НЕБОЛЬШОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖАДНОСТИ.
В мировой литературной классике созданы многочисленные образы патологических скупцов - Шейлок у Шекспира, "Скупой" Мольера, "Гобсек" Бальзака и т.д. Ещё чаще такие образы встречаются в реальной жизни.
Когда происходит корпоративная вечеринка, иногда находится дама, которая внимательно следит, какие продукты остаются нетронутыми, чтобы потом всё это радостно унести домой. Если кто-нибудь по простоте душевной принимается кушать торт, уже мысленно предназначенный ею для домашнего употребления, это событие вызывает явное расстройство. Совсем как в том анекдоте, когда человек приходит в гости с тортом и с ним же уходит.
В небольшом городке я недавно пошёл лечить зубы и мне, не говоря худого слова, внезапно стали их сверлить "по живому". А потом врач удивился, почему я не предупредил о том, что мне нужен обезболивающий укол - ведь большинство пациентов из соображений экономии, оказываются, терпят.
В институте работал один мрачный преподаватель, который развивал бурную деятельность в период сессии, проводя интенсивный мониторинг среди студентов, какие предметы и у кого они затрудняются сдавать. Затем он собирал у них пакеты с продуктовыми наборами и обращался с соответствующими просьбами к нужным преподавателям, выдавая очередных разгильдяев за своих бесконечных родственников. Правда, иногда он всё-таки начинал копаться в продуктовом пакете, долго сопел и звенел там чем-то, пока, наконец, скрепя сердце, не вручал оттуда сиротливую баночку кофе.
Одним из самых прижимистых чудаков был офицер местной части, который уже вышел в отставку и уехал из города. К нему домой регулярно приходили сослуживцы поиграть в традиционный преферанс, причём он их так же регулярно обыгрывал. Однако перед их появлением, чтобы не проставлять угощение, он тщательно опустошал холодильник, убирая всё его содержимое под кровать в чемодан. Проиграв очередную энную сумму и проголодавшись, офицеры уныло заглядывали в холодильник и, увидев там вопиющую пустоту, произносили сакраментальную фразу - "так жить нельзя". Ещё этот человек был известен тем, что любил проехать на маршрутке и убежать не заплатив, благо, здесь платят при выходе. Некоторые разъярённые водители запомнили его и перестали сажать.
"Человек не есть то, что он есть, а он есть то, что он не есть" - говорил Сартр. Вот человек и стремится захватить и съесть как можно больше из того, что он не есть. Поэтому существуют жадность и мелочная жадность. Первая готова стратегически поступиться определёнными ценностями, для того, чтобы в перспективе получить шанс приобрести большее. Вторая часто является спутником нищеты и (или) старости, хотя, впрочем, совсем не обязательно. Чаще, это патологическое искажение сознания. Иногда человек и рад бы был скрыть свою постыдную слабость, но она проявляется помимо его воли.
Точно так же, как каждый вдох и выдох приближает человека к физической смерти, точно так же каждый новый приобретённый предмет неотвратимо приближает ужасный миг одиночества, которое разверзнется перед ним как бесконечная бездна.