Хитрость ходжи Насреддина, или Российская национальная ид...
Вот и снова День независимости… Но как и 19 лет назад страна в раздумье стоит всё перед тем же былинным камнем с надписью: «Налево пойдешь - коня потеряешь, прямо пойдешь - голову сложишь, направо пойдешь - и коня, и головы лишишься». То есть - куда бы Россия ни свернула, а потерь не избежать. Сколько же еще нужно лет, чтобы определиться со своим национальным выбором? 20? 30? 50?..
С одной стороны, России вроде бы повезло: за последние полвека у власти наконец-то находятся толковые, работоспособные и порядочные люди, с другой - выбор по-прежнему не сделан. В чем же причина топтания у той злополучной развилки?
Причин, конечно, много… Но одна не вызывает сомнений: страна, как и много веков назад, снова отдана «на кормление», на этот раз - не воеводам и удельным князьям, а корпорациям. Именно они поделили между собой всю страну, все ее ресурсы, все её рынки, со своих наделов они и кормятся. И потому идти им никуда не надо: им и так хорошо - от добра добра не ищут. Ну а что до народа российского, то это их проблемы: раз терпят столько лет, значит, потерпят и еще.
А ведь цинизм, безнаказанность и маниакальная алчность многих корпораций добром не кончится. Аппетит-то, как известно, приходит во время еды: раз уж им никто не мешает драть по три шкуры - то почему нельзя драть по пять?.. Нет такого закона и не предвидится. К телу России присосалось множество гильдий: и государственных, и частных, и мультимедийных - все они имеют свою долю со своего кормления.
Безнаказанность развращает: и потому они не брезгуют откровенным вымогательством и даже мародерством. Да и проблемы выбора перед ними не стоит: их вполне устраивает сложившиеся положение с коррумпированными чиновниками, с продажными судьями, с аморальными политиками, с оболваненным народом, с растлеваемой молодежью…
Это часть схемы давно отлажена и настроена на защиту их корпоративных интересов, и потому часть доходов от своего узаконенного мародерства они перераспределяют между нужными им людьми. Все при деле, и все довольны.
Некоторые гильдии настолько глубоко внедрились в тело России, что государство оказалось бессильным перед их алчностью и паразитированием на общей беде. И потому в условиях тяжелейшего кризиса государство вынуждено финансировать их мародерство, вливая в них баснословные средства. И это при том, что известно наперед и наверняка: большая часть государственных средств будет расхищена, промотана и бездарно потрачена. Эти гильдии фактически объявили России ультиматум: или государство платит, или наступит общий коллапс всей экономики.
Ну и что, что у кого-то суп жидок? У корпораций-то дела еще хуже: жемчуг мелок…
Пока Россия в растерянности стоит на перепутье, корпорации неустанно работают над своей самой заветной идеей: как внедрить в сознание народа, что вся та мерзость, которая приносит им неприличные даже по понятиям нуворишей сверхдоходы, не только законна, но и нравственна?
И хотя они значительно продвинулись в насаждении своих фальшивых «ценностей», и значительная часть общества, например, считает, что проституция - вполне гуманна, наркомания или алкоголизм - это свобода выбора, взяточничество - респектабельно, а аморальность - нравственна, однако в России еще остается много людей, которые не приемлют их смердящие «ценности», основанные на известном афоризме: «Деньги не пахнут!»
Даже такой незыблемый оплот нравственности, как Церковь, и та в последнее время увлеклась восстановлением храмов и как-то начала забывать, для кого те храмы строит. Да, за 20 лет трудно восстановить то, что было порушено за 70 - это так. Но кому будут нужны те храмы или мечети, если не останется самих верующих? Если их паства окажется пораженной гнилостными спорами, без устали насаждаемыми «идеологами» распущенности, беспринципности и вседозволенности? «Вера без дел мертва есть» - и с этим спорить не приходится. В отличие от недавнего окаянного времени, война идет не с храмами или мечетями, нет - война идет за души человеческие.
Тем не менее, именно религия является самым принципиальным и непримиримым противником аморальной экспансии корпораций, и именно общепризнанные или мировые конфессии являются последним рубежом, всеми силами препятствующими деградации нашего общества. Вопрос в другом: на сколько их еще хватит? И не пора ли вмешаться государству?
Не надо быть юристом, чтобы понять простую вещь: всевозможные кровососущее корпорации давно сплотились в великолепно организованные и хорошо защищенные сообщества, многие из которых напоминают колонии паразитов, которые успешно противостоят любым показательным кампаниям и любым законам, направленных против их отдельных членов. Это, конечно, в том случае, если такие законы вообще удается провести через Парламент, где депутаты давно и успешно лоббируют интересы подкармливающих их корпораций. «Да не оскудеет рука дающего…» Рука не оскудевает и не оскудеет, и поэтому у государства остается не так много инструментов, чтобы бороться с этим бедствием, если не сказать - с прорехой на человечестве.
Но всё же такие возможности у государства есть. А именно: необходимо законодательно ослабить монополизм корпораций, не имеющих отношения к военно-стратегическим интересам России. Проще говоря, разделить их на гораздо большее количество участников рынка товаров или услуг того или иного сектора экономики. Без такого принудительного разделения никакое государство не сможет заставить бизнес стать хоть немного нравственней. Ведь если монополисты будут и дальше контролировать многомиллиардные финансовые потоки, то им не составит особого труда «договориться» с кем угодно: хоть с Европарламентом, хоть с самим папой римским. А если афера сулит триллионы, то можете не сомневаться: для пользы дела они смогут представить в любопытствующие инстанции даже скрепленный царской печатью свиток аудиторской проверки от думных бояр Ивана Грозного или, к примеру, нотариально заверенную доверенность от Петра Великого на промышленную разработку любых национальных богатств… Не вопрос.
И еще один принципиально важный момент. Как показывает жизнь, любая корпорация успешно выгораживает и «отмазывает» от ответственности своих нашкодивших членов. Здесь их позиции очень сильны: все затеваемые против них судебные процессы могут длиться годами, а оплата услуг самых лучших адвокатов не идет ни в какое сравнение с суммами исков. И потому их вполне устраивает хитроумная идея ходжи Насреддина, который под залог собственной головы обещал эмиру за 20 лет научить задарма полученного у него ишака читать Коран. Он рассчитал правильно: через 20 лет либо ишак сдохнет, либо эмир помрет, либо сам Насреддин…То есть, взятки с него гладки при любом раскладе. Потому и корпорации не будут возражать, если судебные процессы затянутся на многие десятилетия. Им спешить некуда: они своё уже хапнули, а за бюджет они не ответчики.
Однако лекарство от такой напасти всё же есть: нужен закон о солидарной гражданской ответственности самих корпораций. Нанесла какая-то гильдия значительный ущерб государственным, общественным либо еще каким-то интересам России, то и взыскивать такой ущерб проще с самой корпорации, уличенной в своей алчности, жлобстве и прочем непотребстве.
Эти структуры далеко не бедные, и потому проще с них сначала получить по общему счету, а дальше - как получится. Солидарно они будут платить - по полученным незаконным доходам, раскидают долги на всю свою братию - по головам, или как-то еще определятся внутри своей корпорации - то уже их проблемы, а не государства. Точнее - это проблемы их корпоративного ишака, которого они арендовали у государства, как говорится, «за сущие копейки». А потом пусть хоть 10 лет бодаются с государством и в судах доказывают, что они за глупого ишака, залезшего в чужой огород, не в ответе. Вперед и с песней! Пусть доказывают. Или - заводят себе нового ишака. Однако право выдавать или не выдавать лицензии на корпоративных ишаков останется-то за государством. И потому халявных ишаков больше не будет: сначала нужно расплатиться за прошлые потравы и откровенные свинства, нанесшие ущерб обществу или государству.
И кстати сказать, заодно это будет дисциплинировать не в меру приборзевшую «братию». Вряд ли понравится остальным членам корпорации, что им придется постоянно приплачивать за чужую алчность и беспринципность: могут пойти на принцип и по-ослиному упереться всеми копытами, а могут и лягнуть не в меру ушлых предводителей корпорации.
И еще один важный момент: в отличие от корпораций, России есть куда спешить. Каждый год, потерянный у того пресловутого камня в размышлениях над своей национальной идеей, это не только упущенные возможности или потерянные доходы, но и сползание в разряд третьесортных держав, где хорошо будет только корпорациям, погрязшим в своем непотребстве, а вовсе не народу российскому, до которого им дела нет.
Ну а что касается национальной идеи, то это не под силу ни одной из существующих на сегодня профессиональных гильдий, включая сюда и Российскую академию наук. Почему? Да хотя бы потому, что любая корпорация печется исключительно о собственном благе, всё остальное - от лукавого. Соответственно - если такую идею и по силам кому-то сформулировать, то только самому российскому народу. В этом и только в этом случае национальная идея будет отвечать общим чаяниям общества.
Но сначала придется убрать с дороги зажравшихся корпоративных «ишаков», слишком уж вольготно себя чувствующих и потому страх потерявших…
Виктор Аннинский,
12 июня 2009 г.