Бхагавад-Гита всем. Глава 3. Стих.25-26.
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 3. КАРМА-ЙОГА. СТИХ.25-26.
25. О, потомок, Бхараты, невежественный, будучи привязанным к кармической деятельности (считающий себя причиной своей деятельности и плодов своей деятельности), соответственно и работает. Знающий (посвященный в совершенные духовные знания и утвердившийся в них) человек должен работать так без привязанности, чтобы повести за собой других.
КОММЕНТАРИЙ.
Что обозначает первая строчка ( на санскрите)? Почему привязанный к работе человек соответственно и работает? Чем это хорошо или плохо? И разве мало среди материальных людей, действительно привязанных к своей работе, той или иной деятельности, тех, кто хорошо выполняет свою работу и достигает всеобщего уважения? Но, тем не менее, людей, привязанных к своей работе, Бог выделяет и обращает на них внимание Арджуны. Почему? Все следует из чувства привязанности,
На самом деле камня преткновения для всех, кто идет по пути духовного развития, а этим путем идут все, осознанно и неосознанно, материалисты и истинно верующие.
Привязанность к работе проявляется в привязанности к результату, в чрезмерной заинтересованности, в многочисленных связях, в непременном общении с другими. Любой неуспех вызывает у такого человека гнев, зависть, поиск причины в других, неуравновешенность и пр. Успех рождает гордость, самомнение, самонадеянность, притязание, тщеславие, желание власти, подчинения, уважения, почестей, еще большую устремленность к материальным благам, несправедливость и пр. Привязанность в работе всегда есть причина проявления и развития греховности в результате меркантильного ума, чувства собственничества, чувства независимости, а также в результате частого проявления необузданности и желания «любой ценой». Такой человек мнит себя причиной результата, считает себя создающим, планирующим, учитывающим, обеспечивающим, контролирующим, по сути преумножающим, инициативным, успешным, считая свои качества лучшими, подходящими, а потому почитает себя, не склоняясь к Богу, не видя в Нем Изначальной Причины, Который всем управляет и Кому все Изначально принадлежит. Поэтому, имея такое внутреннее понимание, человек соответственно и работает, чрезмерно заинтересованно, эмоционально, буквально борясь и выбивая лучший результат, присваивая себе этот результат или, более того, идя ради результата в целях обогащения и карьеры на хитрость, подлог, клевету, ложь. Т.е. привязанность, даже давая материальное продвижение и развитие вперед, давая хорошие плоды результата труда, заставляет человека, работая, проявлять и закреплять далеко не лучшие качества, с одной стороны препятствующие духовному росту человека, а с другой - влияя в конечном счете на сам процесс работы, на взаимоотношения с другими людьми, привносит в работу напряженность, диктат, предпочтения и игнорирования, рождая несогласие, взаимозависимость, обиды, отчуждения, зависть, упреки, делая процесс труда из-за несовершенства вовлеченных в него людей невыносимым, нещадящим, иногда откровенно грубым, безнравственным, унизительным, выходящим за общепризнанные рамки нормы и морали. В противовес таким людям, привязанным к работе, Бог во второй строке говорит о разумных, знающих людях, непременно религиозных и идущих путем буддхи-йоги, которые могут работать без привязанности. Этот стих утверждает, что такой человек ( а их единицы)может и должен повести за собой других людей, ибо в результате непривязанности проявляет те качества, которые в работе дадут лучший результат. И как обладатель этих качеств, он может снискать со стороны других людей уважение и желание следовать также путем непривязанности, следовать за ним, как за лидером.
Здесь также можно проследить, как непривязанность влияет на исполнение работы и какие качества всегда сопутствуют непривязанности. Много раз уже было сказано ранее о качествах тех, кто не привязан к внешним материальным объектам ( а работа – это тоже внешний материальный объект, на который направлены в той или иной мере чувства человека). И, тем не менее, следует еще раз обратить на это внимание, ибо это качества истинного лидера от Бога, легко склоняющего через эти качества к себе сердца людей, поскольку каждый – частица Бога, а потому всегда привлекается духовным, выражающемся как при исполнении работы, так и при личном общении.
Непривязанный человек, как во время работы, так и к плодам работы относится спокойно, уравновешен, непритязателен. Он немногословен, тщателен, старателен, делает абсолютно все, что от него зависит, выполняет работу, как долг, который нужно отдать лучшим образом. Он никого и никогда не винит, не поучает, не стыдит или унижает, не приводит себя в пример, но может выслушать и отвечает на вопросы. Он не ищет недостатки в других, но в каждом видит труд Бога и доверяет Богу в каждом. Он достаточно доброжелателен, всегда готов прийти на помощь, не осуждает, не вступает в споры, не завидует. Он также не претендует на повышение зарплаты, не отказывается от дополнительной работы, уважает материальную иерархию в работе, не боясь и не избегая подчинения, но видя все, как Волю Бога и подчиняясь ей. Он мирен, дружелюбен, сдержал, умел, непритязателен, профессионал и пр. Такие качества несомненно сами по себе в человеке не проявляются и не рождаются в результате только одной внутренней установки: быть непривязанным. Эти качества непременно развиваются и только у религиозного человека, следующего неизменно наставлениям Вед, в результате постоянного труда над собой, в результате долгой практики посвящения любого своего труда только Богу, не привязываясь к плодам, искренне считая, что все изначально принадлежит только Богу и Им управляется. Такой человек в самом начале своего пути берет также за основу, что плохой труд, даже незначительное дело Богу не посвящается. Поэтому устремлен к выполнению любой работы самым лучшим образом. Поэтому старательность такого человека Бог непременно вознаграждает, делая его усилия наиболее плодотворными, а самого человека достаточно умелым в любом труде. Так человек в глазах других проявляет как совершенные качества, так и совершенные результаты, а потому, так благословленный Богом, выходит с честью из любой ситуации и проявляет неуклонно волю к труду иного порядка, нежели материалисты, становится по многим параметрам примером для других, что начинается с внутреннего одобрения в каждом, чей взгляд и мысль изнутри направляется Богом и с Богом дается оценка преимущественным духовным качествам человека духовно реализованного. Пример такого человека непременно входит в сознание тех, кому уже должно Волею Бога посмотреть и в эту сторону. Так духовные зерна тоже попадают в ту плодородную почву, которая уже готова с тем, чтобы в свой час прорости. Однако, бывают случаи, когда люди, как бы ни казался убедительным пример, не могут следовать за ним. Об этом Бог говорит в следующем стихе.
26. Чтобы не смущать разум невежественных людей, привязанных к кармической деятельности, знающий (реализованный йог) должен соответствовать всей той работе,
Которую вовлечен постоянно выполнять.
КОММЕНТАРИЙ.
Данный стих продолжает тему личного примера, указывая на преимущественно-необходимые условия, только при соблюдении которых можно последовать за деятельностью духовно развитого человека, устремленного повести за собой своим духовным трудом, как примером. Здесь «агйанам» - невежественные люди в плане совершенных духовных знаний, привязанные к кармической деятельности. Бог называет их невежественными, поскольку, даже обладая профессиональными знаниями, хорошим опытом, правильно мыслящие и понимающие с материальной точки зрения относительно своей работы, они, будучи в ней привязанными, не могут исполнять ее совершенно. Однако, непривязанный человек, обладающий совершенными духовными знаниями, очень хорошо исполняющий работу (речь идет о постоянной работе, за которую человек получает материальное вознаграждение, призванное поддерживать его тело), проявляя даже безукоризненные духовные качества, не всегда может стать примером для других или может быть недолгим примером, или ущербным примером, не благословленным Богом. Здесь речь идет о людях, которые не соответствуют всей той работе, которую они выполняют даже религиозно-грамотно, рассматривая ее, как жертвоприношение Богу. Что же это за несоответствие, и чем оно смущает разум других, кому Бог не дает назвать это для себя примером и последовать? Что мешает последовать за такими людьми, как лидерами? Есть такое понимание, не всегда распространенное и принимаемое в обществе в зависимости от уровня его религиозности в целом, как предписанная деятельность. Для Арджуны предписанная деятельность – долг кшатрия, то, чему он Волею Бога обучался непосредственно, что считалось его основным родом деятельности, что поддерживало его материальное существование, где и в чем он проявлял и развивал свои качества и накоплял опыт, знания, понимание. Т.о. он – воин, и его обязанность – сражаться. На поле битвы, будучи непривязанным к исходу сражения, а также во время сражения он мог стать и теперь и далее примером для многих, но в более строгом смысле, чем прежде, ибо делал бы это правильно в соответствии с указаниями Бога относительно непривязанности. Но если бы Арджуна уклонился от участия в сражении, своего прямого религиозного долга на данный период, от предписанных обязанностей защищать государство и общество, а стал постоянно заниматься, скажем, торговлей, что не соответствовало его изначальному предназначению, то, как бы он не проявлял себя, каких бы успехов не достиг, какими бы великолепными духовными качествами не обладал, он бы Волею Бога не смог расположить к себе сердца людей, вызвать их уважение к себе, завоевать авторитет даже среди тех, кто знает толк в торговле, все сложности и тонкости, которые требуют определенных знаний, качеств, склада ума и достигаемые в результате долгой практики. Несоответствие Арджуны этому труду и было бы тем, что непременно смущало бы умы многих и препятствовало бы последовать за ним, как за лидером в этом направлении в результате даже лучшего примера. Да и Бог такому проявлению себя ниспослал бы непременно сомнения в сердца других, как и неудачу.
К тому же, в те времена разделение людей по труду было достаточно четким и переход от одного вида деятельности к другому считалось нарушением религиозных принципов и могло для человека повлечь непредсказуемые последствия. Однако, и в наше время такой подход к деятельности неявно, но присутствует. Согласно этому стиху, не станет духовным лидером человек, если он по образованию врач, а стал работать артистом. Даже если на новом поприще он проявит непривязанность и работу артиста всецело посвятит Богу, будучи занятым таким образом в связующем процессе через труд, т.е. в карма-йоге, то такой человек, даже если он будет восхвален за отношение к работе и за качества, лидером не станет и не поведет за собой в духовном плане, ибо нарушил самое главное требование, провозглашаемое Богом в этом стихе: во главе угла не
привязанности – именно предписанная деятельность, данная изначально Богом, как человеческий религиозный долг, как результат желания человека в самом начале. Бог дал ему соответствующее образование, дал время ученичества, каким бы ни был труд, а отклонение с пути означает привлечение его материальными наслаждениями, как-то: слава, признание, почет, деньги, власть… В этих условиях проявленная не привязанность не будет совершенной, труд не будет благословен Богом и не будет на том уровне, когда можно последовать за человеком, как за лидером, ибо и качества его в духовном плане будут слабее. Бог не укажет на него, как на лучшего, не привлечет к нему, как к достойной личности, но введет смущение в умы, всегда напоминая, что он пошел путем корыстным, более легким.
Из этого стиха следует вывести: занимаясь карма-йогой, включающей в себя постоянную работу, следует ей соответствовать, т.е. она должна быть в соответствии с полученными знаниями и относиться к одной сфере деятельности. В таком случае человек может непременно послужить примером для других, указать другим, как можно и должно трудиться, желая удовлетворить чувства Бога, и непременно будет сам поддержан Богом и духовно поднимется на более высокую ступень непременно.
Этим стихом Бог как бы завершает тему личного примера в труде, но подводит вплотную к другой теме, что можно было бы назвать высшим религиозным образованием, аспирантурой духовно развивающегося человека, к знаниям, через призму которых можно постичь все. Речь пойдет о гуннах материальной природы и их проявлении в вопросе любой деятельности человека, включая труд.