ПИСЬМО-ЛЫСТ ЗАПОРОЖЦЕВ ИМПЕРАТРИЦЕ
[left][/left]
ПИСЬМО-ЛЫСТ ЗАПОРОЖЦЕВ ИМПЕРАТРИЦЕ ЕКАТЕРИНЕ ВТОРОЙ
(роман Аркадия Польшаков)
Данное художественное произведение распространяется в Интернете автором свободно, при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления.
Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия владельца авторских прав
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ!
Все права автора защищены.
Физические и юридические лица, географические названия, страны и континенты, упомянутые в тексте, в большинстве своем вымышлены, образы собирательные и не соответствуют действительности..
Мнение персонажей не всегда совпадает с мнением автора.
Интересного Вам чтения, друзья!
СОДЕРЖАНИЕ
НАЗВАНИЯ СТРАН, КРАЕВ, ГОРОДОВ, ИМЕНА
ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ………………………………..
ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………..
ЦЕНННАЯ НАХОДКА…………………………………
ПОДАРОК-ПОДАРУНОЧЕК КРЫМСКОМУ ХАНУ..
ЯНТАРНЫЕ ОЧИ СНИЛИСЬ ВСЕ НОЧИ……………
ПОДЛОЕ НАПАДЕНИЕ ЯНЫЧАР НА СЕЧЬ……….
ПИСЬМО-ЛЫСТ ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ…………
КАК КАЗАК ЛЮБУБАБУТРАХАНУ ПЕРЕСПАЛ
С ИМПЕРАТРИЦЕЙ……………………………………
ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ В СИБИРИ…………………………..
ПИСЬМО-ЛЫСТ ЗАПОРОЖЦЕВ ИМПЕРАТРИЦЕ
ЕКАБЕЛИНЕ ВТОРОЙ…………………………………
ЗОЛОТАЯ БАБА………………………………………..
СТАРИК ОБСКИЙ……………………………………....
МЕДНЫЙ ГУСЬ…………………………………………
ДЕМЬЯН МНОГОГРЕШНЫЙ………………………….
ОТКУДА ПОШЛА КИЕВСКАЯ РУСЬ………………...
НАЗВАНИЯ СТРАН, КРАЕВ, ГОРОДОВ,
ИМЕНА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ:
ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ - государство в государстве,
пристанище воинственных козаков-запорожцев;
РОССИЯ - евроазиатская страна.
СИБИР - значительная по площади территория,
простилающаяся от Уральских гор до сопок
Магадана;
УКРАИНА (УКРАЛИНА) - европейская страна,
у которой украли её старое название - Киевская Русь.
ЗАХУДАЛЬЕ (ЗАУРАЛЬЕ) - озерный край,
расположенный в Сибири;
ЗОЛОТАЯ СИБИРСКАЯ БАБА - идол сибирских
аборигенов;
СТАРИК ОБСКИЙ – идол обских аборигенов;
МЕДНЫЙ ГУСЬ – идол аборигенов;
АЛЕКСАНДР ЮГОВ - писатель;
ЕКАТЕРИНА 11 - Российская императрица
(в народе - ЕКАБЕЛИНА 11);
Князь ТЕМКИН-ПОТЕМКИН - один из
приближенных (в простонародьи - хахаль)
Российской императрицы;
СИРКО - запорожский кошевой атаман Сечи;
ЛЮБУБАБУТРАХАНУ - запорожский козак;
НЕЧИПАЙЗГЛУЗДУ (НЕ ТРОГАЙ С ДУРУ) –
запорожский козак;
ЯЙЦЯВБОЧЦИ - запорожский козак писарчук Сечи,
писавший от имени козаков письмо турецкому
султану;
ИВАН ГЛОБА – сосланный в Сибирь запорожский
козак писарчук, писавший письмо Екабелине 11;
МОГАМЕТ (МУХАММЕД) 1У - султан турецкий;
ТУРКИ - народность, проживающая в южном
Причерноморье;
МАХМУД-КАСТРАТ - главный евнух крымского
хана;
АЛТЫН-ХАНУМ - старшая жена крымского хана;
ИВАН СИВОКОНЬ – запорожский гайдамак;
ТРЫНДЫЧИХА (СЕМЕНИВНА) – соседка
СИВОКОНЯ;
ГАЛЯ - молодая козачка, дочка ТРЫНДЫЧИХИ;
ГРЫЦЬКО-ТАРАН - атаман сосланного в Сибирь
запорожского куреня;
ТАРАС - сын ГРЫЦЬКА-ТАРАНА;
ГАЛЯ - дочь гайдамака ИВАНА НАЙДЫ:
МЫКОЛА-НИКОЛАЙ - козак, сибирский охотник;
ТЕШ - остяк, охотник, промысловый товарищ
НИКОЛАЯ;
ДЕМЬЯН МНОГОГРЕШНЫЙ - гетман Левобережной
краины, сосланный в Сибирь;
НАСТАСЬЯ - жена гетмана;
ПЕТРО и ИВАН МНОГОГРЕШНЫЕ – сыновья
гетмана;
ВАСИЛИЙ МНОГОГРЕШНЫЙ – сосланный в
Сибирь полковник войска запорожского, брат гетмана
Многогрешного;
ПРЕДИСЛОВИЕ
"Погасли огни в Запорожье,
Ушли из Сечи курени,
Обманом и царственной ложью,
В Сибири селились они.
Вдали от родных поселений,
Вдали от родного Днепра,
Гуляет по свету последний
Курень из Сечи, голь-братва!
Во всю матерят Катерину,
Москальскую шваль-повию,
Уселась немка на троне,
Пригрела Россия змию.
Разрушить хотела все корни,
Славянскую вольну рать,
И Русь превратить в край безвольный,
Немецкий "Освенцум" - барак!"
Александр Югов искал следы козаков Запорожской Сечи всюду, где он бывал по собственной инициативе или ездил по служебным командировкам.
Приехав по приглашению одного своего знакомого в сибирский городишко Глухоровск, он просиживал дни и вечера напролет в местном архиве. Обходил дома старожилов земли сибирской, искал везде, где только было можно, следы затерянных временем и людьми документов, относящихся к "Лысту (письму-посланию) запорожцев к немке-императрице Екатерине 11" сидевшей на русском престоле.
Истории известен текст гуморного «Лыста-письма запорожцев турецкому султану Мухаммеду 1V», он широко описан в литературе и на него ссылаются многие ислледователи. А вот второе письмо (лыст) написанное сосланными в Сибирь запорожцами в адрес российской императрицы Екатерины 11 пока ни разу не попадало в руки ни одному исследователю.
Очевидно, преданные, ушлые российские чиновники того времени, постарались уничтожить даже малейшие следы того гуморного письма, боясь гнева всесильной немки императрицы. Посколько запорожцы умели писать такие ядреные письма, от которых от смеха и у мрачных людей животы подводило, а хохлушки-хохотушки, как куры, падали сосмеху.
Поэтому архивы архивами, а вот личный контакт с предками сосланных в Сибирь запорожцев дорогого стоит.
Самые непокорные козаки-запорожцы (слово козак-казак тогда обозначало - свободный человек), как известно, были сосланы императрицей в Сибирь, после подлого, бандитского по исполнению нападения на их вольницу - Запорожскую Сечь (здесь и далее будет часто использоваться "суржик" из языков, а также двойное обозначение некоторых слов - украинское и русское, например, козак-казак, отаман-атаман, гумор-юмор, Мыкола-Николай и т.д.).
* * *
Для начала приведем читателям небольшую историческую справку о козачей вольнице Запорожской Сечи.
Название вольницы Запорожской Сечи произошло от специальной системы укреплений, из срубленных деревьев - засек. Это название (Запорожская Сечь) сложилось в начале XVI века у козаков живших у днепровских порогов (центр - остров Хортица на Днепре).
Самые первые известия о вольных козаках в Запорожье датируются в летописях с 1304 года, где упоминается один из первых их отаманов - атаман Критикий.
Мы не станем приводить все исторические события, связанные с Запорожской Сечью. Отметим, что древние земли "киеворусов" (территория нынешней Украины) по Андрусивскому перемирии 1667 г. поделили между собой соседние страны. Правобережная часть отошла к шляхте, а Левобережная - к москалям.
Лишь Запорожская Сечь (со своими паланками, селениями, зимовниками и бурдюгами) до поры до времени стояла вольным островком среди алчных до чужих земель соседей. Там в Запорожской вольнице, как известно не было никакой монархии и их атаман, а впоследующие года - гетман, они выбирались всенародно, простым голосованием козаков.
Запорожская Сечь была своеобразной казачьей "республикой", верховным органом которой (до 1654, т. е. до присоединения Украины к России) была Сечевая Рада (Совет), избиравшая войсковую старшину во главе с кошевым атаманом.
Войско делилось на курени (к концу существования Запорожской Сечи их было 38) во главе с куренными атаманами. Каждый казак был обязан нести военную службу за свой счёт.
У казаков была и конница, и пехота, вооружены были, как холодным, так и огнестрельным оружием: пищалями, пистолями, небольшими пушками. По степи козаки передвигались на специально оборудованных возах, которые в случае нападения татар или иных врагов, козаки устанавливали в квадрат и вели сильный огонь из укрытий, при этом прорваться в середину такого укрепленного квадрата было очень трудно.
Кошевой атаман, войсковой судья, войсковой асаул и войсковой писарь составляли войсковую старшину.
Кошевой атаман соединял в своих руках военную и административную власть и обязанности. Обязанности кошевого состояли в том, что он утверждал выбранных на Раде всех следовавших за ним чинов, узаконивал распределение "по лясам" земли, покосов, рыбных ловель, звериных угодьев, разделял военную добычу, войсковые доходы, жалованье, принимал новых лиц в Сечь, отпускал старых козаков из Сечи, выдавал аттестаты заслуженным товарищам, посылал ордера паланочной старшине, входил в дипломатические отношения с соседними государствами. Но при всей своей силе кошевой атаман, однако, не был неограниченным властелином запорожского войска. Жизнь кошевого атамана, как и прочих старшин, нисколько не отличалась от жизни остальных козаков.
Следующей выборной должностью была должность войскового судьи.
Внешним знаком власти войскового судьи была большая серебряная печать, которую он обязан был держать при себе во время войсковых собраний или Рады и прикладывать к бумагам, на которых постановлялось решение всей рады.
За судьей по должности следовал войсковой писарь, или как ласково его называли козаки - писарчук.
Войсковой писарь, как и кошевой атаман, и войсковой судья, выбирался товариством на общей Раде и заведывал всеми письменными делами запорожского войска. Обязанность писаря считалась в Запорожье столь важной и ответственной, что если бы кто другой, вместо него, осмелился писать от имени Коша кому-либо или принимать письма, присылаемые на имя писаря, того без пощады казнили смертью. Значение войскового писаря в Запорожье было очень велико. Влияние войсковых писарей тем сильнее было в Запорожье, что большинство из них оставалось на своих должностях в течение многих лет бессменно. Внешним знаком достоинства войскового писаря была в длинной серебряной оправе чернильница - каламарь.
Далее следовал в ерархии войсковой асаул. Он так же избирался общею Радою из козаков товариства. Обязанности войскового асаула были очень сложны, он наблюдал за порядком и благочинием между козаками в мирное время в Сечи. В военное время асаул следил за исполнением судебных приговоров, как в самой Сечи, так и в отдаленных паланках. Он производил следствия по поводу разных споров и преступлений в среде семейных козаков запорожского поспольства. Заготовлял продовольствие для войска на случай войны и т. п.
Внешним знаком власти запорожского войскового асаула была деревянная трость, на обоих концах скованная серебряными кольцами, которую он обязан был держать во время войсковых собраний. Жизнь и доходы войскового асаула были такие же, как и войскового писаря. В помощники войсковому асаулу выбирался войсковой подасаулий, а на случай войны войсковой обозный, ведавший артиллериею и войсковым продовольствием и разделявший все труды асаула.
Должность куренных атаманов, называемых просто "отамання", числом 38, по числу куреней Запорожской Сечи, как и другие, была выборная. В куренные атаманы избирался человек расторопный, храбрый, решительный, иногда из старшин, а чаще из постых козаков. Выбор куренного атамана составлял частное дело только этого куреня и исключал вмешательство козаков другого куреня. Куренные атаманы в мирное время, прежде всего, исполняли роль интендантов в Сечи. Прямою их обязанностью были доставка провизии и дров для собственного куреня и хранение денег и имущества козаков в куренной скарбнице. Поэтому у куренного атамана всегда находились ключи от скарбницы, которые в его отсутствие никто не смел брать.
После войсковой старшины и куренных атаманов следовали так называемые "батьки" или "старики", "сивоусые диды", "знатные радцы", т.е. бывшие войсковые запорожские старшины, или оставившие свои должности по старости лет известные всеми почитаемые козаки.
Опытность, прославленная в боях отвага, отчаянное удальство в молодые годы - давали им право на громадный нравственный авторитет в среде запорожского войска.
Это были "столбы" всего низового войска, носители всех его преданий и строгие исполнители козацких обычаев. На Радной площади "сивоусые деды" занимали место тотчас после войсковой старшины; в совещаниях по куреням - тотчас после куренных атаманов; во время войны начальствовали над отдельными отрядами и даже иногда над самими полковниками; при отправке "листов" от сичевого товариства подписывались тотчас после имени кошевого атамана, а после смерти пользовались такою честью, что, при их погребении, палили из ружей и пушек более, нежели по другим простым козакам.
За войсковою старшиной следовали войсковые служители - довбыш, пушкарь, толмач, кантаржей, шафарь, канцеляристы и школьные атаманы.
Из уголовных преступлений в Сечи самым большим считались: предательство, убийство козаком товарища; побои, причиненные козаком козаку в трезвом или пьяном виде; воровство чего-либо козаком у товарища и укрывательство краденного.
Таким образом, первые ростки демократии выросли, пожалуй, на берегах Днепра, а не в Европе, и тем более не в России, где в то время была и правила только махровая монархия.
Вольные запорожцы много хлопот доставляли не только москалям и шляхте, но и еще больше турецкому султану и его вассалу крымскому хану.
Запорожская Сечь долго сохраняла свою независимость и занимала видное место в международных отношениях.
Её героическая борьба против султанской Турции и Крымского ханства (наиболее крупные походы козаков были в 1589, 1604, 1614, 1615 г.г. на побережье Крыма и Турции , где козаки доходили, доплывали на своих лодках-чайках вплоть до Стамбула и Синопа), подрывала военную мощь этих государств и содействовала национально-освободительному движению угнетённых Османской империей народов.
В этой связи различные европейские государства и, прежде всего Россия искали военного союза с Запорожской Сечью.
Запорожцы активно участвовали во всех крупных народных крестьянско-казацких восстаниях в России начиная с конца 16 века. (под руководством К. Косинского 1591-93 г.г., С. Наливайко 1594-96, Павлюка и К. Скидана 1637, Я. Острянина и Д. Гуни 1638), внося в ряды восставших известную организованность, передавая им свой опыт, выдвигая из своей среды талантливых руководителей.
Запорожская Сечь была не только убежищем для угнетённых, но и плацдармом для народных выступлений. Запоржцы участвовали и в Крестьянской войне под предводительством С. Т. Разина 1670-71г.г. и в ещё большей степени в Булавинском восстании 1707-09 и других. После подавления восстания на Дону в 1708 на Запорожье бежало много повстанцев.
Таким образом, вольных козаков Запорожской Сечи не очень, мягко говоря, жаловали и любили многие российские монархи, они боялись подрыва своей единоличной монархической власти.
Самый подлый и смертельный удар в спину сечевикам нанесла Екатерина 11 (или как назвали её козаки, за нездоровую похоть к мужикам - Екабелина вторая). Она, как и другие российские монархи (имеющие немецкие корни), считала эту вольницу угрозой для своего трона.
Уничтожено свободное братство Сечевиков было довольно коварным образом. В то далекое время по соглашению воюющих сторон основные силы запорожских козаков воевали с турками в Крыму на стороне России.
В самой Сечи из-за отсутсвия запорожского войска в это время было мало воинов козаков, больше было стариков, старух и детей, которые не могли противостоять подавляющей военной силе москалей.
По приказу российской императрицы, используя выгодную ситуацию, превосходящие в десятки раз силы москалей 4 июня 1775 года под командованием генерала Текелия окружили Запорожскую Сечь, плюс к этому времени русские войска под командованием князя Прозоровского заняли козацкие паланки (зимовья - скотоводческие хутора козаков).
Старшины запорожцев (старшинами в Сечи были кошевой отаман, войсковой судья, войсковой асаул и войсковой писарь) с трудом утихомирили окруженных козаков не доводить дело до боя, так как силы были неравные. К тому же в зимовье (скотоводческих хуторах), в плену, в руках московитов были их жены, старики и дети.
Московиты (так называли их запорожцы) не задумываясь, ради грабежа порешили бы всех пленных, как в свое время это сделали русские солдаты Петра 1 захватив городище (ставку) старейшего гетмана Мазепы (16 лет он избирался гетманом) , боровшегося за независимость страны, который надеялся с помощью шведов обрести долгожданную свободу от дикости Петра 1 (солдаты Петра там вырезали всех подряд, не пощадили ни кого, включая стариков, женщин и детей).
К генералу Текелия с "хлебом и солью" на вышиванке (рушнике) вышел отаман П. И. Калнишевский со старшинами: войсковым писарем Иваном Глобой, войсковым судьей Павлом Головатым, полковниками Черным, Куликом, Пелехом, куренным атаманом Головко и некоторыми другими, находящимися в тот момент в Сечи.
Генерал принял от них "хлеб-соль", но потом по приказу императрицы арестовал и отправил в кандалах под большим конвоем в Петербург. Все они закончили свою жизнь в русских казематах и крепостях.
Атаман войска Запорожского Петр Калнишевский был надолго "замурован" в каземате Соловецкого монастыря на Белом море. Там он промучился 12 долгих и тягостных для свободолюбивого козака лет. Потом его перевели в другой каземат, где позволили иногда под конвоем ходить в церковь.
После освобождения, ослепший и больной, он не захотел покидать монастырь и умер в 1803 году глубоким старцем в монастыре.
Русские войска, принудив козаков сдасться, потом разрушили дотла укрепления Запорожской Сечи. Запорожское войско было объявлено распущенным. Земли козаков стали раздаваться царским помещикам, а население закрепощалось, частью превращалось в государственных поселян, частью ссылалось в Сибирь и другие дальние края, часть куреней бежало в Добруджу, где основало Задунайскую Сечь.
Такова печальная история кончины козачей запорожской вольницы - Запорожской Сечи.
Документы свидетельствуют, что самых непокорных запорожцев императорский двор ссылал в Сибирь, все это длилось в течении XVI -XVII веков.
В Сибири воинственных запорожцев называли "черкасами", самое интересноето, что и там они оставались козаками-воинами.
Запорожские козаки для многих правителей сидели занозой в Приднепровских степях, делая отважные набеги на богатых соседей. Они были профессиональными воинами, в совершенстве владели оружием и тактикой ведения боя.
Запорожцы воевали всегда и везде, в основном там, где могла быть хорошая добыча. Это была их жизнь со всеми военными приключениями.
Запорожское войско, составленое из 38 куреней можно с полным основанием отнести к профессионалам, поскольку молодые козаки становились там профессионалами уже после первого же похода.
С запорожским войском на так называемый "божий промысел" уходили двадцать-тридцать тысяч молодых запорожских парубков, а возвращались в лучшем случае десять, но уже понюхавших порох и готовых ради победы на все.
Запорожцы сами помогли России разгромить врагов Российской империи, в результате чего остались с ней один на один и она "своих старших братьев по Киевской Руси порешила".
По этому не удивительно, что эти далекие события (где-то может быть на генном уровне) до сих пор влияют на взаимоотношения двух этих славянских народов и стран.
Россия, руководимая иноземными (в основном немецкими) правителями, стала забывать, что она пуповиной связана с Киевской Русью и, что древний Киев в народе до сих пор называют - матерью городов русских. Пора бы крепить дружбу этих братских народов, и не пытаться из Кремля диктовать всем и вся.
После разгрома Запорожской Сечи, в последствии образовались другие козачьи образования, но уже подчиненные России. В частности была образована Усть-Дунайская Сечь, которая просуществовала до 1828 года.
В 1787 году было создано "Верное войско Запорожское", затем переименованное в Черноморское войско. Из запорожцев и позднее создавались военные отряды, было создано Азовское войско. Запорожцы активно действовали во всех военных кампаниях, которые вела российская империя.
Последним кошевым атаманом Черноморского войска был утвержден императором Павлом I Антон Головатый, но он умер в 1797 году во время Персидского похода, так и не узнав об этом назначении.
В последствии атаманы были "наказными", они не выбирались козаками, а назначались из числа российских генералов. Но сами понимаете, что за таким "наказным" атаманом, казаки не очень стремились лезть на рожон в бою. Это уже было не то войско, поскольку оно воевало по принуждению, а не по доброй своей воле.
В Сибири часть расформированных и высланных сюда козаков служила (естественно, не по доброй воле) под началом русского воеводы.
Исторические материалы свидетельствуют о том, что не все козачьи курени подчинились приказу подлой императрицы.
Часть куреней, в 1775 г. обманув генерала Текеля, ушла на легких козачьих лодках-чайках на Балканы.
Часть высланных в Сибирь козаков не пожелала служить подлой императрице Екатирине 11, они как староверы от Петра 1 ушли в глубь, в глушь Сибири, где занимались в основном охотой и рыбной ловлей, ну и конечно с оружием в руках защищали свои селения от набегов местных враждебных племен и московитян.
Вот такова вкратце история Запорожской Сечи.
ЦЕННАЯ НАХОДКА
Здесь мы вернемся к одному из упомянутых выше персонажей романа - Александру Югову, который, как мы уже упомянули в предисловии, часть своей жизни посвятил отысканию следов пребывания сосланных в Сибирь козаков Запорожской Сечи.
Рукописи письма запорожцев императрице москальской, как её порой называли козаки, среди других ценнейших рукописей, Югов случайно отыскал у местного промысловика Ивана Многогрешного. Рубленая изба, которого была построена в глухомани сибирской тайги еще его прадедом, на берегу небольшой таежной речки.
Иван смутно знал, откуда пошел его род. Дед говорил, что его предки давным-давно сосланы были сюда в Сибирь царем. И с тех пор из века в век они жили в этой таежной сибирской глухомани. Семья деда жила тем, что они промышляли пушниной, мыли золотишко в ручьях, заготавливали кедровые орешки, собирали ягоды и грибы, садили огород.
Среди старого барахла в кованом сундуке у Ивана Мнгогрешного хранились под иконой Божей Матери какие-то пожелтевшие от времени различного рода рукописи, написанные на старославянском языке.
Следует пояснить читателям, что в то далекое время, когда впервые появились род Многогрешных в Сибири, там еще не было развито книгопечатание, а тем более не было пишущих машинок и современных компьтеров, поэтому документы, церковные книги и летописи исторических событий записывались и переписывались монахами и писарями вручную чернилами и перьями. И все это переходило из рук в руки, правда, многое при этом терялось.
Среди найденных рукописей особую ценность для Югова представляли не только письма запорожцев императрице и турецкому султану, но древний список "Повести о царице Динаре".
В этой повести речь идет о грузинской царице Динаре, которая произнесла эмонациональную речь перед грузинским войском, говоря:
" Друзи и братия! Отложите гордость и отверните от себя страхи и облачите себя во храброство… Ныне востал на вы перский поганы царь со своими многими великими силами и хощет царство наше разорити… вы же убо не пожалейте о богатстве своем, помогайте братиям маломощным устроитися супротивным на брань…".
Переписчика запорожского писаря, очевидно, прельстил эта повесть тем, что в ней речь идет о борьбе за свободу и независимость своей родины. Очевидно, по этим рукописным спискам, здесь в Сибири, учились грамоте, истории и мужеству не одно поколение запорожских детей, никогда не видевших свою историческую родину.
Интересна также обнаруженная "Повесть об Андрее Критском", в котором с истинным запорожским гумором описаны сцены совращения Андреем монахинь и другие похождения этого своеобразного героя.
Интересен, также, найденный рассказ о любви гайдамака Ивана к козачке Гале.
Кроме этого, бесценны рукописи - "Беседы отца с сыном о женской злобе" и другие "Беседы…" , относящиеся к одному из пластов старинной славянской учебной литературы.
Многое из этого наследия нашло свое отражение на страницах этого романа, если не целиком, то в виде отдельного рассказа или отрывка.
Увидев это бесценное историческое наследие, Александр обратился со страстной мольбой к Ивану продать сундук со всем содержимым.
Иван, очевидно, не очень понимая ценности своего сундука, по доброте души сказал:
- Если тебе так понравился этот хлам, то забирай его хоть сейчас.
Затем в шутку рассказал Александру забавный анекдот:
- Один мужик рядился с другим мужиком, сидя, как мы, за бутылкой самогона из еловых шишек.
Так вот он ему и говорит: - Хочешь, я тебе продам совсем дешево свою старую машину? Ну, ту, что у меня в сарае семь лет стоит…
Мужик молчит.
- Ну, давай я махну ее на твой мотоцикл.
Мужик опять молчит.
- Ну, хрен с тобой, давай махнем машину на велосипед.
Мужик молчит и как-то мнется, поводит плечами.
Тогда тот в сердцах и говорит: - А-а, хрен с ней, бери её даром! Лижбы ты убрал этот старый хлам из моего сарая…"
Так и я тебе говорю: - Забирай, мил человек, это старое барахло, лижбы ты очистил мне подполье!
Вот таким образом оказались эти бесценные рукописи в руках Александра.
Привезя их к себе домой, он с каким-то особым благоговеньем читал, осторожно перелистывал каждую страницу рукописно текста.
Мы ниже приведем переведенные с древнего славянского языка тексты этих рукописей.
Они были написаны сосланным в Сибирь писарем Запорожской Сечи Иваном Глобой, Сергеем Многорешным и другими переписчиками. Причем рукописи написаны разными языками, в зависимости от того на каком языке говорил и писал переписчик.
В этой связи, здесь и далее будут часто использоваться наряду с русскими словами, слова на украинском и других языках, в том числе и на уже вымерших языках аборигенов. Поэтому неудивляйтесь некоторому старословянскому "суржику", поскольку в разные века по разному говорили эти люди.
Нижезложенный материал составлен по своеобразным мемуарам этих переписчиков. И повествует о далеком, но славном прошлом запорожских козаков, не покорившимся злой воле сильных мира сего и даже в суровой сибирской тайге не потерявших чувство гумора и собственного достоинства.
* * *
О характере людей населявших вольную Сечь очень хорошо сказал один известный русский художник.
- Что за народ запорожцы! - говорил как-то Стасову известный лусский художник Илья Репин при написании такого шедевра как "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". - Как тут можно спокойно рисовать, когда голова идет кругом от самого шума и гама?! Две с половиной недели назад, я случайно раскрыл полотно и не вытерпел, взялся за палитру и так с тех пор без перерыва живу с ними. Не могу расстаться. Удивительно веселый народ!.. Недаром про них и Гоголь писал. Все у него, правда! Чертяки - не народ! Никто на всем белом свете не чувствовал так глубоко воли, равноправия и братства. Навсегда Запорожье осталось вольным и никому не подчинилось!
Интересно в этом плане то, что И. Репин долго искал типажа для написания портрета козацкого кошевого атамана Ивана Дмитриевича Сирко и нашел его в лице известного героя Русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. генерала Михаила Драгомирова, украинца по происхождению. Он на картине И. Репина изображен в центре сидящим за спиною у писарчука.
На полотне мы видим в орлином взгляде лукавые отблески в его глазах. Эти мудрые, с тонким чувством юмора глаза свидетельствуют о большом уме отамана (атамана) и о том, что он доволен содержанием ответа султану. Могучая сила характера отамана видна в его богатырских плечах и сильных руках, выразительно написана на его мужественном и проницательном лице. Вокруг отамана такие же красивые, сильные духом и телом бесстрашные козаки.
Описывая Запорожскую Сечь нельзя не отметить, у этих веселых, свободолюбивых людей, который величали себя козаками (т.е. свободными людьми), были самые юморные и необыкновенные для слуха имена. Такие юморные с подтекстом и со смыслом имена можно было встретить только у "козакив-запорожцив". Для них это не исключение, а скорее норма.
Переписка сечевиков с турецким султаном - это подлинный образец народного творческого "гумору" (юмора), характеризующий запорожцев.
В печати периодически публиковались эти образцы народного юмора - письма (лыста) запорожцев турецкому (дурецкому) султану. Приведем и мы свой вариант "Лыста запорижськых козакив турецькому султану", а также неизвестное широкой аудитории письмо-лыст сосланных в Сибирь запорожцев сидевшей тогда на русском престоле немке Екатерине Второй.
Здесь, конечно, мы не можем в точности претендовать на описание всех событий тех далеких дней, поскольку это, прежде всего литературное произведение, а не хроника исторических событий. Но постараемся в полной мере использовать тот исторический материал, попавший к нам в руки.
Итак, начнем это повествование с тех времен, когда жили - не тужили запорожцы у себя на родине, в Сечи. И начнем рассказ с смешной истории, когда запорожские козаки везли крымскому хану своеобразный «подарок» (подаруночк – укр.яз.).
Продолжение следует...
Вы пишете: "Запорожцы сами помогли России разгромить врагов Российской империи, в результате чего остались с ней один на один и она "своих старших братьев по Киевской Руси порешила".
По этому не удивительно, что эти далекие события (где-то может быть на генном уровне) до сих пор влияют на взаимоотношения двух этих славянских народов и стран.
Россия, руководимая иноземными (в основном немецкими) правителями, стала забывать, что она пуповиной связана с Киевской Русью и, что древний Киев в народе до сих пор называют - матерью городов русских. Пора бы крепить дружбу этих братских народов, и не пытаться из Кремля диктовать всем и вся."
Я бы уточнил нюансы. Услужили России не запорожцы, а украинцы, частью которых запорожцы были. И Россия украинцев отбладарила, но не всех, а "верхи", сделав больошее количество их представителей частью российской элиты. Ну а "низы" как быдло было порабощено. Что украинское, что российское "низовое" в России за людей не считалось.
В этой плоскости о каком укрплении братской дружбы народов Вы говорите? И дружили, и враждовали ук двух народов лишь "элиты". "Низы" лишь сосуществовали, по формуле: раздельно-вместе-опять раздельно. Что будет в будущем? А это пусть элиты между собою решают.
Владимир Куземко
вс, 05/09/2010 - 15:14