Наставления Бога преданным и всем.101-118.
НАСТАВЛЕНИЯ БОГА ПРЕДАННЫМ И ВСЕМ.101-118.
101.Надо хорошо понимать преданным и всем, что, как бы Бог Кришна не проявлял себя в отношении к гопи, его качества Абсолютно несравнимы с человеческими, в Боге нет ничего, ни одного качества, хотя бы очень отдаленно напоминающего качества плута, любовника, воришки. Проявляя подобные качества в земных играх, Бог становился на уровень «меньше меньшего», ибо это тот язык, на котором можно было говорить и доносить человечеству Божественное Слово, что всегда было в отношениях Бог – Человек основополагающим. Это путь установления контакта, это Божественный прием, никак не отражающий ни предпочтения Бога, ни его качества Истинные. Каждый, кто все же готов так мыслить о Боге реально, так проповедовать, так понимать Бога, увы, не знает Высоту Бога, а потому достоин того, чтобы на этом детском языке Бог с ним говорил и дальше. Но здесь совершенных знаний о Боге и близко не будет. Бог не даст.
102. Нельзя сказать, что Бог Кришна привлекает всех. Бог не ставит перед Собой такую цель. Чтобы привлечь человека, следует его развить до той ступени осознания, когда все его качества будут готовы, когда он заслужит того, чтобы Бог Кришна вошел бесповоротно в его сердце, когда у Бога будет основание привлечь к Себе, чтобы начинать вести Лично, т.е. с ведома человека, сотрудничая с ним. Однако, можно сказать о другом. Из всех живых существ, которые были, есть и будут, не найдется и одного, которое в свое время не привлеклось бы Богом Кришна, но в отведенный ему Богом свой срок.
103.Надо понимать, что даже неоднократное обращение в молитве лично к Богу Кришне не дает человеку гарантии, что Бог исполнит его материальные желания, тем более связанные с богатством, деньгами, славой и властью. Плохо знает Бога тот, кто, проповедуя и желая подчеркнуть Милость Бога Кришны и Силу Святого Имени, занят посулами людям слабо религиозным или нерелигиозным такого порядка. Бог никогда не отклоняется с Божественной цели и четко придерживается Божественных кармических законов, давая то, что человек заслужил, что ему благоприятно. С подобными просьбами лучше к Богу Кришне не обращаться, но к полубогам и пр., через которых Бог еще может посмотреть на эту просьбу. Более того, Бог Кришна может дать желаемое, но сопрячь это с такими Божественными Уроками, что Божественные дары не порадуют. Только слепец не видит, как много и каждому и изо дня в день Дает Бог: еда, одежда, кров, детей, работу, дает мысль, желания, советы, наставления и изнутри и извне, непрерывно, не отлучаясь от человека ни на секунду, вместе с ним работая, вместе с ним избирая, вместе садясь за стол, вместе вставая, вместе празднуя и вместе преодолевая. Разве хоть один может вспомнить, что у него закончился мыслительный процесс? Что чувства перестали служить ему? Что люди перестали с ним общаться, Что в горе никто не подошел? Что не нашлась защита, или совет, или подсказка? Все Это – Бог, План Бога на каждого, Его неослабная Милость, которые неразумный приписывает себе и своим усилиям, тем умаляя дары Бога, значимость Бога, труд Бога, как над собой, так и каждым другим живым существом. Куда же просить больше? Поэтому Бог Кришна, выполняя излишние просьбы слепцов, и наказывает их тем, что они просили, поворачивая события необходимым образом. Это следует знать.
104.Надо знать, что пища, которую потребляет и усваивает человек, лишь отчасти поддерживает тело, сколько бы он ни ел и насколько бы она ни была калорийная или наоборот. Основной источник энергии в человеке – это Бог, Божественные энергии, дающие силу, выносливость, поддерживающие достаточный энергетический уровень, обеспечивающий саму жизнь, движение, самовоспроизводство, внутреннее горение, как и все внутренние процессы и состояния, понуждающие также и потребляемую пищу служить телу в данном направлении. Бог точно также поддерживает жизнеспособность человеческого тела, как жизнеспособность, тело, скажем, солнца или луны, все в свою меру, в своих границах, со своей целью, применительно к тому, каково предназначение, функции и возможности данного материального тела. Понимание, что только еда или физические усилия есть основной источник поддержания тела, должно считаться невежественным и не отражающим вещи, как они есть на самом деле.
105.На Луне, несомненно, есть жизнь. На Луне, несомненно, есть вода. На Луне, несомненно, есть необходимое для жизнедеятельности микроскопических и простейших форм жизни. Однако, Луна не более, как инкубатор для живых существ, которые только начинают путешествие из духовного, непроявленного состояния неосознающих себя в необходимой мере энергий Бога по пути развития, которое всегда начинается с материального мира, обособленности через телесную оболочку, чувства и органы чувств, где живое существо получает самый элементарный опыт, качества, психическое развитие, достаточное для перемещения в дальнейшем на более приспособленные планеты среднего уровня, где предусмотрено и дальнейшее развитие живых существ, среды обитания, смена материальных тел, само развитие до более сложных, животных форм жизни, вплоть до человека, планируемое Богом на каждого. Нет ни одной планеты, которая бы не несла своим существованием подобные функции, даже если с точки зрения науки планета не приспособлена для жизни. Здесь речь идет только о самых примитивных формах жизни, где душа получает минимальные азы материального существования и далее может благополучно воплощаться на любой более приспособленной (или этой же) планете, где ее дальнейшее развитие в других телах с целью дальнейшего развития обеспечивает только Бог. Поэтому правильно мыслит тот, кто мыслью выходит за границы материальных наук и доверяет Слову Бога, зная, что все творение Бога направлено только на развитие живых существ, служит им, все работает, никогда не простаивает, несет в себе смысл и необходимость, нигде нет пустот, нигде нет и мгновения без Бога, но где Бог – там Жизнь всегда через видимое и невидимое, движимое и неподвижное, все бесконечно развивается, на чем бы взгляд человек не остановил, куда бы его мысль не устремилась. Ибо и взгляд, и мысль от Бога, и все будет выводить на Бога, ибо нет ничего кроме Бога, живых существ и их развития в Боге.
106.Ум, разум, интеллект, ложное эго действительно решают в живом существе вопросы, связанные с материальным существованием. Однако, Сам Бог объявляет, что ум, разум, интеллект, ложное эго отнюдь не являются материальными субстанциями. Это тоже энергии Бога, проявление Самого Бога в живом существе, имеют назначение констатировать ступень развития человека, как и являются инструментами Бога, направленными на развитие живых существ, а потому изначальная их природа духовна.
107.Желание ученых приложить известные им законы на Земле (физические, химические, биологические и пр.) к условиям жизни на других планетах целесообразно, не противоречит Плану Бога, касающегося развития мышления человека, имеет основание и достаточную глубину, ибо вперед смотрит тот, у кого есть глаза. Применяет знания тот, кто ими располагает. И если человек посмотрел в эту сторону, его к этому мыслью, опытом и делами повернул Сам Бог, независимо от его степени религиозности или отсутствия таковой. Знания, которые дает Бог ученым, каждый добывает с Богом и совместным с Богом трудом. Они не ложны. Они могут быть лишь неполны, они часть Вед, они отражают труд Бога в творении, как и Божественную мысль, хотя в своей, но все же достоверной мере. Бог не создает миры так, чтобы в каждом были свои или диаметрально противоположные законы, ибо тогда и вся Божественная система в творении не стала бы работать, как одно целое. Непременно, надо доверять ученым, и они слуги Бога и Волею Бога ведут и развивают человечество в необходимой степени и поднимают человечество и каждого по ступеням самосознания только вверх. И с этих ступеней каждый может становиться пригодным для религиозных ступеней и нравственности. Вопрос же религиозности – вопрос индивидуальный и решается Богом с каждой душой в свое время. Поэтому не следует обвинять их в том, что они мыслят узко и их познания не более, чем познания лягушки, живущей в ограниченном пространстве, в колодце. Преданные, мыслящие так, должны позаботиться и о своем ложном эго как минимум.
108. Надо знать, что ученый не может опираться на опыт Вед, но только собственный, и может дорожить только собственным опытом, вводя его в ранг своей высшей истины. Он не может действовать иначе, в угоду каким бы то ни было мнениям, ибо он берет то, что ему на данный момент в виде знаний, опыта, личных качеств, других возможностей дает Сам Бог. Другое взять неоткуда. Поэтому упрекать ученого в ограниченности его мышления все-равно, что упрекать каждого за то, что он дышит.
109. Когда меришь интеллект человека пониманием и рассуждениями лягушки, что очень часто делают преданные, то не следует забывать, что ни одна лягушка, долго живущая в колодце и этими мерками все мерившая, не будет потрясена, даже не удивится, если увидит океан, но легко проявит естественные и соответствующие качества, ибо ими и обладала. Подобно этому как бы слабо не мыслил человек, как бы ни казался ничтожным или ни туда направляющим усилия, никто не знает, как он поведет себя и какие качества проявит, окажись в диаметрально противоположных условиях, когда жизнь предъявит ему другие требования и потребует проявления других качеств. Иные могут оказаться куда мудрее тех, кто кичится своим положением, умом или религиозностью теперь. Только Один Бог знает, каков за спиною багаж каждого. И, может, та же самая лягушка Волею Бога была помещена в ограниченное пространство потому, что она устала быть на виду в прошлом и пожелала себе другое общение. Ведь, очень деятельный человек, живущий постоянно на виду в следуюшем рождении может просто родиться породистой собакой и до старости прожить не очень-то проявляя интеллект на руках своей хозяйки, много не мысля и ни о чем не заботясь, но будучи все же умным и по качествам не уступающим своей хозяйке. Потому, не следует, не следует и много раз не следует в таких сравнительных формах говорить о других, ибо все и о каждом Знает только Бог и такое выпячивание греховно.
109.Возникла ли жизнь из материи? Будет правильно сказать, что не возникла, а проявилась. Надо всегда понимать, что разделение на живую и мертвую материю чисто условно и приемлемо только для людей неверующих, которые называют своими словами то, что видят или получают эмпирическим путем. На самом деле в Боге не существует вообще ничего, что можно было бы определить, как мертвое, абсолютно не несущее в себе жизни. Все присутствует в Боге, все пронизано Богом, все есть энергии Бога, в какой бы форме не предстало перед человеком. Все энергии Бога – Его Тело, все развивается, все находится на своей ступени развития, все в движении, все себя в свою меру осознает, все взаимодействует с себе подобными энергиями или с теми, которые родственны. Поэтому, будет правильным считать, что все есть форма жизни, все в себе содержит жизнь, и не будет ошибкой признать, что молекулы, атомы любого вещества и то, из чего эти молекулы и атомы в свою очередь состоят, есть уже живые существа, которые Волею Бога будут развиваться и далее невидимым для человека путем, и пойдут по пути всех форм жизни и всех форм тел, включая форму жизни и форму тела человека. Скалы, земля, породы, вода, воздух, эфир, растения… - все это энергии Бога, развивающиеся постоянно, все это миллиарды и миллиарды будущих живых существ, которые будут заселять материальный мир и независимо от того, будет Земля существовать или нет, для всех найдется своя планета среднего и далее уровня, все будут устремлены к Богу, пройдя великий путь развития и приобретения Божественных качеств. Так и непросто возвращаются к Отцу его дети. Это следует понимать, или хотя бы допускать тем, для кого это может показаться абсурдным. Но то, что все имеет Божественную природу и запрограммировано на великое развитие, не должно быть оспариваемо. Поэтому не следует разоблачать ученых, утверждающих, что жизнь возникла из материи. Они в свою меру правы, и Бог не раздает людям псевдо знания, но те знания, которые являются базовыми для знаний духовных, дополнялись знаниями духовными в свою меру без особых противоречий, в свое время.
110.Правда ли, что все формы тел получены вследствие эволюции? – Отнюдь. Все формы тел, как и их целесообразность применительно к эпохе и живому существу, воплощающемуся в тело, заданы только Богом, как и корректируются, как и уничтожаются, неся на себе определенную от Бога задачу, направленную на приспособляемость и выживаемость живого существа в соответствии с историческим периодом, так и на развитие индивидуальное, связанное со средами обитания, возможностями тел, взаимоотношениями с себе подобными и условиями жизни на планете в связи с ее возрастом и выполняемыми другими функциями, заданными Богом параллельно. Однако видимость эволюции, такое понимание развития планеты дано человечеству Самим Богом и должно было так приниматься, ибо человеческий ум должен иметь некую в себе гармоническую всесвязывающую и объясняющую причину, дабы на ней строить (и это в свою меру возможно) дальнейшие научные исследования и идти дальше.
111.Надо знать, что даже самая плачевная или невероятная гипотеза самого среднего ученого имеет смысл, ибо ничего не дается человеческому уму зря. Очень часто как бы отвергнутая и ушедшая в забвение, она на самом деле на некотором этапе человеческого развития оживает и, поддерживаемая новым интеллектом человека, как и научными достижениями, вносит свой вклад в развитие всего человечества. Многие теории, предположения фактически становятся своей собственной предтечей, или подходом по первому кругу. В этой связи следует знать, помнить, что просто так Бог человеку знания и откровения, теории и гипотезы изнутри не дает, что будет непременно продолжение, может быть другим ученым, в более подходящий период. Религиозный ум, если ученый обладает таковым, должен понять, что мысль, Божественная подсказка изнутри или вследствие опыта или эксперимента имеет Силу, Имеет место, имеет Смысл, здесь есть рациональное Зерно. Ничего Бог не дает зря, все у Бога, как у Хорошего хозяина, не просто и не зря, но непременно на пользу и непременно даст себя знать. И нет другого источника, нет случайности, нет личностного, фактически нет ошибок, но Сам Бог, и только – Бог. И от Бога.
112. Можно ли материальных ученых, берущих для своих исследований материальные вещества, изначально принадлежащие Всевышнему, обвинить в воровстве, если они не религиозны и искренне считают, что творят, создают, развивают сами, без Божественного присутствия и естественно пользуясь тем, что дает материальный мир? – В некотором смысле можно (дабы напомнить, Кому изначально все принадлежит). Но крайне осторожно, поскольку, если Бог дает такому сознанию, такому пониманию, то это – Его Воля, Его План, Его путь развития материального мира, Его высшая Милость и это не должно быть как-то осуждено, тем более преданными Бога. Видя во всем неизменно деяния и Волю Бога, следует относиться к ним, даже если они проявляются через невежественных или нерелигиозных людей, как к делам Святым, ибо они и есть Святые. И каждый ли преданный постоянно помнит о том, что все принадлежит изначально Богу и непрерывно?
113. Можно ли сказать, что ученые, создавая научный прогресс, создают условия для новых страданий? Можно ли согласиться с тем, что «Благодаря своим так называемым научным усовершенствованиям ученый превратился в осла»? Увы, преданные на этом стоят, ибо на этом стоял Шрила Прабхупада («Жизнь происходит из жизни», стр.29). Но, наверно, не плохо бы узнать на это и Мнение Бога. Стоит ли уже в который раз объяснять то, что очевидно должно быть верующему, как дважды два. Желание заниматься научной работой человеку дает Сам Бог. Именно Бог дает условие, соответствующее образование, Сам Лично изнутри дает мысли, откровения, интуицию. Только Бог Ведет человека предварительно теми материальными путями, которые могут развить в нем качества, необходимые ученому: терпение, сосредоточенность, строгость, внимательность и пунктуальность, бессребренность, аскетизм, аккуратность, скрупулезность… Разве труд Ученого может быть осуждаем, если дан Самим Богом, если это План Бога на человека, если через него Бог поднимает интеллект людей, который непременно пригодится, когда человек пойдет по пути религиозному для овладения совершенными духовными знаниями. Ведь, и на духовном плане Богу не нужны верующие, но невежды, не развитые умом. Ну, какие же из них слуги Богу? Надо знать, что и за пределами материального бытия есть труд, а не рай и не пресловутые наслаждения. Хотя бы из этих соображений, что легко бросаются в глаза, следует исходить и никогда не поносить материальных людей за то, что дается им непосредственно Богом. Есть много других и негреховных путей, которыйе пригодны, чтобы повернуть иных лицом к религии без столь грубых и небожественных обобщений.
114. Полет на Луну, другую планету, выход в открытый космос не следует называть «ребячеством», сколько бы это не стоило. Следует знать, что и это входит в План Бога на человека и не должно быть осуждаемо верующими.
115.Несомненно, материальные элементы, относящиеся к низшей природе, сами не созидают. Однако косвенное участие в созидании они имеют всегда. Более того, без них не обойтись. Но способна ли созидать душа? То, что относится к высшей природе? И здесь то же самое. Сама Душа без Воли на то Бога бездейственна. Без Бога она не может мыслить, перемещаться, осознавать себя, владеть телом, исполнять работу. Поэтому в этом плане ее не следует противопоставлять низшей природе. Но душа, развитая Богом (Высшая энергия Бога) в состоянии входить в контакт с Богом, осознавать Волю Бога и сотрудничать с Ним или выполнять Волю Бога, что называется неосознанно, управляемая опять же Богом через Божественные инструменты: ум, память, разум, ложное эго, чувства, внутренние энергии, а также приобретенные качества.
116.Можно ли сказать, что общение с чистым преданным избавляет от необходимости контролировать свой ум с помощью методов мистической йоги, но цель достигается, если преданный просто следует четырем регулирующим принципам сознания Бога Кришны («Нектар наставлений», текст 1, стр.9) ? О контроле ума много раз сказано в стихах и комментариях в Бхагавад-Гите (гл. Карма-йога, Дхйана-йога и др.) . И здесь следует вновь отметить, что никакое духовное достижение не возможно окольными путями, когда человек нацелен на одно, но получает другие плоды автоматически. Это путь, которым ведет Бог людей материальных или неофитов в преданном служении. Не следует рассчитывать на то, что Милость Бога столь Велика, ибо все, что ни делает Бог, непременно должно быть необратимо или в небольшой степени, а потому требуется абсолютная осознанность человека в его духовных трудах, он обязан знать, что он хочет в себе развить, какое Божественное качество и идти к этому, лучшими, т.е. осознанными, нацеленными на результат путями. Т.е. если преданный будет хоть каждый день общаться с чистыми преданными, что весьма проблематично и нереально, хотя бы потому, что, воистину, чистых преданных в том смысле, который мы готовы вложить в это понятие, нет, хотя бы потому, что самый безгрешный как в материальном, так и в духовном мире – это Бог, то от этого, только от этого достичь контроль ума, как побочный продукт высокого общения невероятно. Также, если к тому же он будет выполнять все четыре принципа, отказываясь от незаконного секса, употребления спиртного и мяса, а также азартных игр, то этим он добьется не много, ни мало, но лишь Милость Бога, как желание Служить Богу Кришне и идти этим путем духовного развития. Выполнение этих принципов есть лишь удостоверение готовности личности, но отнюдь не гарантирует успех в контроле ума. К этому он обязан приложиться сам, однозначно ставя перед собой достигаемую цель, через методику, которая есть Карма-йога, ибо бхакти-йогой могут заниматься далеко не все хотя бы потому, что эта йога требует проживания в храме. Также подходит дхйана-йога, переходящая со временем в процесс постоянный и не требующий уединения, в карма-йогу. Причем дхйана йога, медитирующая именно на Бога Кришну и преданное служение, на качества Бога Кришны и его земные игры или игры, описанные в Ведах (наиболее популярные в Шримад-Бхагаватам и Источнике вечного наслаждения), не является мистической, требует постоянный контроль ума и расценивается Богом, как лучший и рекомендуемый путь к самоконтролю ума, чувств, желаний. На это следует постоянно указывать начинающим преданным и не охлаждать их устремленность посулами духовных побед средствами отнюдь недостаточными. Бог требует от всех работу в полную силу, всеми указанными средствами, непрерывно памятуя о Боге и все связывая с Богом, где общение с чистыми или около этого преданными, (включая духовных учителей), а также четыре указанных принципа есть азы, без которых не сдвинуться с места. Но это только азы. Надо брать шире и глубже. Данное наставление дается тем, кто идет путями окольными, надеясь, практикуя одно, получать побочный духовный результат высокого порядка. Для большинства же преданных это указание Бога уже не откровение.
117. К вопросу о контроле речи (там же). Не следует речь материальных людей, опять же, уподоблять кваканью лягушки, призывающей своим кваканьем змею. Действительно, речь материального человека неконтролируема и порою приносит ему самому очень много страданий. Однако, к этой теме следует относиться и осторожно и без поучений. Ибо все же речь – это функция, данная человеку только Богом и имеет свое прямое назначение, развивающее каждого человека. Стоит ли здесь объяснять, что все материальные вопросы, участие во всех развивающих материальных играх, вся передача материального, его же духовного опыта невероятны без речи. Также речь есть выражение мысли или готовности человека, проявляет его суть, его намерения, по сути через нее Всевышний и отслеживает готовность человека к праведным и греховным поступкам, ибо и здесь присутствует ступени самовыражения индивида: мысль – речь – деяния – реакция(кармическая) – осмысление и усвоение - и снова речь… Эта простейшая и незыблемая цепочка развития каждого и каждое звено, включая речь, есть творение Бога и незыблема. В этой цепочке каждая составляющая также имеет тенденцию к развитию, меняется опыт, меняется мысль, меняется речь, уроки Бога становятся более понятными и менее оспариваемыми. Все работает, все отрабатывает себя. Просто говоря, человек должен наговориться в такой степени и последовать своей речи столько раз, чтобы интерес к этой теме и к этим события со временем утрачивали себя, так человек переходит независимо от себя к новым объектом мыслительного исследования, к новым формам речи, к новым пониманиям. Все может отрабатывать себя только после неоднократного проявления, после набития, так сказать, оскомины, после практического приложения. Человек, сам того не замечая, путешествует речью с другими по всем возможностям материального мира, по чужим опытам и мнениям, ибо своим опытом и жизнью многое не охватить. Его речь касается вещей, одежды, праздников, религиозных событий, государственных проблем, личных… и сам того не замечая постоянно отходит от одних тем и приобщается к другим, так раздвигая свои горизонты и с ними духовные возможности и запросы. А со стороны этот невидимый процесс кажется ничтожным, ничего не дающим, бессмысленным… Но нет ни одного живого существа, человека, который бы не прошел через желание издавать звуки, говорить, выразить себя, общаться с другими, кто бы это благополучно миновал и только этим путем постепенно не отсеял бы темы что называется обыденные и не устремился далее к классике, к красоте слова, к духовности и в итоге к речи религиозной, чистой, возвышенной и праведной. Поэтому, не имея уже тяги к речи материального человека, однако, не следует ее осуждать, но относиться к ней с пониманием, хоть и устраняться. Никогда не следует забывать, что все, что ни есть на земле – от Бога, по Плану Бога и каждый стоит на своей ступени развития и самосознания. Не следует критиковать, сравнивать с животным миром людей материальных, ибо и так можно навлечь на себя кармические реакции.
118.Никогда не возможно достичь совершенства, деля вещи на черное и белое. Однако, противопоставление возможно для религиозного человека лишь в одном случае, когда речь идет о праведности и греховности, хотя и греховность есть единственный путь к достижению праведности и его никому не удается миновать или перешагнуть в своем развитии, т.е. и греховность несомненно играет положительную развивающую роль, если говорить по большому счету и со ступени совершенных знаний. Однако, здесь хотелось бы отметить, что высказывание в «Чайтанйа-чаритамре», что Кришна подобен солнцу, а Майа – тьме, следует также понимать правильно. Такое высказывание рассчитано на преданных, но ступенями и ступенями ниже по самосознанию, нежели преданные начала третьего тысячелетия. Такие противопоставления, даже высказанные Богом, имеют цель создания контраста для лучшего обозначения пути преданного, чтобы на фоне обруганного четче увидеть свою цель ни с чем не путая, ни за что не цепляясь, видя ясно, что благоприятно, а что нет, чему придерживаться, а чего осознанно сторониться. Но ум преданного обязан быть духовно гибким и добрым, при этом мысля всегда в сторону Создателя. Тогда он любые добрые предположения может считать Истиной и на нее ориентироваться, даже если она нигде не прописана. Дело в том, что майу не следует категорически называть тьмою. Пора выходить из того, что тормозит духовное сознание и перекрывает горизонты, как и их видимость. Майа – признано считать слугою Бога, его Иллюзорной энергией, работающей в материальном мире, вводящей людей в заблуждения, от которой, как бы и все беды, которая причина двойственности материального мира, как и невежества, как и мешает духовному росту и прочее. Нельзя так неотъемлемую от Бога и Его Воли Божественную энергию противопоставлять Самому Богу и Его Деяниям. Роль Иллюзорной энергии неприходяща, ибо это Сам Бог, творящий во имя каждого и всех и именно этой рукою развивающий материальный мир. Стоит ли здесь перечислять все достоинства Майи? Да они неотличимы от достоинств Бога, есть Сам Бог, есть Его Божественный труд и Высочайшая Необходимость, через которую на самом деле и прямо и косвенно постигают Бога. Другое дело, что эта энергия преимущественно направлена на работу с людьми материальными, но она же и подводит каждого своими путями к религии, развивая своими играми те качества, которые достаточны, чтобы человек посмотрел в сторону и преданного служения, каждый в свое время. Когда у человека на любое материальное проявление будет автоматически, тотчас проявляться внутреннее понимание и видение за всем Бога, когда он и иллюзорную энергию Бога назовет Светом, тогда можно говорить и о его истинном подъеме и без сомнений, ибо укрепившееся Доброжелательное отношение ко всему в сердце будет распространяться на любое его мышление, и тогда он много увидит ошибок других духовных учителей, категоричных и непримиримых к материальному миру, ошибочно считающих, что так доказывают Богу свою верность и так отстаивают Истину. Такой человек будет тверд и решителен только относительно самого себя и своего преданного служения. Остальное же предоставит Богу и его проповеди отличатся истинным доброжеланием ко всем живым существам, как и найдутся те слова, которые, не противопоставляя, убедят любого. У Бога для него найдется самые лучшие словесные дары, как и понимания.