Не so-so, a Сосо! Репортаж из прошлого века.
Этот репортаж примерно из 1999 года. Из прошлого века. Тогда я пописывал в нью-йоркские газетки, потом это безденежное занятие прекратил. Конкретно данный опус был подготовлен для «Совы», тогда газеты, а сегодня журнала. Решил разместить этот материал на сайте. Возможно он поможет в чем-то исследователю бытописателю либо автору детективов....
Конечно, сегодня его знает каждый. Конечно, каждый сразу назовет его имя, едва прозвучит по радио этот живой и трепетный, пульсирующий, как горячая кавказская кровь, голос. Его узнаешь на телеэкране, даже полностью засвеченном лазерными вспышками и взрывами петард, по благородной осанке, острому рисунку сценического движения. Его столь же острые на грани надрыва вокальные интонации не всем нравятся: кому-то кажутся чрезмерно экзальтированными, неестественными. Не всем нравится и его репертуар, в значительной мере им самим и сочиненный. Но вряд ли кто осмелится назвать все, что бы к нему ни относилось, позаимствованным, вторичным, серым.Пожалуй не назовешь более никого на всем пространстве бывшего СССР – нашего общего отечества, кто был бы столь же ярок и самобытен. Словом, он совсем не то, что американцы назали бы so-so, то есть, так себе... Он – Сосо. С большой буквы.
В калейдоскопе памяти фрагменты его клипа «Я хочу быть любимым тобой», совместные с Ларисой Долиной выступления, коленопреклоненная фигура на творческом вечере композитора Александра Басилая. Он произнес в адрес своего старшего товарища по эстрадному цеху несколько прочувствованных фраз, искренних и простых. И хотя в этих словах молодой артист воздавал должное своему коллеге, не в меньшей степени они характеризовали и его самого – как человека серьезного порядочного и благородногою Замечу, что слыть и выглядеть таким считается как бы старомодным. В ходу скоромошество, ерничество, алкогольный юмор, рваные джинсы.... Ни с рваными джинсами ни с «джинсой» ни с «фанерой» творческий образ Сосо Павлиашвили никак не ассоциируется.
Четко определим: Сосо Павлиашвили – звезда советской эстрады. Определение «советской» я использую потому, что другие на этом месте, например «российской», «грузинской» были бы недостаточны. Но он -- звезда, а не звездюк. «Звездистость» ему ни в малой степени не свойственна: уважителен к собеседнику, благороден, прост. Джентльмен.
Все вышеизложенное – как бы резюме телезрителя. А вот на днях мне выпала журналистская удача. Повезло встретиться с Сосо в Нью-Йорке. Американские его гастроли были позади. Он отдыхал в доме своих друзей Милы и Ильи – владельцев кабаре «Лидо». В этом-то кабаре мы с ним встретились и неспешно беседовали. А вначале был короткий разговор по телефону. Уважительное его внимание к собеседнику подкупает. Захотелось прийти на встречу не с пустыми руками. Собрал несколько написанных в последнее время песенных по форме стихотворений, принес ему – композитору-песеннику. Он их принял с благодарностью – и сожалением.
-- Я не пишу музыку на готовые стихи. Не умею. Вначале рождается музыка – она властвует над моей душой. А потом уже поэты с большим или меньшим успехом пытаются облечь в слова то настроение, которое слышат в моей музыке, те чувства, которые она вызывает. А за стихи спасибо. Я их сохраню, как одно из Нью-Йоркских впечатлений...
-- Ваше имя – и назвние нашей газеты – «Сова», частично совпадают.С чем-нибудь личным сова для вас ассоциируется? –
Он ответил совершенно детской улыбкой:
-- С мультиками...
-- В ваших песнях найдется ли такая строчка или, может быть, четверостишие, которое соответствовало бы вашему нынешнему мироощущению?
-- У меня много песен и в другие моменты я, возможно, выбрал бы что-нибудь иное... А сегодня... «Носите женщин на руках»...
-- Полагаю, вы знаете в достаточной мере английский, чтобы заметить: ваше имя созвучно с английским выражением «so-so», которое означает что-то вроде «так себе», «мало-помалу». Есть ли какая-нибудь сторона вашего существования, которая этой формуле соответствовала бы?
-- Вообще-то мое полное, официальное имя – Иосиф. Но один Иосиф на отечественной эстраде уже есть. Второй, думаю, не нужен... Поэтому в качестве моего сценического имени я взял то, которым меня называли в детстве – Сосо. Что же касается того, насколько я и «so-so» соответствуем друг другу... Для меня самое главное в жизни верность правде во всем. А правда не бывает ни «так себе» ни «мало-помалу». Правда либо есть либо ее нет. Не потому, что кроме белого и черного я никаких цветов в жизни не знаю. Но вы так поставили вопрос, что мне приходится давать принципиальный ответ. Я так понимаю, что правда это правда. А ложь правдой быть не может, как не может быть и правды «второй свежести». Как не может быть человек немного хорошим или немного плохим. Если я кого-то люблю, я люблю или... не имею никакого отношения. Ненавижу всей душой тех. Кто творит подлости по отношению к одному человеку или целым народам, кто развязывает войны. Чтобы почувствовать себя князьком на час, кто травит людей наркотиками... Поэтому я скажу так: Сосо это не «sо-so»...
-- Многие воспринимают вас. Как российского певца. В связи с этим уместен, на мой взгляд, такой поворот темы: грузинские певцы на российской эстраде. Их, как вы знаете, было немало во все времена, звучат грузинские имена в концертных залах России и сегодня... На ваш взгляд, какие специфические черты артисты с грузинскими фамилиями. Артисты с грузинским теипераментом привносят в российское тскусство?
-- Не задумывался об этом. Но я от всего сердца хочу поблагодарить именно российскую эстраду, позволившую мне состояться, стать тем, кем сегодня меня знают миллионы любителей песни во всем мире. Я бы сказал так. Что эстрада, как и Москва, слезам не верит. Ее не уговоришь. Не обманешь, не выпросишь милостей. Если ты что-то можешь – пожалуйста. Показывай. А потом уже решит твой зритель, слушатель, народ: либо он потянется к тебе, либо ты ему не нужен. Видимо, что-то важное грузинские артисты добавляют в культурную сокровищницу россиян, если мы всегда бываем затребованы российской эстрадой. Я выступаю и в других бывших советских республиках. Ставших независимыми. Большинство моих концертов я начинаю песней от Тбилиси. Тем самым я стараюсь напомнить. Что все мы дети одной великой державы, разрушенной в угоду личных амбиций политиков. Каждый из нас несет по жизни неповторимые черты национальной принаддлежности, но мы. Как цвета радуги. Дополняли друг друга, будучи нераздельны... Я хочу, чтобы это продолжалось. И не только на сцене, но и в жизни, в наших детях, потому что вместе мы сильнее. Я презираю тех политиков, которые попирают судьбы и жизнь народов в угоду мелким тщеславным и корыстным побуждениям, связанным, конечно, с деньгами. Презираю тех, кто продал и предал своих соотечественников, разделил нас всех, кто стремится рассорить нас. Порядочный, достойный человек себе бы никогда это не позволил, но такие среди политиков встречаются нечасто.... Говорят, что каждый умирает в одиночку. Но выжить мы можем только вместе...
-- Моя журналистская практика такова, что встречаться со звездами жстрады приходится нечасто. Вашим предшественником в этом смысле много лет назад был Евгений Мартынов...
-- Царство ему небесное! Я был с ним знаком. Познакомились в Канаде. В Калгари вместе выступали. Тогда я только начал петь. Ему нравились мои песни, он меня, молодого поддерживал, подбадривал...
-- Я как раз собирался отметить, что при вашем с ним очевидном стилевом различии, есть нечто, что и объединяет: глубокая искренность чувств, энергия любви, которую он нес своим творчеством, а вы это делаете сейчас...
-- Он отдавался песне с такой энергией, что сердце не выдержало...
-- Да, это высокий пример творческой самоотдачи... Хотел спросить вас... Когда вы только начинали путь в искусство, был ли на отечественной или зарубежной эстраде человек, вызывавший мысль: «Почему я – не он?». Иными словами, был ли у вас в юности кумир, образец для подражания?
-- По образованию я скрипач. Тбилисскую консерваторию окончил по этой специальности. Сегодня я могу сказать. Что безумно Благодарен моей маме, заставлявшей меня учиться музыке.... Когда я делал первые шаги по эстрадной стезе, образцом для меня был александр Басилая, руководитель ансамбля «Иверия». Я сегодня в концертах пою его песню «Арго», с фантастически красивой мелодией. На юбилейном концерте Александра Басилая я пел его «Черного ворона». Перед этим человеком я встал на колени. Он даже не догадывается, как много я почерпнул у него, как много он дал мне для творческого становления. Хотя в пору нашего знакомства я уже не был маленьким мальчиком. Мне было двадцать четыре года, я был уже взрослым солилным человеком, мужчиной. Впрочем, я с пятнадцати лет старался быть серьезным и солидным – быть мужчиной, чтобы люди, даже враги, верили моему слову. Один из моих кумиров – дядя Вахтанг Кикабидзе. Я его так и называю: дядя Вахтанг. Мои кумиры – Алла Борисовна и Иосиф Давыдович. Если же говорить о том певце, «с кого» я творил свой исполнительский стиль, это Стиви Уандер...
-- Насколько я способен судить, ваш исполнительский стиль – это синтез джаза и классического вокала...
-- Конечно, мне в исполнительстве не переступить через мое классическое музыкальное образование. Вместе с этим – соул, импровизация, спонтанное самовыражение. Плюс грузинские и русские народные песенные традиции. И мировоззрение, отношение к жизни, женщине, правде, друзьям, коллегам, музыку – вот это все вместе и формирует мой стиль. Пою о том, во что верб и так, как умею.
-- Как вы обычно готовитесь к концертам?
-- Стараюсь привести себя в порядок физически и психологически. Молюсь, прошу у Господа сил и вдохновения. Иногда позволяю себе несколько граммов коньяка, чтобы смягчить голосовые связки...
-- Распеваетесь?
-- К сожалению, так и не научился этого делать...
-- Как я понимаю. В вашем исполнении одна и та же песня не может дважды прозвучать одинаково...
-- Конечно. Не может. Меняется настроение, меняется понимание песни, голосовые связки ведут себя каждый раз по- разному. К тому же...
-- К тому же. Как считают. Вы – единственный певец. Не признающий фонограмм ни под каким благовидным предлогом...
-- Об этом мне неинтересно говорить...
-- Поделитесь американскими впечатлениями...
-- Нью-Йорк меня принял в объятья! Здесь оценили то, что я умею делать, оценили, какой я человек. Вообще-то я в Америке третий раз. Но прежде я приезжал с двумя-тремя песнями в составе команды «Песни года». Большие гастрольные концерты прошли в этот раз впервые – в Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне. Особо я бы выделил выступления в «Лидо» -- это отдельное государство, территория высокого искусства», атмосферу которого поддерживает хозяйка – замечательная певица и талантливый режиссер Мила Конопля.
Я с надеждой смотрю в завтра. Каждый день дарит мне счастье. Этим счастьем, радостью жизни, я хочу поделитьсчя на концертах со слушателями, с друзьямим, читателями «Совы»... --
Общаться с Сосо Павлиашвили интересно и приятно. Он щедро излучает на собеседника позитивную энергию. Энергию добра и радости. В ответах на вопросы. Как и в тврпчестве. Он открыт и искренен. Так искренни бывают дети в общении с теми, кому доверяют. Взрослые – редко, только те. Кого называют людьми большой души.
В ходе беседы какие-то новые важные черты открылись мне в этом человеке и музыканте. Отныне, я уверен, творчество Сосо будет мне понятнее и ближе.
За рамками беседы, к сожалению, осталось немало важных тем, которых я хотел коснуться в разговоре, да не успел. Что ж, в этом есть и положительный аспект: будет о чем поговорить с Сосо, когда он в следующий раз появится в наших местах с новой программой. Как говорят американцы: смотрю вперед с надеждой на это. С надеждой на лучшее и с пожеланиями добра Сосо Павлиашвили, человеку и артисту, дарящему добро.
P.S. Хочу напомнить, что интервью это было взято без малого десять лет назад. Я публикую его без правки, лишь добавляю жто послесловие, чтобы те, кому известна более свежая информация, особенно не удивлялись...