ШЕДЕВР АРХИТЕКТУРЫ. Рассказ
ШЕДЕВР АРХИТЕКТУРЫ
Рассказ
На каждом строительном участке кроме так называемых официальных или титульных объектов всегда есть и другие: мелкие, разношерстные и не столь ответственные. Проще говоря, это всевозможные пристройки, сарайчики или будки, которые в народе называли кильдимами. Бог знает, откуда занесло это словечко, но оно прижилось и очень емко описывало подобные «шедевры архитектуры».
Именно таким «шедевром» и была кирпичная сторожка, возводимая неподалеку от большого складского ангара. Бетонный фундамент под ту сторожку был сделан еще весной, а до стен всё как-то не доходили руки. Следует также добавить, что у таких объектов обычно не было проектно-сметной документации: в лучшем случае, в техническом отделе кто-то из инженеров от руки вычерчивал план и фасад.
Куда подевался эскиз той сторожки, никто уже не помнил, и потому бригадир, не мудрствуя лукаво, решил, что она должна иметь одно окно и один вход. Что касается размеров в плане, то эти размеры определял сам фундамент. Решение вполне здравое…
– Какого черта вы возитесь с этим кильдимом? – разорялся с утра мастер, высказывая свое неудовольствие по поводу темпов строительства. – С весны строите!
– А мы тут при чём? – не соглашался с такой постановкой вопроса бригадир, страдая с похмелья. – Только сегодня начали… Да и проекта нет…
– На кой черт тут нужен проект? – злился мастер. – Это всего лишь будка для сторожей. Стена в один кирпич, высота – два сорок… Чего не понятно?
– Я же говорю: нет даже эскиза от руки…
– Достали вы меня! – матерился мастер. – Как с похмелья, так ни хрена у вас ничего нету! Чтоб к концу смены закончили этот «шедевр архитектуры»!
С этими словами он на листке, выдранном из тетрадки, от руки начертил план сторожки, размашисто расписался и заспешил прочь.
– Я проверю! – грозился он уже издалека. – Если не успеете сложить стены, к чертовой матери лишу премии! Только водку жрать и умеете…
Бригадир морщился и задумчиво чесал затылок: голова после вчерашнего еще не отошла.
– А что, бугор, не выпить ли нам сегодня водочки? – сочувственно спросил Толик.
– О чем ты? Денег нет ни у кого, до получки еще три дня… Да и мастак грозился лишить премии…
– Ты видел, чего он начертил?
– И что?
– А то! – торжествующе добавил Толик. – Строим точно по его эскизу и кончаем до вечера. Сколько нас тут?
– Пятеро…
– Вот! Значит, и премия будет по бутылке на каждого! Ну и закусь тоже за счет заказчика…
– Чего-то я не въехал… – честно признался бригадир. – Какая премия? Какая закусь?
– Если этот «сарай» построить так, как «нарисовал» мастер, то водка нам обеспечена, – пояснил Толик и ткнул пальцем в злополучный эскиз. – Главное – точно по его чертежу. Смотри сам!
Какое-то время бригадир недоуменно рассматривал листок из тетрадки, а потом мстительно усмехнулся:
− Как же я сам этого не заметил? Глаз у тебя − алмаз!
– Как учили, − с хитрецой ответил Анатолий, почесывая плохо выбритый подбородок. И загадочно добавил: − За что и выгнали…
− Мужики! – азартно махал бригадир только что завизированным «проектом», собирая людей. – В темпе вальса строим этот чертов кильдим! Вечером выпьем водочки! Обещаю…
Работа закипела. Все, кто видел в тот день работу бригады, только удивлялись: чего это на них нашло? Пашут как негры, без обычного трёпа, без длинных перекуров…
К концу дня прибежал мастер.
– Во! – радовался он. – Можете же, когда захотите? Можете!
– А мы чё? Мы ничё: другие вон чё, и то ничё… – ухмылялся бригадир, сидя на верху стены.
– Молодцы, ребята! – похвалил мастер. Потом обошел кильдим и обомлел: все четыре стены были глухими: ни окон, ни дверей…
– Вы что, совсем охренели?! Где окно? Где дверь? Как туда теперь входить?
– А мы чё, мы ничё… Как ты нарисовал, так мы и построили: всё точно по «проекту».
– Да вы чё, мужики! Обалдели? Прораб же с меня шкуру спустит. Надо переделать, пока раствор не схватился…
– А это уже за отдельную плату, начальник, − усмехнулся бригадир. − Пять бутылок водки, и к ней нормальной закуски – переделаем. Где ближайший магазин знаешь, или дать провожатого?
На мастера было жалко смотреть. Такого облома он не ожидал и растерялся. И ведь как ни крути, а получалось, что сам и виноват: подпись-то на «проекте» его, стало быть, с него прораб и спросит.
– Ну? Что я вам говорил, мужики? – посмеивался бригадир, разливая водку по кружкам и стаканам. – Как и обещал: по бутылке на нос и под хорошую закуску.
– Всё по контракту, – добавил хитрован Толик, вспарывая ножом консервные банки. – Доложить стены, правда, не успели. Зато разобрали кладку влёт: мастер так таращился на стены, что даже не заметил, что в местах проемов мы гнали кладку без перевязки.
– Правильно, дядя Толя, – согласился бригадир. – Потому и без перевязки: на хрена нам дурная работа? В отличие от нашего горлопана, мы свое время ценим. А то, что сегодня не доделали, так у нас есть время: хоть до конца недели будем с перемычками и крышей возиться.
– Это точно: больше мастер цепляться к нашей бригаде не будет. Он уже ученый… − ухмылялся Анатолий. − Ишь умник выискался: зачем нам проект нужен?.. А как бы мы дополнительную «смету» выбивали? − он взял в руку бутылку с водкой и для убедительности щелкнул по ней ногтем. − А? Всё по науке, как и учили: сначала − проект, потом основная смета, с которой нам кое-чего перепадет на зарплату. Ну и как водится, дополнительная смета или премия за непредвиденные работы… И пока там бухгалтерия возится с нарядами, премию мы уже получили и «оприходовали». − Он снова щелкнул ногтем по бутылке. − За три дня до получки…
Остальные члены бригады были с ним полностью согласны и кивали головами, плотно закусывая скумбрией в собственном соку, выуживая ее прямо из консервных банок.
Виктор Аннинский,
2009 г.