Что такое Вольный Стих
[:style=font-family:Times New Roman; font-size: 18px; line-height: 20px;:]
Что такое Вольный Стих.
*******************************************************
Давайте рассмотрим вот это стихо:
(я взял его с Википедии, поскольку поэты читают именно её, и верят именно ей...
здесь допустимо почитать биографические данные, географическое расположение и п.т. информацию,
но никак не то, что можно отнести к "вещам в себе"...
Вы тоже можете лично разместить здесь информацию, которую считаете верной... ресурс открытый.
Так что... поменьше читайте википедиподобные утверждения...)
************************************
Кто лгать привык, тот лжет в безделице и в деле,
И лжет, душа покуда в теле.
Ложь — рай его, блаженство, свет:
Без лжи лгуну и жизни нет.
Я сам лжеца такого
Знал,
Который никогда не выговорит слова,
Чтобы при том он не солгал.
************************************ Иван Хемницер
(здесь мы видим интересный размер... таинственный, но о четырёх стопах)
Разберём по стопап:
- | Ямб, - | Ямб, - - - | Пеон четвёртый, - - - | Пеон четвёртый,
и в конце строки безударный слог - , который не считается полной стопой, поскольку безударный;
Здесь обозначения ( - ) безударный слог, ( | ) ударный слог.
По сути, стих этот правильнее было бы подать вот в такой форме:
(ну, народ, он тот ещё извращенец, так что выбирает, как поизвращённее, дабы соседа удивить...):
***************
Кто лгать привык,
тот лжет в безделице и в деле,
И лжет, душа покуда в теле.
...
Ложь - рай его, блаженство, свет:
Без лжи лгуну и жизни нет.
...
Я сам лжеца такого знал,
Который никогда не выговорит слова,
Чтобы при том он не солгал.
...
***************
А теперь разберём этот стих:
*****
Стопа - это УДАРЕНИЕ! Сколько ударов - столько стоп!
Одно слово имеет лишь одно ударение.
Рассмотрим этот таинственный размер:
здесь мы видим четыре стопы,
здесь видим по стопам - Ямб, Пеон четвёртый, Ямб, Пеон четвёртый.
Ямб двухстопный плюс Пеон четвёртый двухстопный. В одной строке...
То есть, подобные строки можно организовать с подобными строками либо в Пеон,
либо в Анапест, либо в Ямб. Ритм будет сохранён, главное это количество стоп "своего" размера.
Неправильные стопы, но - Красиво, и мне это нравится.
...
И это отнюдь не Ямб шестистопный, если разбирать вот так, то это неверно,
ибо Ритма нет, и Пиррихии неправильные:
(Пиррихий - это когда на слове ставится более одного ударения,
и вот те слоги, которые имеют "фальшивое" ударение называются Пиррихием)
Рифмующиеся строки одного Размера обязаны иметь одинаковое количество Стоп.
Не может рифмоваться Ямб четырёхстопный с Ямбом пятистопным.
Там звучать нечему, Четырёхстопному удара не хватит до пятистопного.
...
Вот и все дела (а ты боялась...)
........................................
Поэтому, данный стих - есть смесь Ямба и Пеона,
где количество стоп, естественно - различается, ведь различаются не стопы одного и того же размера!
Ямб - четырёхстопный, а Пеон четвёртый - двухстопный! Вот в Размерах количество стоп различно.
Так как стопа Ямба - это один безударный слог на один ударный,
а стопа Пеона четвёртого - три безударных слога на один ударный,
И, ежели сопоставить две стопы Пеона четвёртого с четырьмя стопами Ямба,
то количество гласных в них будет равным, ибо стопы эти - тождественны;
Пеон, это по сути и есть Ямб, только имеет широкую стопу, с "лишними" безударными слогами.
(так что, количество гласных в рифмующихся строках должно быть одинаковым,
и никуда вы от этого не денетесь... Пауза, это тоже есть безударная гласная).
В Основе Ритма данного стиха лежит размер - Ямб четырёхстопный,
а сам стих имеет стиль Рубая.
Вот, почему, подобное перемешивание размеров и называется - Вольный стих,
а не потому, что можно вытворять что угодно... Это не Анархия, Ритм обязателен!
Ритм Вольного стиха "играет" не так, как играет стих классического размера;
в Вольном стихе, как, например, в рассмотренном выше,
явно выраженного, единого классического Ритма - нет;
и это - естественно, это ведь не классический стих!
Иначе, было бы абсурдным....
Но это не значит того, что Ритма быть не должно:
здесь каждый терцет, например, или двустишие, или четверостишие, и т.д. могут иметь "свой" Ритм,
и Ритмов таких - может быть много, но все они - должны быть "привязаны" к чему-то одному,
вот как здесь, в примере, это - Ямб четырёхстопный, вокруг него ритм и играет...
...
Но тут снова я скажу о Поэзии.. Вольный стих - это не есть Поэзия. Это просто стихи...
Вольный стих позволяет передать больше информации, только и всего... в том его и преимущество.
А Поэзия - это Единый Ритм, не иначе, Единая Гармония
(хотя, что такое Поэзия каждый для себя определяет сам,
кому-то образы важны, кому-то чувства, кому-то сплетенье слов...
Но единого определения Поэзии быть не может... это лишь моё мнение.
Так же мнение моё, что Сонет - это тоже не Поэзия...)
...
*
Меня поражают определения инетовские, вот, например, изумительно просто:
"При написании вольного стиха количество стоп в строфах не должно быть одинаковым,
важно только соблюдение ритма и рифмы."
...
(я пацталом... да как вы Ритм-то соблюдёте ежели у вас количество стоп разное...
Вы представляете вообще, что такое Ритм?
Анализировать нужно правильно, раз слух отсутствует напрочь,
а не определять непонятно чем и непонятно что...)
...
и дальше: "При написании вольного стиха в распоряжении автора оказывается
больше выразительных средств, ведь он оказывается почти свободен от рамок ритмики"
...
(я снова пацталом... как это возможно, и Ритм соблюдать и быть свободным от Ритмики...
и ещё мне интересны понятия в определениях, подобные словечку "почти"...)
...
Милые мои, Поэзия это не Наука, но - Математика...
...
ну и вот заключение определения:
"Именно поэтому многие поэты очень любят писать именно в жанре вольного стиха."
...
А вот тут я соглашусь...
Именно поэтому... многие поэты очень любят писать...
...
*******************************************************
[:/style:]
да, я когда-то тоже был без ума от ритма. дым-дыщ, дым-дыщ, дым-дыщ и на каждой четверти обязательно "тс-тс-тс-тс" и переход на новый аккорд-строку, дым-дыщ-дыщ, а потом когда узнал о многослойной полифонии ударных партий еще больше с ума сошел. ритм может вести настроение, дополняя смысл чувством-эмоцией по контексту напр. у тя просто верная конструкция проповедуется, но это же попса, четыре строки - наз-я по музыкальному - квадрат :bigwink: вообще всю эту хрень в википедии переписать надо, и рамки раздвинуть, выкинуть слова ямб, хорей... если чел не слышит дальше раз-и-два-и, то это не значит, что этого нет. ты ж поешь! :grin:
ИксДэмаль Димамонд
пн, 21/12/2009 - 20:36
Пример приведи, какой стих ты считаешь без рамок.
а я тебе докажу что ты не прав.
А дыш дыш, и попса, квадрат.. это всё не из той области.. подобные рассуждения называются профанацией..
Пример мне приведи, иначе смысла говорить нет.
nanebesah
пн, 21/12/2009 - 20:45
те зачем пример? чтобы тупо обосрать? вот уж где действительно смысла-то и нет :grin:
я пишу замечания не только тому, кто противоречит мне, себе или чему-то по теме, но и случайному читателю, кот-ый также не всегда понимает то, что я написал в замечании, но радуется тому, что нет у поэзии и творчества единого Ритма. и к данному "эссе" у меня отношение как к профанации, но я же не насрал преждевременно, а напрягся и провел, на мой взгляд, простую и доступную аналогию с ритмом в музыке. хотя мог бы резко напр. говорить о безмозглых аборигенах с там-тамами и обвисшими сись. и пись. :bigwink:
ИксДэмаль Димамонд
пн, 21/12/2009 - 22:35
Все верно, но ради Бога, замените везде слово поэзия на слово стихосложение. Вы как-то опять путаете эти понятия... Стихосложение это не творчество вообще, это действительно отчасти математика. Здесь уместны какие-то законы, какие-то рамки. Именно здесь есть понятия ямб четырехстопный, пятистопный ит.д...
А поэзия это один из видов человеческого творчества, т.е. нечто, что создается. Не складывается, не формируется под шаблон из 4-6-8 строчек, а создается. Здесь может не быть ни ритма, ни рифмы, ни размера. Проза может быть большей поэзией, чем идеально и очень оригинально зарифмованные строчки...
Простите, что придиравюсь к терминологии, но что-то уж очень часто под поэзией понимают некую игру слов, ребус, задачку если хотите...
С уважением,
Анатолий
Анатолий Стафеев
пн, 21/12/2009 - 21:03
Анатолий, это кто вам сказал, что в Поэзии "может не быть ни ритма, ни рифмы, ни размера" ?
я там выше говорил об Анархии.. читайте внимательнее и думайте о чём пишете... думайте больше...
Анатолий, помимо стихосложения есть так же стиховычитание, стихоумножение, стиходеление...
*
"А поэзия это один из видов человеческого творчества, т.е. нечто, что создается. Не складывается, не формируется под шаблон из 4-6-8 строчек, а создается."
ну надо же.. и как же вы до этого додумались... вы сами понимаете что пишете? Вы читали что я выше говорил, или просто так ответ сочинили?
вот что мне больше всего не нравится.. так это пустые разговоры...
* а вот это прям перл;
"Вы как-то опять путаете эти понятия..."
я пацтол палез........
вы о каких паонятиях-то?
и почему это "опять"
*я снова пацтол палез...
nanebesah
пн, 21/12/2009 - 21:49
Читал я Вас, читал... И Вы меня не так поняли. Я не собираюсь спорить с Вами о том, что такое вольный стих. В целом с Вашем мнением я солидарен, но Вы как-то упорно привязанны к технической стороне вопроса. Я согласен, что понятие "Поэзия каждый для себя определяет сам" и лишь говорю, что поэзия это не зарифмовка строчек.
Теперь по пунктам.
1."кто вам сказал, что в Поэзии "может не быть ни ритма, ни рифмы, ни размера""
В мировой литературе далеко не всегда поэты соблюдали ритм или гонялись за рифмой... Но даже если оставаться в пределах России, то есть "песнь о Соколе" и "Мертвые души".
2.
"вот что мне больше всего не нравится.. так это пустые разговоры... "
Ну уж простите, но само слово "поэзия" переводится в том числе как "творчество"... А творчество это свобода, т.е. отсутствие границ. Впрочем это действительно отчасти философия или, в нашем случае, "пустые разговоры", а потому предлагаю закрыть тему
Кстати, к чему такая эмоциональность?
С уважением,
Анатолий
Анатолий Стафеев
пн, 21/12/2009 - 22:08
"В мировой литературе далеко не всегда поэты соблюдали ритм или гонялись за рифмой..."
бедные некоторые не русские христиане вообще не знают, что есть рифма и ритм. а здесь и без примеров ясно, что хреноватые это были поэты, или конкретные их стихи херня :grin:
"А творчество это свобода, т.е. отсутствие границ."
для некоторых, особенно, шизофреников - отсутствие границ и правил в порядке вещей означает конец света. не шутите так :wink5:
ИксДэмаль Димамонд
пн, 21/12/2009 - 22:52
***
Поэзия от Бога, от природы... в этом правы ратующие за Поэзию с большой буквы Пы... Одно плохо - не понимают, что стихо, если оно действительно стихо, а не рифмованные строчки, само ляжет по всем правилам. Без этого гармонии не будет. Поэзии не будет.
И если чел не слышит свое собственное стихо в ритме, это означает одно - не стихо это:)... не поэзия.
Можно без конца рисовать схемы и пытаться встроить в них слова, можно рифмовать слоги на заданную тему.... вобщем, решать задачку и отгадывать регбус, кроксворд:)... ничего у вас не получится, скока ни бейтесь:)
Но вот когда ваши строки, которые вы едва успели записать, поскольку от Бога они вам пришли, лягут непостижимым образом в один из размеров... будьте уверены - это стихо.
***
nadi
пн, 21/12/2009 - 21:32
вы производите у меня впечатление фаната. а если бога нет? а если их много и у всех разные ритмы? а если каждый сам себе бог и гуляет по мирам?.. ваша схема, а это в любом случае схема, нах-ся именно в схеме, и она ограниченна, а значит уже выражена. на кой хер тогда поэзия?
варианты:
возмущаться по случаю, чтобы возмущением изменить ход истории;
повторяться по случаю, чтобы Случай или Бог не забыли про...;
выражаться по необходимости, а это уже болезнь...
если варинтов быть не должно, то почему они есть? :grin:
ИксДэмаль Димамонд
пн, 21/12/2009 - 22:40
этой поэзии надо дать определение и описывать так - "что такое вольный стих" с точки зрения "определение" поэзии.
ИксДэмаль Димамонд
пн, 21/12/2009 - 22:46