Приступ этической ностальгии
Впервые этот текст печатался в 1996-м году (под псевдонимом «Лина Фрефи») в крайне пристойной газетенке «Афродита» (38 000 экз. на тот момент), и мне до сих пор за него не стыдно. :wink4:
МИФИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ НАСТОЯЩЕГО
[:style=font-family:Garamond; font-weight:bold; font-size:300%; color:red; float:left; :]О[:/style:]ткрыла я глаза и как-то не могу сразу сообразить, в чем дело. Выглянула в окно – моментом все понятно стало. Небо, как всегда, чистое-пречистое. Только одна тучка – покрывает всю республику и ближайшее к ней зарубежье.
Итак, наступило ясное весеннее утро, пославшее в небытие очередную Вальпургиеву ночь. Не знаю, как провели ее истинные сатанисты, но наша золотая молодежь вчера по вечеру целеустремленно разгуливала по Минскому Бродвею, весело размахивая красно-белыми флажочками и самодельными респираторами.
Вообще-то традиционно Вальпургиевой считается ночь и 30 апреля на 1 мая (в смысле, Международный День Трудящихся – законный отсыпной после достойно отгремевшего гульбища), но мне одна сведущая в этом деле птичка не так давно шепнула на ушко, что в нашей сторонушке сие событие будет отмечаться с 26 на 27 апреля. Поэтому я ничуть не удивилась, когда в толпе активно скорбящих по Чернобылю пятидесяти тысяч, то тут, то там, замелькали лица сексуально озабоченного большинства, которое по причине отсутствия собственной, никем не контролируемой жилплощади, вынуждено на улице заниматься черти чем.
Местные секс-символы лихорадочно демонстрировали, кто ножки, кто бицепсы, неблагодарному зрителю – разно-сторонним политическим активистам и профессиональным попрошайкам всяческого калибра, от «переходных» нищих до безработных «по убеждению» интеллигентов.
Большего успеха, как всегда, добились девушки. Они настойчиво собирали милостыню в виде одобрительных присвистов среди скучающих, властью прикрепленных именно к этому, а не к другому какому месту, стреноженных верными неподкупными джипами и микроавтобусами, особей мужского пола. Это удавалось наверняка тем из них, которые прорывались через милицейскую живую изгородь «изнутри к наружи», а не наоборот.
Произвольно бродящим нестройным колонам гневно скорбящих, из-за эмоциональной нестабильности коих было перекрыто движение в центре города, до стройных ножек не было никакого дела, но это их проблемы – не всегда участвующие в шабаше случайные прохожие осознают значительность происходящего.
Шабаш – [em]«начиная с эпохи средневековья, сборища колдуний, оборотней и т.д. Согласно легендам, шабаши устраивались по субботам (реже по средам и пятницам) в уединенных и диких местностях» [/em], куда слетались около полуночи ведьмы и прочая нечистая сила. [em]«Считалось, что на шабаше дьявол наделяет властью колдунов и ведьм, распределяет местности между оборотнями» [/em], а также вершит суд над вышедшими из-под его власти всякими там снегурочками, русалочками и владельцами аленьких цветочков.
[em]«На шабаше нечистая сила затевала козни против людей».[/em] Например, [em]«надрезая кору деревьев, … дьявол извлекал оттуда вино, которым опаивались присутствующие…»[/em] [Интересно, что думают по этому поводу любители и ярые потребители березового сока?]
Что касается ведьм, способных [em]«воздействовать на природу и человека (ведовство) и совершать сверхъестественные поступки – становиться оборотнями, проникать сквозь запертые двери, летать по воздуху, похищать сердца у людей, вызывать болезни, наводить порчу на скот и урожай» [/em], то им приписывали «способность» заключать союз с дьяволом и служить ему, [em]«вступать с ним в половые сношения и совращать верующих, губя их души» [/em]. Сатана давал этим несчастным только один раз в году свободно вздохнуть и повеселиться всласть – в Вальпургиеву ночь.
Вальпургиева ночь – [em]«время ежегодного шабаша ведьм, которые слетались на метлах и вилах на гору Броккен и собирались с другой нечистью вокруг Сатаны. Они пытались помешать благополучному течению весны» [/em]. Но с другой стороны – [em]«считалось, что травы в Вальпургиеву ночь обретают чудесную силу» [/em].
Ах, весна, весна! ЧУдная пора! Все цветет, все оживает. Март-апрель – не месяцы – сказка! В Атике в это время проходили [em]«Великие или Городские, Диониссии, включавшие торжественные процессии в честь бога[/em] (ред. Вакха)[em], состязания трагических и комических поэтов, а также хоров исполнявших дифирамбы». [/em]
Повсюду раздавались tragodia (трагедии) – «песни о козле» или «песни козлов», т.е козлоногих сатиров, спутников Диониса (он же – Бахус, он же – Вакх), демонстрирующих свое «фе-е-е» Апполону, божеству родовой аристократии, в отместку за то, что незаконнорожденному Дионису долго пришлось воевать за кресло олимпийского бога. А теперь их козлобыкообразный предводитель мог спокойно показать своему высокочтимому соседу по Парнасу язык, символизируя самого себя (т.е. – фаллос).
Что мог ответить на это солнцеликий прорицатель Апполон, наблюдая за упивающимися кровью, вырывающими с корнем деревья и увлекающими за собой толпы мужчин и женщин вакханками, сатирами и менадами? Да и зачем вообще ему что-то говорить? Ему – целителю, отвратителю бед, демону смерти и убийства, освященному ритуалом человеческого жертвоприношения? Разве что от скуки напомнить – за весной всегда приходит лето.
интересные паралели...
очень разнородный очерк. тут те и намек на зарубежье \"бродвей\", и революция \"секси\" в связи с шабашем, и гора Броккен, и мифология сюда же... общее впечатление - дурацкая политико-социальная ситуация.
ИксДэмаль Димамонд
вт, 28/10/2008 - 12:05
дурацкая политико-социальная ситуация - Что-то вроде этого. Но зачем же тогда проводить параллели между шабашем и Диониссиями, Дионисом и Апллоном? Не избыточно ли украшалок будет? :smoke:
Наталия Ефименко
вт, 28/10/2008 - 13:08
ИксДэмаль Димамонд
вт, 28/10/2008 - 13:27
Ох-ох-ох. \"Подражание\" мы видим, а вот намек автора на существование устойчивых поведенческих схем, которые веками управляют группой/группами человеческих особей - нет. С чего бы это? :wink4:
Наталия Ефименко
вт, 28/10/2008 - 15:27
а вот что вы у нас экспозиционируете!:-/
для меня один из самых больных вопросов - история или не история. вообще история, я считаю, ужасна, а обо всем хорошем врут.
в этом срезе произведение не так очевидно, тут именно гражданская позиция интеллигенции, мол, посмотри какой бардак и мало, что изменилось. а почему? ответ проистекает из одного из самых больных вопросов, поэтому я не в состоянии проводить прямую линию. было бы понятнее и смешнее, если б это были человекообразные обезъяны, которые только-только научились хвастаться и испытывать другие аналогично-бесполезные чувства... мне нравилось когда-то читать про первобытных людей, про зарождение чувств и логики :bigwink:
ИксДэмаль Димамонд
вт, 28/10/2008 - 15:28
тут именно гражданская позиция интеллигенции - А это Вы где углядели? :bigeyes: [Вот если бы Вы отметили общность философской позиции \"Мифической реальности\" и \"Всей горечи мира\" - это бы не вызвало изумления. :) ]
было бы понятнее и смешнее, если б это были человекообразные обезъяны - Возможно. :) Хотя автор предпочел, взять отправной точкой реальное событие, о котором знал не понаслышке, потому как лично участвовал в нем (был и в толпе и вне ее), проконсультировался относительно наложения именно в том году шабаша и Главной Дионисси и подвел под все это упрощенную теоретическую базу. :wink4:
Наталия Ефименко
вт, 28/10/2008 - 18:17
автор предпочел чуть ли не документально обосновать поведенческий мотив. интересно находить взаимосвязь событий с тем, чтобы использовать их, события, в своих интересах. не плохо еще, если интересы благоволят большинству, чтобы всем было хорошо:-/ и совсем хорошо если обоснованность событий оказывается устойчивостью социального топтания. так не долго пророком заделаться:-)
ИксДэмаль Димамонд
вт, 28/10/2008 - 19:08
:rollface:
Насмешили - про пророка. :)
автор предпочел чуть ли не документально обосновать поведенческий мотив - Почему \"чуть ли\"? Именно - документально. Только не \"поведенческий мотив\", а свой собственный взгляд на \"поведенческую схему\". :smiley3:
Наталия Ефименко
вт, 28/10/2008 - 21:36