Перейти к основному содержанию
КАЖДОМУ - СВОЁ.
В английском языке понятие "справедливость" переводится как "justice". Это говорит о том, что в западной традиции справедливость отождествляется с законностью, юстицией. Правда, существуют ещё слова "just" и "true", но они означают соответственно "точный" и "правильный". В русском сознании справедливость, напротив, всегда дифференцировалась от правосудия ("закон - что дышло...") и ассоциировалась, скорее, с равенством. В русской крестьянской общине ("мир"), где действовал принцип круговой поруки, все были примерно равны. А разбогатевший крестьянин назывался соответственно "мироед". Оставив в стороне философские концепции, посмотрим, что думали некоторые известные люди разных времён и народов о справедливости: "Какою меркою мерите, такою же и отмерится вам". (Евангелие от Луки). Напоминает ветхозаветное "око за око", однако речь здесь идёт не о земной, а о Божественной справедливости. С другой стороны, в средние века некоторые богословы утверждали, что Бог явно несправедлив. Поскольку иначе он давно уничтожил бы всё человечество, прикрыв, таким образом, эту земную лавочку бесконечного греха. Как верно заметил один из основателей США Томас Джефферсон, "всякий раз, когда я вспоминаю о том, что Господь Бог справедлив, я дрожу за свою страну". В наши дни его переживания стали бы невыносимыми. "Справедливость всегда приправлена щепоткой мести". (Ж.Вольфрам) И действительно, справедливое и возмездие является одним из наиболее глубоких наслаждений, доступных человеку. Как говорил товарищ Сталин, нет высшего удовольствия, чем выбрать себе противника, хорошенько отомстить ему, а затем спокойно лечь спать. "Несправедливость по отношению к одному представляет угрозу для всех".(Ш.Монтескье). Каждый человек - это маленький мир, который имеет своё начало и конец и для которого любая несправедливость может оказаться фатальной. Прав был Достоевский, который писал о слезе ребёнка. Одна отдельно взятая несправедливость фактически перечёркивает любые разумные и нравственные основания мира. Их нет. "Мерилом справедливости не может быть большинство голосов" (Ф.Шиллер). Как говорил в этой связи Оскар Уайльд,"демократия - это искусство одурачивания народа для блага народа при помощи народа". "Нет ничего справедливого или несправедливого, что не меняло бы свойства с переменой климата". (Б.Паскаль). Это говорит о том, что никаких общечеловеческих ценностей нет и не может быть - невозможно назвать хотя бы одну ценность, которую сочло бы справедливой всё человечество. Например, у папуасов считается, что подросток, чтобы доказать своё право считаться мужчиной, должен пойти в чужую деревню и принести оттуда чью-нибудь голову, после чего ему присваивается имя жертвы. Можно предположить, что свои представления о справедливости были даже у Чикатилло. "Деньги не исправляют несправедливостей природы, а углубляют их".(Л.Андреев).Тем не менее, на свете полным-полно жадных людей, которые делают из денег фетиш. Согласно теории Фрейда, такие люди часто страдают запорами. Им жалко расстаться с дерьмом и с деньгами, что, в принципе, одно и то же. Возможна ли в мире хотя бы какая-нибудь справедливость? Видимо, только та, которая была сформулирована в качестве одного из постулатов римского права: "каждому - своё". Помимо всего прочего, эти слова были написаны над входом в Бухенвальд.
Я вижу как минимум одну ценность признаваемую не только любым разумным существом во вселенной, но даже животным, имей оно такую возможность,-это собственная жизнь. Если чуть пораскинуть мозгами отсюда последует множество других ценностей, причем не только личного характера.А Чикотила прекрасно понимал, что убивать людей не хорошо. Другой вопрос почему же он тогда это делал. Я бы не сказал что деньги и говно это одно и тоже. Вы сможете обойтись без говна, но попробуйте в условиях города обойтись без денег.
Без говна ты тоже не обойдёшься: если срать не будешь, то помрёшь. :biggrin2:
Не слышал про запоры со смертельным исходом. :grin:
А почему обязательно в условиях города - в деревне тоже люди живут. Кроме того, совершенно необязательно, да и невозможно обходиться без денег (см. комментарий ниже)- нужно только постоянно отдавать себе отчёт в том, что они из себя представляют. Что касается такой "общечеловеческой" ценности как собственная жизнь, то её ежедневно, причём не на словах, а на деле, отрицают десятки тысяч самоубийц.
В деревне еще как то можно за счет натурального хозяйства или собирательства прожить. Десятки тысяч самоубийц своим самоубийством вовсе не отрицают ценность своей жизни,они просто убедили себя в силу нездоровых мыслей или жизненных обстоятельств, что не должны жить. Убери все эти обстоятельства-вряд ли бы они пошли беспричины на самоубийство.Чтоб покончить с собой нужно достичь крайнего отчаяния и все равно придеться приложить немалые усилия чтоб поднять руку на себя любимого. ОНи ничего не опровергают. У них просто нет выбора (как они считают).
"Чтоб покончить с собой нужно достичь крайнего отчаяния" - совершенно необязательно. Существует экзистенциальная тревога, которая выражается в осознании той непреложной истины, что несмотря на разнообразие жизненных дорог отдельных людей, все они соединяются в одном месте - в могиле. Животный инстинкт самосохранения заставляет людей гнать от себя эти мысли и переводить экзистенциальную тревогу в конкретные виды страха, которые и могут послужить поводом к самоубийству. Но это только лишь повод, а истинная причина заключается в осознании абсолютной ничтожности жизни. Не случайно психологов чато поражает незначительность тех событий, которые послужили поводом к суициду. При этом можно заметить, что чем дальше человек отошёл от животного уровня и развил свой интеллект, тем более он склонен к самоубийству. Таким образом, среди образованных людей статистика самоубийств на порядок выше, чем у работников физического труда.
Когда тебе к башке приставят пистолет Магнум калибра 45 мм. ты мгновенно протрезвеешь от всех бредовых мыслей про экзист-ую тревогу, и всего что за свою жизнь успел прочитать в книгах.Ты осознаешь одну очень простую вешь:"Все умирают рано или поздно и я не исключение, но пусть это случиться не сегодня,не сейчас!"Ты поймешь,что твоя жизнь это все что у тебя есть и все что тебе надо, а все остальное... Да плевать мне на все остальное!
Это как посмотреть. Если всю свою жизнь уныло спасать свою задницу и дожить до 90 лет, следуя мудрому правилу "только не сегодня, не сейчас", можно оказаться в положении парализованного маразматика, который делает под себя и дико напрягает окружающих. Может быть, достойнее всё-таки от макарова? Мне представляется, что жизнь не может быть всем, что у нас есть и что нам надо. Во-первых, потому что её у нас нет, т.е. она не наша - в лучшем случае, она у нас во временном пользовании. А во-вторых, никто нас не спрашивает, надо нам или не надо, каждый эти вопросы решает впоследствии сам. Можно, конечно, оттягивать свой конец, а можно и нет - это дело вкуса, и спорить здесь, в сущности, не о чем.
Ну,так долго мы с тобой вряд ли протянем.65-70.Времени в обрез.Долг платежом красен. Миллионы лет небытия,одно мгновенье,и опять темнота. А будет ли свет снова?-На воде вилами...Не понимают люди как им повезло.
...И нет такой истины о которой Надо было б кричать во всеуслышание, Но есть образ человека недостижимого, Непорочного добряка спасающего справедливость - Образ простого смертного... ...все чудесно, какой бы открывалкой ты не скреб пусть злую очевидность, пусть поверхность, ты все равно полюбишь что-нибудь как сможешь, как понравится, как знаешь и как ты сам сравнишь и будешь с чем согласен, как повлияешь на себя, ведь все другие не явно, но свободны, и музыка играет каждому своя, и так вот всем свое - совсем все идеально. _Интересный такой миниреферат, но не творческий совсем. И если одним чистым логосом формулировать идею справедливости, то зачем психологическая точка "бухенвальд"? Не связывая человечность и творчество с одним общим началом в виде всевышней справедливости, однако автор испытывает страсти христовы :tongue: