Беседы с романтиком. Беседа третья.
О пользе лжи во благо и недостатках горькой правды …
Поезд остановился у глухого перрона затерянной в снегу небольшой станции. Раннее утро. На улице ни души, под ногами гулко потрескивает снег. Солнце обильно посыпало его разноцветными искорками, создав настоящий зимний пейзаж, от одного вида которого становилось холодно. Мороз заставил людей укрыться в теплых комнатах своих уютных домов, согретых каминами и печками. Из труб струился серый дымок, поднимавшийся к прозрачному океану голубых небес и пропадавшему в безоблачном пространстве.
- Душа огня, поднявшаяся в небо. Остался запах, причем достаточно стойкий. Посмотри, какие фигуры создает эта душа, прежде чем оставить нам лишь свой аромат. Имея хорошую фантазию и небольшой игривый ветерок, можно было бы писать картины.
- Ты даже умерший огонь можешь сделать романтичным. Столь богатый запас иллюзий может сыграть дурную шутку с твоей ранимой натурой.
- Да будет вам известно, уважаемый собеседник, что человек во многом сознательно себя обманывает – так ему легче принимать жизнь, которой он живет зачастую против своей воли. Для многих такая иллюзия становится единственным и спасительным глотком свежего воздуха в густой пелене сплошных разочарований.
- Но ведь это отдаляет его от реальности, делает беззащитным и обрекает на страдания. Зачем себя обманывать ?
- Самообман не всегда является ошибкой. Многие подсознательно прибегают к самообману, дабы почувствовать разницу между тем, что он имеет и тем, чего хочет его сердце, его разум. Разве это не выход для тех, кто немного запутался в собственных желаниях, в черно-белых полосах своей жизни ?
- С одной стороны ты, конечно, прав. Но с другой стороны ложь – это ложь, и она неизбежно относится к отрицательным проявлениям человеческой натуры. Обманывая себя, ты обманываешь окружающих, пускаешь им пыль в глаза. Так можно сбить ориентиры не только себе. Неужели нельзя поступить иначе ? Например, попытаться изменить то, что у тебя есть силами своего разума, а не фантазии. Сотворить сначала небольшой переворот в своей жизни, затем еще немного, и так далее, до тех пор, пока жизнь не станет такой, какой ее видит твое сердце.
- Не каждый на это способен, далеко не каждый. Это сложный процесс для человека с широкой натурой, большим кругом интересов и друзей. А те, кто способен переделать свою жизнь, ориентируясь лишь на ее жесткие реальные очертания часто попадают в плен серых будней, в клетку с прутьями из собственных правил, нарушить которые можно лишь обманув себя, а этого они сделать не могут, потому что стали рабами правды, невольниками своей реальности. Ведь любовь – это самообман и попытка вовлечь в эту приятную игру предмет обожания, не так ли ?
- Оригинальный подход. Однако я вынужден согласится с тобой в отношении любви. Абсолютная иллюзия, причем настолько реальная, что доводит до совершенно не иллюзорного безумия. Не всех, разумеется. Но любовь, несомненно, основана на взаимных иллюзиях, хотя возможно обманывать других не совсем этично.
- Если попытаться смоделировать некую ситуацию, которая помогла бы нам определить степень этичности лжи во благо, то, возможно, мы могли бы вывести своеобразную формулу зависимости количества благородного обмана от количества реальных разочарований в жизни.
- Математика человеческих отношений абсолютно непредсказуема, но попытка (что то же есть самообман на начальном пути) выглядит достаточно обоснованной. Допустим, что объект обмана чистосердечно, искренне предан нам, возможно даже испытывает более сильное чувство, но скрывает это, боясь быть обманутым. Мы, в свою очередь, не имеем представления о его отношении к нам. Мы видим только то, что позволяет нам видеть наш объект, ориентируясь на свои правила, на свои принципы, на свои внутренние законы. Эти принципы для него очень много значат, иначе он не стал бы скрывать свои эмоции. Но нет, у человека есть гордость, есть самоуважение и он не хочет, чтобы над ним посмеялись, как это часто бывает.
- Итак, он любит, но скрывает; мы ждем его любви и тщетно ждем признания. Есть выход, но такой выход является примером лжи во благо себе, что не может характеризовать нас с положительной стороны. Мы можем поведать о своих чувствах первыми, несмотря на то, что не полностью уверены в наличии таковых. Волна счастья выплеснет из нашего подопытного всю его потаенную любовь, мы будем купаться в ее серебряных брызгах, но принесет ли это счастье нам обоим – кто будет больше виноват, когда волна спадет и наступит штиль.
- Как все грустно … Действительно, любовь можно вызвать лишь любовью, но вероятность того, что любовь в конечном итоге будет долгой и взаимной пятьдесят на пятьдесят. В половине случаев наступает момент разочарования, и мы вынуждены снова прибегать к обману, снова во благо себе.
- С другой стороны, скрывая свою любовь, наш объект обманывает нас – но ведь не из благих к нам побуждений ? Это страх, страх быть обманутым самому. Что заставляет людей бояться тех, кого они любят ? Горький опыт ? А если это первый раз, первая любовь ?
- Вот как раз первое признание приходит легче, и гораздо больнее воспринимается разрыв. А затем у человека вырабатывается иммунитет к любви и чтобы испытать это чувство во второй раз необходимо столкнуться с такими ощущениями, которые будут в разы сильнее первой любви (хотя такое редко встречается).
- Судя по всему, до третьей любви дело дойти не должно.
- Скорее всего, так оно и есть, но мы не об этом. Предположим, что с любовью мы разобрались. А как быть с простыми человеческими ситуациями ? Если тебя обманут, но ты, благодаря этому будешь предостережен от опасности, от злого обмана, то это будет ложью во благо. Причем, во благо другого человека, друга или подруги.
- Человек, совершивший такой благородный поступок не должен винить себя и даже задумываться о том, правильно ли он поступил. Если он сделал это из благих побуждений, значит, это не нарушает его внутренних принципов, этических норм. Такой человек заслуживает уважения.
- Но ведь нельзя быть уверенным заранее, что твой обман пойдет во благо другому человеку. Хорошо, если это наш друг и мы прекрасно знаем его потребности, а если это совершенно незнакомый человек, которого мы видим первый раз ? Вдруг мы вообще его ни разу не видели ?
- Да, решиться на столь опасное, непредсказуемое предприятие достаточно сложно, но смелость прийти на помощь незнакомому человеку тоже очень благородное качество. Предпринимая такой шаг, мы должны быть уверены в своей правоте, в благородстве своих намерений. Человек, не уверенный в себе, не способен совершить такой подвиг.
- Таким образом, мы пришли к выводу, что ложь во благо другого человека может принести больше пользы, нежели горькая правда, которая может при определенных обстоятельствах даже смертельной.
- Сегодня ты мрачен. Горькая правда благородна всегда : она открывает глаза, она возвращает человека в реальный мир и заставляет его бороться. Если человек сдается, он обрекает себя на муки, он обрекает на муки совести того, кто принес ему горькую весть. Только слабый человек может сделать из горькой правды еще более горький яд, отравляющий жизнь не только ему, но и его окружению. У правды нет недостатков, за исключением того, что вследствие исторически сложившегося характера человечества солгать гораздо легче, нежели сказать все так, как есть.
- Да, ложь дается значительно легче, и легче воспринимается собеседником. Правда колет глаза, выжигает сердца, растворяет счастье, но, тем не менее, это правда, правда жизни.
- Многие отворачиваются от правды, если она их не устраивает.
- Это самообман, но вот каким он будет в конечном итоге – во благо ли он пойдет, или же, наконец, растает, как серый дым из этих труб, и снова раскроет перед нами мрачную реальность ?
- Но ведь пока мы пребываем в сладком неведении, в мире может что-то изменится и реальная картина, представшая перед нашим взором после тумана, может изменится и в лучшую сторону. Тогда необходимость самообмана отпадет, и мы будем счастливы жить в этой реальности.
- Твои б слова, да Богу в ушки. Реальность меняется очень медленно и нехотя, тем более, если мы, будучи единственной силой, способной изменить ее к лучшему, не видим ее реальных очертаний за стеклами наших розовых очков.
- Следовательно, очки надеваются только по выходным, для прогулок с любимыми, для романтических свиданий у прозрачных водопадов, под тенистыми сводами лесных великанов, на ночных пляжах ?
- Наверное, это будет правильно.
- Гармонично меняя общий фон нашей жизни, мы должны успеть насладиться сладкими мгновениями самообмана и, в то же время, сумеем сделать нашу жизнь реально счастливой.
- Да, и тогда в идеале, настанет момент, когда снимая наши розовые очки мы не заметим разницы.
- Превосходно.
- Согласен.
- До встречи.
- До скорой встречи, уважаемый.
Поезд дал длинный гудок и медленно тронулся с места. Колеса заскрипели по обледенелым рельсам, сдвигая тяжелые вагоны. Постепенно скрылась за горизонтом глухая станция на заснеженной равнине. В небе были заметны лишь следы от тающего столба дыма из трубы дома на самой окраине. Серая пелена медленно растворялась в голубых водах утреннего неба и не оставляла ни малейшего следа. Лишь аромат, который не увидеть глазами, но мы точно знаем, что он есть. И это правда.
КОНЕЦ ТРЕТЬЕЙ БЕСЕДЫ.