Исповедимость путей некондиционных.
Письмо к сюжету. 1 – Ницше.
[right]
\...\ Вы говорите, милая, Ницше увлекает масштабами? Помилуйте… Заратустра – это впечатляет, не спорю – только любуюсь. Вами, как мыслью, которая мне когда-то не принадлежала, а потом вдруг освоилась с моим существованием в чистом интеллекте и… по-прежнему мне не принадлежит. Так вот про масштабы – не про Заратустру. Заратустра был красив. Пока непонятно, является ли красота масштабом или самостоятельной величиной… Вы читали Библию? Да? А такие строчки находили: «Земля изменилась, как глина под печатью, и стала как разноцветные одежды…»? Представьте только, Базель 1871 года, зима, очень давно и очень много снега. («Время – это ручательство достоверному» - наш автор и так говорил). Вечер. Г-ну Фридриху Ницше почему-то нужны картинки с изображением Прометея. А вот Вам, наверное, нужна цитата? Слушайте или представьте: «После вечерней прогулки по зимнему снегу приятно разглядывать раскованного Прометея на заглавном листе». Какая собственная, какая роскошная Голгофа… Такой коктейль одиночества, интеллектуальной свободы, здорового скептицизма и способности оказаться скрытным в нужный момент. А теперь постарайтесь вникнуть: нужный момент для скрытности у Ницше выбран так же, как интеллектуальная Голгофа образного сопоставления отдыха и трагической мифологемы на титульном листе нераскрытой книги. Нужный момент для скрытности точно так же имеет свой образ, как имеет его ощущение приятной расслабленности после вечерней прогулки, и образ этот – любимый Вами Заратустра. Ведь достижение предела это, в какой-то степени, отдых. А Заратустра – это просто формулировка достижения предела. Предела во всём – будь то интеллектуальная и эмоциональная честность или физическое совершенство. И точно так же, как мучительно и неотвратимо долго длилась Голгофа Спасителя, Заратустра как формулировка достижения предела развернут во времени и идейном пространстве. Но это даже не литературный герой: у него нет пространства сюжета, который бы сам автор почитал бы как хотя бы возможный (не обязательно обладающий реальностью). Только идейное пространство – это пространство формулировки, но никак не образа. Тем и отличается умный человек от последовательного, что может придать идее впечатление объема. Очень умный человек может придать идее впечатление веса. Но она всегда остается всего лишь паузой, когда одно действие закончилось, а другое пока не наступило. Образ всегда связан с действием. Хотите чаю? Пруст, например, не понимал модного в его время увлечения сэндвичами и просто по привычке доверял доверчивой бисквитной болтовне шоколадного торта.
«Под ярмом Диониса шествуют пантера и тигр». Это та цитата из Ницше, которая мне нравится, потому что я представляю не ярмо, не шествие и не роскошных животных – мне представляется человек – умный и взрослый или, как бы у нас сказали, зрелый, - который, просто повествуя, рассказывая, вдруг совершенно по-детски, предательски раскрылся. Он сказал о том, что ему нравится и что – одновременно - находится за пределами желательной для него интеллектуальной конструкции. Также одновременно эта картинка не принадлежит в полной мере и реалиям греческой культуры. Это – другое. Это – в русле начальных рассуждений о «вопросе первого ранга и интереса», о «безусловности признака», а также – финальной мечты о «проснувшейся Брунгильде». (Когда же Брунгильда проснется? – примерно так…). Другая очень хорошая мысль: «Осторожность сбавляет красноречие». Вам нравится? Если стремишься к красоте, не надо бояться боли. Старейшие эллины боялись боли. И потому – выбирали пессимизм и трагический миф. Такая «добрая строгая воля». Знаете, чем отличается воля от песни? В воле отсутствует созерцание. О чём Вы задумались? Вам совсем не требуется принуждать себя к отказу от чего-то. Воля – это выбор действия. Как сказал наш любимый Ницше? «Воля – это личный интерес целей». Но он не понимал, что цель не должна быть формулировкой или содержанием паузы. Не понимал, ведь так? А это значит, что в песне должно быть поровну пантеры и тигра. Безусловность не признака, но сочетания. Причем даже не в долях, а в пропорциях соответствий. Над этим стоит потрудиться. Вы думаете?
Довольно заумные мемуары. Кстати не понятно почему "мемуары"? А "ЗаратуШтра" - это так и задумано? Вообще, мне лично тут не за что зацепиться ни умом, ни эмоциями... Ни даже тебе какого-то эстетического удовольствия от сочности образов или красивости стройного слога. Хотя в своё время зачитывался Ницше. Оценить не знаю как. Просто не понимаю что тут оценивать. Вы с какой целью, если можно поинтересоваться, разместили эту публикацию? - Просто вопрос, Джульета, без всяких задних мыслей.
ObyWAN
чт, 21/08/2014 - 09:46
Юлия Дарченкова
чт, 21/08/2014 - 10:35
ObyWAN
чт, 21/08/2014 - 10:45
женщины иногда думают в процессе речи
кроме того, отсутствие завершенности в мыслительном процессе - принцип диалога. я ведь не с докладом выступаю
Юлия Дарченкова
чт, 21/08/2014 - 10:48
возможно и в процессе, но я о том моменте когда автор решает что-то опубликовать. Просто поигрывать словами - это какой-то флуд получается. Вам не кажется? Всё же произведение, наверное, должно быть закончено, хотя бы в своей незаконченности, если так угодно автору (?)
ObyWAN
чт, 21/08/2014 - 10:57