ЭКЗАМЕН. (Глава из «НАЧАЛА)
НАЧАЛО
Глава 6. ЭКЗАМЕН
В университете Милу ждал Ося с букетом фиалок и… двумя билетами на самолёт до Хабаровска. Они с Милой проучились пять лет в одной группе, но на госэкзамены группу поделили на два потока, сдававшие экзамен в разные дни, и Мила сдавала в первый день, а Ося – во второй. Сегодня он просто пришёл поддержать однокурсников, а билеты в Хабаровск купил потому, что его двоюродный брат пригласил его на свадьбу.
«Мила, у меня же никого нет, кроме тебя, поезжай со мной», - попросил Ося, протягивая Миле фиалки, и в этот момент ей очень хотелось верить в то, что они поедут на Дальний Восток и там останутся навсегда, у них начнётся новая замечательная жизнь, и Мила будет счастлива с Осей.
Вслух Мила произнесла: «Что, до конца жизни так и пробудем на краю света? Шучу, конечно, спасибо, я подумаю. Вот только экзамен сдам, держи за меня кулачки».
* * *
Экзамены всегда вызывали у Милы огромный стресс перед и, чаще всего, - удовлетворение после. На этот раз всё было так же, как обычно, с той только, конечно, разницей, что сдавали в самой большой аудитории и в присутствии комиссии, состоящей из представителей нескольких кафедр. Но атмосфера не была напряжённой. К Миле профессоры отнеслись благосклонно и оценили её знания на твёрдую «четвёрку».
Выйдя из аудитории и не увидев в коридоре Осю, Мила не стала его искать, а поехала домой. Весь вечер звонил телефон, – знакомые интересовались Милиными успехами. А ночью позвонил Тиль, долго извинялся, что так поздно, но он – на ночном дежурстве, очень долго не мог дозвониться и так нервничал, что даже сломал себе палец о телефонный диск.
Уже лёжа в постели и перебирая в памяти картинки произошедшего за день, Мила вспомнила слова, сказанные её научным руководителем, который утверждал, что «экзамены сдаёшь всю жизнь – только сдал один и кажется, что самое страшное позади, как грядёт новое испытание. И так до смерти». Кроме глубокого смысла, эти слова имели сейчас для Милы весьма конкретное значение: она должна была приступать к перепечатыванию дипломной работы набело, то есть отдыхать, действительно, было некогда.
Процесс переписывания дипломной работы доставлял Миле определённое удовольствие. Сев за неё с раннего утра, она сходу переписала вступление, а в течение следующего дня написала всю первую главу. Кроме удовольствия от процесса, Мила ощущала желание поскорее закончить работу: она не любила растягивать дела надолго и писала почти без передышки.
Тридцатого апреля была Пасха, папа предложил Миле устроить день отдыха и пригласил её в кино на фильм «Дантон» о Великой французской революции с Жераром Депардье в главной роли. Перед сеансом выступил известный кинокритик Скуратовский и рассказал, что в начале восьмидесятых, когда фильм вышел на экран, он был расценен, как фильм ярко выраженной антисоциалистической направленности. А потом процитировал Лифшица: «Каждая революция представляет собой период, во время которого правители понимают, что они злоупотребляют своей властью, а народ понимает, что лучше терпеть злоупотребления властей, чем революцию». Так именно и было показано в фильме: огромные очереди за хлебом, террор, захлестнувший и людей, и саму революцию… Фильм, однако, не произвёл особого впечатления, и только диалоги Робеспьера с Дантоном показались Миле интересными.
После фильма папа повёл Милу в кафешку, где, как обычно было много иностранцев. Мила с папой пили за стойкой кофе и апельсиновый сок, ели клюкву в сахаре. Невысокий блондин, попивающий коктейль, вдруг улыбнулся и спросил: «Итальяно?» - «Си», - непроизвольно ответил Милин папа.
Вечером Мила начала печатать вторую главу и незаметно для себя просидела до трёх часов ночи, а весь следующий день продолжала работать практически без перерыва и закончила её. В течение последующих нескольких дней она переписала всю работу и осталась ею вполне довольна. Нужно было только привести в порядок библиографию, оформить работу как следует, и после майских праздников можно было сдать её на кафедру.
* * *
Первого мая был салют, и Ося позвонил с предложением «провести праздничный вечер у него на балконе». Мила решила, что заслужила развлечение, и согласилась.
Они не обсуждали ни прошедший экзамен, ни свадьбу в Хабаровске, а просто смотрели на салют, пили кофе и вино, курили и болтали о всякой чепухе. Мила призналась, что чувствует особую прелесть в том, что можно вот так, запросто, прийти в холостяцкую квартиру, не ожидая никаких последствий. А Ося заметил, что их встречи становятся всё менее обязательными и от этого он чувствует себя неловко. Мила должна была успеть домой до закрытия метро и попросила Осю не провожать её сегодня. Он вышел вместе с ней на лестничную клетку, вызвал лифт и скороговоркой сказал:
– Мы ещё обязательно с тобой встретимся, и я верну все предметы, связанные с тобой.
– Ты, наверное, думаешь, что мне легко принимать решения, – немного невпопад ответила Мила.
– Последнее время я думал совсем о другом…
– Ну что ж, сегодня был приятный прощальный вечер, - подытожила Мила и шагнула в кабину лифта.