ПОСЛЕДНЕЕ ИСКУШЕНИЕ РОЗАНОВА.
Искушение в пустыне. Христос удалился от мира и оставил мирские дела. Как до него поступали индийские архаты, а впоследствии - наиболее ортодоксальные христианские подвижники - "пещерные отцы", о которых писал пресвитер Руфин. Не нужно мира и его царств и не нужно вообще ничего, кроме другого царства, которое "не от мира сего". В Евангелиях ничего не говорится о пользе физического труда, напротив, Христос приказал рыбаку выбросить свою сеть и идти "ловить человеков".
Главным видовым свойством человека является его разум, который осознаёт и не приемлет животную составляющую человеческой природы. Большинство мировых религий представляют собой восстание Духа против вожделеющего, страдающего и умирающего тела. Экзистенциальное отчаяние человека - это отчаяние разума, вызванное необходимостью постоянно удовлетворять потребности тела, к которому он привязан.
"Иисус же сказал: "Есть скопцы, которые из чрева матернего родились тако; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть такие, которые сами сделали себя скопцами ради Царства Небесного. Кто может вместить это - да вместит". (Евангелие от Матфея, 19).
Русский философ Василий Розанов "не вместил". Он считал, что смысл жизни заключатся в мелких подробностях повседневного бытия, допустим, в увлечении нумизматикой. "Что делать?" - спросил нетерпеливый петербургский юноша. - Как что делать: если это лето - чистить ягоды и варить варенье; если зима - пить с этим вареньем чай" (Розанов). Однако в 1918 году любовно выстроенный розановский мирок "слинял" - закончились и варенье и чай, а пуд ржаной муки стал стоить 300 рублей. Перед тем. как умереть от голода, Розанов рассылал немногим желающим выпуски своего последнего произведения "Апокалипсис нашего времени" по цене 70 копеек за рукописную копию. В одной из статей этого сборника он рассуждал так: "Сказуемое - это еда, питьё, совокупление. Обо всём этом Иисус сказал, что грешно и что "дела плоти соблазняют нас". Но если бы не искушали, то человек и человечество умерли бы...Позвольте, что же за "слава Богу" если человек (человечество) умрут?"
Но ведь всё равно физически умрут - вопрос только заключается в том, как и когда. Да может быть и слава Богу, что умрут, не всё же загаживать Вселенную...Нет, не вместил евангельской мудрости страдавший от голода в нетопленной квартире сергиевопосадского священника Беляева Розанов.
Вадим, мне кажется, вовсе не о таком, доведенном до абсолюта отказе от "телесного" говорил Христос. И скопцы тут тоже не буквально поданы, а притчево ведь.
Розанов как-то примитивно подошел к тому, что Христос называл грешным. В этом смысле он, Розанов, и правда, "не вместил" :)
Это, знаете, как Лаван буквально понял да и первенца своего (обычай был, потом он историей про Авраама и Исаака был запрещен-осужден) замуровал в жертву и славу божию.
Бога опасно понимать буквально - от этого умирают, и не только телесно :)
Спасибо за мысли!
Джейка
вт, 23/01/2007 - 21:28
Русскому человеку вообще свойственно "доводить мысль до предела" - вспомните смерть Гоголя или "духовный налрыв" героев Достоевского...Благодарю вас за интересный комментарий.
Вадим Филатов
ср, 24/01/2007 - 12:47
Конечно, свойственно - по себе знаю! И, знаете, считаю это, при многочисленных трагических исходах, не недостатком нашим, а вовсе даже наоборот - потому что все "доведения до предела" мы "доводим" на себе (ну, в первую очередь). Это какой-то наш собственный способ познания мира :).
Джейка
ср, 24/01/2007 - 20:31