Технология мышления (17 гл.)
17. МЫШЛЕНИЕ И СОЗНАНИЕ
В предыдущих главах неоднократно подчеркивалось, что сознание человека неоднородно и по отношению к каждому своему условному уровню имеет достаточно выраженный характер. С учетом всего вышеизложенного можно уточнить определения, описывающие эти уровни сознания:
Глубинное сознание – это непрерывный процесс осознания собственных внутренних потребностей организма на уровне физиологии путем постоянного анализа показателей этих потребностей (сравнение реальных показателей с “эталонными”, хранящимися в базовой памяти). Основное назначение этого уровня сознания – в достижении главных биологических целей организма (самообеспечение, размножение, самосохранение).
Эмоциональное сознание – это процесс осознания человеком внешних возможностей реального мира, собственного положения в нем и самого этого реального мира путем анализа конкретных причинно-следственных связей внешнего мира на основе врожденных и приобретенных знаний об этом мире. Основное назначение этого уровня сознания – оперативная и адекватная реакция на изменение конкретных ситуаций реального мира, всемерное содействие в достижении главных биологических целей (тактика содействия).
Интеллектуальное сознание – это процесс осознания человеком своих внешних возможностей в реальном мире и самого этого реального мира путем сложного анализа конкретных, абстрактных или умозрительных причинно-следственных связей этого мира, а также способность к конкретному или абстрактному моделированию таких причинно-следственных связей на основе ранее приобретенных или заново открытых знаний, которых в прежнем опыте не было. Основное назначение этого уровня сознания – решение сложных проблем (задач), постоянно возникающих в жизни человека, и с которыми не может справиться эмоциональное сознание ввиду сложности или абстрактности таких проблем, содействие в достижении главных биологических целей (стратегия содействия).
Несколько слов о тактике и стратегии содействия. По большому счету, стратегии вообще и стратегии содействия в достижении главных биологических целей в частности, мы обязаны именно интеллекту. Именно долгосрочный анализ причинно-следственных связей и дает нам неоспоримое преимущество по сравнению с любыми другими животными: человек может просчитывать ситуацию на много ходов вперед, а животные – нет. То же самое можно сказать и о детях. Сравните типичную ситуацию: ребенок просит отца немного поиграть с ним, на что получает ответ: “Я не могу сейчас поиграть с тобой, потому что мне нужно идти на работу”. – “А зачем ты ходишь на работу?” – “Чтобы зарабатывать денежки и потом покупать на них вкусную еду для тебя и для всех нас”. – “Ты знаешь, папа, я сейчас не хочу есть: поиграй со мной...” То есть ребенок в этом возрасте не может еще самостоятельно строить длинные причинно-следственные связи зависимости одних событий от других, поэтому и мотивирует свое желание тем, что в данный момент он не голоден. Взрослые же люди такие ситуации просчитывают легко, в этом и состоит их стратегия поведения. Чтобы избежать неприятных последствий в будущем (опоздание на работу, что может привести к выговору по службе, вычетам из зарплаты или даже увольнению), нужно вести себя соответствующим образом в настоящем – то есть добросовестно исполнять свои служебные обязанности, зарабатывать деньги и содержать свою семью.
Что касается тактики содействия, то она характерна те только людям, но и всем млекопитающим. Однако заметьте: не всегда в этом отношении мы имеем явное преимущество перед животными. Например, бурые медведи очень часто применяют против преследующих их охотников весьма изощренную и коварную тактику. Они отрываются от идущих по их следам охотников на несколько километров вперед, делают неожиданную петлю и снова выходят на свой собственный след. Но не пересекают его, а устраивают самую что ни на есть настоящую засаду и охотник сам оказывается в роли преследуемой добычи, а нередко – и жертвы такой коварной тактики. Хотя при желании, здесь можно усмотреть и элементы стратегии.
...Таким образом, функция сознания человека является сложнейшей интегрированной функцией саморегулирования, самоорганизации и самосовершенствования, охватывающая все без исключения аспекты жизнедеятельности человека (как внутренние, так и внешние):
Сознание человека – сложнейший процесс осознания внутренних потребностей и внешних возможностей путем элементарного, простого или сложного анализа причинно-следственных связей внутреннего и внешнего мира на основе врожденных, приобретенных и приобретаемых знаний с использованием старых либо вновь создаваемых способов (алгоритмов) для решения задач или проблем личного или общественного характера.
Можно привести и другие определения, которые будут более точно описывать те или иные аспекты человеческого сознания, но все же главная проблема видится в другом: как соотносятся между собой мышление и сознание? что такое собственно мышление? Здесь придется сделать несколько отступлений, чтобы пояснить общую ситуацию и некоторые традиции, которые уже давно сложились в отношении этих вопросов.
Во-первых, еще древние греки условно делили мышление на два уровня: рассудок и разум. Не вдаваясь в детали, следует заметить, что “рассудком” в их понимании было примерно то же, что в нашем – здравый смысл или логика рассуждений человека на обыденном, бытовом уровне, а “разумом” – то, что рассматривалось как высший уровень мышления, рациональное познание или диалектика мышления, направленная уже на постижение сущности вещей, их законов, противоречий...
Во-вторых, современная наука тоже дает некоторые общие определения: “Сознание – ...способность идеального воспроизведения действительности в мышлении”, “Мышление – высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной реальности”. (Энциклопедический словарь.) “Идеальное отражение или воспроизведение действительности” в сознании человека означает, что отражение это является идеальным или идеализированным по отношению к реально существующему объекту и отражает оно, соответственно, только какую-то часть свойств реального объекта вне зависимости от того, используем мы только собственные органы чувств или “усиливаем их” специальными приборами (микроскопы, телескопы, вольтметры, термометры, спектрометры и т. п.). В этом отношении никаких принципиальных расхождений между общепринятым научным употреблением словосочетаний “идеальное отражение или идеальное воспроизведение действительности (объекта, мира...) в сознании человека” и употреблением подобных выражений в настоящей работе – нет.
В-третьих, есть принципиальная разница в употреблении термина “мышление”. Значение этого термина в настоящей работе шире и кроме общепринятого употребления (“думание”, “понимание”, “размышление”...) он имеет еще одно значение, а именно: сущность самого процесса мышления, мышление как средство, но не как результат применения этого средства, то есть сам процесс логической обработки информации в сознании человека. Сравните близкую аналогию: “штамповкой” называют и сам процесс штамповки изделий, и сами эти изделия, полученные в результате применения, например, вырубных штампов. То есть под одним и тем же словом понимают сам технологический процесс (вырубка в металле различных отверстий) и сами эти изделия, полученные в результате применения такой технологии. Однако это совершенно разные вещи, совершенно разные понятия...
Что касается первого и второго пунктов, то даже поверхностный анализ показывает, что такие понятия как “мышление”, “сознание”, “познание” не разграничены четко между собой, нередко смешиваются, полностью или частично подменяют или перекрывают друг друга, во многом являются близкими понятиями, хотя и не синонимами. Причина такой неоднозначности и путаницы понятна: ни сознание, ни мышление не существует в отдельности, в отрыве друг от друга – эти понятия органично и неразрывно связаны и зависимы друг от друга. Образно говоря, это две стороны одной медали. Но чтобы понять их сущность, их все же придется рассматривать отдельно и в искусственном отрыве друг от друга. И не смотря на всю сложность и парадоксальность этих понятий, это будет сделано максимально ясно и, по возможности – убедительно.
Что же касается современных научных формулировок, то это безнадежная и бесперспективная попытка объяснить одно неизвестное (сознание) через другое (мышление), либо наоборот. В какой-то мере эти определения верны, но они слишком формальны, поэтому использовать их на практике нельзя. Действуя “методом от противного”, нетрудно понять, что если бы эти формулировки в полной мере отвечали действительному положению вещей, то давно бы было объяснено и сознание человека и способ его мышления. Однако этого пока не случилось, и феномен сознания человека по-прежнему остается одной из самых загадочных тайн мироздания, каковой он является для нас уже много тысяч лет. Заметна и еще одна особенность: под мышлением понимается не сам процесс мышления, а процесс познания или способность к пониманию чего-либо... Сравните: еще Аристотель полагал, что сознание человека подобно вощеной дощечке, на которой стилом отображаются или отпечатываются те или иные образы вещей, с которыми сталкивается человек в своей жизни... С тех пор утекло много воды, но особого прогресса в понимании собственного сознания пока не наблюдается. Более того, как это ни странно, но Аристотель со своей простой и понятной метафорой оказался, по-видимому, ближе к разгадке сознания человека, чем современные туманные и формализованные определения этого феномена, которые большинству людей непонятны (даже если их переводить с “высоконаучного” на обычный русский язык). Во всяком случае, представления Аристотеля о природе сознания человека хорошо согласуются с настоящей теорией, и по этому поводу остается только привести известный афоризм: “Новое – это хорошо забытое старое”.
Общие проблемы сознания человека наиболее глубоко проработаны не в биологии, медицине или психологии, а в философии, поэтому они носят не конкретный, а самый общий характер. Настоящая работа посвящена не столько философским аспектам сознания и мышления, сколько исследованию самих процессов сознания и мышления, другими словами – самой сущности этих феноменов, но в более узком и практическом смысле.
Теперь, после необходимых пояснений, отступлений и комментариев, можно вернуться к главным вопросам: что такое мышление и как оно соотносится с сознанием? что является причиной и что является следствием? Это центральные и важнейшие вопросы в исследовании феномена сознания человека (и животных) и ответы на них будут даны предельно ясно и четко, не смотря на невероятную сложность, запутанность и парадоксальность самих проблем. Следует также заметить, что современная наука вообще не дает четкой причинной зависимости указанных понятий, но в целом считает мышление высшей ступенью познания (фактически – сознания). В рамках же этой теории ответ будет совершенно другим: мышление (как сам процесс) является не следствием, а причиной, следствием же этой причины будет сознание – но не наоборот. Проще говоря, мышление первично по отношению к сознанию... Такой тезис парадоксален, более того – он идет вразрез с общепринятым пониманием сознания и мышления человека . Однако такая точка зрения имеет под собой достаточное основание, более того – представляется весьма логичной. Но в любом случае такая позиция требует подробного пояснения.
Другая изначальная предпосылка определяла, что сознание является такой же функцией организма, как и любая другая функция. Само слово “сознание” кроме его философского значения и многого другого имеет и такое определение: “...2. Мысль, чувство, ясное представление чего-либо” (Толковый словарь; отметим этот существенный момент!). Само слово “сознание” образовано по такому же принципу как “со-трудничество”, “со-гласие”, “со-ратник”, “со-звучие”... Не надо быть лингвистом, чтобы понять – смысловой акцент в таких словах сделан именно на сопричастности к чему-либо (слово “со-причастность” образовано по тому же принципу). “Со-знание” – это сопричастность к знанию чего-либо, в отличии от слова “знание”, которое близко по смыслу, но такого смыслового значения не имеет...
То есть, с одной стороны, есть понятие “сознание”, означающее причастность к знанию чего-либо, с другой – понятно и что именно это “сознание” может “со-знавать”: только “знание” – т.к. ничего другого “сознавать” уже нельзя по определению. Есть в этом занятном “кроссворде” и третья сторона: синоним слова “знание” – “сведения”, то есть информация! Таким образом, в общей цепочке не хватает, как минимум, одного звена: “исходная информация” - “...?” - “сознание”, которое и делает эту исходную информацию осознанной, то есть понятой. Между этими понятиями должно существовать связующее звено, которое преобразует исходную, “сырую” информацию в ее обработанную, осознанную форму. Назначение пропущенного звена – сам процесс преобразования исходной информации в ее промежуточное или конечное значение – понятие, понятия, знание или сумма знаний. Пропущенным звеном является мышление, как процесс преобразования одного в другое и в полном виде цепочка должна выглядеть примерно так:
“ИНФОРМАЦИЯ” (какое-то количество не связанных между собой по смыслу единиц информации – бит, байтов , фактов и т. п.) - “МЫШЛЕНИЕ” (смысловая обработка потока информации) - “СО-ЗНАНИЕ” (новое знание или сумма знаний, полученная в результате осмысливания или понимания, и которая может быть приобщена к другим, ранее полученным знаниям).
Прелюбопытнейшая особенность такой технологической схемы в том, что мышление, как средство преобразования исходной информации в знание или сумму знаний, может точно таким же способом и с таким же успехом преобразовывать уже ранее обработанную, то есть уже осмысленную информацию – соответственно, новое осмысление будет иметь более укрупненный, более общий характер! Например, “исходная информация” - “мышление” - “отдельные осознанные факты”; “отдельные осознанные факты” - “мышление” - “осознанное явление, как совокупность и причастность исходных фактов” и так далее. То есть, один и тот же “механизм мышления” может обрабатывать информацию с разным уровнем предыдущего осмысления: сырую (необработанную вовсе), предварительно обработанную (на уровне отдельных разрозненных фактов, понятий, событий...), крупных блоков осознанных понятий, целостного информационного массива...
Теперь можно вернуться к штамповочному прессу и внимательно понаблюдать за его работой – как это ни странно, но это очень близкая аналогия с работой мышления. Центральное место в обоих случаях занимает сам технологический процесс, в обоих случаях исходные вещи приобретают новое качество в процессе обработки. Сам штамповочный пресс работает очень просто: исходная металлическая заготовка фиксируется на матрице (подложке), отверстие в которой в точности соответствуют размеру и форме рабочего органа пресса – твердого пуансона, которым и вырубаются это отверстие при движении пуансона сквозь заготовку...
Гораздо любопытнее другое: сами штампованные изделия или детали могут существовать отдельно и независимо от пуансона или матрицы, с помощью которых они были изготовлены (после окончания технологического процесса), и штамповочный пресс со своими рабочими органами тоже может существовать сам по себе и независимо от заготовок или готовых изделий. (То же можно сказать и о заготовках.) Однако сама технология, именно как процесс изготовления штампованных изделий, невозможна ни без заготовок (то, на что будет направлен процесс), ни без уже обрабатываемой заготовки (то, на что уже направлен процесс), ни без самого оборудования (пресс, матрица, пуансон...). Сама штампованная деталь – что вполне естественно – тоже не может появиться на свет в виде готового, обработанного изделия или полуфабриката, если нет самого процесса, в результате которого и появляются такие изделия или полуфабрикаты... Неважно, сколько долей секунды длится сам технологический процесс – главное, что в результате такого взаимодействия получается объект с новыми качествами, то есть новый предмет или вещь, которая качественно отлична от предшествующей заготовки. В этом и состоит главная суть любого технологического процесса: главное здесь не количество изделий, а новое, приобретенной качество.
В этом же состоит и сложность понимания самого феномена: все компоненты технологии представлены наглядно и предметно (сырье, пресс, готовые изделия...) кроме одного и почти неуловимого – самого быстротекущего процесса обработки металла! Ибо это ни что иное как именно процесс, то есть “ход, развитие какого-либо явления, события, последовательность смены состояний в развитии чего-либо” (Толковый словарь). Глубинная же суть этого простого и заурядного с виду явления ускользает от нашего понимания самым загадочным образом. Точно такой же, но гораздо более ярко выраженной и феноменальной особенностью обладают и наши мысли – они, безусловно, у нас есть, но что это такое, мы не можем ни понять, ни объяснить!
А теперь сравните вышеописанную технологию с тем, как мы думаем. Само наше мышление невозможно ни без исходной информации (то, на что будет направлено наше мышление), ни самой этой обдумываемой информации (то, на что уже направлено наше мышление), ни тем более без самого нашего мозга. Налицо явные признаки технологической обработки: исходная информация (сырье), головной мозг (“технологическое оборудование”), осмысленная информация (готовая продукция или полуфабрикат для дальнейшей обработки). Вот потому-то мы и не можем понять, что такое “мысль” или “мышление” – ибо мы пытаемся представить саму суть явления в виде какой-либо уже известной нам категории вещей (вещество, энергия, поле, информация...). Но явление тем и отличается от самих компонентов, взаимодействие которых и порождает это явление, что оно существует только и исключительно только в динамике этого явления, то есть – в самом процессе. Можно остановить работу штамповочного пресса или препарировать мозг человека и изучать все компоненты по отдельности, но при этом исчезает и сам процесс, ибо он не может существовать статично и сам по себе...
Полезна и еще одна аналогия: одна и та же деталь в технологическом цикле может рассматриваться и в виде сырья, и в виде полуфабриката, и в виде готового изделия – эта оценка зависит не от самой детали, а от того места, которое она занимает на технологическом конвейере – все относительно. Точно так же одну и ту же информацию можно считать и исходной, и уже обработанной, полностью или частично.
Мышление, как способность к пониманию, в целом давно известна людям, однако ввиду сильно выраженной парадоксальности и чрезвычайной сложности этого феномена, его часто отождествляют с сознанием – но это совершенно разные вещи. Если исходить из приведенной технологической схемы, то можно понять и саму причину смешения совершенно разных понятий: мышление, как процесс, постоянно “вклинивается” в работу сознания, причем на всех уровнях этой работы, что в конечном итоге и порождает всю эту путаницу. Понятно, что отделить мышление от сознания нельзя – это две стороны одного и того же явления – однако не надо и забывать, что мышление это способ, но не результат применения этого способа. Результатом же процесса мышления является понимание, осознание чего-либо, то есть то, что мы обычно называем словом “сознание”, хотя достаточно очевидно, что под одним и тем же словом мы понимаем два разных понятия. Осознавать даже то, что мы уже осознали ранее, без процесса мышления, мы не можем – в этом также проявляется парадоксальная и неразрывная связь между мышлением и сознанием (процесс и его результат). Разделить их между собой, видимо, нельзя – так как при этом исчезает и феномен мышления, и феномен сознания. Друг без друга это бесполезные вещи: сознание без мышления – это примерно то же самое, что компьютер без программного обеспечения.
Для пояснения парадоксальности работы нашего сознания можно привести такой пример: человек переводит с иностранного языка (которого не знает) какую-то отдельную фразу. Сначала он переводит отдельные слова, то есть ищет в словаре нужное слово (процесс), осознает его значение (результат), далее поступает так же со всеми остальными словами (процесс – результат). Когда все слова переведены, они должны быть осмыслены еще раз (процесс), но уже на более высоком уровне – нужно понять взаимосвязь между этими словами, то есть определить причинную зависимость отдельных частей речи в целом (подлежащие - сказуемое - дополнение...) и таким образом понять смысл всей фразы (результат). Этот пример легко продолжить в направлении повышения уровня осознания, но для простоты будем считать, что человек читает на своем родном языке: связи между отдельными фразами абзаца (процесс) – понимание смысла абзаца (результат), связи между отдельными абзацами (процесс) – понимание общего смысла прочитанной главы (результат) и так далее.
Может сложиться впечатление, что понимание чего-либо должно идти только в строгой последовательности: от элементарного – к простому, от простого – к сложному, от сложного – к общему... Однако это совершенно необязательно: само мышление, как процесс, как неотъемлемая часть осознания, может быть направлено на любой уровень осмысливания (понимания) – от самого элементарного и до самого общего. Мы вправе сами решать, над чем именно думать и какой уровень обобщения нас устроит. Образно говоря, мышление – это своего рода “развертка работы мысли” или, точнее, – сам процесс этой развертки.
У человека, который не знаком с принципами работы телевизора, может, например, сложиться впечатление, что изображение на экране воспроизводит в точности то, что находится перед передающей камерой. Однако это не так: целостное оптическое изображение (“картинка”) техническими способами, еще в передающей камере, “разбивается” на отдельные строки, а строки, в свою очередь – на элементарные фрагменты – точки, которые в виде электромагнитных сигналов передаются в эфир (или записываются на видеокассету) не все сразу, а в определенной очередности: все точки одной строки передаются строго друг за другом, в такой же последовательности передаются и сами строки, на которые разбивается изображение “картинки”, то есть один кадр... На экране телевизора изображение “строится” по тому же принципу: электронный луч последовательно, слева направо, высвечивает строки, которые состоят из точек – минимальных фрагментов изображения. После воспроизведения всех точек одной строки, луч смещается немного ниже и под первой строкой воспроизводит вторую, затем третью и так далее, пока не высветит все 625 строк (стандарт телевизионного сигнала в России), что и составляет в сумме один полный кадр изображения или ”картинки”. В одну секунду таких кадров на экране телевизора появляется 25, и именно быстрая их смена создает иллюзию движения, например, гоночного автомобиля или губ диктора, читающего новости. Однако в действительности сами кадры изображения никуда не движутся – они статичны (неподвижны), просто эти кадры передают разные моменты изображения движущего объекта, что и создает полную иллюзию движения.
В этом примере можно усмотреть довольно близкую аналогию с работой нашего сознания. Следуя тезису теории – “обработанная информация это осознанная информация” – “картинка” на экране будет аналогом понимания, осознания чего-либо (пусть той же “картинки”, которая воспроизводит морской пейзаж). Но “построить” этот пейзаж без работы систем строчной и кадровой разверток телевизора (аналог процесса мышления) – нельзя. Нельзя и отделить изображение (результат осмысления) от самого процесса развертки изображения (процесс мышления) – одно без другого не существует...
Любопытно и другое в этой аналогии: если нам что-то непонятно, то мы снова и снова возвращаемся к этому неясному месту, пытаясь понять какой-то трудный момент – то есть наше мышление “зацикливается ” и идет по замкнутому кругу... В случае с телевизором это будет аналогично ситуации “стоп-кадр”: “картинка застыла”, замерла, хотя все системы разверток изображения работают исправно. Происходит это из-за того, что на вход телевизора подается одна и та же информация, которая и “застывает” на экране (после передачи всех 625 строк на вход телевизора снова подается сигнал той же первой строки, с которой начинался кадр). Искусственным путем можно получить ситуацию “стоп-строка”, “стоп-часть-кадра” или “стоп-несколько-кадров ”, что будет аналогом “зацикливания” нашего сознания на том или ином уровне осмысления, осознания в случае непонимания или недопонимания чего-либо.
Сравните: элементарная информация – точка на экране; отдельный факт – строка; явление (сумма осознанных фактов) – кадр на экране телевизора. Это хотя и чисто условная аналогия – сознание в миллионы раз сложнее, чем устройство телевизора – однако и в том, и в другом случае мы имеем дело именно с технологической линией по обработке информации, с той лишь разницей, что уровень “осознания” для телевизора сводится к простому воспроизведению изображения на экране. Как ни странно, но и здесь возникает близкая аналогия, когда человек просто созерцает окружающий мир, не пытаясь в нем что-либо понять – в этом случае человек просто воспринимает “картинку изображения”, а не ломает себе голову над проблемами мироздания... Однако даже этот в принципе несложный процесс воспроизведения телевизионного изображения становится невозможным, если телевизионный приемник перестает “осознавать”, то есть распознавать, “понимать” телевизионный сигнал, который он принимает в чуждом ему стандарте .
Тем не менее, любопытно: почему возникает такое большое количество аналогий с работой нашего сознания? Ответ представляется достаточно простым: нет ничего нового под луной – между технологическими поточными линиями есть принципиальное сходство, поэтому и возникают такие аналогии даже в примере со штамповкой кастрюль. Если же рассматривать с этой точки зрения высокие информационные технологии, например, компьютеры, то количество и качество таких аналогий возрастет на порядок, а сходство некоторых моментов будет видно невооруженным глазом.
Что же такое мышление кроме того, что это процесс?
Мышление – это логический способ решения информационных задач, направленный на установление необходимых причинно-следственных связей между отдельными, ранее логически не связанными между собой элементами информации.
Достаточно очевидно, что при принятии за основу условной технологической линии, самих направленностей процесса могут быть две: либо от единичных случаев, фактов – к общему, новому выводу, понятию, либо наоборот: от общего и целого – к его отдельным составляющим. Это, что немаловажно, находится в полном соответствии и с логикой, и с философией: первому типу направленности мышления соответствует термин “индукция”, а второму – “дедукция” или дедуктивное мышление.
Если абстрактным мыслям предшествовали простые и конкретные, то что предшествовало этим простым и конкретным мыслям? В ретроспективе различным этапам эволюции сознания должны соответствовать и разные уровни обработки (осмысления) информации: абстрактные мысли, конкретные мысли, эмоции, условные рефлексы, безусловные рефлексы. Вполне логично предположить, что сами способы процессов мышления, соответствующие разным уровням сознания, должны иметь много общего между собой. Кроме того, они должны быть основаны на одном и том же принципе. Такое предположение позволяет сохранить эволюционную преемственность в развитии сознания человека. С другой стороны, достаточно очевидно, что цели обработки информации на разных уровнях сознания значительно отличаются – для глубинного сознания ни к чему абстрактные мысли, так же как и интеллектуальному сознанию вовсе не нужна “технология” для обработки информации по поводу регулирования системы пищеварения или внутренней секреции.
Процессы осмысления информации на уровне эмоционального сознания доступны нам в ощущениях и в основном воспринимаются нами именно как чувства , но не как мысли, которые мы можем легко выразить словами. Как раз наоборот – эмоции выразить словами крайне трудно: как выразить словами печаль, тоску, страх или радость? Только с помощью каких-то метафор, косвенных сравнений, рассчитанных на то, что другие люди имеют какой-то похожий собственный опыт и смогут понять такие сравнения. Сравните: если человек рассматривает альбом или подборку фотографий красивых, полураздетых женщин, то никакие комментарии, пояснения или подписи под снимками ему, в общем-то, не нужны – ему нравятся стройные фигуры, красивые лица или соблазнительные, игривые позы – процесс осознания на эмоциональном уровне вполне может обходится и без “озвучивания чувств или желаний” в виде мыслей. Хотя он часто и сопровождается комментариями интеллекта типа: “Ах, какая женщина! Мне б такую...”
Любопытно и еще одно наблюдение. В чем разница восприятия, скажем, от прочтения романа А. Дюма “Граф Монте-Кристо” и от просмотра одноименного художественного фильма? Ведь, несомненно, такая разница должна быть. И, думается, в первую очередь это будет связано с уровнями восприятия (осмысления): во втором случае непосредственное восприятие идет сразу на двух уровнях сознания – на эмоциональном и интеллектуальном (мы не только слышим диалоги или размышления героев, но и видим их костюмы, внешность, интерьеры помещений, виды города или природы...), а в первом – эмоциональное восприятие носит не прямой, а косвенный характер: ведь роман изложен в виде большого набора связанных между собой мыслей, которые каждый человек будет по-своему “трансформировать” в эмоции (чувства и желания). Другими словами, при чтении романа эмоциональному восприятию предшествует интеллектуальное (и в какой-то степени препятствует ему – чтобы “почувствовать”, сначала нужно понять) и это хорошо согласуется с действительностью. Абсолютное большинство людей предпочитает смотреть фильмы, а не читать книги: преимущественно эмоциональный способ восприятия более комфортен и менее утомителен.
Сравните: даже прочитать одну небольшую по объему книгу за один раз – дело довольно трудное и утомительное, а вот просмотреть два или три фильма подряд оказывается значительно более легким и приятным занятием. Видимо, по этой же причине в детских книжках обычно много красочных иллюстраций, а такой жанр, как мультипликация, вообще может обходится без слов, представляя развитие событий как серию зрительных образов или видеоряд. Здесь же следует искать причину популярности музыкальных клипов или комиксов для детей и взрослых.
Косвенным образом это указывает на две основные причины такого пристрастия людей. Во-первых, как уже было сказано, основные интересы человека лежат именно в эмоциональной, а не интеллектуальной сфере – в целом, это характерно для всех людей, а во-вторых, это является следствием неразвитости интеллектуального сознания детей (из-за их возраста – интеллектуальное сознание находится еще в процессе становления) и взрослых (из-за ограниченности интересов или кругозора, нежелания самостоятельно думать – многие считают такое занятие скучным и утомительным). Хотя, конечно, есть люди, которые любят читать книги, разгадывать кроссворды или головоломки, решать сложные интеллектуальные задачи, думать или размышлять над чем-нибудь – но таких людей явное меньшинство. В противном случае большинство людей стремилось бы к сложной, творческой работе, для которой важно именно развитое интеллектуальное сознание. Однако на практике очень многие люди вполне довольствуются однообразной, простой, скучной и рутинной работой, которую по разным причинам считают приемлемой для себя...
Что касается процессов осмысления информации на уровне глубинного сознания, то это для нас закрытая книга: практически вся информация этого уровня носит “конфиденциальный”, закрытый или служебный характер – со всеми своими проблемами глубинное сознание справляется самостоятельно и обычно без помощи верхних уровней сознания. Но иногда, глубинное сознание прибегает к помощи эмоционального сознания и значительно реже – к помощи интеллекта. Сравните: если у человека болит бок и во сне он по привычке повернется на эту больную часть тела, то именно с уровня глубинного сознания придет сигнал о возникшей боли. Эмоциональное сознание оперативно отреагирует на “сигнал тревоги”, и человек, обычно даже не просыпаясь, поменяет позу и займет более комфортное, с точки зрения глубинного подсознание, положение. Или: если во время сна человека укусит комар или какое-то другое насекомое, то при пробуждении эти неприятные ощущения вынудят интеллект заняться исследованием причин внезапно появившейся боли, раздражения или зуда...
Гораздо лучше нам знакома информация, идущая от органов обоняния, вкуса, осязания... Хотя остается открытым вопрос – на какой уровень сознания замыкаются эти органы чувств? Даже если информация, которую мы воспринимаем как конкретные ощущения – например, запахи, вкусы – доходит до нас именно с уровня глубинного сознания, то это еще не означает, что она доходит до нас в своем первоначальном обработанном виде, в том формате или стандарте, который принят на том уровне за основу, а не в “специальном переводе”.
Сравните: вся радиоаппаратура основана на одних и тех же физических принципах и собрана, в общем-то, из одних и тех же деталей, однако если вы подключите свой телевизор к телефонной линии, то вы ничего не сможете услышать (увидеть – тем более). Почему? Потому что стандарты телевизионных сигналов и телефонных сетей различаются как небо и земля. Ваш телевизор просто “не поймет” поступающей по телефонной линии информации, соответственно, он не сможет ее обработать и преобразовать в привычную для нас форму, то есть – в звук. Видеоинформации в телефонной розетке, естественно, не содержится, однако те же компьютеры обмениваются любой информацией, в том числе и видео-, именно по телефонным сетям. Но работают они в общем стандарте, а для согласования своего стандарта или формата передачи информации с условиями телефонной сети они используют специальные устройства – модемы.
Что касается ощущений боли, усталости или жажды, то эти ощущения мы почти наверняка получаем с уровня глубинного сознания и воспринимаем их не как мысли, не как эмоции, а именно как ощущения. Очень часто такие ощущения дублируются на уровне эмоционального или интеллектуального сознания соответствующими чувствами или мыслями по этому поводу, но такие “коктейли” из ощущений, эмоций и мыслей – самое обычное для нас дело. Это разные типы информации, но это нисколько не мешает им уживаться и мирно соседствовать в нашем сознании. Это еще раз косвенным образом указывает на тот гигантский эволюционный путь, который прошло наше сознание за миллиарды лет и на преемственность между основными этапами этой эволюции.
Интеллектуальный способ мышления не есть какой-то особый или исключительный дар человеку свыше, это именно результат длительной эволюции сознания человека. На разных стадиях этой эволюции он был представлен разными способами осмысления информации: от элементарных безусловно-рефлекторных реакций на раздражители, через сложные условно-рефлекторные реакции, через еще более сложные эмоциональные реакции к осмыслению сначала конкретных, а потом и абстрактных причинно-следственных связей реального мира. И не суть важно, куда отнести простые, конкретные мысли – к эмоциональному или интеллектуальному уровню сознания – важно, чтобы они занимали свое законное место на общем пути эволюционного развития сознания человека.
Еще один вопрос: что понимать под понятием “сознавать”? Только ли то, что мы можем понять или почувствовать? Вероятно, нет: “со-знавать” ведь и означает быть причастным к знанию, то есть понимать, чувствовать, ощущать... Это та часть айсберга, которая доступна нам в наших мыслях, чувствах, ощущениях. Но есть и другая, подводная часть того же айсберга, где нам не дано хоть как-то “прочувствовать” многочисленные процессы логической обработки информации с единственной целью – понять, что она несет и принять соответствующее решение... Любая логически обработанная информация есть информация осознанная – этот тезис с неизменным постоянством, явно или неявно, но проходит красной нитью через всю теорию “Технология мышления”. Поэтому, осознание любой информации на уровне физиологии – пусть даже в неявной для нас самих форме – является важной и неотъемлемой частью нашего единого сознания. Сложнейшие процессы, связанные с условными рефлексами, эмоциями, желаниями, с накоплением и использованием личного опыта, а также связанные с простыми, конкретными мыслями – является другой составляющей нашего сознания. И наконец, интеллект – самое сокрушительное орудие человека за всю его историю существования – со всеми своими конкретными и абстрактными мыслями, со всеми своими устремлениями к земному или вечному, является третьей составляющей нашего единого и неделимого сознания.
Если у кого-то все же остались сомнения по поводу происхождения сознания человека, то можно ко всему вышеизложенному добавить еще один веский аргумент. А именно: человек, как и все млекопитающие, имеет кору больших полушарий головного мозга – то самое серое вещество, которое, как предполагают, принимает самое непосредственное участие во всех процессах высшей нервной деятельности, и которым так самозабвенно гордятся люди. Братья наши меньшие по этому поводу никаких особых эмоций не испытывают – до таких чисто человеческих чувств, как чванство или непомерная гордыня, они еще не доросли, а если и дорастут, то это случится очень нескоро. Однако это не мешает им успешно осваиваться с такими чувствами как подхалимство, лицемерие или гордость. И теоретически у кого-то из них сохраняются шансы повторить путь, подобный тому, что прошел человек за последние миллионы лет и таким образом тоже стать в нашем понимании существами разумными. В их понимании они себя неразумными идиотами явно не считают и сегодня, что, впрочем, очень трудно понять для большинства из нас, не смотря на всю нашу исключительную разумность.