Зачем человеку счастье?
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
(народная мудрость)
Каждый раз, когда я думаю о том, что не хочу напрягаться, чтобы заработать побольше денег, или уделить больше внимания своей внешности, отношениям с мужем, детьми, друзьями, вспоминаю об одном эксперименте с подопытными зверьками, которые не желали избавиться от страданий, но стремились к удовольствиям. Об этом эксперименте я вычитала еще в студенческие годы в какой-то книжке.
Смысл эксперимента состоял в том, что лабораторных крыс ставили в две противоположные ситуации: когда они могли нажать на педальку и этим отключить небольшие электрические разряды, причиняющие страдания, и когда крысы могли нажимать на педальку, чтобы получить стимуляцию, доставляющую им удовольствие.
В первом случае крысам со временем надоела эта игрушка, и они предпочитали терпеть страдания вместо того, чтобы приложить усилия и нажать на педальку, отключающую электронапряжение. Во втором случае крысы без конца нажимали на "педальку удовольствия". Экспериментаторам даже пришлось заставлять их насильно принимать пищу, поскольку удовольствие отключило у зверьков такой естественный и такой сильный инстинкт, как инстинкт самосохранения.
Этот эксперимент меня поразил и разрушил теорию о возможности существования мира на основе абсолютного добра. Если добро из тебя делает, простите, идиота, то какое же это добро? Надо ли говорить, что добро у меня ассоциировалось с удовольствием? А, если не с удовольствием, то с чем? Неужели со страданием? Необходимо отметить, что испытывающие относительное страдание крысы оставались в "здравом уме" и по идее обладали гипотетической свободой выбора: страдать или не страдать.
Этот вопрос не давал мне покоя на протяжении многих лет. Каким образом, испытывая постоянные страдания - необходимость прикладывать усилия вопреки своему желанию, - я могу быть счастливой? Людям присуще стремление к свободе. И они готовы ради него на все! Неужели обладание свободой выбора так дорого стоит? Хочет ли раб, обеспеченный одеждой, жильем, пропитанием и даже достаточным временем для отдыха стать свободным? Без сомнения, хочет. Но в итоге, он все равно будет работать всю жизнь, чтобы получить те же одежду, жилье, пищу, отдых, причем уже без покровительства хозяина, беря на себя все риски банкротств, воровства, неудач и пр. Неужели абстрактное чувство свободы так дорого стоит? Наиболее логично разрешить эту дилемму мне удалось при помощи теории, описанной в науке каббала.
В ней говорится, что да, действительно, целью творения или, иначе, создания мира была цель – доставить удовольствие, насладить. Однако был создан такой механизм, который предохранял бы человека от состояния абсолютной зависимости и предоставлял бы полную свободу выбора.
Вначале было создано совершенное состояние, состояние абсолютного счастья и непрерывного наслаждения - это состояние объединения и взаимопонимания между людьми. В данной ситуации люди совершали действия по желанию, поэтому прикладываемые усилия не ощущались как работа, а только как отдых и наслаждение. Затем по замыслу природы связь между нами начала портиться вплоть до того, что перестала существовать вообще, и даже более того, вместо положительной образовалась отрицательная связь. И теперь каждый хочет использовать других ради собственной выгоды. Таким образом, по замыслу природы, мы оказались в точке свободного выбора с заложенным в нас воспоминанием о том, что в объединении наше счастье.
Но ведь не хочется и пальцем пошевелить, чтобы приблизиться к этому объединению. Тогда что же хочет от нас природа? Чтоб мы были свободны или счастливы?
Природе удалось сотворить механизм, который с одной стороны при использовании "кнопки удовольствия" предоставлял бы человеку наслаждение, а с другой - создавал бы сопротивление к приложению усилий (как в случае со зверьками, испытывающими раздражающее воздействие электроразрядов) в виде вопроса: а зачем мне это надо?
И действительно, а зачем мне нужно это счастье, если я должна прикладывать усилия? Однако, по-видимому, у природы другие планы на этот счет, и человек-раб ей не нужен. Нужен человек свободный и наслаждающийся всеми благами и удовольствиями.
Пусть человечество решает. А пока суд да дело, иду прикладывать усилия для того, чтобы в моей семье царили мир и взаимопонимание. Надо же как-то использовать свою свободу выбора.
Ирена Ашер
Зачем человеку счастье?
Что касается свободы выбора, то для меня это самая нелепая и призрачная вещь. Полное отсутствие возможности испытать тот вариант от которого мы отказались, следовательно его попросту не было! И это не так давно окрестили "пространством вариантов", теперь господина Бога так называют. :) мне понравилось
ЮгАда
ср, 05/05/2010 - 12:27
Это то самое, которое мне давно не даёт покоя.Спасибо за прекрасный рассказ.НО выхода мы все-равно не нашли, только заставляем себя верить во что-то.
Все мы странники судьбы пытаемся найти разгадку, которую таит в себе природа.
Ее, не насытившиеся, чары нас влекут к себе. В её раю найдёшь ты свой приют. И жадные уста коснутся дивных ароматов. В ней растворится часть тебя, она тебя полюбит крылатой птицей. Не гневайся на то, что создано Вселенной. В тебе живёт её частица. Она рожается на свет младенцем ранним утром. Через крики через боль жизнь тебе дана от матери твоей. Слепым котёнком пробираешься сквозь тьму, но зачем пытаешься найти ответ, которого здесь нет!
В такой холодный век, зачем мы разрушаем то, что сами создаем.
И лишь одно тебя спасет коварный человек:
Любовь хранит в себе целебные истоки, она способна своим даром твоё сердце исцелить.
Габарецкая
пт, 07/05/2010 - 11:57