БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 17. РАЗНОВИДНОСТИ ВЕРЫ. СТИХ.7-13.
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 17. РАЗНОВИДНОСТИ ВЕРЫ. СТИХ.7-13.
7.Также пища, которую предпочитают люди, делится на три вида, в зависимости от трех гунн материальной природы. Это же относится к жертвоприношениям, тапасье и благотворительности. Выслушай же, в чем их различие.
КОММЕНТАРИЙ.
Преданному, чтобы сотрудничать с Богом, необходимы знания. Их невозможно постичь в необходимой мере и в нужном направлении через только медитацию, их не всегда можно постичь из уст Великого преданного. Великое значение Бог придает Своему Слову в Святых Писаниях, где Бхагавад-Гита должна быть книгой настольной, абсолютным руководством, ибо нигде, но здесь Бог тщательнейшим образом разъясняет Божественную кухню, вводит туда, откуда уже не возвращаются, где располагаются мыслью навсегда, постигая Божественный труд и тем укореняясь в Боге неотвратимо. Что же предстает перед человеком согласно данному стиху? Только Божественный порядок. Но в самом упрощенном виде, но и пока достаточном. Хаос в мышлении, где нет заголовков, красных строк, пунктов, ссылок, глав… - это путь изнурительного беспокойства, вечное чувство тупика в знаниях, это постоянный камень преткновения духовным желаниям, это тормоза всех духовных устремлений. Споткнувшись об один вопрос, человек здесь может застрять надолго, тщетно ища ответ, не зная, что предпринять, у кого спросить, изводит себя медитацией, и все потому, что не уловил общую схему работы Владыки, а потому в важных для себя вопросах не смел, пугается собственных предположений, не может предвидеть Божественные деяния, а Богу в нем не на что опереться, чтобы подсказать, чтобы изнутри дать приемлемый ответ… Надо знать, надо руководствоваться, надо оперировать, надо наполняться Божественными инструментами, дабы всему видеть ответ, приближающий к истине. Что же можно и важно взять из данного откровения? То, о чем было сказано неоднократно, к чему Бог подводил, о чем упоминал, на чем основывался. Здесь – прямым текстом. Гуны материальной природы – рабочее состояние Бога, Божественные инструменты, Божественное око, пронизывающее все. Гуны природы также Руки Бога, все сортирующие, раскладывающие по своим местам в Божественном порядке. Для простоты. Мир материи, материальных отношений, материального бытия, все сюда входящее разделено на сферы влияния, сферы Божественного контроля, всеохватывающие, и в каждой сфере идет непрекращающаяся работа над объектами – живыми существами, но работа уникальная, все учитывающая, все и всем распределяющая, все в своих границах, включая временные. Гунны природы – не слуги Бога, но Сам Бог, Своим полным целым работающий над каждым своим творением. Все идут по лестнице своего развития. Есть те, кто впереди, ибо и раньше начали свой путь, есть те, кто в середине, и есть те, кто в начале. Каждому – свое внимание, с каждым – только свой диалог, к каждому – только свои методы, с каждого – только свой спрос, каждому – только свои знания, каждый – имеет свой опыт, каждому – свои страдания и уроки, каждый и извлекает свое... ; работает колоссальная Божественная точность, нигде не уязвимая, нигде не попускающая, все учитывающая, все развивающая и за все воздающая на каждой ступени общей лестницы движения. Если приближенно – все разделены на три группы идущих и развивающихся. Пусть хотя бы так осознает посмотревший в эту сторону материальный ум, только приступивший к духовному взрослению. Пусть увидит, что за телами – души разных ступеней, с разными качествами, с разными направлениями движения, хотя и в общей лестнице. Разным и разное: свой тип еды, свой тип веры, свой тип благотворительности, свой тип жертвоприношений, свои и аскезы. Три группы… - так легче для усвоения. А на самом деле? Не счесть. Есть еще более сложное разделение и по дате рождения, и по году рождения и по числу воплощений, и по многим другим параметрам, видимым и не видимым человеку. В этой связи и управляющие гунны, разделенные на три, каждая в себе делится на ступени, а та в свою очередь… и так все, каждый имеет множество определяющих параметров, видимое и невидимое, движущееся и неподвижное, материальное и духовное, на Земле и за ее пределами… И все в памяти Единого Владыки, и все в движении непрерывном, в связях и взаимосвязях, в личном и общем развитии. Посмотреть на это следует, учитывать это следует в своем мышлении, следует и поразиться масштабам работы Бога, и пасть пред Богом… Кто бы мог подумать, что пища тоже абсолютно продумана Богом, подчиняется своим энергетическим законам, тяготея взаимно к энергиям строго определенного вида и направления, и дается каждому своя и не по произвольному желанию Бога, а потому, что одни энергии, как развитые качества живого существа, притягиваются строго определенными другими энергиями, что одни энергии произрастают из других, ибо им родственны, и не заменить. Не может еще греховное живое существо, обладающее более низким набором качеств, привлечься на своей ступени преимущественно пищей благостной, более высоких ступеней развития. Эти энергии – несовместимы никак. Не может человек, относящийся к слабой ступени развития, выбрать в качестве жертвоприношения, подношения, вещи из области добродетели, но будет находиться только под влиянием своей гунны и будет избирать и будет направлен на то, что она, все знающая о нем гунна природы, ему предложит, ибо предлагает ему по нем, родственное, что никак не отталкивается, что принимается живым существом естественно, как дыхание. Весь образ жизни человека, любого живого существа гуннами материальной природы расписан до мгновений. Все будет соответствовать его природе на данный период и когда надо, когда придет время перестраиваться, гунна природы потребует от него больше и глубже, и существенней, и болезненней, ибо только за счет этих переходов и расширяется сознание и корректируются качества, ибо всем идти вперед, всем преодолевать, всех ведет Бог и знает скрупулезно, кому уже засиживаться под прежним влиянием гунны не следует или опасно.
8.Пища, увеличивающая продолжительность жизни, очищающая существование, дающая силу, здоровье, счастье, удовлетворение, сочная, маслянистая, продлевающая жизнь, приятная сердцу пища, дорога тем, кто в гунне добродетели.
КОММЕНТАРИЙ:
В стихах 8-10 Бог описывает пищу, которую потребляют люди преимущественно под влиянием своей преимущественной гунны. Вообще, что может характеризовать живое существо, помещенное в материальное тело в материальный мир, требующий и материальных отношений, проявлений, привязанностей и материального поддержания тела? Не счесть параметров. Это – действительно предпочитаемая пища в данный отрезок времени в данном рождении, предпочитаемая одежда, культура, направление в ней музыки, искусства, литературы… Это круг и уровень общения, это интересы всех уровней, это и предпочтения в образе других, это религиозные направления и в них выбор соответствующих своему уровню жертвоприношений, аскез, форм поклонения, религиозной одежды и пищи, это и определенный склад ума, это и выбор определенного направления деятельности, это позиция по отношению к добру и злу, к справедливости и насилию… Не счесть. Ступень развития человека через гунны природы ее (ступень каждого) знающие абсолютно, диктует человеку постоянно, во всех направлениях и в соответствии с той преимущественной гуной, которая оказывает на человека самое решительное влияние на данный отрезок времени. Много раз было уже сказано, что ни одна гунна не действует в чистом виде, и в одной гунне проявление людей может быть и диаметрально противоположным, ибо один находится в самом начале ее на себя влияния, а другой уже близко подошел к влиянию другой гунны, и все его качества перекрываются новыми потребностями, родившимся не на пустом месте, но из практики материальной жизни предыдущей гунны, как бы отрицательно ее влияние не показалось. Сложен путь развития человека, сложно по его сегодняшним предпочтениям понять уровень его параметров, как он проявит себя завтра и что предпочтет и при каких условиях, ибо Бог очень легко, зная уже возможности и потенциал идущего, под самыми материальными предлогами может окончательно и бесповоротно склонить идущего к принятию пищи благостной, одежды благостной, к принятию направления в искусстве благостного, подключая и насилие, и примеры и изнутри через чувства, мысли, разум… О какой пище говорится в данном стихе? О пище преданного, о пище высоко религиозного человека, но и о пище того, кто обладает достаточными средствами такую пищу себе обеспечить всегда даже по материальным причинам, заботясь, например, о своем здоровье и не имея понятия о религиозных предпочтениях. Отклонения есть, как нет строгого разделения в предпочтениях. Они есть и будут всегда. Их причину знает только Бог. Трудно понять, но есть благость еще более высокого порядка, благость жертвенная, благость аскетичная, благость, здесь не упомянутая. Поэтому ко всему следует добавить. Высоко духовный преданный, выходящий за пределы материального мира, выходящий из-под влияния гунн природы, согласно указаниям Шастр не ест плоть, не пьет спиртное, не употребляет яйца, кофе, животные жиры…, но при всем этом, полностью вручив себя Богу, служа Богу, имея достаточно ограниченные или почти скудные средства, не живет мыслью об увеличении продолжительности своей жизни, и в этой связи не молится пище, не превозносит ее, исходит из того, что дает Бог реально и конкретно, будучи здесь бесстрашным, понимая в себе Мнение Бога, вручив себя Богу и находя в Нем единственное прибежище во всех вопросах. И эта его пища может быть отнюдь не всегда свежая, отнюдь не всегда на вкус благостная, не всегда дающая и несущая здоровье, тем более счастье, не всегда и приятна сердцу. Этот стих более ласкающий, чем дела обстоят на самом деле, но и показывающий все же необходимое, рекомендуемое направление в пище хотя бы в начале и середине преданного служения, что составляет большинство по сравнению с теми, кто идет к освобождению и кому Бог многое попускает в связи с сильными аскезами. И такая пища, приведенная в стихах, – тоже аскеза, ибо не проста жизнь человека в любой вере, на любой ступени развития этой веры и требует пищу разную; и острая пища смягчает боль, неудовлетворение верующего, и дает состояние необходимое для преданного служения, и удовлетворяет, и кислая пища дает иногда удовлетворение и способствует необходимому состоянию для преданного служения, и очень горячую иногда приходится есть... Поэтому преданные употребляют и немало перца и не мало сладкого, и не мало пряностей, возмещающих недостаток от присутствия острой, кислой, перченой пищи… Все Бог знает, все понимает, все дает Сам. Но и склоняет этим стихом все же к разграничению, определенному направлению еды, ограничивает от чрезмерности материальной, дает и направление ума в этой области, ибо и она (пища) важна, принципиальна, особенно в начале, может постоянно поддерживать религиозное состояние, существенна для религиозного мышления, но не есть абсолютный вариант, т.е. в принятии пищи следует знать, что Бог дает и попущения. И преданные сами знают, что жизнью, самим Богом могут быть поставлены в те условия, когда приходится потреблять пищу не рекомендуемую и достаточно продолжительное время. На самом деле, на высоте веры и преданного служения наступает тот незримый период, когда человек, выходя полностью на уровень личного и прямого общения с Богом, перестает полностью зависеть от пищи, и так получается, что вид еды, природа еды полностью дается Богом, неотвратимо, без проявления желаний, буквально обстоятельствами неминуемыми, вплоть до вопроса у Бога напрямую: что я хочу есть? Что из двух для меня благоприятней? Ответ тотчас следует изнутри. Бог дает желание так, что своего желания и не считываешь, и удовлетворяешься именно тем, что дает Тот, Кто тебя знает больше, чем ты сам. Воистину, это так. И все же данный стих призван упорядочить умы в этом направлении, понять, что гунны природы работают везде, всегда и тех, кто подчиняется закону еды, описанному в данном стихе, – их больше. Поэтому, для них. Но и с готовностью не осуждать тех преданных, которые эти грани переросли и потребляют иначе и тех, кто еще не дорос.
9.Горькая, кислая, соленая, очень перченая, острая, сухая, очень горячая пища желаема теми, кто в гунне страсти. Такая пища приносит страдания, горе, болезни.
КОММЕНТАРИЙ.
Здесь – истина непререкаемая. Но дополнить надо. Это имеет место не в развитой гунне страсти, а в самом ее начале, когда человек только переступил порог преимущественного влияния гунны тьмы. Что здесь обрушивается на человека? Прежде всего желания, причем желания греховного порядка, влекущие за собой и соответствующие греховные деяния. Так начинается новый и достаточно серьезный виток очищения слабого сознания и проявления. Человек начинает Волею Бога вовлекаться во многие материальные игры разных уровней, поднимая нагара качества, приобретенные еще в животном мире, через них обставляя свое благополучие, и непременно запутываясь в последствиях греховной деятельности, которые начинают влечь за собой многие страдания рикошетом. Человек находится достаточно долгий период в состоянии внутреннего неудовлетворения, ибо его мысли, желания, действия входят в противоречие с нравственностью уже устоявшейся зрелого материального мира. В этой связи качества человека, вздыбленные, ищущие себе огласки и пристанища, рождают страдание за страданием. Чем человек от этого отводится? Какими материальными средствами? Только через плоть, только через органы, удовлетворяющие чувства, через то, что наслаждает, через то, что соответствует, через то, что произрастает однозначно из ступени человека и наиболее ему соответствует. А соответствует соответствующая музыка, неровная, нестабильная, не благостная. А соответствуют половые отношения, но не упорядоченные, не благословленные Богом, а как продолжение ищущей и греховно предпринимающей личности. Также соответствует и еда, еда резкая, еда, которая ложится на чувства и дух в той же струе, с тем же исходом, с тем же внутренним состоянием. Ну, никакая другая пища не будет мила в это пути на этом отрезке, как только пища горькая, кислая, очень перченая, острая, сухая, без всяких рекомендаций, без всяких советов, по собственному почину и в соответствии со своей неприкаянностью. Нет пока в человеке основания к пище благостной, покажется она ему резко не соответствующей внутреннему состоянию, никак не успокоит, никак не удовлетворит, никак не привнесет и не изменит направление мысли и деяний. Ибо все должно себя отработать, а вместе с этим и направление в пище. Этим процессом управляет только Бог. Все сотрясаются в мире материальных отношений, всем здесь не просто. Потому и преданный может тяготеть к подобной пище и ради нее бросать преданное служение и возвращаться в мир материальной и пристрастной еды. Бог дает возврат, который также работает на внутреннее созревание, на прохождение вновь и вновь в материальном мире тех уроков, которые очищают и, очищая, дают жизнь с иным направлением движения, дают совершенные духовные знания, дают предание себя Богу, в результате чего шаг за шагом и по не одному кругу человек подходит, страдая, к состоянию без страданий, ибо все считывает, как Волю и План Бога, что всегда благоприятно. И на таком уровне страдания уже не приносят столько боли, и не требуют зажевывания пищей низкого здесь описанного уровня. Беспристрастие, непривязанность делают человека истинно благостным, уже не заставляющим есть пищу скорбную во всех отношениях, но избирающих ее естественно и без внутреннего насилия в пользу более благостной, более соответствующей по вкусу своему состоянию, которое в мире в себе и с Богом. И все же, иногда и для телесного здоровья Бог позволяет преданному отклониться от пищи негреховной и принять или горькую или острую, или очень перченую, иногда позволяя и кофе, и яйца, и чеснок, столь нелюбимый преданными, и вино, и макароны, и соления… Но все это делает редко или очень редко, исходя из пути каждого, его также здоровья и телесных потребностей, давая внутри разрешение, а иногда и направляя по этому пути какой-то период, не выводя из состояния преданного служения. Но кому надо дается устойчивый и продолжительный запрет и на весьма долгий период, вплоть до конца жизни. Всех вариантов в Боге не счесть, но всегда следует хорошо помнить: если Бог дает достаточно средств, не выбивает из колеи, здесь предложенной, никакими обстоятельствами, то самому отклоняться не следует никак, но принять приведенные стихи, как руководство к единственному правильному направлению в пище для себя, смотреть по жизни, где будет Бог корректировать и изменять это направление в еде, не лично, не по инициативе верующего, иначе это может и выбить из преданного служения и надолго. Ничего самому не предпринимать против, никогда и никого за его пищу не осуждать, в своем пути довериться Богу и знать, что Бог абсолютно точно знает потребности каждого и подводит к любому повороту так, что не ошибешься и увидишь однозначно, что требует Бог в направлении еды и почувствуешь, что уклониться и этим возразить Богу невероятно.
10.Пища, приготовленная более, чем за три часа до еды, безвкусная, плохо пахнущая, несвежая пища, также остатки пищи, которую ели другие, также нечистая пища дорога тем, кто в гунне тьмы.
КОММЕНТАРИЙ.
Следует и здесь иметь ввиду, что данные откровения были даны людям более пяти тысяч лет назад, находящимся на более низкой ступени развития, с интеллектом, значительно уступающим нашему современнику и человеку, который относился к знати, ибо Арджуна принадлежал к знатному царскому роду, а потому, как и другие, мыслил в соответствии с своим уровнем, где мысль еще не может быть гибкой, допускающей, но способной жестко разграничивать, деля на белое и черное, в лучшем случае на три варианта – начало, конец и промежуток. Поэтому Бог в пределах такого сознания и создает достаточно жесткие и приемлемые для такой формы мышления ориентиры, применимые для духовного анализа и различения. На тот период - да, действительно были люди, которые такой пищей были удовлетворены, но поставлены в такие условия самой жизнью, самим обществом и уровнем его развития и нравственностью, находясь на самых низких ступенях развития и материальных благ, на таком уровне далекие от религии полноценной, ибо это была привилегия людей богатых, избранных, кому благоволили и снисходили боги и полубоги, как с достойными, заслуженными и пр. Тогда пища такого рода отражала низшее существование, а низшее существование давало, как было известно, поклонение на низшем уровне, который можно было и назвать под влиянием гунны тьмы или глубочайшего невежества. Иначе обстоят дела теперь. Эти параметры – отпали по ряду причин. Интеллект современного человека любой ступени уже не тяготеет никак к пище низкого уровня, тем более дурно пахнущей, безвкусной, тем более несвежей… Но могут быть обстоятельства у любого, заставляющие в какие-то моменты жизни это употреблять даже богатому, даже успешному, не различившему, понадеявшемуся, введенному в заблуждение, событиями достаточно печальными, дабы избежать смерти от голода… Все это было всегда. Единственное, что могут позволить себе реально те, кто находится под влиянием гунны невежества, это просроченная пища, остатки пищи и пищу, которая может иметь непривлекательный вид и запах в силу особенности своей природной. На такую пищу могут пойти те, кто ограничен в средствах, кто привык к такой пище с рождения, ибо она может считаться и лакомством рода или племени у некоторых народов… В этом случае пища действительно отражает и уровень интеллекта и уровень веры, как и религиозную ступень. Никогда на такую пищу не посмотрят преданные, никогда те, кто живет в достаточно цивилизованном государстве. И все же - по тому, что ест человек сегодня, не следует делать категорического и однозначного заключения, под влиянием какой гунны его вера, его мысли, его деятельность. Это чревато. Ступени каждого знает только Бог. Точно также, зная, предполагая, что вера человека достаточно низкая или высокая, не следует делать однозначного вывода о том, какую пищу он предпочитает. Находясь и под влиянием гунны тьмы он может предпочитать и только свежую пищу, никак не остатки, и даже может быть сведущ в дурных запахах и их избегать, тяготея к запахам к тем же, что и преданный высокого класса… Нет резких разграничений фактически, нет однородных слоев в обществе по религиозному пути, как бы ни казалось, каждый идет путем уникальным, все проявления человека не отражают его ступени в полной мере, но отчасти, но и здесь относительно любого можно заблуждаться. Нет таких границ в принципе, но приближение к ним есть и должно быть, для упорядочивания ума, пытающегося постичь труд Бога, понять свое место в общем движении и примерно понять, какой уровень человеку отвел Бог в этой его жизни. И не далее того, и не более того. Каждый должен быть сосредоточен мыслью только на себе самом, смотреть, на какую пищу его ориентирует изнутри Бог, чем соблазняет, что реально дает и, беря на вооружение Слово Бога, должен начинать сотрудничать с Богом, начиная с контроля себя, своих привязанностей, своего выбора и пища, и мысли и аскезы, и жертвоприношения… Бог требует, желает видеть разумное, действующее живое существо, мыслящее, проявляющее волю, проявляющее терпение, усмиряющее себя, желающее себе духовного продвижения. Пусть знает, исходя из этих стихов, что благоприятно, что терпимо и что лучше отклонить. При этом человек знает и должен учитывать и то, что в некоторых случаях Бог изнутри дает человеку полную свободу, не измождая пищей одного направления, одного вида и сорта, и этому тоже может быть Божественная причина – или организм это требует реально, ибо человек имеет все же плоть, или это будет способствовать внутреннему удовлетворению, которое пойдет на пользу и преданному служению, ибо пища, ее энергия также может Богом трансформироваться и в состояние человека, приемлемое для увеличения его активности, бодрости и общего состояния. Человек может прислушиваться к себе, смотреть на Мнение Бога в себе и решать с Богом, воздержаться или нет, или дать себе обет на полный запрет в отклонении, ибо и такую мысль может дать вожделеющему Бог и достаточно продолжительный отрезок времени в этом состоянии удерживать. Т.е. вопрос еды – не прост для религиозного человека, решается внутри него с Богом с учетом и на основании данных стихов. Но есть то, что крайне нежелательно в преданном служении, это - не следует есть остатки пищи после других, не злоупотреблять солениями, варениями, перцем, маринадами, яйцами, сливочным маслом, животными жирами; несомненно, должно быть под запретом мясо и рыба, макароны, не желательна горячая пища, кофе, какао, семечки, дурно пахнущая пища, несвежая тоже не желательна, чай, сливки, шоколад, мороженное, вафли, персики – ибо это уже то, что привязывает к наслаждениям материального мира и отвлекает от чистого беспримесного преданного служения. Но это, здесь перечисленное – это выбор человека, его параметр ступени, его внутреннее решение, его личное старание перед Богом и, несомненно, то, что может принести разительный успех. Но это и для тех, кто называет себя преданным, считает себя вне гунн материальной природы или приближается всеми духовными стараниями к этому положению в материальном мире. И такой человек может быть отведен, и он может соблазниться и отступить, и такое отступление может быть по Воле Бога и с благоприятным исходом, и тоже во благо религиозной ступени, но весьма редко, если человек идет по пути освобождения. У Бога нет догм никогда. Но догмы, как неукоснительные и разграничивающие правила, Он дает человеку, дабы развить необходимое, дабы и отвести естественным, узаконенным Богом путем, дабы человек на некоторые соблазны категорически не посмотрел и не из-за усилия воли, не из религиозного долга, но потому, что в итоге постоянной и неуклонной практики врос, стал неотъемлем от такого существования и потребления, одухотворился в полной мере, возможной в условиях материального мира и его возможностей. Все следует понимать, допускать, стараться со своей стороны и радоваться, когда отходят напрочь желания неблагоприятные в еде, ибо это уже хороший знак.
11.То жертвоприношение, которое исполняется в соответствии с указаниями Шастр теми, кто не стремится к плодам жертвоприношения, и исполняемое, непременно, поэтому, с сосредоточенным умом, в состоянии самадхи, такое жертвоприношение в гунне добродетели.
КОММЕНТАРИЙ.
Вообще, что такое жертвоприношение? Какова его изначальная цель? Для чего этот ритуал дан Богом на Землю? Каков смысл в нем? Об этом Бог Кришна говорит достаточно подробно в гл.3 стих 9-15 и не только. Что из этих стихов (9-15) следует? 1.Жертвоприношения даны Самим Богом.
2.Жертвоприношения рождены работой.
3.Жертвоприношения для тех, кто желает большего процветания.
4.Жертвоприношения дают желаемое.
5. Жертвоприношения могут быть направлены не только на Бога, но и полубогов, как и другие объекты поклонения.
6.Без жертвоприношения достичь желаемое проблематично.
7.Жертвоприношения – акт древний, рожденный трудовой деятельностью изначально.
8.Жертвоприношение есть очищающий факт.
9.Потребление материальных благ без жертвоприношения приравнивается греховной деятельности – незаконному присвоению.
10.Не принимающий факт жертвоприношения – живет в иллюзии.
11.В актах жертвоприношений вечно присутствует Бог.
12.Все жертвоприношения явно и косвенно обращены к Богу.
13.Исполнение жертвоприношений, как и работы, без привязанностей к плодам, обуславливает достижение совершенства.
14.Следует все виды деятельности, включая жертвоприношение, посвятить Богу, стих 15.
15.Все, что делается из другого понимания, будет разрушено (не будет работать должным образом на плоды, как результаты преданного служения), стих 32.
Помимо здесь приведенного, следует проследить, также иметь ввиду и сказанное Богом Кришной относительно жертвоприношения в главе 4 ст.23, утверждающем важность посвящения любой своей деятельности Всевышнему, как жертвоприношение, где, опять же, под посвящением подразумевается непривязанность к плодам любой своей деятельности, когда человек не считает себя не создающим и не распоряжающимся, но берущим для себя только в той мере, которая достаточна, чтобы поддержать тело (на родственников это не распространяется и им долг отдается полностью, как дает Бог). Вообще, это одно из первых важнейших наставлений, данных Богом Арджуне в начале Святого и сокровенного диалога - необходимость посвящать Богу плоды любой своей деятельности, а также понимание о трех гуннах материальной природы, куда Бог вводит постоянно, направленно, ибо это знание - основа основ совершенных духовных знаний и истинного мышления, и без этой основы – никуда. В этой связи следует вспомнить стихи, подводящие к важнейшим религиозным постулатам постепенно, исходя из уровня сознания Арджуны и его реальной готовности усвоить и использовать в своем мыслительном процессе. Это стихи великой ценности в главе 2: 38, подводящий к отречению от плодов деятельности окольно, через посвящение своей деятельности ей самой, т.е. не присваивая себе плоды (сражаться ради сражения); следует обратить также внимание на стих 45 этой главы, уже упоминающий о трех гуннах природы, что есть первые подступы Бога к сознанию неискушенному совершенными знаниями и через эту призму еще не мыслящему; далее, урок о жертвоприношении в свою меру преподнесен в стихе 47 несколько более отчетливо; в стихе 48 Бог рекомендует работать, исполнять долг в состоянии йоги, что повыше для сознания, нежели трудиться ради работы (сражаться ради сражения), ибо йога есть связующий процесс с Богом, что уже подразумевает присутствие Бога в любом деянии, т.е. речь уже приблизилась к жертвоприношению Богу через деятельность; в стихе 49 Бог называет работу кармическую, присваивающую себе плоды, не жертвующую Богу, отвратительной деятельностью, тем оттеняя высший религиозный путь от материальной деятельности средствами, понятными материальному человеку, будучи Сам отрешенным и не имеющим Личного отношения к материальным людям, пока стоящим на своей ступени и не получившим разрешения Бога на такой вид жертвоприношения ввиду своей ступени на данный момент; так понимающий жертвоприношение Арджуна получает еще более точное наставление в стихе 50, где Бог рекомендует сражаться ради преданного служения, где речь идет о жертвоприношении тоже, но уже узаконенного Ведами, ибо через преданное служение однозначно направляет на посвящение Богу любой своей деятельности, что делает преданное служение искусством, или совершенным и поддерживаемым Богом абсолютно; в стихе 51 Бог указывает, что Арджуна в этом пути не первопроходец, что история знает много известных мудрецов, которые, отказываясь от плодов кармической деятельности, достигли положение без несчастий, т.е., исполняя такое жертвоприношение, достигли в себе высочайший мир, или состояние самадхи; также в стихе 20 главы 3 Бог указывает, что через только исполнение работы (представляя ее, как жертвоприношение Богу) многие известные личности достигли совершенство.
На самом деле к вопросу о жертвоприношениях Бог подводит очень часто, начиная с того, что любую свою деятельность следует исполнять, как жертвоприношение, не привязываясь к плодам, учась быть отрешенным, не заинтересованным, делая, однако, все от тебя зависящее. Для чего это нужно? Для развития чувства несобственничества. Параллельно с этим будет развиваться ясное чувство относительно Истинного Владельца всего, и Ему будет отдаваться справедливое должное, отсюда и усиливается Вера, и находится поддержка Бога, и на этом основании ослабляется влияние гунн природы, ибо человек начинает видеть, как есть, глазами совершенных знаний и через эту призму мыслить и действовать. Пути отрешенности начинаются именно с посвящения Богу всего, чтобы человек не сделал. На этом стоит и карма-йога. Человек должен всегда помнить, что не он, но Сам Бог через него посредством гунн материальной природы, гл.3, стих 27. Знание это – основа отрешенности и правильного исполнения жертвоприношений. И только отсюда, из такого понимания и произрастает отрешенность, основа основ чистого преданного служения, стих 28. Но, а как быть с другими – об этом стих 29 этой же главы 3. Так что в стихе 30 Бог напрямую приглашает Арджуну к сотрудничеству с Собой высокого порядка через жертвоприношение, где суть обозначена максимально – посвятить плоды Богу, не думая ни о чем, ибо находится под защитой Бога. Вопрос о жертвоприношениях через деятельность красной Божественной нитью проходит через всю Бхагавад-Гиту. Бог вводит это знание разными путями под разными причинами, дабы человек усвоил, принял этот путь жертвоприношения, ибо только отсюда путь за пределы материального мира. Бог также приводит в пример Себя, представляя Свои Божественные качества, которым необходимо следовать, что видно из стиха 14 гл.4. Именно такое направление делает любую работу бездействием, что нужно правильно понимать. Т.е. человек начинает видеть, ощущать работу Бога в себе, речь Бога в себе, желания Бога в себе… на это направлены стихи 16 – 20. Вот она, практика, религиозное прозрение, все следующее из жертвоприношений, провозглашенных Богом, посвящающих Богу, углубляющих сознание, мысль, понимание, расширяющих видение человека, отшлифовывающих его качества, все делающее путь к Богу необратимым А в итоге – человек не зависим от своей деятельности, не связан ею, отсюда и мир в себе, и отрешенность, отсюда и слияние с Верховным Брахманом, стих 23 гл.4. Такая работа, как исполнение жертвоприношения, объявлена Богом, как духовная деятельность, стих 24. Что может быть выше? И далее, Бог снова о жертвоприношениях в стихах 25-30. От слабых уровней к более высоким, все постепенно, в свое время, каждому. Но обойти – никак, стих 31. Видов жертвоприношений достаточно много, но все они укладываются в то, что это прежде всего деятельность и эту деятельность надо посвятить Богу, о чем бы не шла речь, о жертвоприношении знанием или материальными благами или физическим трудом, или слушанием, или аскезой тела или добродетельными поступками… Все обязано быть посвящено Богу Кришне под любым Божественным именем в зависимости от религиозного направления. Также, понимая предназначение жертвоприношений, зная от Кого они и на кого направлены, следует и понимать, Кто ими распоряжается и Кто от них получает удовлетворение. Об этом стих 29 гл.5. Воздающие плоды жертвоприношений описаны в стихе 23, 30 гл.7. Надо понимать, что посвящение Богу жертвоприношений упорядочивает ум, делает его постоянно сосредоточенным на Верховной Божественной Личности. Что ожидает такого сосредоточенного человека? Об этом говорит Бог Кришна в гл.8 в стихах 3-10, отвечая на вопрос Арджуны в ст.2. Вибрирование трансцендентного слога ОМ тоже есть великое жертвоприношение, открывающее многие духовные врата, стих 13 гл.8. Все жертвоприношения, посвященные Богу, благостны, стих 14-15. Очень важно также помнить стих 15, 24 гл.9, провозглашающий, Кто есть жертвоприношение и Кто есть Господин всех жертвоприношений и Кому поклоняться лучше, стих 25. Также, в стихе 26 Бог говорит об условиях, при которых Он может принять жертвоприношение и пожелания в этом направлении, стих 27; что в итоге это дает – в стихе 28 гл.9, стих 6-7 главы 12.
Таким образом, все приведенное здесь дополняет сказанное Богом с данном стихе 11 и не должно вызывать сомнений. Действительно, жертвоприношение в гунне добродетели основано на посвящении Богу плодов любой своей деятельности, непременно исполняется уже подготовленным умом, в состоянии отречения, мира в себе и удовлетворения, не претендуя ни на материальные, ни на духовные плоды, без просьб, ибо жертвующий считается уже на том уровне духовного совершенства, когда видит вещи, как они есть, и предался Богу.
12.Но то жертвоприношение, которое совершается с большой сосредоточенностью на плодах, включая также жертвоприношение, совершаемое из гордости, о, Бхаратаршабха, такое жертвоприношение, знай, в гунне страсти.
КОММЕНТАРИЙ.
Чтобы жертвоприношение совершалось с большой сосредоточенностью, участники жертвоприношения непременно должны быть религиозными в достаточной степени, непременно должны знать цепочку ритуальных событий, непременно исходить в своей мере и из религиозных предписаний. Но, находясь еще под влиянием гунны страсти, не могут отказать себе в желаниях, просьбах, намерениях и распорядиться плодами, хотя могут обращать свои просьбы или посвящать жертвоприношение и Богу, и полубогам и другим живым существам, но в ограниченной мере, ибо это прерогатива влияния гунны невежества. Только в этом разрезе, только этими качествами под влиянием преимущественной гунны страсти человек исполняет жертвоприношение, не отклоняясь со своей духовной ступени, не руководствуясь совершенными духовными знаниями в полной мере, имея еще личные или корыстные интересы, считая себя создающим и распоряжающимся. И такое отношение и такое проведение жертвоприношения есть норма для соответствующей ступени, также принимается и направляется Богом, имеет свои плоды и меру их распоряжения, как это видится человеку
Любое жертвоприношение непременно имеет конечную цель - именно ту цель, которую имел Бог, создавая жертвоприношения, стих 10 глава 3, т.е. жертвоприношения, порожденные деятельностью, какой бы она ни была, направлены на процветание изначально, как и на успех, как и на результат, духовный или материальный в зависимости от ступени человека. Т.е. так или иначе, но человек ориентируется на плоды. Вопрос стоит о том, как он видит себя относительно этих плодов и на что мысленно их направляет, что через них себе желает. Плоды жертвоприношений есть стимул к жертвоприношениям, есть движущая причина, есть основание жертвоприношению, и все это внутреннее направление синтезируется из той ступени, которую человек на данный период занимает, какими качествами обладает и на каком уровне религии находится. Все подходы к жертвоприношениям имеют в Боге место, все так или иначе способствуют развитию живого существа, все в конечном итоге прямо и косвенно направленно к Богу и ведет к Богу. Среди всех направлений исполнения жертвоприношений, таких, как абсолютная привязанность к плодам, непривязанность к плодам вообще, посвящение жертвоприношения Богу или полубогам или духам или природе или умершим, совершаемые из гордости или других причин… - все жертвоприношения имеют право на существование, и все соответствуют ступеням развития человека, поднимающегося по ступеням своей личной лестницы духовного становления. В данном стихе речь идет об исполнении жертвоприношения под влиянием гунны страсти. Как работает гунна страсти? Она смотрит на ступень человека, на его качества, на уровень его интеллекта, на уровень духовности и знаний и готовность воспринимать религиозные требования. И только в этих пределах из объема его внутреннего потенциала и синтезирует желания, которые еще не совершенны, но достаточны, чтобы предпринимать первые шаги к Богу, куда входит и жертвоприношение, но пока с притязанием на плоды, но пока претендующее. Нет ни одного человека, который бы миновал этот путь, ибо отсюда тоже проявляется интерес, и через этот интерес, поощряя его, Бог также может усиливать веру, а усиливая веру дает те знания и ту практику, которые постепенно, но будут направлять к отказу от плодов любой своей деятельности через карма-йогу и практику преданного служения. Поэтому любое жертвоприношение, и посвящающее Богу и нет, имеет смысл, назначение, есть Божественное творение и к нему надо относиться правильно, не осуждая ни чей путь, если он так или иначе, но присутствует на Земле и не направлен против Божественных Законов.
13.Жертвоприношение, которое совершается без соблюдения предписаний Шастр, без распределения прасада, без пения мантр, без вознаграждения священников и без надлежащей веры считается в гунне невежества.
КОММЕНТАРИЙ.
И снова. Что можно отнести к жертвоприношению? Прежде всего это ритуальное действо, как его принято понимать, связанное очень часто с принесением в жертву жертвенных животных, есть целая последовательность религиозных событий, которые не всегда могут быть описаны в Святых Писаниях, Шастрах, но передаются изустно, носителями знаний могут быть старейшины, шаманы, религиозные лидеры, привносящие в жертвоприношение новые элементы ритуала, религиозные признанные деятели, святые старцы… Однако, надо понимать, что жертвоприношение есть, прежде всего, добровольный акт отдачи материальных благ в той или иной форме, или есть действо греховное, связанное с насилием плоти, с кровью, со страданием или участников жертвоприношения, или сторонних живых существ, признанных подходящими и своими страданиями искупающими цель жертвоприношения. Любой факт жертвоприношения осознан, как факт, идет через ум и мыслительный процесс, предшествует самому событию, которое потребует благоприятное время, место, участников и будет иметь цель-просьбу, направленную к тому, кому люди или человек или данная семья поклоняется. Жертвоприношение может быть общепризнанным, являться событием-празднеством, как и личной инициативой по личной причине. Не может быть признанно жертвоприношением даже в гунне невежества событие, так изначально не воспринимаемое, но по окончании его. Т.е. не может быть совершено действо, а потом приурочено к факту жертвоприношения. Не может быть, считаться жертвоприношением человеческое застолье, если изначально это не оговорено и не соблюдается хотя бы простейших норм, хотя бы частично из тех, которые всегда сопутствуют жертвоприношениям в данном обществе на данном уровне сознания. Не могут быть жертвоприношения придуманными, не имеющими религиозной основы, не обращенных к существу, которому поклоняются. Всякое жертвоприношение, если оно претендует на это название, непременно должно иметь свое время, место, участников, цель, хотя бы частичные атрибуты поклонения, иметь свою последовательность и свое благословение, как и религиозную основу. Помимо общепризнанных видов жертвоприношений, связанных в конечном итоге с приготовлением пищи и потреблением ее, с раздачей пищи есть и ряд других фактов, которые также можно назвать жертвоприношением. К ним относится жертвоприношение трудом, знаниями, жертвоприношение даянием и благотворительностью, когда человек ослабляет значительно свои материальные блага, претерпевает на уровне тела, лишая себя необходимого в значительной степени в пользу других людей. Также существует жертвоприношение через страдания тела при перепадах температуры, жертвоприношение словом, когда речь человека направлена на утешение всегда и контролируется постоянно умом, есть и жертвоприношение чувствами, когда человек контролирует и чувства, такие, как гнев, зависть, обиду, желания, сжигая чувства на огне чувств или умом, привлекая совершенные духовные знания и ими перекрывая дорогу материальным излишествам, ограничивая себя от объектов чувственного удовлетворения, также вибрирование Святых имен Бога есть жертвоприношение… Все жертвоприношения ведут к претерпеваниям своего уровня, все несут в себе просьбы разного уровня, все направляемы Богом, все есть путь к Богу, все жертвоприношения имеют в себе основу – качества и карму человека, группы людей, рода, как и ступень духовного развития и веры; всем жертвоприношениям желание дает Бог, как и место, как и время, как и участников, как и сам процесс, Сам управляет, и Сам распоряжается плодами. Все виды аскез также причисляются к определенной форме жертвоприношений и тоже имеют в своей основе религию, осознанную человеком или нет. Надо хорошо понимать, что жертвоприношения не придуманы человеком, есть путь к осознанию своего положения «просящего и подчиненного», есть путь к Богу и только Богу, путь прямой и окольный, путь для всех, каковыми бы ни казались причины и основания. Даже греховные жертвоприношения, распоряжающиеся жизнью человека, ведут к Богу, но через поднятие нагара невежественных и деспотичных, демонических качеств человека, за которыми непременно следует наказание, извлечение опыта, ступени религии. Неисповедимы пути, которыми Бог ведет каждого. Человек от природы еще склонный к насилию может начинать путь веры и с этой стороны, и Бог найдет, чем пресечь, в чем убедить и как перевести на рельсы религии истинной и истинным пожертвованиям. Что свойственно этим жертвоприношениям в гунне тьмы? Неблагочестивые просьбы, обращенные не к Богу и не полубогам, но к духам, демонам, природе, умершим, к тем, кто властен, кто знает, кто распоряжается, обладает мистической силой, может наделять, может уничтожать, может давать богатства и благословлять успехами своего рода. Просьбы в таких случаях хорошо выражены, и плоды жертвоприношений готовы использовать лично в соответствии со своими желаниями и положением. Здесь и речи не может быть о поклонении Богу, о ступенях духовного развития и тем Более о том, чтобы не привлекаться плодами жертвоприношений, посвящая их Богу. И все же такие жертвоприношения – от Бога, управляются Богом и плодами Бог в свое время распорядится непременно, направив их на кармические последствия, имеющие воспитывающее значение для души.
И еще раз. Что необходимо, чтобы жертвоприношение считалось проведенным должным образом? Требований – достаточно. Это:
1.Прежде всего состояние преданного служения, практика бхакти-йоги, карма-йоги, гйана-йоги.
2.Знание предписаний Святых Писаний в исполнении жертвоприношений.
3.Обладание подходящими духовными качествами и опытом.
4.Поклонение именно Богу Кришне.
5. Следование наставлениям Духовных учителей.
6.Путь очищения своего существования.
7.Изучение Вед.
8.Принятие только прасада.
9.Предание себя Богу.
10.Твердая вера, утверждение в совершенных знаниях.
11. Посвящение Богу плодов любой своей деятельности.
12.Цель и смысл жизни, связанные только с Богом Кришной.
Именно эти пункты дают основание человеку совершать жертвоприношение в развитой гунне добродетели, следуя полностью всем пунктам, которым, однако, не может следовать человек, который еще не достиг того духовного уровня, чтобы следовать всей совокупности здесь приведенных требований. Поэтому те, кто желает исполнить жертвоприношение, могут быть еще или в начале своего пути к Богу или находиться под влиянием гунны страсти. Надо помнить другое. И одному и другому и третьему желание исполнить жертвоприношение своего уровня дает только Бог. Все на своей ступени во благо, любая причина, ведущая в эти врата, от Бога, каждый так идущий – уже на пути к Богу. Однако знать, на какой ступени его жертвоприношение следует каждому и всегда, ибо это тоже стимул к духовному развитию, этот путь также благословлен Богом, этот путь от Бога, и с этой площадки жертвоприношений вырастают до жертвоприношений в гунне и страсти и в гунне благости… Но Бог дает разграничение еще и с тем, чтобы показать работу гунн природы, сортирующих ступени развития человека, качества, влияние этих гунн на разные направления его религиозной и материальной деятельности. Это еще одна сторона совершенных духовных знаний, отражающих путь человека, его качества, работу над ним Бога и ставящего его перед фактом своей ступени на данный период с тем, чтобы продолжать свою реализацию, имея представления о своих недостатках в данном направлении. Таким образом, в стихах 7-10, 11-13 Бог показывает работу гунн материальной природы, проявленную через пищу, которую потребляет человек, также через уровень жертвоприношений, которые совершает человек и далее эта работа гунн материальной природы коснется тапасьи, которая в свою очередь имеет свои разновидности. Об этом начиная со следующего стиха.