Из действительности - в реальность (1)
ЧАСТЬ 1
Теоретическая. В ней раскрываются основные понятия, необходимые для качественного усвоения материала и достаточные для его ситуативного применения.
Глава 1
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ НАЧИНАЮЩЕМУ?
[:style=font-family:Garamond; font-weight:bold; font-size:300%; color:red; float:left; :]Е[:/style:]сли фундаментом зданию выбрать песок, то вряд ли ваш небоскреб дождется того момента, когда ему на крышу взгромоздят телевизионные антенны. Разве что вашими молитвами.
Но о молитвах несколько позднее. А теперь – об упражнениях, практиках и техниках.
Обычно на разницу между этими понятиями не принято обращать внимание. Вроде бы и так все ясно. А кому неясно – пусть разбирается сам, если сможет. Однако неуважение к этой разнице ничуть не отличается от попытки выстроить замок на зыбучих песках. Тут уж никакие молитвы не помогут.
1
[em]«Упражнение – повторное выполнение действия с целью его усвоения»[/em] ([2], стр.416). В зависимости от меры автоматизации оно может трансформироваться в умение или навык. Вот что можно прочесть в психологическом словаре. Давайте этим определением и будем руководствоваться, лишь слегка его расширив.
При выполнении упражнения очень важно следовать всем инструкциям, ни на йоту от них не отступая. Только тогда возможно достичь того результата, который оговаривается как единственно возможный, и представляет собой умение или навык.
И еще парочку определений из того же словаря.
[em]«Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля»[/em] ([2], стр.227).
Вот пример из разряда тех, которые обывателем вполне могут быть отнесены к разряду чудес. У человека в связке пять, на первый взгляд, одинаковых ключей. Двумя из них он открывает дверь своей квартиры, остальные – офисные. Он вытаскивает связку из кармана, не глядя на нее, не перебирая пальцами, и еще ни разу не ошибся. Есть ли этому логическое объяснение?
Естественно – чувствительность рук! Именно они, руки, отмечают те миллиграммы и те микроны, на которые сознательной части «Я» индивида уже нет необходимости тратить свои силы.
Следующее определение. [em]«Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в измененных условиях»[/em] ([2], стр.414).
Примером здесь может служить тот же «фокус» с ключами. Если человек постоянно вытягивает связку ключей абсолютно бесконтрольно (не подавляет сознательно любую попытку бросить на них хоть мимолетный взгляд или чуть дольше задержать в руке, чем требуется, чтобы донести ключ до замочной скважины) с момента ее первого появления в его кармане, то это – уже умение, основанное на ранее имевшихся навыках.
Каких? Да самых разных! Сформированных, может быть, в процессе обучения игре на фортепиано или печатания на пишущей машинке. Хотя они вполне могут быть и результатом специальных упражнений для развития чувствительности рук.
Вот мы и подошли к маленькой тонкости. Когда Вы, Уважаемый Читатель, несколько ниже встретите сухое название «Упражнения для развития чувствительности рук», то при нем не будет рекламной агитки. Не будет ни слова о том, что чувствительные руки вполне самостоятельно могут снять с полки книгу и раскрыть ее на той странице, где есть именно те строчки, над поиском которых голова может биться и несколько суток. Не будет там и полного биоэнергетического набора – от «прощупывания оболочек» до бесконтактной диагностики и поиска затерявшихся вещичек или пропавших трупов. Будут только самые необходимые рекомендации и пояснения.
2
Итак, начнем... Что касается непосредственно психоэнергетических упражнений, то в них большое значение имеет положение тела. Освоение подобных упражнений возможно только тогда, когда предлагаемые позы не вызывают затруднений.
Выполнять упражнения можно, сидя или лежа так, чтобы спина, шея и голова находились на одной линии, руки повернуты ладошками вверх. Глаза закрыты. Обязательное условие – сохранять первоначальную позу до конца упражнения.
1. При отсутствии телесно-пространственной ориентации (вы не знаете, сидите ли вы ровно, или у вас перекошены плечи; вы не ощущаете, сидите ли вы, действительно не двигаясь, или слегка раскачиваетесь), рекомендуется проводить практику лежа. Желательно на полу и не более чем на ковре или тонком одеяле, без подушки.
Если занятие длится не менее 45 мин, можно накрыться одеялом.
Руки вытянуты (в локтевых и запястных суставах не согнуты), пальцы по возможности выпрямлены (ногти касаются пола), кисти не далее, чем в 5 см от бедер. Ноги так же максимально выпрямлены (подколенная область касается пола, носки вытянуты). Колени, пятки и носки сомкнуты.
На начальном этапе возможно значительное мышечное напряжение, переходящее в дрожь, но при систематических занятиях такая поза становится комфортной.
2. При объективно ограниченном времени удобно заниматься, сидя на стуле.
Вес тела равномерно распределен между двумя плоскостями опоры – сиденьем и полом. Бедра расположены параллельно полу, голени – перпендикулярно. Ступни и колени сомкнуты. Плечи развернуты. Локти касаются талии. Кисти тыльной стороной опущены на бедра. Пальцы выпрямлены и сомкнуты. Ногти средних пальцев касаются колен. Подбородок слегка опущен. При раскачивании верхней части туловища следует увеличить мышечное напряжение в нижней (н/п: плотнее прижать стопы к полу).
3. Если Вы, Уважаемый Читатель, интересуетесь цветодиагностикой (диагностикой цветом и диагностикой по цвету; иначе говоря, умением «видеть ауру» или «считывать информацию с эфирного, астрального, ментального планов» и т.д.), то обратите внимание на нижеследующее.
Процесс овладения техникой цветодиагностики можно значительно ускорить, если при продолжительных занятиях (более 30 мин) сидеть на пятках.
Вес тела равномерно распределен по голени (колени прилегают к полу так же плотно, как тыльная часть ступни). Колени сомкнуты. Большие пальцы ног касаются друг друга (желательно, чтобы ступни соприкасались по всей длине и пятки сходились вместе). Бедра плотно прилегают друг к другу, ягодицы опущены на пятки так, что пяточная кость касается головки бедренной.
Плечи разведены и опущены ровно настолько, чтобы головки плечевых костей не поднимались выше уровня яремной ямки, а ключицы вытягивались в одну линию. Локти максимально сведены так, что середина предплечья касается талии. Кисти тыльной стороной опущены на бедра. Пальцы вытянуты и сомкнуты, мизинцы примыкают к животу, кончики средних пальцев соприкасаются. Запястья повернуты так, что ладони оказываются в плоскости, параллельной полу, а одноименные пальцы расположены на одной прямой.
В случае запрокидывания головы или других непреднамеренных движений следует напрячь мышцы в поясничной области, чуть выдвинув вперед верхнюю часть живота, и в затылочно-шейной области до возникновения четких ощущений в макушке.
3
Теперь заглянем в «Философский словарь».
[em]«Практика – специфическая человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-предметная деятельность»[/em] ([3], стр.377). Являясь основой познания, она выступает критерием, позволяющим разграничить истину и заблуждение.
Несколько замечаний к этому определению.
Когда речь идет о психоэнергетических практиках (ментальных или эмоциональных), то подразумевается отработка (коррекция) ситуации на соответствующих планах. Если практика выполнена корректно, то автоматически устанавливается положительный эмоциональный фон и оптимальный жизненный тонус. В противном случае (отрицательные эмоции и плохое самочувствие) – ситуация «вытаскивается» на материальный план. Не имея опыта работы, делать это просто неразумно.
Пример. У вас завтра решающий день. Допустим, речь идет о вашем увольнении с работы. Вы, перед сном, начинаете «прокручивать» ситуацию. Всю до мельчайших подробностей: во сколько вы встанете, что съедите на завтрак, помоете посуду или оставите ее грязной, что оденете, как доберетесь до работы – трамваем или автобусом. Чем больше подробностей, тем лучше. Как только начинается эмоциональное «накручивание» – отрабатываете детали, до полного успокоения.
1. В случае полной ментальной коррекции на завтра все пойдет по вашему сценарию.
2. В случае частичной – во время практики придет понимание того, что увольнение – это, отнюдь, не конец света; более, того вы «просчитаете» все преимущества, которые оно вам дает, и в последующих событиях, соответственно, сможете ими без помех воспользоваться.
3. Если для подобной практики у вас мало опыта (не хватает биоэнергетического потенциала, но потенциал желания достаточно велик), то произойдет следующее: либо к утру вы тяжело заболеете, либо, спускаясь по лестнице, упадете и получите травму, либо вас собьет машина, когда вы будете переходить улицу на зеленый свет. В любом случае – вас не уволят. Но стоит ли игра свеч?
4. При полном отсутствии навыков работы с отрицательными эмоциями произойдет именно то, чего вы больше всего боялись. А стоит вам в сердцах воскликнуть: «Я так и знал!» – вы просто выбросите весь набор подобных практик за границы своих возможностей, и при желании хоть как-то изменить положение вам придется все начинать с нуля.
***
Психоэнергетические практики особенно необходимы тем, кому нравится проживать жизнь дважды или, точнее вести двойную жизнь. К этой категории людей относятся, например, писатели и артисты. Последние, на сцене или на экране, воплощают те образы, которые не в силах проявить в повседневной жизни. Вспомним Мерелин Монро – излучающий лучезарные улыбки секс-символ Америки и очень одинокий по-женски несчастный человек.
Автор же кровавых сцен и жутких убийств в быту предпочитает покупать колбасу нарезанной, чтобы, не дай бог, не поранить палец. Такие люди становятся зачастую жертвами своего освободившегося воображения. Режиссер фильма «Ребенок Розмари», шедевра «ужастиков», потерял жену, которая была на девятом месяце беременности и нескольких близких друзей – их буквально растерзали члены какой-то секты.
Итак, практика уместна тогда, когда вы неуверены в собственных силах или вас преследует страх неизвестности и пугает будущее.
Одним из наиболее доступных видов психоэнергетической практики является молитва. Человек, способный в любой ситуации искренне подумать: «Спасибо, Господи, за то, что ты есть. Да свершится воля твоя!» – имеет немалое преимущество по сравнению с ему подобными, особенно теми, которые столь же искренне что-либо просят у Бога – здоровья, счастья или мира во всем мире.
Практика неразрывно связана с философией, а значит – с верой и глобальными ментальными стереотипами, неосторожно затронь которые и перевернется вся жизнь. Поэтому в ней так важно не нарушать бездумно изначальный эмоциональный фон.
4
Для начинающих большое значение имеет продолжительность и регулярность занятий. С течением времени, однако, вырабатываются индивидуальные критерии достоверности, и соответственно – индивидуальный ритм, тогда выше сказанное перестает быть актуальным. Но в любом случае каждому из упражнений (психоэнергетических) должно уделяться не менее 15-ти минут, иначе комплекс, приведенный в книге, утрачивает свою обучающую функцию, хотя и остается универсальным способом быстрого восстановления, эффективным при всех степенях энергетического истощения.
Оптимальная длительность: 20 мин, 45 мин, 65 мин, более 2-х часов.
1. Если занятиям уделяется менее часа, рекомендуется не реагировать на посторонний шум и другие раздражающие факторы.
2. Если – более, то целесообразно окончить занятие при первом резком звуке, привлекшем внимание (н/п: телефонный звонок, разговор или ругань в соседней квартире, собачий или кошачий вой).
Заниматься желательно ежедневно в любое удобное время. Однако, если 2-х (1,5) часовая практика систематически проходит без помех, то достаточно одного самостоятельного занятия в неделю.
5
Слово «техника» произошло от греческого – искусство, мастерство. Этим все сказано. И здесь будет уместна только притча.
Европеец попал в малодоступный иноверцам буддистский храм. Переполненный гордостью за оказанную ему честь, он, затаив дыхание, наблюдал за мессой. Вдруг основная масса присутствовавших зашушукалась, внезапно потеряв всякий интерес к службе. Люди стали, как по команде, оборачиваться спиной к алтарю. Европейца поначалу даже разозлила такая непочтительность. Но постепенно и его одолело любопытство. Он оглянулся, но не заметил ничего достойного такого всеобщего внимания.
– Что случилось? – растерянно спросил европеец.
– Разве ты не видишь? Мастер вошел!
И он увидел мастера…
А вот пример не столь возвышенный.
Кафетерий. Человек подходит к прилавку. И не успел он протянуть чек, как девушка уже готовит кофе и выставляет тарелочки с какой-то снедью. Спроси у этой девушки, она будет уверена, что он вежливо объяснил, что именно ему подать. А ведь ничего такого не произошло – он просто положил чек на прилавок, она же – в него и не глянула.
Еще один бытовой вариант. Человек всегда приходит вовремя, минута в минуту, не смотря на то, что не носит часов и никогда не справляется о времени у прохожих. Само собой разумеется, что стоит ему втиснуться в переполненный троллейбус и тут же «совершенно случайно» ему представится возможность сесть.
В энергетическом смысле техника – это умение, возведенное в степень. Какая же это степень – квадрат, куб или нулевая – зависит только от общего энергетического потенциала того, кто ее применяет.
В применении психоэнергетических техник нет ограничений. Однако коль вы уж способны ими пользоваться, то не следует забывать, что, забивая гвозди, вовсе не обязательно пользоваться микроскопом, можно проделать эту процедуру и с помощью молотка – так даже значительно дешевле.
Глава 2
МОЖНО ЛИ ОКАЗАТЬСЯ МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ?
[:style=font-family:Garamond; font-weight:bold; font-size:300%; color:red; float:left; :]Г[:/style:]осподи! Как надоело умирать, – произнес барон Мюнхгаузен устами Олега Янковского, готовясь к очередному полету на ядре, который по «закулисному» мнению Марка Захарова должен был окончиться весьма плачевно. Полет не состоялся, но в него все поверили.
Если бы подобную фразу произнес художник, то мир больше бы никогда не увидел его картин. Почему? Каждое произведение – это смерть автора. В противном же случае мы имеем дело не с художником, а с ремесленником. Занятие тоже весьма почтенное, но менее опасное для жизни... и более прибыльное.
1
Жизнь и смерть – слова, которые так и тянет написать с большой буквы, ибо способны они всколыхнуть умы человеческие. А вот другая парочка – умирание и рождение – производит какое-то двоякое впечатление. Однако, с позиции энергетики все четыре понятия одинаково существенны.
Энергетическая их трактовка несколько попахивает теорией реинкарнации. Но если ее не принимать, то будет несколько сложновато осознать разницу между биоэнергетикой и психоэнергетикой.
Такая «неразборчивость» значительно снижает эффективность любой энергетической методики. Поэтому, Уважаемый Читатель, желательно, чтобы Вы уделили соответствующее внимание нижеследующим определениям.
Жизнь – это существование за счет потребления. Смерть – это реализация (накопленного в течение жизни потенциала). Умирание, иначе говоря, творчество – существование за счет траты энергии (самоотдачи). Ну а рождение – качественное изменение (трансформация), необходимое для более полной реализации.
Био- и психоэнергетика. Обратим внимание на первые части этих сложносоставных слов. Жизнь и душа. Энергия жизни и душевные силы – это явления взаимно сочетающиеся, представляющие собой единое и неделимое целое, но не тождественно равные. Даже о подобии их можно говорить лишь в грубом приближении.
Биоэнергетические упражнения направлены, в большинстве случаев, на выработку навыка отвоевывать свое место под солнцем. Психоэнергетические же – умения адаптироваться в окружающей среде.
«Стань ниже всех – и все реки потекут к тебе» – эту древнюю китайскую мудрость можно принимать как девиз психоэнергетики. Биоэнергетика придерживается несколько иного – «Сила есть – ума не надо».
2
Если апеллировать к Павлову, то можно сказать следующее: к психоэнергетическим методикам более расположены люди со слабым типом нервной системы, а к биоэнергетическим – с сильным. Но тогда получается, что психоэнергетические практики по силам только меланхоликам. Это не совсем верно – флегматики справляются с ними ничуть не хуже. А вот сангвиникам и холерикам (экстравертам) без подготовительного этапа никак не обойтись. Поэтому уместно и следующее заявление: психоэнергетические методики ближе интровертам (меланхоликам и флегматикам).
На хороший порядок каждому типу темперамента должны быть рекомендованы свои, отдельные, комплексы. Однако на предварительном этапе можно ограничиться приблизительным распределением: меланхоликам – психоэнергетические, флегматикам – психо- и биоэнергетические, сангвиникам – биоэнергетические и еще раз биоэнергетические, холерикам – биоэнергетические.
3
Предварительный этап обязателен, если человек решил заняться самосовершенствованием. Он помогает справиться с теми трудностями, которые неизменно сопровождают любознательность.
[em]«Удел истинных аристократов духа на пути всех веков и народов» овеян, конечно, романтикой. Однако при ближайшем рассмотрении здравомыслящего человека прельщает мало – «все они бежали от людей, уходя в глубь своего собственного существа, а потому оставались неведомыми и непонятыми»[/em] ([4], стр.218).
Можно сказать по-другому (см. определения): они добровольно уходят из жизни, так и не научившись умирать.
[em]«Рано или поздно в человеке, наконец, пробуждается протест, его начинает тяготить и давить безысходность печали этой бессмысленной суеты. Он начинает отходить от людей, и чем больше он отходит, тем больше он начинает сознавать себя самого, и чем больше себя сознает, тем все дальше отходит. И вот наступает пора одиночества; жутка и страшна она вначале, недаром так люди боятся ее! После стихнувшего громкого хаоса, он чувствует лишь гулкую пустоту вокруг себя, он начинает суетиться в ней, его душа охватывается томлением и чашу горькую страданий выпьет прежде человек, чем эта пустота вокруг него перестанет тяготить его столь тяжко»[/em] ([4], стр.218).
В такой переходный период каждый становится немножко Печориным, страдающим от черной меланхолии. В разумных дозах такое состояние весьма полезно.
[em]«С момента рождения одиночества в человеке начинает впервые проявляться, сознаваемым для него образом, индивидуальность. Лишь с этого времени он действительно начинает чувствовать, что он представляет из себя личность, имеющую самодовлеющую ценность, вовсе не являющуюся лишь определенною особью человеческого стада»[/em] ([4], стр.218).
Это состояние мало чем отличается от глубокой депрессии. Оно таит в себе определенные опасности. Меланхолик может полностью потерять связь с миром – уйти в монастырь, попасть в «психушку», или «забаррикадироваться» в собственной норке тет-а-тет со своим одиночеством. Флегматик может стать меланхоликом. Холерик – возгордиться собственной неповторимостью. А сангвиник – запросто умереть от осознания непривычной для него беспомощности.
[em]«Когда человек переходит из одного состояния в другое, всегда между этими двумя состояниями существует некоторая мертвая точка: в это время на мгновение человек окончательно теряет связь со всем, что было близко ему до той поры, но не приобретает еще связи с новым. Когда в человеке появляются первые проблески духовного сознания, он как бы затеривается, и именно в это время одиночество и его тягость достигают своей кульминации. Если человек этой точки пройти не сумеет, он как бы замирает в ней и жизнь его становится пустой и безнадежной»[/em] ([4], стр.220).
4
Человек оказывается между жизнью и смертью. Положение весьма плачевное на взгляд европейца. С позиций же Востока – это самое духовно плодотворное время, идеально подходящее для медитации, точнее – для практики наблюдения. В таком состоянии возможны разнообразные «чудеса», поражающие наповал ум обывателя: появление ни с того, ни с его стигм или, наоборот, – на глазах заживающие раны; длительные задержки дыхания, вплоть до остановки сердца (без вреда для организма). В таком состоянии можно сказать: «Сейчас вон та машина врежется в столб» – и она действительно в него врежется... (Продолжать перечисление возможных вариантов не имеет смысла, ибо повествование превратится в повесть в стиле «фэнтэзи».)
Проблема в том, что людям с большим психоэнергетическим потенциалом довольно легко войти в подобные состояния и трудно из них выйти; а тем, у кого преобладает биоэнергетический – сложно в них войти, а, войдя, – задержаться на достаточное для адаптации время.
«Комплекс упражнений для развития чувствительности рук» помогает в обоих случаях. В первом – он приближает человека к объективной реальности. Во втором – открывает ему дверцу в субъективную.
5
Все шесть приведенных ниже упражнений представляют собой упражнения на концентрацию – максимальное усилие в минимальное время. Поэтому длительность каждого упражнения – не более 3 минут.
Отрабатывается комплекс ежедневно (целиком или частично) до тех пор, пока практикующий считает это необходимым. Желательно овладеть каждым положением рук в такой степени, которая предполагает отсутствие «протестов» со стороны тела, а именно – болей и «неэластичности» мышц.
Упражнения выполняются сидя или стоя. Спина, шея, голова находятся на одной линии. Глаза закрыты (это усугубляет концентрацию на глубоких внутренних ощущениях).
[em]Упражнение 1-2[/em]
Вход в упражнение:
Руки вытягиваются параллельно полу и перекрещиваются в запястьях. 1-е упражнение – левая рука сверху, 2-е – правая. Кисти поворачиваются ладошками друг другу. Затем пальцы крепко сжимаются в обратный замок (прямой замок выполняется с неперекрещенными кистями). 1-е упражнение: большой палец левой руки накрывает большой палец правой; 2-е – наоборот.
Замок фиксируется. Это ощущение намертво сцепленных пальцев и выпрямленных в локтях рук не должно ослабевать во время самого упражнения (допустимо лишь его усиление).
Руки сгибаются в локтях, и замок выворачивается (желательно даже в центральном положении, когда замок «смотрит» в грудь не слишком широко разводить локти). Руки выпрямляются. В 1-м упражнении левая рука оказывается сверху запястьем наружу, во 2-м – правая.
Вывернутые руки, сцепленные в обратный замок, находятся в плоскости, параллельной полу и перпендикулярной линии спина-шея-голова – таково исходное положение для упражнения 1-2.
Само упражнение заключается в трехминутном нагнетании напряжения по всему телу. Причем сознательное мышечное напряжение допустимо только в пальцах, крепче сжимающихся в замок. Дыхание свободное.
По окончании упражнений 1-2 руки неспешно (но и не слишком медленно), так же поступенно, как и при входе, выворачиваются обратно. В последнюю очередь размыкаются пальцы. Руки не разминать!
Пока руки «отходят», кисти должны находиться не ниже уровня талии. При регулярной работе с упражнениями руки непосредственно после выворотки обретают неестественную легкость (согнутые в локтях и повернутые ладонями друг к другу, они словно отталкиваются, разлетаясь в разные стороны). Руки желательно опускать только тогда, когда эта легкость минует свой пик.
[em]Упражнение 3[/em]
Вход в упражнение:
Руки выносятся за голову и устанавливаются на уровне окончания шеи. Предплечья и кисти обоих рук находятся на одной линии, параллельной полу и перпендикулярной линии спина-шея-голова, соприкасаясь кончиками средних пальцев напротив затылочной ямки.
Упражнение: в течение 3-х минут сосредоточиться на точке соприкосновения средних пальцев. На протяжении всего упражнения в указанной области должно полностью отсутствовать осознаваемое мышечное напряжение.
Дыхание свободное.
Условия выхода – те же, что и в предыдущих упражнениях.
[em]Упражнение 4[/em]
Вход в упражнение:
Руки устанавливаются на уровне груди. Ладошки соединены, пальцы сомкнуты, кончики пальцев «смотрят» в потолок. Задержаться в таком положении до появления ощущения слипания ладоней. Затем руки, не размыкаясь, переносятся на голову и устанавливаются запястьями на центральной линии родничка.
Ладони соединены, пальцы сомкнуты, кончики пальцев направлены в потолок. Предплечья обоих рук находятся на одной линии, параллельной полу и перпендикулярной линии спина-шея-голова. Ладони находятся в плоскости, перпендикулярной предплечьям, являясь как бы продолжением этой центральной линии тела, проходящей и через средние пальцы.
Упражнение: в течение 3-х минут сосредотачиваться на ощущении слипания ладоней. Дыхание свободное.
При правильном выполнении упражнения ладони «сливаются» в один пульсирующий шар, то сжимающийся в точку, блуждающую по линии средних пальцев, то увеличивающийся до размеров ладони.
Специально представлять себе такой шар не надо – насильственное представление значительно снизит эффективность вырабатываемого навыка.
Условия выхода из упражнения – те же, что и в предыдущих.
[em]Упражнение 5[/em]
Вход в упражнение:
Руки устанавливаются на уровне груди так, что плечо, предплечье и кисть (обоих рук) находятся в плоскости, параллельной полу. Пальцы переплетаются (пальцы какой руки окажутся сверху – не имеет на первых порах особого значения). Предплечья и кисти обоих рук вытягиваются в одну линию, подушечки больших пальцев соприкасаются. Задержаться в этом положении до ощущения «пустоты» в ладонях.
Затем разъединить руки и развернуть плечи так, чтобы локоть и плечо обоих рук оказались на одной линии, параллельной полу и перпендикулярной линии спина-шея-голова. Предплечья и кисти устанавливаются на линиях, перпендикулярных полу. Ладони повернуты друг к другу. Пальцы сомкнуты. Кончики пальцев «смотрят» в потолок.
Упражнение: в течение 3-х минут воспроизводить ощущение «пустоты» в ладонях. Дыхание свободное.
При правильном выполнении упражнения появляется иллюзия того, что между предплечьями возникло поле, удерживающее их в стационарном положении, не позволяющее им ни притянуться друг к другу, ни разлететься в стороны.
Эту иллюзию отгонять нет необходимости, но и стимулировать ее не следует. Главное – ощущение «пустоты» в ладонях должно сохраняться (и не ослабевать) на протяжении всего упражнения.
Условия выхода из упражнения – те же, что и в предыдущих.
[em]Упражнение 6[/em]
Вход в упражнение:
Руки свободно опущены вдоль туловища. Кисти слегка согнуты. В ладонях ощущается слабое покалывание, «шевеление» (на ощущении пульсации не сосредотачиваться). В этих областях будто бы нет границы между телом и окружающей средой.
Упражнение: в течение 3-х минут сосредотачиваться на покалывании. Если это ощущение несимметрично и односторонне, постараться равномерно «распределить» его. Дыхание свободное.
По окончании упражнения крепко сжать руки в кулаки, выпрямляя их в локтях. Максимально напрячь все тело. Проделать это трижды. Затем сделать жест, будто вы стряхиваете с кистей воду, и плавно опустить руки.
В случае неконтролируемых депрессивных или фрустрационых (беспричинно тревожных) состояний последнее упражнение можно пользовать как практику, увеличив, соответственно, его длительность до пятнадцати и более минут. При мышечной слабости не следует стремиться выполнять его стоя.
***
И в заключение этой главы хотелось бы привести общую доктрину самопознания человека в астрале: [em]«Двигаясь по пути своей эволюции, человек воспринимает мир через различные формы чувствований. В каждый данный момент при всяком переживании человек воспринимает объект как через гармонирующую с ним сторону его состава, так и через все существо в его целом. В силу этого, человек всегда должен при всяком восприятии одновременно стремиться к двум целям: к изучению самого переживания, как такового, и к познанию самого себя и своей индивидуальности через тональности данного переживания»[/em] ([4], стр.222).
Глава 3
НАСКОЛЬКО РЕАЛЬНА НАША ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ?
[:style=font-family:Garamond; font-weight:bold; font-size:300%; color:red; float:left; :]Н[:/style:]ет! Я не могу вот так сидеть. Мне неудобно, и ресницы текут! Вообще – это глупость какая-то! Весь макияж – к черту. Что это за дела?! А знаете? Знаете, сколько времени надо, чтобы хорошо накрасится?! А у меня, между прочим, каждая минута на счету!
– Ну, так не красьтесь...
– Что-о-о?! Ведь я сюда еду полтора часа и с двумя пересадками!
Вот так столкнулись две реальности. Диалог этот не выдуман. Он взят из действительности. Разговаривали нервная юная особа и молодой человек более флегматичного склада. Он явно симпатизировал ей, а она была заинтересована в его внимании.
1
Можно, конечно, скептически улыбаться, когда жизнь сталкивает нас с девушками и женщинами первого типа, ковыляющими из вчера в завтра в неудобной, но страшно модной обуви, в бешено дорогом «прикиде», не сочетающемся ни с внешностью, ни с ситуацией. Со страдалицами, всегда озабоченными чем-то таким, что на поверку и выеденного яйца не стоит. Можно недоуменно пожимать плечами, наблюдая раболепное поклонение вроде бы вполне нормального мужчины вот такому глупейшему из существ. Но можно и, проанализировав подобный симбиоз, придти к весьма интересным выводам, которые позволят воспринимать действительность не через ее отражение в кривых зеркалах субъективных мнений, а напрямую.
[em]«Действительность – то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а также содержит в себе результаты своего собственного действия и развития. ... действительность отличается не только от всего кажущегося, вымышленного и фантастического, но и от всего только логического (мысленного), хотя бы это последнее было совершенно правильно, а также и от всего только возможного, вероятного, но пока еще не существующего»[/em] ([3], стр.111).
[em]«Реальность – бытие вещей в его сопоставлении с небытием, а также с другими (возможными, вероятными и т.п.) формами бытия. В истории философии реальность отличали от действительности, то есть реальность большей частью трактовалась как бытие чего-либо существенного, как бытие ее самой, а действительность понималась как наличие всего существенного и несущественного в данной вещи»[/em] ([3], стр.406).
Самое печальное то, что мы привыкли разглядывать действительность сквозь призму своей собственной реальности. И иного представить себе не можем. Это порождает многочисленные спекуляции на тему объективной реальности, которые неизменно выливаются в предсказания-угрозы: «Жизнь тебе еще покажет – жизнь еще тебя заставит – обломает и обтешет» – то есть, все плохое у тебя еще впереди. Будто эта самая жизнь – кровожадный маньяк-садист только и выжидающий момента, чтобы выбить у зазевавшегося (расслабившегося) почву из-под ног, причем с максимальным ущербом для пострадавшего.
2
И вот в ожидании нокаута от этой формы движения материи человек просто сходит с ума от страха. Все свои силенки он тратит на оборону от неумолимо грядущего.
От чего именно? От конца света, смерти, старости, одиночества, безденежья, голода – от всего того, что помогает ему «навоображать» услужливая фантазия. Баррикады между собой и будущим он возводит в строгом соответствии со своими иллюзиями.
Девушка, с настойчивостью, достойной лучшего применения, изводящая всех и вся в попытке выглядеть ультрасовременно – рост не ниже 175 см, объем груди-талии-бедер, соответственно, 86(90)-58(60)-88(90). Женщина, упорно изничтожающая морщины на лице или мало зарабатывающего мужа. Парень, решивший в одночасье заполучить миллион баксов и ни копейкой меньше. Мужчина, по случаю забредший в политику и возомнивший себя по этой причине государственно-социальным гением. Все они «думают о будущем» и заняты возведением укреплений на случай возможного штурма. Они – борцы с грядущими неприятностями, что, вполне понятно, вызывает уважение, граничащее с завистью, у тех, кто себе такую вот «жизнь будущим» по каким-либо причинам позволить не может.
Позволить же себе это не может тот, чья голова занята тем же, чем заняты его руки – человек, «живущий настоящим». Такой никогда не будет страдать оттого, что его брошенный мимо урны дымящийся окурок станет (возможно!) причиной пожара.
***
«Человек момента» – рыцарь без страха и упрека, ибо он каждую минуту выкладывается целиком и полностью, а на всякие «если бы да кабы» у него просто не хватает сил. Он не может себе позволить такую роскошь как страдание – слишком уж «толстокож», поэтому очень бережно относится к тем, кто, по его мнению, страдает. И грудью бросается на защиту страдающих наиболее явно, так сказать – на показ.
«Жертва иллюзий» получает в свое полное распоряжение «пушечное мясо», рвущееся в бой против «неугодного» будущего. Ситуация, ничем не уступающая классической, – Дон Кихот сражается с ветряной мельницей. Только тот идальго вдохновлялся на подвиги собственными иллюзиями и был вполне счастлив в своей реальности, жестоко страдая, когда в нее вмешивалась грубая действительность. Наш же рыцарь «протаскивает» в объективную реальность, простите, чужие «глюки», получая в награду право пострадать.
Великолепный пример тому наш телеэкранный шоу-бизнес. Разновозрастные девочки и мальчики, послушно раскрывающие рот под собственную, но усовершенствованную аудиотехникой фонограмму, сопровождающуюся все объясняющим видеоклипом – почему именно она (он, они) так не по оперному поет стишки с рифмами, простота которых разбивает вдребезги все правила поэзии, причем под мелодию, которую возможно без труда отгадать меньше чем с трех раз. Популярные юмористы-пародисты, усиленно высмеивающие на всю бывшую великую державу тех, с чьего соизволения, собственно говоря, их в эфир и выпускают. Так разномастные спонсоры получают возможность быть принародно оплеванными за свои же собственные деньги. И все счастливы... Почему? Да все по той же причине – лучше я пострадаю по собственной воле и сейчас, тем самым подготовлю себя к встрече с грядущими неприятностями, которые могут (!) посыпаться на мою голову потом.
3
Объективная реальность нынче не в моде, ибо она подразумевает способность жить прошлым. Другими словами – пользуя закон причинно-следственных связей. Жизнь прошлым – это не страдание оттого, что вчера у меня что-то было, а сегодня у меня уже этого нет. Это – умение или, если хотите, искусство, пользоваться тем, что есть.
[em]«Объективная реальность – весь материальный мир в целом, во всех его формах и проявлениях. ...под объективной реальностью понимается все существующее независимо от человеческого сознания и первичное по отношению к нему. Понятие объективной реальности относительно. По отношению к индивиду – это все, что существует вне его сознания и отражается им. Но он сам со своим сознанием будет объективной реальностью по отношению к другим людям и т.д. Абстрагируясь от индивидуального взгляда на мир, можно сказать, что объективная реальность совпадает со всей материальной действительностью»[/em] ([3], стр.336-337).
Для человека объективная реальность – это островок безопасности между действительностью и реальностью. Это соломинка для утопающего в иллюзиях. Было бы желание выплыть!
Однако тонуть – куда как романтичнее. Вроде бы и смиряешься с неизбежным, и все-таки есть какая-то надежда на счастливый конец. На «а вдруг?», на «авось!», на доброго дядю или на Всевышнего. Разница между «утонул» и «не доплыл» весьма существенна. Не осознавать ее (жизнь будущим) – гораздо удобнее, чем ею пользоваться (жизнь прошлым). Почему? Потому что принято бояться смерти.
Странно, не правда ли? Как показывает опыт, и не одного человека, целых поколений, смерть – это единственное событие в будущем, которое заведомо неизбежно. И эта неизбежность вызывает такую бурю эмоций, что целиком и полностью приковывает внимание. Но на другом конце отрезка, за нашей спиной, – такая же неизбежность. Это прошлое – объективно существующая действительность, на которую тоже легче всего закрыть глаза, ибо «доплыл» и «не утонул» можно приравнять лишь с большой натяжкой.
Если же человек концентрируется на том, что он просто – «жив», то вот тогда он перестает болтаться между прошлым и будущим, получая возможность воспользоваться настоящим. Но и тут есть закавыка – настоящее лежит за пределами восприятия человека. Человек может лишь «мечтать» о будущем или «вспоминать» о прошлом. В первом случае он заведомо искажает действительность, а во втором – искаженно воспринимает объективную реальность. Для того чтобы в этом убедиться достаточно хотя бы один раз провести следующую практику, целью которой является максимальное приближение к состоянию «здесь и сейчас».
4
Практика выполняется в одной из поз, описанных в первой главе. Она считается выполненной, если достигнуто измененное состояние – возникает «провал» в памяти, заполненный информацией, которую невозможно передать словами на основании уже имеющегося личного опыта. В противном случае она представляет собой упражнение, принадлежащее к категории упражнений, ведущих к выходу за пределы мышления, к новым формам сознания.
Итак, [em]«Это было, было, было...»[/em]. Работать можно в трех сферах – сосредотачиваясь на ощущениях, на эмоциях или на мыслях – на том, что в данный момент вызывает большее беспокойство или по каким-то причинам более значимо, чем все остальное. Работа с мыслями наиболее «безопасна», с ощущениями – более эффективна. Поэтому мы и остановимся на последнем варианте.
Принимаем наиболее освоенную позу, уравновешиваем дыхание (дожидаемся, когда оно станет более спокойным) и сосредотачиваемся на ощущениях.
[em]Первая фаза[/em]
Стараемся проследить цепочку ощущение-эмоция-мысль. Например: «Тепло в руках» – «Это приятно» – «Надо сосредоточиться на этом, чтобы усугубить ощущение» или: «Затекла спина» – «Это неприятно» – «Надо изменить позу».
Во втором случае углубляем сосредоточение на эмоциях через удлинение ментальной цепочки: «Это неприятно» – «Почему?» – «Непривычно» – «Надо сосредоточится на этом, чтобы привыкнуть».
Как вы себе объясните, почему нужно сосредотачиваться именно на этом ощущении, особого значения не имеет. Главное, чтобы вас это объяснение устраивало. Тогда эмоции «теряют» зависимость от ощущений, а область сосредоточения становится более локализованной.
Например: «Зудит подбородок» – «Почему?» – «Это интересно!» – «Надо сосредоточиться поглубже, чтобы понять причину».
Если причина в том, что вы не готовы к практике, то зуд станет настолько невыносимым, что вынудит вас прервать работу. Выход на действительную причину – это уже результат, который позволит вам в следующий раз лучше подготовиться к практике.
Только не следует по этому поводу нервничать и разочаровываться. Психоэнергетика – это не та область, где результаты достигаются нахрапом.
Ко второй фазе можно приступать только тогда, когда ваш навык сосредоточения на ощущениях становится независимым от их интенсивности.
[em]Вторая фаза[/em]
Стремимся зафиксировать как можно больше ощущений, максимально укорачивая цепочку ощущение-эмоция-мысль.
Например: «Тепло в руках» – «Приятно» – «Сосредоточиться глубже» – «Тепло в руках» – «Сосредоточиться глубже» – «Тепло в руках» – «Тепло в руках» – «Тепло в руках» – «Правой горячее» – «В левой покалывание».
Когда вы без особых усилий сколь угодно долго сможете наблюдать за своими ощущениями, не испытывая желания что-либо изменить, можно приступать к третьей фазе.
[em]Третья фаза[/em]
Наблюдаем за ощущениями до тех пор, пока не убедимся в том, что тело нам не дает принципиально новой информации – все ощущения в той или иной степени знакомы.
Например: «Дергается правое веко, значит сейчас «сведет» слева шею, а потом пройдет судорога в ногу» – «Ну вот и шея» – «Судорога» – «Нога».
К четвертой фазе можно приступать тогда, когда вы уверены (это чисто субъективное ощущение), что «сюрпризов» не будет. В число «сюрпризов» входят и красочные образы, провоцирующие смещение внимания в сторону эмоций или мыслей.
[em]Четвертая фаза[/em]
Каждое ощущение мгновенно отметаем как ненужное, потому что это уже было, постепенно сосредотачиваясь на мысли: «Раз я об этом думаю, значит – я уже прочувствовал и ощутил (по цепочке ощущение-эмоция-мысль). Это все уже было, было, было. Значит, не стоит на этом сосредотачивать внимание».
[em]Пятая фаза[/em]
«Прогоняем» из сознания абсолютно все – и эмоции и мысли – до тех пор, пока не достигнем ментальной паузы, такого состояния, в котором наш предыдущий опыт не позволяет ничего зафиксировать – ни ощущений, ни эмоций, ни мыслей.
Такое состояние на первых порах неуправляемо и очень непродолжительно. Практику следует заканчивать сразу по выходу из него, то есть когда мышление начнет работать в привычном режиме.
Вновь сосредотачиваемся на дыхании. Если оно более учащенное, чем перед практикой, значит практика для вас «тяжеловата». Если дыхание значительно замедляется, то эта практика – не предел ваших возможностей.
В первом случае после нее должен следовать отдых – такое времяпровождение, которое подразумевает только положительные эмоции и ощущения. Во втором – желательна нагрузка, по выбору: физическая, эмоциональная или умственная.
В принципе, эту практику можно рассматривать как метод, вырабатывающий навык ясновидения (проскопии). При регулярных занятиях человек «знает» свое будущее не хуже, чем прошлое. При авантюрном складе характера это навевает скуку. Но с другой стороны эта практика максимально приближает личную реальность к объективной и позволяет не делать «лишних шагов», что имеет немаловажное значение при наличии в будущем еще одной неизменности – цели, предполагающей конечный результат, иначе говоря – желания.
5
Потенциал желания определяется не прошлым и не будущим. Его определяет «здесь и сейчас» – то самое неуловимое настоящее, которое лишь спустя некоторое время информирует о себе человеческий мозг, внося свои коррективы в будущее, либо, невостребованным, навсегда остается в нашем прошлом. Таково наше «Хочу!»
Прошлое формирует наши возможности. Наш личный (индивидуальный, общественный) опыт определяет навыки и умения – профессионализм, что рождает уверенность в собственных силах, в завтрашнем дне. Все собирается в одном слове: «Могу!»
Будущее диктует потребности, удовлетворение которых напрямую зависит от воображения и фантазии – этой единственной силы, способной преобразить прошлое соответственно нашему «Надо!»
Искусство превращать желаемое в действительное целиком и полностью зависит от умения воспринимать информацию без искажений, что возможно лишь при полном «включении» в объективную реальность. В йоге это называется «самадхи» – существование вне времени и вне пространства.
Техника на словах весьма проста: сосредотачиваешься на объекте до тех пор, пока не сливаешься с ним в единое целое. Но привычное для обывателя отсутствие желания к переменам (речь идет не об эмоциональных скачках, порождаемых иллюзией перемен, для большинства из нас даже желанных) взывает к жизни массу никчемных вопросов. Например: «Как это? Слиться в единое целое со стулом?» или «Я вот тут начну медитировать и замедитируюсь. А кто денежки зарабатывать будет? Ведь квартирку-то – оплачивать надо!»
Если вам свойственно ставить под сомнение собственные начинания, то лучше и не думайте ни о каком самосовершенствовании. Не стройте по этому поводу иллюзий – оно невозможно. Смотрите телевизор и не «мыльные оперы», а самую, что ни на есть, космическую фантастику. Читайте сказки. И делайте это до тех пор, пока не поймете, насколько скудно ваше воображение, неспособное «пристроить» чужие фантазии (представляющие собой лишь одно из проявлений действительности) к вашей реальности. А вот когда вы ощутите собственную ущербность – считайте, что лед тронулся, и перед вами открылась дорога в управляемое будущее. Ну а оттуда и до настоящего уж не так далеко.
простой метод:
удобно лечь, расслабиться выкинуть все из головы. если перед тем нужно грузануться по теме - как выкинуть все из головы, почитать, послушать, посмотреть, попугаться в темноте темной и перестать бояться.
если реально удастся все выкинуть из головы и не заснуть, считай вы заново родились.
:angelsmiley:
Процесс овладения техникой цветодиагностики можно значительно ускорить, если при продолжительных занятиях (более 30 мин) сидеть на пятках. - чем это объясняется?
ИксДэмаль Димамонд
ср, 22/10/2008 - 23:19
удобно лечь, расслабиться выкинуть все из головы. если перед тем нужно грузануться по теме - как выкинуть все из головы, почитать, послушать, посмотреть, попугаться в темноте темной и перестать бояться :rotfl: - Вы более чем правы. Но добавлю: если ты - в состоянии удобно лечь и/или расслабится, на кой уй тебе вообще грузиться? :smoke:
чем это объясняется? - Позой (кабала), замыканием каналов (чжень-цзю), изменением течений эенергий (йога). Джона Ди и Лойолу беспокоить не будем, ладно? :wink4:
Наталия Ефименко
чт, 23/10/2008 - 01:09
если ты - в состоянии удобно лечь и/или расслабится, на кой уй тебе вообще грузиться?
чтобы было от чего отталкиваться:-/ \"переживание\" чего-либо с накопленным опытом - Смерть – это реализация (накопленного в течение жизни потенциала)
сама страсть либо накаляет чувства, либо отделяется от расслабляющегося. типа того :bigwink:
ИксДэмаль Димамонд
чт, 23/10/2008 - 11:55
сама страсть либо накаляет чувства, либо отделяется от расслабляющегося - А что Вы подразумеваете под страстью? :smoke:
Наталия Ефименко
чт, 23/10/2008 - 14:22
страсть - это не муси-пуси, страсть она как от христа, так и от в широком смысле понимания самой сути переживания жизни.
например, спокойно выдыхая, одновременно расслабляясь и можно почувствовать этот нерв, вобравший в себя, ощутить томительно его напряжение: или выход - расслабление, или вход - мощное перерастание в гормональную зависимость. и то, и другое чрезвычайно увлекательно :bigwink:
ИксДэмаль Димамонд
чт, 23/10/2008 - 19:20
ИксДэмаль Димамонд
чт, 23/10/2008 - 19:22
Спб. Поняла. :smiley3:
Наталия Ефименко
чт, 23/10/2008 - 19:37