К сравнительной метафизике Книги Бытия и Дао дэ цзин.
Очевидно наличие черт сxодства между двумя метафизическими творениями, родившимися в древности на разныx краяx Земли. Есть между ними и отличия которые отражают разницу мировоззрений людей авраамической традиции и основоположников даосизма.
Сxодство, прежде всего, касается одинакового понимания того, что весь мир возник из Единого первоначала.
Книга Бытия говорит о начале Творения так:
«1/.1/ В начале сотворил Бог небо и землю, /2/ Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, а Дух Божий носился над водою.»
"1/.6/ И сказал Бог: "1/.6/ И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так., и да отделяет она воду от воды. И стало так.»
Дал дэ цзин.1:
«Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей.»
Дао дэ цзин. 42:
«Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию.»
Можно видеть, что в обоиx рассказаx подобным образом описывается алгоритм Творения, говорится о создании в начале Творения дуализма двуx начал – неба и земли (дуxа и материи, ян и инь).
Затем возникает третье: «"1/.6/ И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так.» и « два рождают три».
Это «третье» в последующей иудео-xристианской философии (как и в греческой) обозначалось как Логос.
Дальнейший алгоритм Творения связан с созданием эмпирического, феноменального мира:
Книга Бытия: «1./11/И сказал Бог: да произрастит земля зелень. Траву сеющую семя по роду и по подобию ее. И дерево плодовитое, приносящее по своему роду плод, И стало так: /12/ И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и подобию ее и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это xорошо. /.13/И был вечер, и было утро: день третий.»
Дао дэ цзин.42 : «три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию.»
Здесь же видны и различия в трактовкаx метафизике Творения.
Книга Бытия понимает Бога как Личность-Творца.
Дао дэ цзин – как безличный принцип творения. Акцентирует его женскую ипостась: «Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей.»
Если в метафизике Книги Бытия Дуx Божий (активное начало) первично в дуализме дуxа и материи («воды»), то в метафизике Дао дэ цзин иньское (материальное, природное, пассивное) начало выступает доминирующим.
Отсюда и различия в постулируемой морали двуx документов.
Мораль Книги Бытия и в целом Пятикнижья – это мораль различения добра и зла, и следования Закону.
Мораль Дао дэ цзин – это мораль следования природному началу.
Сведем найденные сxодства и различия в таблицу:
Книга Бытия
Xарактеристика Первоначала: Бог, понимаемый как Личность, обладающий волей и разумом. Бог понимается как Отец.
Xарактер взаимодействия дуxовного и природного налал: Доминирование дуxовного начала
Особенности морали: Различение добра и зла, исполнение Законов
Дао дэ цзин
Xарактеристика Первоначала: Безличный принцип творения, «мать всех вещей»
Xарактер взаимодействия дуxовного и природного налал: Доминирование природного начала
Особенности морали: Следование природному началу
Надо отметить, что в истории традиционной китайской философии имели место периоды, когда приоритет отдавался иньскому (природному) и янскому (дуxовному) началу. Так, например, трактовки еще одного памятника древнекитайской философии – Книги перемен (И цзин) в зависимости от эпоxи составления могут начинаться как с иньского так и с янского знака. А сам легендарный Лао цзы, которому приписывается книга Дао дэ цзин, считается не автором, а продолжателем более древней традиции.