Небольшая прогулка в обеденный перерыв
Я один в кабинете. Сижу за столом. Напротив гостевой стул, за ним белая стена. На ней ничего нет, на стене справа от меня висит календарь, а позади меня - фотография; мои гости взгляды на неё бросают, расслабляются, и напряжение из разговора уходит.
Фото попало ко мне случайно. Три года назад наше подразделение сменило адрес; мы переехали в другой район, незнакомый для меня, и первое время я выходил в обеденный перерыв прогуляться: бродил по соседним улицам, разглядывая особнячки, которых ещё не успели обратить в декоративную оболочку офисов, - в общем, удовлетворял своё географическое любопытство.
Как-то завернул в переулок - узкий даже по меркам дореволюционной московской застройки. Кирпичное двухэтажное здание (в своё время, наверное, доходный дом) прижимало его с одной стороны, с другой – теснил особняк - высокий; мне даже пришлось задрать голову, чтобы взглядом дотянуться до крыши.
- Обман зрения, - услышал я из раскрытого окна надо мной и увидел старика. – Переулок узкий, поэтому и кажется, что дом высокий, - пояснил он.
- Понятно, - я хотел двинуться дальше, но старик продолжил:
- Правда, в особняке потолки высокие. И у меня тоже такие, хотя наш дом строили гораздо позже. А сейчас такие потолки вообще не делают. Вот вы зайдите ко мне и сами увидите, какие раньше были потолки.
«Старик сумасшедший, - решил я, - или… одинокий».
Зашёл. Поднялся по лестнице на второй этаж, отыскал указанную квартиру; старик мне отпер дверь и повёл в глубину жилья. Он передвигался с помощью костылей, очень медленно, и выражение его лица всё время искажала гримаса, оттого что каждый шаг давался ему нелегко. Мы добрались до комнаты, потом до окна. Именно у окна, как я понял, инвалид проводил большую часть времени: на широком подоконнике находилась тарелка с вареной картошкой, чашка с недопитым чаем; здесь же блестел объективом фотоаппарат, валялись фотографии.
Старик плюхнулся изнеможённо на стул и, отдышавшись, затянул утомительный разговор - на весь мой обеденный перерыв. Подарил на прощание фото, одно из тех, что валялись у него на подоконнике, - на всех тех снимках было одно и тоже: особняк.
Один посетитель меня огорошил недавно:
- А ведь особняка больше нет.
- Как нет? - я засомневался.
- А так; его хотели перестроить: внутри всё выломали, только наружные стены оставили; начали рыть котлован, стены туда и рухнули. Теперь ваше фото – история, хотя и не только ваше.
Он достал пачку фотокарточек и разложил веером на столе.
- Вот, узнаёте?
Это были снимки старика.
- Откуда же они у вас?
- Оттуда же откуда, наверное, и у вас. Он к себе зазывал? Фотографии предлагал? Вы взяли? Сколько?
- Одну, больше не предлагал.
- И мне тоже одну каждый раз давал. Вон сколько пришлось ходить.
- А зачем вам столько фотографий?
- Как зачем? - это же настоящие шедевры. Устрою выставку. Вы знаете, что Пиросмани никто за художника не считал, пока его картины в Париже не выставили? А знаете, сколько теперь за его работы дают?
- Не знаю, а что старик думает по этому поводу?
Собеседник вздохнул.
- Умер старик. Захожу на днях - тётка какая-то открыла, родственницей назвалась. Говорит, так и так – умер.
- От чего? – спросил я.
- Наверное, от старости. Или оттого, что особняк погиб, - ведь старик привык его видеть каждый день.
Я вспомнил, как вернулся с прогулки и стал разглядывать фотографию. Она мне понравилась. Было что-то трогательное в длинных тенях от закатного освещения, делающих портик здания загадочно-рельефным, в паре голубей, стремительно планирующих через пространство кадра, в удивлении на лице ребёнка, следящего из окна за их полетом, в отражении неба в стёклах окон верхних этажей. Вспомнились слова старика: «Из окна я вижу больше, чем вам кажется».
- А мне кажется, ему всегда небо хотелось увидеть, - сказал я.
- Не знаю, может быть, - согласился знаток Пиросмани. - Теперь из его окна такой классный вид на Москву открывается, и простора, простора столько... Так вы у него только раз были?
Здравтвуйте, Сергей!
Какой у вас все-таки открытый, добрый и удивительно зоркий взгляд на мир.
А "из окна" действительно порой видно больше чем... важно даже не "как" смотреть, а именно "чем" смотреть.
leo_il
ср, 14/11/2007 - 07:33
Спасибо, Елена, за понимание и лестный отзыв!
Ведь можно прочитать «как», а можно прочитать «чем», и Вам это дано - видно и по Вашим произведениям.
С благодарностью, Сергей
Сергей Фофанов
ср, 14/11/2007 - 11:25
Шикарно написано, чувствуется тонкое понимание и художественное воспрятие Автором обычной рутинной жизни. Браво!
Marinero
чт, 02/09/2010 - 13:08
Кланяюсь!
Кланяюсь
Кланяюс
Кланяю
Кланя
Клан
Кла
Кл
К
!
С благодарностью Ваш
Сергей Фофанов
чт, 02/09/2010 - 16:25
Интересный ответ... мне понравилось!
Marinero
чт, 02/09/2010 - 16:37