Поэт Евтушенко открыл музей в Переделкино
О намерении организовать такой музей поэт Евгений Евтушенко впервые сообщил два года тому назад в Братске. В экспозиции среди художников с мировыми именами почётное место занимают полотна братского живописца Сергея Моисеенко. На протяжении последних лет знаменитый поэт поддерживает и активно пропагандирует творчество нашего земляка. Прежде о братском художнике говорили - «широко известен в узких кругах». Но теперь ситуация может кардинально измениться.
17 июня в Переделкино открылся музей-галерея известного поэта Евгения Евтушенко, в который вошли коллекция живописи ста лучших мировых художников и 300 фотографий, сделанных поэтом во время поездок по свету, различные литературно-исторические документы и рукописи, в том числе и поэма «Братская ГЭС». "Я побывал в 96 странах, и эти работы отражают мои путешествия. Но все-таки, как многие говорят, наиболее удачные вещи – это фотографии Сибири, моих родных мест", – не устаёт повторять поэт. Музей построен на личной земле и на средства поэта.
Это четвертый музей в Переделкино. И если прежде подобные музеи создавались в писательском посёлке лишь после смерти Корнея Чуковского, Бориса Пастернака, Булата Окуджавы, то энергичный стихотворец и коллекционер, отметивший в эти дни своё 77-летие, решил нарушить традицию: на собственные средства открыл музей при жизни и подарил его государству. На презентации музея заметной фигурой был художник из Братска Сергей Моисеенко.
— В Переделкино я нахожусь с мая. Евгений Александрович пригласил погостить и поработать, а также по мере возможности помочь ему с открытием музея, организовав для провинциального автора роскошную творческую командировку, - рассказал корреспонденту нашего сайта «Братск.орг» Сергей Моисеенко. – В зале живописи представлено пять моих работ, часть из которых Евгений Александрович купил во время своего последнего пребывания в Братске, а некоторые я подарил поэту. До глубины души тронуло то, что одному из моих лучших полотен «Портрет деда» отведено в экспозиции центральное место, рядом с художниками с мировыми именами, такими как Олег Целков, Пиросмани, Гии Гугушвили, Пабло Пикассо, Альфаро Сикейрос, Михаил Шемякин, Фернан Леже, Марк Шагал, Жорж Брак, Макс Эрнст. Попасть в круг избранных такой коллекции для художника из глубинки большая честь…
Поэт и художник познакомились да года тому назад. Летом 2008 года Евгений Евтушенко в очередной раз посетил Братск и выступил с чтением стихов перед сибирскими читателями. А в свободное время поэта завезли в мастерскую местного художника, из которой Евгений Александрович не хотел уходить. Вместо строго отведенного программой короткого времени два творческих человека жарко проговорили об искусстве несколько часов. Поэт и коллекционер был потрясен этим знакомством. И в первый же день купил у Сергея приглянувшуюся работу, выложив солидную сумму, которая стала для вечно стеснённого в средствах художника существенным подспорьем. Но и живописец не остался в долгу – на следующий день подарил гостю свою новую работу.
Так все сжатые выступлениями дни активный коллекционер в свободную минуту, ломая жёсткий график намеченных заранее встреч, составленный организаторами, старался заехать в мастерскую художника, стремясь как можно больше узнать о живописце из сибирской глубинки. И покинув город, Евтушенко не прерывал связи с Моисеенко: звонил художнику из Москвы и США, где преподавал, часами они говорили о современном искусстве. И куда бы Евгения Александровича ни вела путеводная звезда, с кем бы он ни встречался - поэт настойчиво рассказывал о талантливом художнике из Братска, внушая сильным мира сего важную на его взгляд мысль – в стране живёт значительный художник и нужно поддержать талант из провинции.
Впрочем, слова поэта не были расслышаны. Мало что изменилось в жизни братского художника. Даже свою первую персональную выставку, которая прошла нынешней зимой в Братске, Сергей Моисеенко организовал и провёл на свои средства. О выставке много писала местная печать, показывали по ТВ. Но в задушенном кризисным безденежьем промышленном городе не нашлось деловых людей, готовых купить работы оригинального мастера. А для него это был единственный способ улучшить материальное положение. Но на помощь снова пришел поэт. На собственные средства Евтушенко пригласил нового друга в Переделкино, организовав ему встречи с московскими ценителями искусства. Что из этого выйдет - покажет время.
Впрочем, говорить об открытии таланта художника Евгением Евтушенко будет не совсем корректно. Первооткрывателем был братский коллекционер Спартак Арбатский. Это он надоумил бывшего мэра Братска Ивана Невмержицкого пригласить тогда ещё малоизвестного художника в наш город. И в середине 90-х прошлого столетия Сергей Моисеенко стал набирать известность в кругах ценителей живописи в стране и мире, создавая славу городу. Сегодня полотна мастера хранятся во многих частных собраниях и музеях, экспонировались на престижных выставках на родине и за границей - в Японии, Китае, Канаде, США, странах Европы. Но это был всё-таки узкий круг ценителей живописи, знакомство с которыми не сулило мастеру достойного и систематического заработка.
Между тем творческий почерк художника, который в разные годы кардинально менялся, часто был предметом острых полемик и дискуссий среди профессионалов. Но художник, так и не получивший официально профессионального образования, не вступивший в творческий союз, мало обращал внимание на эти пересуды, доказывая новыми полотнами, что он оригинальный профессионал с индивидуальной манерой письма. И нынешний успех, организованный и поддержанный поэтом Е.А.Евтушенко, ещё одно тому доказательство.
Наш город для поэта Евгения Евтушенко - это не только преданные читатели, строители Братской ГЭС, но теперь и художник Сергей Моисеенко. И всякие провокационные попытки переоценить прошлое каверзным вопросом «… Братская ГЭС, которую вы воспели в одноименной поэме, обернулась Саяно-Шушенской аварией…» стойкий поэт со свойственным ему полемическим задором встречает в штыки:
— Неправда! Братскую ГЭС я защищу. Братская ГЭС — это потрясающие показатели. Почему? Потому что Саяно-Шушенская строилась совершенно другими людьми. Братская ГЭС до сих пор остается шедевром технической мысли. И потом это была первая в СССР великая стройка, которая обошлась без труда заключённых. Во всяком случае, на строительстве Братской ГЭС не было рабского труда. Братская ГЭС — символ. Там работали люди множества национальностей. Там никогда не было антиинтернализма, который мы наблюдаем сейчас по всей нашей стране, когда в Москве рядом с музеем имени Пушкина убивают людей, у которых кожа чуть потемней, чем у скинхедов. Если бы Пушкин воскрес и вышел бы из своего музея, он бы мог пасть первой же жертвой. Нет, Братская ГЭС — это время надежды. Она была очень хорошо спроектирована и до сих пор надежно работает. И те, кто её возглавляет, стали инициаторами интернационального вечера поэзии. В Сибирь приехали поэты из Франции, Польши, Гватемалы и Никарагуа. И они впервые выступали вместе с поэтами Москвы, Санкт-Петербурга, Сахалина и Дальнего Востока. И среди организаторов этого вечера были дети той самой Нюшки, о которой я написал в поэме.
Впрочем, эту патетику поэта активно перечеркивают местные скинхеды, которые расписывают стены и заборы Братска националистическими лозунгами. А современное искусство для них - социальное излишество. Всё те же внуки Нюшки отметились скабрезными политическими лозунгами даже на стенах местного музея. Но это уже другая тема, и современное искусство в борьбе с национализмом пока бессильно.
Сталин не только убивал писателей, но и активно подкупал подачками их самую талантливую часть. За матблага литераторы шли в услужение его сатанинской власти. Символом такого подкупа и были писательские дачи в Переделкино. Получить дачу в Переделкино при Сталине - значило расписаться в личной подлости: отмечен властью убийц как доказавший ей свою благонадежность...
Для меня писательская дача в Переделкино - это символ подлости. А сейчас там музеи порядочности литераторов устраивают, что ты...
Смешно.
Владимир Куземко
вс, 18/07/2010 - 16:05
владимир монахов
вс, 18/07/2010 - 16:07
Да, Сталин подкупал и ставил в услужение власти убийц самых лучших из тогдашних писателей. Про их подлость, символом которой были дачи в Переделкино, я и говорю. А Вы о чём?
Владимир Куземко
вс, 18/07/2010 - 16:13
владимир монахов
вс, 18/07/2010 - 16:57
В Переделкино жили лишь те,кто занимал первые места в сотрудничестве с этой подлой властью лгунов и убийц. Нормальные писатели с ТАКОЙ властью столь активно не могли сотруджничать по определению. У Вас странное понятие "нормальности".
Владимир Куземко
вс, 18/07/2010 - 23:24
владимир монахов
сб, 24/07/2010 - 13:32