«Чеченский» синдром
Сегодня, когда на Кавказе опять кровоточит, мне хочется показать текст, написанный в октябре 1999 года. Тогда по российскому телевидению показали ростовский военный госпиталь и молодых, искалеченных «чеченской» войной русских солдат.
* * *
Мальчишка, так сказать, отделался легко, –
ну, полруки врачи ему отняли,
а чтобы к девкам бегать мог по молоко,
синдром убрать какой-то обещали.
За массой терминов до парня не дошло,
что в шутку доктора сказать хотели.
Однако, чувствовал, что с ним произошло,
и мучался, ворочаясь в постели.
В свои неполных девятнадцать лет
он не был знаниями перегружен,
но знал горбом, как добывают хлеб,
и как он крайне человеку нужен.
Он в телевизоре лишь мир видал
и только так всему мог удивляться.
И, если честно, даже не мечтал
о том, чтоб здесь когда-то оказаться.
Кавказ его не звал и не манил.
Свои поля во много крат роднее.
И речка, пусть величием – не Нил,
и перед Тереком бледнеет.
Но в ней свои! и берег, и вода,
и каждый кустик, ивовая ветка,
родные с детства, в сердце навсегда
и вместе с ним до окончанья века.
Призыв на службу дался нелегко,
но: « Надо! » – это вся родня сказала.
Не провожали очень далеко,
тем более, до самого вокзала,
где почему-то мокрым был перрон,
без тучки в небе, как омыт слезами.
Майор, подталкивая пацанов в вагон,
шутил и сыпал бранными словами.
*
… Мальчишка вспоминает каждый миг
сейчас, на госпитальной койке лёжа,
свой новый, сразу изменённый мир,
не по-мальчишечьи два месяца итожа.
Была «учебка», пыльный полигон,
и не было здесь дикой дедовщины.
Но в камуфляжной форме без погон
узнал все прелести курсантской штурмовщины.
Три месяца промчались, и приказ! –
на передислокацию всей частью.
Всем стало ясно: Северный Кавказ!
А это значит – подвиги, к несчастью.
А это значит – генералов прыть,
победы – результат державной силы.
А это значит – снова будут рыть
по всей России для солдат могилы.
Мальчишке же, однако, повезло.
Их БТР подбит в бою был сразу.
Теперь живым вернётся он в село.
Здесь подлечившийся от раны и от сглазу.
«Чеченский» это, говорят, синдром,
как был «афганский» у других когда-то.
И никакой бульдозер и паром
не проведут через него солдата.
Нет полруки. Пусть этим лишь всего
он оплатил игру политиканов.
Но ведь отняли юность у него!
Украли радость чище уркаганов!
За что? За что? Сто тысяч «почему?».
Вопросы мучают, и нет ответа.
И то, что будет Завтра, как в дыму.
И беспросветны ночи до рассвета.
Дотронуться до девичьих чудес,
когда он будет ими очарован,
нужны ведь руки. Как без них ликбез?
А он наполовину обворован.
Как трактором и плугом управлять?
И поутру как опрокинуть крынку,
где молока парного благодать?
Как даже застегнуть себе ширинку?
Героем был он, а теперь урод.
А рядом кореша – ещё похуже.
Вот так всегда! – своих сынов народ,
когда правитель разумом недужен,
теряет зря и всех всегда клянёт,
живёт, в быту и разумом нищая,
и терпит подлости властителей и гнёт,
себе своё бездействие прощая.
Спасибо.
Оценка 10.
Nvelichko
ср, 20/08/2008 - 15:02
После признания российского командования в том, что в военных действиях принимали участие солдаты-призывники и среди них есть погибшие я не мог не опубликовать эти тексты.
isaknur
ср, 20/08/2008 - 21:14
Просто отлично! С уважением Владимир.
вова2
ср, 20/08/2008 - 18:04
Больно очень, очень от правды этой.
Sofia Gorkaya
чт, 21/08/2008 - 12:25
И от неё не спрячешься!
isaknur
пт, 22/08/2008 - 22:52
Спасибо Вам, isaknur, за эти стихи. Вы как всегда правы. Ваши слова идут от сердца.
С удовольствием поддерживаю сенатора Вову в рекомендации этого стиха. Надеюсь другие сенаторы поддержат данную рекомендацию.
С уважением,
Lada
пт, 22/08/2008 - 09:33
И Вам, Lada, спасибо! Не мог позволить себе, слушая сегодняшние информации, не опубликовать этот текст. Как и в прошлые войны, сердце болит за безвинно страдающих мальчиков.
isaknur
пт, 22/08/2008 - 23:00
Кто виноват, бояре иль князья?
Нам все равно, кто виноватый в этом
Мы только знаем - убивать нельзя!!!
По ветхому и новому завету…
вова2
пт, 22/08/2008 - 10:59
Если идет война,
Кому-то, видимо, она нужна.
Но пусть, кто жаждал той войны,
Сам встанет в первые ряды! :mad:
Спасибо Вам, isaknur
С уважением,
karina025
сб, 23/08/2008 - 17:41
В одном из моих текстов есть такие строчки:
"Тема страшной войны...
... мне досталась задаром,
как воздух и солнце, в наследство...".
Подранку самой проклятой войны, мне больно смотреть на этих безвинно страдающих солдат и гражданское население по обе стороны фронта.
А Вам большое спасибо за прочтение и отклик.
isaknur
сб, 23/08/2008 - 18:42
Ну вот не везет России на правителей... А как "за державу"- то обидно!!:smoke:
leo_il
пт, 29/08/2008 - 12:02
А мальчишек-то жалко! И вообще...
isaknur
пт, 29/08/2008 - 19:00
Не везёт России на ЖИТЕЛЕЙ!
Это их первородный грех:
Сколько раз выбирают ПРАВИТЕЛЕЙ -
Столько раз выбирают не тех ...
:shock: :mad: :sad:
WLINA
пт, 29/08/2008 - 16:11
Браво за комментарий!
isaknur
пт, 29/08/2008 - 18:57
Можно подумать в Израиле все хорошо...Стучите друг на друга и мило улыбаетесь. И при каждом шуме прячетесь по подвалам, извините как... мышки с большими и голыми хвостами.
вова2
пн, 01/12/2008 - 17:07
\" Паны дерутся, а у холопов чубы трещат\". Всегда так. Стихотворение трогательное, зацепило.:smoke:
Оценка - 10
Alexandr Churilov
пт, 19/09/2008 - 22:33
Да, это так. Оттого и сердце болит.
Спасибо за отклик!
isaknur
вс, 21/09/2008 - 09:46
К сожалению, страшная действительность.
КОля2
ср, 15/10/2008 - 07:21
Поэтому и опубликовал этот текст.
isaknur
чт, 16/10/2008 - 22:59
Сильно. Очень сильно.
Оценка: 10
Наталия Ефименко
пт, 17/10/2008 - 20:48
Очень принателен за оценку! Спасибо!
isaknur
сб, 18/10/2008 - 13:08
Принимается!
Наталия Ефименко
сб, 18/10/2008 - 17:52
er...
Урод? Ай, не скажите, дорогой!
В подборе слов едва ль сравниться с Вами -
Но: Сударь мой, допрежь играть словами,
Вам раз увидеть бесшабашный бой...
Давить на жалость в неге и тепле,
Смотря по телеку событий отголоски
Насколько проще, чем считать полоски
На жизни зебре! - раны на челе.
Всё хорошо... в тени прошедших дат
Лишь тени шепчут о былых потерях,
И ни один из тех, кто был, не верит,
Что стал уродом молодой Солдат.
так-то, Сударь.
Vale!
GLAZ
Александр Здориков
сб, 18/10/2008 - 22:34
Позволяю себе, Сударю, как Вы меня величаете, Вам ответить. Не знаю сколько Вам лет, да это и неважно.
Мне 77-й год, бывал под бомбёжками, видел много смертей и подранком войны, а потом, работая в шахте, где прошёл путь от электрика до главного энергетика крупной шахты Кривбасса.
Тема страшной войны,
искорёжившей мирное детство
и пустившей безжалостно
жизни родных под откос,
мне досталась задаром,
как воздух и солнце, в наследство,
только цветом запекшейся крови
и с горечью слёз.
И поэтому? увидев страшные картины из ростовского спецгоспиталя? я не мог пройти мимо. И появился этот жёсткий текст, который прочли вы предвзято и обратили внимание только на слово «урод». А этим словом обзывали себя те бездвижные и еле двигающиеся молодые, в недавнем прошлом героические ребята, растирая обрубками рук слёзы на лицах.
Героем был он, а теперь урод.
А рядом кореша – ещё похуже.
Вот так всегда! – своих сынов народ,
когда правитель разумом недужен,
теряет зря и всех всегда клянёт,
живёт, в быту и разумом нищая,
и терпит подлости властителей и гнёт,
себе своё бездействие прощая.
В Ваших строчках, уж извините меня старика, много советского урапатриотизма. Для меня это давно пройденный этап. Для Вас, по всей вероятности ещё нет.
Я нисколько не обижен на Вас за строчки: «Давить на жалость в неге и тепле,/Смотря по телеку событий отголоски / Насколько проще, чем считать полоски/На жизни зебре! - раны на челе». Да и за другие тоже. Ведь Вы не знаете меня, не читали ничего из написанного мной о войне, о шахте и шахтёрах.
Мой «Орден шахтёрской славы» говорит, что жизнь моя прошла не в неге и тепле. И я не считаю себя безнравственным, применив к герою моего текста слово «урод», как физически пострадавшего.
isaknur
вс, 19/10/2008 - 11:04
er... Shalom, Isaak!
на Дуррака чего же обижаться? -
Вы правы, Сударь - молод и горяч
я, Серый Шут, хоть, право может статься,
не зря на Вас наехал так-то, вскачь:
бывало, изнутри я видел взрывы,
нераз ловил спиной осколки, но,
забыв о снах, что мучили, давно
решил творить и верить без надрыва...
читая Вас, я ощущаю силу,
присущую немногим, только вот -
пусть он себя хоть трупом назовёт,
ходячим и ненужным, но в могилу
ему всё ж рановато - не урод,
не выбит он из жизни, с нею споря,
он для себя прибежище найдёт.
а что теперь народ?
народ, он то же стадо - всё одно
ему - хоть плачь навзрыд ты,
да хоть взахлёб ты непретанно смейся! -
ему своей нет тягостней беды -
так трещины старухова корыта
ей были ближе и милее слёз индейца,
клянущего пришельцев из-за моря,
топтавших прерии подкованным копытом.
А, ладно... налил я и тут воды -
Я просто Шут, лишь лёгкие следы
оставил я на поле этом взрытом,
сомнения вложив зерном в земли
измученную грудь... мне быть забытым.
:wink4:
Vale!
GLAZ
Александр Здориков
пн, 20/10/2008 - 10:28
Вы не дурак, мой милый, и не шут!
Я в строчках вижу проблески таланта.
А молодость возьмёт любой редут
с надеждой в творчестве быть ровнею гигантам.
Дерзайте! Но не надо подставлять
себя, чтобы ловить спиной осколки.
Желаю Вам творить и удивлять!
До шутовства не опускайтесь только.
Искренне, Исаак.
isaknur
пн, 20/10/2008 - 13:21
er...
Благодарю Вас, Друг мой Добрый, чутко
Вы уловили суть Шутовьей Доли -
Таков уж Шут, Шутить - ему по воле,
но... в каждой Сказке только доля шутки...
Не обижайтесь! Истина проста:
Жить легче под личиною Шута.
Удачи Вам, господин Исаак Нюренберг!
Vale!
AZ
Александр Здориков
пн, 20/10/2008 - 14:25
И Вам больших и творческих удач!
Но шутовство нелёгкое занятье.
Ведь часто в жизни шутовское платье
срывали те, кому милее плач,
чем смех. И шут рыдал на плахе
по голове, не по своей папахе.
Искренне желаю Вам успехов!
isaknur
чт, 23/10/2008 - 22:42
Вообще Александр, я оч хорошо Вас понял... Спасибо. :smiley3:
вова2
пн, 01/12/2008 - 19:14
На кавказе кровоточит всю историю кавказа...Только в Израиле кровоточит больше на много, всю историю Израиля, и это действительно оч. грустно
вова2
пн, 01/12/2008 - 19:19
Тема острая, больная и относиться к сказанным словам следует по строже.Парнишка не "урод", он калека, а уроды те, кто его туда послал.Я тоже был частым посетителем госпиталя. но не Ростовского,
а Волгоградского и глядя, как безруки паренёк катит на коляске
своего товарища без ног на коляске я написал:
Это всё, Борис, твоя работа...
Ну а сколько их в земле лежит!?
Быть лророком как-то не охота,
Только Бог тебе их не простит.
Не поможет возведенье храмов,
Свечечки, молебны не спасут...
Есть у пацанов у этих мамы,
Вот они тебя и проклянут!
18.7.96г.
Спасибо за стихи, а я тоже три года жил в Израиле
в Хайфе на Бат-Галиме и в Кирьят Яме.
С приветом Аркадий.
Аркадий
пт, 26/12/2008 - 13:18
Большое спасибо, Аркадий, за прочтение моего текста и отклик на него! Вы правы, что уроды те, кто развязал Чеченскую войну, МОРАЛЬНЫЕ, НРАВСТВЕННЫЕ УРОДЫ! Но и я прав, говоря, что потерявший руку парнишка урод, так лексическое значение этого слова в любом словаре определяет:
УРОД - 1. Человек или животное с физическим недостатком. 2. перен. разг. Человек с некрасивой, безобразной внешностью. 3. перен. разг. Человек с дурными, неестественными привычками. 4. Употр. как бранное слово.
Благодарен Вам за хорошее, эмоциональное стихотворение.
Я не удивляюсь тому, что нас эта тема будоражит, знать она сидит в нас на уровне подсознания, генетически заложена в нас.
А я живу в Бейт-Шемеше, что недалеко от Иерусалима, уже 16 лет.
Рад знакомству с Вами и, поздравляя с Новым годом, желаю Вам всего самого хорошего!
С уважением, Исаак.
isaknur
пт, 26/12/2008 - 21:26
Что говорить о тех, кто воевал?
Слова как камни, застревают в горле.
И, уходя, пацан судьбы не знал...
Не знал как много будет в жизни боли.
оценка 10, меньше просто стыд...
Серж Антонов
сб, 10/01/2009 - 19:24
Громадное спасибо, Сергей, за прочтение и оценку этой поэмы. Зная Вас по Клубу Поэзии, рад, что встретиил и на этом сайте.
Знаю, с какиим глубоким чувством Вы относитесь к текстам военной тематики, поэтому Ваши слова так много значат для меня.
Творческих Вам успехов и всего самого лучшего в жизни!
isaknur
вс, 11/01/2009 - 15:09