знаем мы не понаслышке.
Кой-где бывали крепкие хозяйства.
Но чаще – пьянь и мелкие воришки,
секретарей партийных краснобайство,–
служак идеологии ничтожной,
которой я был тоже слепо верен,–
не понимал, что где-то есть, возможно,
и мир другой, и путь к нему измерен,
и в нём другой идеи отраженье,
и в нём идеология другая,
и у людей другое отношенье
к себе, друг к другу, и мораль такая,
что внешне выражена теми же словами,
как в наших манифестах и уставах,
но ею дышат и живут веками,
а не клянут печально и устало.
- \ -
«Кибуц», как символ общности стремлений,
идей, труда, финансов, доброй воли
в согласии при расхожденье мнений,
заботы общей о дальнейшей доли
своих детей и будущем кибуца…
Увидеть подсознанием всё это?!
Мне проще было зреть кобылу в бутсах
из-за слепого внутреннего вето,
вошедшего в нутро со школьной парты,
из строчек песен о вожде любимом,
о лучшей и любимейшей из партий,
о братстве нашем, вечном, нерушимом.
- \ -
Асфальт шуршал. Автобус плавно ехал.
А дождь всё моросил и моросил.
Столбы мелькали, как за вехой веха,
и наклонялись буквами в курсив.
За Рамле повернули с трассы влево.
Пяток минут вдоль вымокших садов.
И вот передо мной то, что довлело
во мне последних несколько часов.
Остановились. Вышли всей гурьбою.
Встречал мужчина; элегантен, мил.
Но чувствуется был потёрт судьбою.
И удивительно по-русски говорил.
Представился: «ЯкОв Эшколь, иль Яков.
Так будет проще. Здешний секретарь.
Здесь в кибуцЕ, считай полжизни с гаком.
Ещё работаю. Пока ещё не стар».
- \ -
Во мне всё закипело, забурлило,
как будто бы внутри варилась сталь.
Хотелось злость воткнуть, как шило в мыло:
«И здесь есть свой партийный секретарь!»
Но, Господи, как я ещё наивен!
Каков в суждениях совковый примитив!
И через час был сам себе противен,
в себе услышав новый я мотив,
как результат увиденного мною
труда чужого, коллективных сил.
Загадить злопыхательской слюною
возможно всё. Но мне ведь больше мил
свет истины, который мне открылся
в коровнике, в телячьем блеске глаз,
в столовой, где наелся и напился
и где я слушал Якова рассказ.
- \ -
«Нецер Сирени» – кибуца названье.
«Нецер» – «потомок» и «ветвь молодая».
Слово играет своим содержаньем,
внутренним смыслом на солнце блистая.
«Быть продолжению рода!» в нём слышно.
«Если есть корни, то листьям быть тоже!»
«Дерево срублено – грех, что так вышло,
но это не значит, что род уничтожен!»
«Жизнь продолжается, если есть Память,
если есть Вера и корни Традиций!»
«Горе, конечно, что старшие пали,
но ведь из праха их жизнь возродится!»
«Это мы сделаем!» – клятва звучала
узников бывших из Бухенвальда.
«Нецер» – в названье теперь означало
Вечность для тех, кто не вышел из ада.
А слово «Сирени – фамилия парня,
еврейского парня, сына Италии.
Был схвачен и он, и разведчик-напарник.
И немцы их вместе там расстреляли.
Одиннадцать выходцев из Бухенвальда
и шесть миллионов жертв Холокоста
в Израиле этот кибуц основали.
Какая духовность громадного роста!
Какая несломленность духа у нации!
Какая устойчивость древних традиций!
Отсутствие рабства в душе и прострации
позволит еврейству всегда сохраниться!
- \ -
Общественная собственность средств производства
по нравственности здесь совсем иная,
чем всё, что раньше видел я, и я не знаю,
как эта форма в экономике зовётся.
Но «наше» здесь не значит, что «бесхозно».
Оно синоним личному «Моё!»
Поэтому в реалиях возможно
забвенье слов «бездушие», «ничьё».
Здесь, не в пример колхозам и совхозам,
во всём общественный открытый интерес.
Поэтому не мучусь я вопросом,
как был достигнут нынешний прогресс:
компьютерная дойка и кормёжка
с анализом здоровья у коров
и равная доходная делёжка
с обеспеченьем быта стариков,
библиотека и Дворец культуры,
спортивный комплекс и мемориал,
полнейшее отсутствие халтуры,
незнанье слов «нажмёмся» и «аврал».
Здесь на кибуц, на общий накопитель,
работают дояр и музыкант,
историк, инженер, озеленитель.
\Невиданный в природе вариант!\
Здесь нет диктата личностной идеи,
ничто не делают здесь люди впопыхах,
и нет здесь места групповой вандее,
и коллективность здесь не на словах.
Мне в «развитом» моём социализме,
который строил и в котором жил,
который был мерилом нашей жизни,
которым раньше очень дорожил,
такое и не виделось воочию,
а если б увидал – захохотал.
ведь чудеса приходят только ночью,
когда изрядно выпил иль устал.
А наяву из книг соцреализма
и розовости пряного кино
лишь виделись мордашки оптимизма
залезших по уши в идейное дерьмо.
- \ -
Всё это вместе мозг мой оживило,
предубежденья вычеркнув внутри,
какой-то тумблер там переключило
и приказало памяти: «Сотри!
ненужность и убогость информаций,
заложенных в совковости ещё!
Способность в старости регенераций
всегда в себе приветствуй горячо!»
Что я и делаю сейчас, итожа
огромность чувств, рождённых там в кибуце.
И сам себе стараюсь улыбнуться,
и всем, кто был со мной в кибуце, тоже.
И Якову Эшколю благодарен
со всеми сокибуцниками разом
за то, что новый мир был там подарен
мне их кибуцем и его рассказом.
Исаак, преклоняюсь пред Вами. Так любить свой народ и свою землю - дано не каждому. Недавно встретил женщину. В разговоре она щеголяла фразой, что она последняя Донская казачка. Но рассказать о своей родине толком ничего не смогла, даже название станицы забыла. С теплом, Алекс.
Alex Ptica
вс, 15/01/2012 - 01:01
Спасибо, Алекс! Читаю про казачку и саркастически улыбаюсь: сколько их "патриотов", орущих про свою любовь к родине и не знающих о ней ни хрена, ни истории её, ни культуры, ни этнографии, ни географии!
isaknur
вс, 15/01/2012 - 19:40