День Летучих Рыб
Сегодня был День Летучих Рыб.
Конечно, подспудно о нем помнили постоянно, однако за рутиной, за ворохом всяческих посведневных забот как-то подзабылось — все-таки не совсем это красный день календаря, не Новый Год или еще какой праздник. То есть день, конечно, необычный, но государственным праздником не считался никогда — так, мелким шрифтом рядом с датой приписано, как про новолуние или день рождения какого-нибудь никому не известного деятеля. Ну и вылетело из головы. Тем более, что выпал он в этом году на обычный вторник, самый заурядный рабочий день. Будильник прозвенел (точнее пропищал — у меня он электронный), как всегда, в семь утра, за окном было темно — конец сентября уже. Иногда День Летучих Рыб выпадает на его середину, а то даже и на самое начало — когда еще сравнительно тепло, и солнце не засиживается по утрам за горизонтом, и листья на деревьях лишь кое-где начинает прихватывать осенняя позолота... Ну а сегодня уже двадцать девятое, и то, что, выглянув в окно, я не заметил косых серых ниток дождя, связывающих шершавое пасмурное небо с искрящимся в свете автомобильных фар и уличных фонарей асфальтом - уже немалая удача.
Было ветрено, уходящие остатки вчерашнего шторма еще дергали тополя и березы в соседнем сквере за растрепанные пряди ветвей, и потому я не сразу заметил начало Дня Летучих Рыб. Для меня это было утро как утро: проснуться, привести себя в порядок после сна и собраться на работу.
К тому моменту, как я вышел из дому, солнце уже встало, но даже на автобусной остановке я не сразу сообразил — слишком погружен был в повседневные мысли, никак не пускавшие в мое сознание начало Дня Летучих Рыб. Так и переместился, погруженный, в брюхо вяло подползшего к остановке автобуса, и уплыл вместе с ним по вполне привычному рутинному маршруту, и всплыл на поверхность реальности только тогда, когда в боковое окно стукнулась первая летучая рыба.
А дальше пошло-поехало. Не успел я опомниться или хотя бы удивиться, как летучие рыбы забарабанили по автобусу со всех сторон — и по крыше, и по бортам, и в лобовое стекло, кажется, даже снизу в днище. Чешуя сверкала на солнце всеми цветами радуги, плавники и хвосты трепетали, казалось, пространство вокруг наполнено живыми переливчатыми слитками серебра. Водитель тут же затормозил и открыл двери, и все пассажиры высыпали наружу.
Вокруг, насколько хватало взгляда, люди праздновали День Летучих Рыб — с мешками, сумками, ведрами они суетились, хватая пролетающих мимо рыб и складывая их куда только могли. Рыба была самая разнообразная — от малюсеньких никчемных, но больно царапающихся уклеек до здоровенных кровожадно скалившихся щук и солидных усачей-сомов, похожих толстых генералов милиции в отставке. Мне показалось, что пару раз в толчее промелькнули стремительные торпеды тунцов, но, скорее всего, мне именно показалось — ну откуда в наших краям взяться тунцам? В основном люди набивали мешки и ведра тем, чего было больше всего — плотвой, карасями, окунями, лещами... Рыбы стремительно или не очень быстро пикировали с мгновенно ставшего пестро-сверкающим неба, перед самой землей притормаживали, и тут же падали, но ненадолго — потрепыхавшись, они набирали необходимый момент и взмывали ввысь, к немногочисленным облакам, откуда они снова спикируют сниз, когда придет подходящий момент. От некоторых следовало уворачиваться — от тех же могучих сомов например. Впрочем, это было несложно, ведь всем известно, что сом рыба неторопливая. Ловить рыб надо было либо в момент торможения, либо пока они трепыхались на земле, иначе удержать их было бы сложновато. Я слышал много историй о людях, которые умудрялись наловить взлетающей рыбы, и взмывали в воздух вслед за своими мешками, отпустить которые им не позволяла то ли жадность, то ли гордость, а может — и то и другое, вместе взятое. Кто-то, говорят, даже зашибся. Может быть, не знаю, сам такого не видал ни разу.
В общем, на работу я, конечно, опоздал. Пока насобирал рыбки, пока домой отнес (не на стройку же было ехать с охапкой щук и угрей)... По городу тоже сплошь пробки – все рыбу собирают, а то кто знает, хватит ли до вечера. В прошлом году День Летучих Рыб сильный был, всю ночь мусорщики работали, и в позапрошлом тоже, а вот лет шесть назад – совсем никчемный, полторы занюханных селедки на человека хорошо если получилось в среднем по городу насобирать.
Но главное, конечно, не запасы рыбные в каждом холодильнике, и даже не удовольствие от ловли-сбора рыбки. Главное – это блеск удаляющихся серебристых и золотистых силуэтов в глубокой синеве осеннего неба, перламутровые чешуйки, устилающие асфальт, и ощущение того, что вот только что произошло нечто волшебное, и не так уж важно, что даже в календаре это волшебство прописано мелким шрифтом, потому что сегодня - День Летучих Рыб, и теперь еще целый год можно будет жить ожиданием искристого осеннего чуда.