Технология мышления (18 гл. и приложения)
18. ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ – К ЗВЕЗДАМ!
Каждый читатель, у которого хватило терпения добраться до этой заключительной главы, вправе бросить автору упрек: “Да мыслимое ли это дело – объяснять сознание человека?! Разве способен ограниченный разум человека объяснить или постичь собственное сознание?”
Оставим эти риторические вопросы без ответов. Но только вряд ли все ограничится именно риторическими вопросами: есть ведь и другие, более важные и насущные, на которые настоящая теория не дает ответов. Было бы странным, если никаких вопросов не возникало вовсе. Это означало бы, что либо теория объясняет совсем уж тривиальные и хорошо известные вещи (“Лошади кушают овес и сено”, “Волга впадает в Каспийское море”), либо, наоборот, автор ухитрился в сокращенной и популяризованной версии ответить на все (!) вопросы, причем самым что ни на есть исчерпывающим и окончательным образом. Ни то, ни другое: автор вовсе не претендует на “обладание истиной в последней инстанции”. Это всего лишь удачная, или неудачная, но попытка охватить всю глобальную проблему происхождения сознания человека целиком, с одних позиций и дать ответы на самые важные, ключевые вопросы. Это концептуальная идея, хотя отдельные аспекты проблемы проработаны довольно глубоко, другие же – едва обозначены. Как говаривал Козьма Прутков: “Нельзя объять необъятного” – и он, безусловно, прав.
Что касается традиционных и явно предвзятых взглядов науки относительно неразумности животных вообще и млекопитающих – в частности, то никто еще не смог привести ни одного (!) убедительного и бесспорного довода и не смог, например, доказать, что приматы лишены даже проблесков разумного поведения. И не докажет – на этот счет есть по крайней мере две веские и серьезные причины. Первая: любой, кто ухитрится “доказать”, что приматы совершенно неразумные животные, будет вынужден тут же доказывать, что он сам произошел от какого-то доселе неведомого науке животного или от таинственных пришельцев из космоса, которые, как это ни странно, науке тоже не известны, но подозрительно похожи на земных обезьян. В противном случае этому хитрецу никогда не объяснить, откуда разум у человека, если даже наши ближайшие биологические родственники, человекообразные обезьяны, непроходимо и безнадежно глупы, а вся их довольно сложная жизнь сводится всего лишь к рефлексам и инстинктам. Логика – вещь не менее упрямая, чем факты, и с этим придется считаться любому человеку, какие бы громкие и почетные звания, а также прошлые или настоящие заслуги он не имел. В спорах такого рода это не аргумент, равно как и амбиции, высокомерие или чванство.
“Из ничего – ничто” – кто сумеет опровергнуть этот незыблемый тезис, тот смело может подавать заявку на изобретение вечного двигателя, философского камня и прочих “чудес не от мира сего”.
И вторая, не менее веская причина: прежде чем доказывать “наличие отсутствия” разума у обезьян, собак, слонов или дельфинов, не посчитайте за труд, господа ученые мужи, и разберитесь все же для начала со своим собственным, человеческим сознанием. А еще лучше – попробуйте дать ну хоть сколько бы нибудь логичное, взвешенное, объективное, вразумительное и лишенное мании величия объяснение происхождения и самой сущности сознания, а также “механизма мышления” человека. “Не судите, да не судимы будете”.
Только не следует по поводу таких объяснений ждать признания, а тем более благодарности современников. Ибо как справедливо заметил в свое время В. Высоцкий: “Пророков нет в отечестве своем, – но и в других отечествах – не густо”.
“Через тернии – к звездам!” – таков девиз человека на бесконечном пути познания себя и мира. Попытки объяснить феномен сознания человека предпринимались еще в глубокой древности – это верно. Но верно и другое: с каждым истекшим веком, десятилетием и даже годом увеличивается сумма знаний о человеке вообще и о его сознании – в частности. Никто не может предсказать, когда именно произойдет качественный переход или скачек накопленной суммы знаний в его новое состояние. Однако такой переход неизбежен – в этом состоит диалектика Природы или, если угодно, самой нашей жизни. И не случайно говорится, что каждый исследователь стоит на плечах своих многочисленных предшественников – то есть тех людей, которые, нередко жертвуя своим здоровьем, свободой и даже жизнью, внесли и свою скромную лепту, и свои неоценимые дары в общую сокровищницу знаний. У этой метафоры очень глубокий смысл...
У очень многих известных и великих предшественников автор “позаимствовал” какие-то мысли и идеи, а также методы и полезные советы, но не с целью банального плагиата, а с тем, чтобы творчески переосмыслить эти изначальные идеи и использовать их в этом новом качестве – они и составили основание настоящей теории. В этом длинном списке окажутся: Платон, Аристотель, Демокрит, Архимед, Пифагор, О. Хайям, Г. Галилей, У. Шекспир, Р. Декарт, Вольтер, Ф. Бэкон, М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, И. А. Крылов, Гегель, Фейербах, К. Линней, Ч. Дарвин, И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Ф. Ницше, М. А. Шолохов, З. Фрейд, С. Есенин, М. А. Булгаков, В. Высоцкий и многие, многие другие.
Значение этой, впрочем, как и любой другой теории будет определятся, кроме всех выводов и следствий из нее, еще двумя важными моментами: потребностью в ней со стороны практики и возможностью проверить ее экспериментальным путем. Что касается потребности в теориях такого рода, то она давно назрела: многие высокие информационные технологии вплотную подошли к проблемам , аналогичным проблемам сознания и мышления человека. И не смотря на очень высокие темпы развития компьютерных программ и технологий, давно обозначился рубеж, который нельзя преодолеть только простым наращиванием отдельных параметров, таких, например, как быстродействие или объем памяти. Нужен качественно новый прорыв на сверхвысокие информационные технологии следующего века. Но вряд ли такой прорыв возможен без новых магистральных идей, без нового подхода и понимания принципов сознания и мышления человека – этой задаче в какой-то мере отвечает настоящее теоретическое исследование. Одновременно это будет и экспериментальной проверкой самой теории. Ибо не смотря на объективные сложности такой проверки и весьма значительные финансовые затраты, связанные с созданием искусственного интеллекта, это все же много проще, чем расшифровка реального языка, на котором идет обмен информации и сами процессы мышления в мозге человека.
Собственно говоря, именно работа над проблемами искусственного интеллекта и явилась первоначальным импульсом к работе над проблемами сознания человека. Все многочисленные, хитроумные или изощренные попытки автора сформулировать основополагающие принципы такого интеллекта, даже по отношению к элементарному прототипу этого искусственного интеллекта, неизбежно приводили к одним и тем же сакраментальным и вечным вопросам: что такое сознание? что такое мышление? Достаточно очевидно, что не решив этих общих проблем, нельзя будет двигаться дальше... Другими словами, изначально настоящая теория была ориентирована не только на решение этих общих и чрезвычайно сложных проблем сознания человека, но и на достижение конкретных практических целей, одной из которых является создание искусственного интеллекта. То есть - нового и качественно отличного поколения компьютеров, которые смогут думать, не только перебирая заложенные в их программах алгоритмы решения, но и создавая при необходимости свои собственные, вновь открытые алгоритмы решений, примерно так, как это делает человек.
Нет никаких сомнений в том, что такие интеллектуальные компьютеры сильно изменят жизнь людей и заметно потеснят их в таких традиционно человеческих профессиях, как учитель, врач, менеджер, архитектор, водитель автомобиля, пилот самолета, капитан корабля, продавец в магазине, секретарь, референт и множестве других, в которых хотя и заметно вторжение компьютерных технологий, но это всего лишь “разведка боем”. Как только компьютеры научаться думать, мы испытаем их настоящее нашествие на наши жилища и рабочие места. Очередная техническая революция будет, видимо, компьютерной и сейчас очень трудно представить ее последствия даже в недалеком будущем...
Некоторые чрезвычайно интересные аспекты исследования сознания человека вынесены за рамки настоящей работы и рассмотрены в частных приложениях к ней. Сделано это из практических соображений: все они являются только частными приложениями, основанные в полной мере на настоящей теории. Кроме того, такое разграничение общего и частного позволяет не загромождать и без того достаточно сложную теоретическую работу побочными направлениями, тем более, что таких интересных и имеющих немалую практическую ценность направлений, уже сегодня просматривается немало. Причина же сокращений и изъятий в настоящей, десятой по счету редакции, в другом: некоторые аспекты исследования феномена человеческого сознания и мышления оказались далеко за пределами обозначенной в названии работы темы. Многие опущенные выводы, закономерности и принципы могут иметь совершенно непредсказуемые последствия в случае открытой их публикации в печати. Во всяком случае, автор придерживается именно такой точки зрения: некоторые положения теории, а также некоторые частные приложения к ней, так или иначе затрагивают отдельные направления высоких компьютерных технологий, которые в недалеком будущем способны значительно изменить наш привычный мир или сложившиеся приоритеты стратегических исследований в области естественного или искусственного интеллекта...
Кроме того, настоящее исследование имеет косвенное отношение и к другим, в высшей степени проблемным, спорным и неоднозначным темам (с точки зрения морали, религии или права), таким как расшифровка реального языка мышления человека (другими словами – к чтению мыслей человека), копирование сознания человека и в отдаленной перспективе – к проблеме бессмертия человека (не тела, но его сознания). Если к этому добавить тот факт, что работы по клонированию высших животных показывают весьма обнадеживающие результаты, то тысячелетняя мечта людей о бессмертии, может оказаться реальностью. “Трансплантация сознания” вкупе с клонированием тела человека открывают реальные перспективы для решения столь дерзкой, небывалой и грандиозной задачи...
Кроме всего прочего, настоящая теория может оказать ощутимую моральную поддержку многочисленным общественным организациям и движениям, которые считают своим гуманным долгом помощь диким и домашним животным, а также защиту их прав. Общая направленность этой исследовательской работы в перспективе дает таким движениям какой-то дополнительный шанс в области расширения прав животных, и в первую очередь – млекопитающих.
Парадоксально не только наше сознание, но нередко и пути, которыми оно нас ведет к тем или иным целям. Например, как могло получиться, что новейшая теория, изначально ориентированная на сверхвысокие информационные технологии следующего века, рождается не в Западной Европе, Японии или США, а в умирающей России, где вообще никакие теории не нужны: ни прошлого века, ни этого, ни следующего? Кто знает... Очередной парадокс нашего трагического времени – “пути Господни неисповедимы”. Как бы там ни было, но теория создана в предельно сжатые сроки и не без драматических моментов, связанных и с самой работой, и с поразительным, если не сказать откровенно циничным безразличием к ней со стороны официозной науки...
Впрочем, автору нет уже ровно никакого дела ни до российской науки, ни до отдельных ее представителей, которых хотя и касалась тема этого исследования, но, видимо, не значилась в их научных планах. В свое время автор не получил никакой поддержки или помощи от РАН, не получил он и ни одного (!) ответа на свои многочисленные обращения в это некогда уважаемое автором учреждение. Теперь же в этом нет никакой нужды: работа над основной частью теории закончена и, собственно говоря, уже нет никакой разницы, как отреагирует на эту теорию те или иные чиновники от науки, и отреагируют ли вообще. Они могут сохранять свое олимпийское спокойствие, игнорировать новую работу или “выискивать в ней мелких блох”, автору это уже безразлично. Гораздо важнее другое: “рукописи не горят”, а новая работа так или иначе будет известна другим людям и, возможно, поможет им в их собственных исследованиях феномена сознания и мышления человека. Время все расставит на свои места...
Ницше как-то сказал: “Бог умер”. Он не имел в виду ни нашу страну, ни наше время. Но самым непостижимым образом этот “вердикт” отразился именно на России: кроме убийственных по своим последствиям нескольких социальных катастроф добавились и новые беды. Вслед за Богом умирает Вера, Любовь... Траурный список можно продолжить: Честь, Совесть, Правда, Порядочность, Милосердие... На очереди, по-видимому, Разум и даже Здравый Смысл – ибо все больше и больше наша некогда великая страна превращается в страну Абсурда. Что касается Надежды, то, как известно, она умирает последней...
Умерла и Наука. И хотя еще остаются честные и талантливые ученые, но с каждым истекшим годом очередного, грандиозного и чудовищного социального эксперимента их остается все меньше и от них уже ничего не зависит. Еще продолжают стоять солидные здания головных НИИ с помпезными вывесками на своих фасадах, но это уже больше похоже на фантомы или миражи. Своего рода свет далекой и давно умершей звезды, который мы еще продолжаем видеть...
Парадоксально сознание человека, парадоксальна и его жизнь. Жизнь – сознание, сознание – жизнь... И не будь у настоящей теории давно заготовленного и приберегаемого посвящения, его место бы занял другой, печально знаменитый эпиграф: “Никому не верь, никого не бойся и ничего не проси”.
В заключении остается только повторить известные слова Марка Аврелия Цицерона: “Сделал, что мог, и пусть кто может, сделает лучше”.
Новороссийск,
сентябрь 1997 – сентябрь 1999 года.
P.S. В предыдущих редакциях работа имела другое название: «О происхождении сознания, или Естественная эволюция сознания человека», тираж брошюры был незначительным.
P.P.S. Последняя редакция (2008 г.) носит стилистический характер и не затрагивает принципиально важных сокращений и изъятий, о которых говорилось в примечаниях к настоящей работе.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЛОЖЕНИЙ К ТЕОРИИ “ТЕХНОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ”
I. Частные:
1. “Образ жизни и проблемы здоровья”;
2. “Мужчина и женщина: особенности сознания, понимания, поведения”;
3. “Самосознание человека и его “Эго”;
4. “Влияние средств массовой информации на сознание людей”;
5. “Творчество и сознание”;
6. “Способ мышления человека”;
7. “Принципы организации сознания человека”;
8. “Принципы организации сознания животных”;
9. “Принципы построения и развития искусственного интеллекта”;
10. “Материя и информация”. И др.
(Часть этих приложений не закончены, либо сохранились только в «набросках».)
II. Научно-популярные и литературно-публицистические:
1. “Чего не может ни один компьютер?”;
2. “Думающие компьютеры, что это такое?”;
3. “Реквием для глупых обезьян”;
4. “Про Ивана-Дурака, ушлого Обезьяна и братьев наших меньших”;
5. “Бессмертие: миф или реальность?”;
6. “Лекарство от рака”;
7. “СПИД – проклятие нашего времени”; И др.
---------------------------------------------------------------------
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. А.В.Яблоков, А.Т.Юсуфов “Эволюционное учение”, М., 1981 г.
2. А.А.Парамонов “Дарвинизм”, М., 1972 г.
3. Ч.Дарвин “О происхождении видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь”, М.,1987 г.
4. В.А.Бердников “Эволюция и прогресс”, Новосибирск, 1991 г.
5. В.М.Медников “Дарвинизм в XX веке”, М., 1975 г.
6. С.И.Ожегов “Словарь русского языка”, М., 1989 г.
7. “Фразеологический словарь русского языка”, М., 1978 г.
8. В.Даль “Пословицы и поговорки”, т. I-II, М., 1984 г.
9. “Русские народные пословицы и поговорки”, М., 1965 г.
10. “Мудрое слово. Русские пословицы и поговорки, М., 1957 г.
11. “Советский энциклопедический словарь”, М., 1990 г.
12. “Библия”, М., 1995 г.
13. Н.А.Кун “Легенды и мифы Древней Греции”, Йошкар-Ола, 1998 г.
14. О.Хайам “100 рубаи”, Душанбе, 1984 г.
15. А.С.Пушкин, с/с в 3-х томах, М., 1986 г.
16. М.А.Булгаков “Мастер и Маргарита”, М., 1995 г.
17. В.С.Высоцкий (Поэзия и проза), М., 1989 г.
18. В.В.Маяковский “Поэмы и стихотворения”
19. “Философия”, Ростов-на-Дону, 1997 г.
20. “Современная философия”, Ростов-на-Дону, 1996 г.
21. В.И.Курбатов “Логика”, Ростов-на-Дону, 1996 г.
22. Теофраст, Ж.Лабрюйер “Парадоксы души”, Симферополь, 1998 г.
23. B. & K. Kvols-Riedler “Understanding Youself & Others” (без выходных данных).
24. “Reader`s Digest. 1986 Almanac and Yearbook”, Pleasantville, New York.
25. Д.Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”; “Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично”; “Как перестать беспокоится и начать жить”, М., 1990 г.
26. “Энциклопедия народной мудрости”, Спб, 1997 г.
27. “Справочник афоризмов и изречений”, Ростов-на-Дону, 1995 г.
28. “Афоризмы”, М., 1966 г.
29. “Афоризмы”, Улан-Уде, 1975 г.
30. “Умное слово. Афоризмы, мысли, изречения, крылатые слова”. М., 1966 г.
31. “Ларец острословов”, М., 1991 г.
32. Н.Т.Бабичев, Я.М.Боровский “Словарь латинских крылатых слов”, М., 1982 г.
33. “Сокровища античной и библейской мудрости”, Спб., 1999 г.
34. “Thoughts that help us live / Мысли, помогающие нам жить”, М., 1992 г.
35. “Толковый словарь уголовных жаргонов”, М., 1991 г.
36. Гай Светоний Транквилл “Жизнь двенадцати Цезарей”, М., 1990 г.
37. Н.М.Романов, “Знаменитые россияне XVIII – XIX веков”, Спб, 1996 г.
38. “Англо-русский фразеологический словарь”, М., 1984 г.
39. “Толковый словарь современного английского языка…”, т. I-II, Москва – Оксфорд, 1982 г.
40. “Практическая грамматика английского языка”, М., 1979 г.
41. “Словарь употребительных английских пословиц”, М., 1990 г.
42. “Краткий словарь американского сленга и разговорных выражений”, Смоленск, 1993 г.
43. И.Н.Лосева, Н.С.Капустин и др. “Мифологический словарь”, Ростов-на-Дону, 1996 г.
44. Р.Оих “Психологические отмычки”, Спб., 1997 г.
45. Б.М.Яворский, Ю.А.Селезнев, “Справочное руководство по физике”, М., 1989 г.
46. А.С.Ехонович, “Справочник по физике и технике”, М., 1989 г.
47. А.С.Иванов, А.Т.Проказа, “Мир механики и техники”, М., 1993 г.
48. О.Ф.Кабардин, “Физика” (справочные материалы), М., 1991 г.
49. “Толковый словарь по химии и химической технологии”, М., 1987 г.
50. Р.А.Лидин и др. “Справочник по неорганической химии”, М., 1987 г.
51. Л.А.Цветков, “Органическая химия”, М., 1983 г.
52. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, I-II CD, М., 1999 г.
53. Плутарх, "Избранные жизнеописания", т. I-II, М., 1987 г.
54. Л. Томас, И. Томми, "Самураи. Путь воина", М., "Ниола-Пресс".
---------------------------------------------------------------------
Отклики, замечания или предложения направляйте по адресу электронной почты: vialans@yandex.ru
----------------------------------------------------------------------
КОНЦЕВЫЕ СНОСКИ:
Осилил(тяжело читать с экрана) Разумеется, не всё осмыслил, а что то прочитанное в начале забыл. Но я Вам благодарен, что поправили, а то бы прошёл мимо.Это было мне интересно, хотя казалось бы совершенно бесполезно (я же этим всерьёз заниматься не буду). Считаю, что "заброшенное в бункер" даже непонятное значительной частью, всё равно окажет влияние на мировозрение, на подходы к тем или иным вопросам, даже иногда далёким от "исходника".Научно-популярной литературы по разным вопросам перечитал немало. Вы пишете очень хорошо,при обилии подробностей -нет путаницы. Так и не нашёл, где бы возразить...
Нежуковский
пт, 27/02/2009 - 20:09
Читать проще в "Ворде", там скопиованный текст можно сделать более комфортным для чтения: задать размер или тип шрифта, отступы первых строк, интерлиньяж... для всего документа сразу.
Кстати, я предлагал админам добавить подобные функции для редактирования на сайте, но они сослались на чрезмерную сложность внедрения таких предложений. Не знаю, что там такого сложного, тем более, что они уже пытались внедрить нечто подобное: об этом напоминают их неработающие окна при редактировании текста. Одно мое предложение они, правда, все же реализовали, и теперь нет дурацких ограничений на длину заголовков (названий).
Писать плохо мне как-то не с руки: у меня тысячи публикаций - тут хочешь или не хочешь, а научишься писать. Что же до "Технологии мышления", то она как раз и относилась к числу ранних публикаций, и по этой причине там много стилистических огрехов, большую часть которых я исправил много позднее. Однако не все. К тому же потеряны все примечания к работе - а это тоже создает никому не нужные трудности...
Виктор Аннинский
сб, 28/02/2009 - 00:48