НЕБОЛЬШОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВОБОДЫ.
«Свобода – это возможность сказать, что дважды два – четыре».
Д.Оруэлл.
Различные религии и философские учения определяют свободу по- разному. Так, в индуизме свобода заключается в освобождении от сансары.
У Платона свобода – это равенство: власть лишена семьи и имущества, народ имеет и то и другое, но лишён власти.
У Аристотеля – «полития», самоуправление народа.
В философии киников – свобода от людей и вещей.
В философии киренаиков – свобода от зависти и суеверий.
В философии стоиков – свобода от отрицательных переживаний.
У Эпикура – свобода от страха смерти и страха перед богами.
В христианстве – свобода воли; свобода от власти зла как добровольное рабство Богу.
В философии Возрождения – гуманизм.
У Ф.Бэкона – освобождение от труда («Новая Атлантида»).
У К.Маркса - освобождение труда.
У Т.Гоббса – свобода человека в государстве от власти собственных агрессивных наклонностей.
У Д.Локка – естественное состояние человека.
У Б.Спинозы – осознанная необходимость.
У Гегеля – критерий исторического прогресса.
У М.Бакунина – созидание посредством разрушения.
У Н.Бердяева – субстанция мира.
В философии Шопенгауэра – незаинтересованное созерцание.
В философии Ницше – свобода не «от», а «для».
В философии Д.Джентиле – растворение личности в государстве. (ср. у Руссо – «общественная воля»)
У Муссолини – свобода это не право, а завоевание, не уравнение, а привилегия.
В экзистенциализме – преодоление абсурда через его принятие.
Для того, чтобы придать своей жизни смысл, человек создаёт веру, но утрачивает свободу. Исторически сложились следующие виды веры:
1). Вера в богов (Бога).
2). Вера в то, что богов нет, т.е. атеизм, вера в саморазвитие природы.
3). Вера в науку. В основе науки лежат конвенции, т.е. замаскированные соглашения мыслить так, а не иначе. Подобно другим видам веры, научная картина мира не является истинной или ложной – она удобна. Поскольку любые истины представляют собой удобные фикции.
Что касается свободы, то она состоит в абсолютном уничтожении иллюзий. «Свободен лишь тот, кто утратил всё, ради чего стоит жить». (Ремарк). Неизвестно только – хорошо это или плохо.