2.21. Окончание служения Елисея
многих перемен, происшедших в Израильском царстве. Во время правления Азаила, царя Сирии, который, взойдя на престол, стал бичом для непокорного народа, над израильтянами не раз свершались суды Божьи. Предпринятые Ииуем строгие меры в проведении реформы окончились истреблением всего дома Ахава. В беспрерывных войнах с сирийцами Иохаз, преемник Ииуя, потерял ряд городов, расположенных на восточной стороне Иордана. Некоторое время даже казалось, что сирийцы вскоре станут полновластными хозяевами израильской земли. Но преобразования, начатые Илией и продолженные Елисеем, побудили многих искать Бога. Жертвенники Ваала были заброшены, и медленно, но властно в жизни тех, кто желал служить Богу всем сердцем, осуществлялись замыслы Божьи.
Из любви к заблудшему Израилю Бог допустил, чтобы сирийцы стали бичом Его народа. Сострадая падшим людям. Он призвал Ииуя, чтобы тот поразил нечестивую Иезавель и весь дом Ахава, Еще раз провидение помогло устранить священников Ваала и Астарты, их жертвенники были разрушены. Бог предвидел, что если людей ничто не будет искушать, многие оставят язычество и обратятся за помощью к Небу, и потому допустил, чтобы их постигли бедствия. Суды Божьи были не без милости, и, когда они осуществлялись. Господь устраивал так, чтобы они служили ко благу тем, кто научился призывать Его.
В то время, когда происходила борьба между добром и злом и сатана делал все возможное, чтобы довести до конца гибельные замыслы Ахава и Иезавели, Елисей продолжал свидетельствовать о Боге. Он встречал сопротивление, но никто не осмеливался противоречить его словам. Его уважали и почитали по всей стране. Многие приходили к нему за советом. Еще при жизни Иезавели Иорам, израильский царь, просил его наставлений, и однажды, когда он был в Дамаске, его посетили посланники Венадада, сирийского царя, который хотел узнать, грозит ли его заболевание смертью. В то время, как повсюду истина была извращена и большинство народа открыто восставало против Бога, Елисей всем давал верное свидетельство.
Бог никогда не оставлял Своего верного посланца. Однажды, когда сирийцы вторглись на израильскую землю, сирийский царь хотел убить Елисея за то, что тот открыл израильскому народу планы его врагов. Сирийский царь советовался со своими приближенными, говоря: "В таком-то и в таком-то месте я расположу свой стан". Этот план царя Бог открыл Елисею, который, в свою очередь, послал "к царю Израильскому сказать: берегись проходить сим местом, ибо там Сирияне залегли. И посылал царь Израильский на то место, о котором-говорил ему человек Божий и предостерегал его; и сберег себя там не раз и не два.
И встревожилось сердце царя Сирийского по сему случаю, и призвал он рабов своих, и сказал им: скажите мне, кто из наших в сношении с царем Израильским? И сказал один из слуг его: никто, господин мой царь; а Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей".
Тогда, решив избавиться от пророка, сирийский царь повелел: "пойдите, узнайте, где он; я пошлю и возьму его". Пророк в то время был в Дофаиме и царь, узнав это, "послал туда коней, и колесницы, много войска. И пришли ночью, и окружили город. Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони, и колесницы".
В ужасе слуга Елисея поспешил сообщить ему эти новости. "Увы! господин мой, - сказал он, - что нам делать?"
"Не бойся, - ответил Елисей, - потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними". Затем, чтобы его слуга убедился в этом, "молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, гора вся наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея". Между слугой Божьим и вооруженными врагами стояли небесные ангелы. В великой силе они сошли на землю не для того, чтобы погубить или требовать почести, но чтобы защитить и служить беззащитным и слабым детям Божьим.
Когда народ Божий попадет в трудное положение и кажется, что уже нет никакого выхода, только один Господь способен его защитить.
В то время как сирийское войско смело продвигалось вперед, не замечая невидимой небесной армии, "Елисей помолился Господу и сказал: порази их слепотою. И Он поразил их слепотою, по слову Елисея. И сказал им Елисей: это не та дорога и не тот город; идите за мною, я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете. И привел их в Самарию.
Когда они пришли в Самарию, Елисей сказал: Господи! открой глаза им, чтобы они видели. И открыл Господь глаза их, и увидели, что они в средине Самарии. И сказал царь Израильский Елисею, увидев их: не избить ли их, отец мой? И сказал он:
не убивай. Разве мечем твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему. И приготовил им большой обед, и они ели и пили. И отпустил их, и пошли к государю своему" (см. 4 Цар. 6).
После этого события сирийцы на некоторое время оставили в покое Израиль. Позднее, под энергичным руководством решительного царя Азаила сирийские войска окружили Самарию и осадили ее. Никогда еще израильтяне не были в таком тяжелом положении, как во время той осады. Действительно, дети несли наказание за грехи своих отцов и праотцов. Когда царь Израильский, устрашенный ужасами продолжительного голода, уже был готов предпринять отчаянные меры, Елисей предсказал, что на следующий день придет избавление.
На другой день перед восходом солнца "Господь сделал то, что стану Сирийскому послышался стук колесниц и ржание коней, шум войска большого", и они, охваченные страхом "встали, и побежали в сумерки", оставляя "шатры свои, и коней своих, и ослов своих, весь стан, как он был", с большим обилием съестных припасов. Они "побежали, спасая себя", не останавливаясь, пока не перешли Иордан.
В ту ночь, когда сирийцы обратились в бегство, четверо прокаженных, доведенных голодом до отчаяния, решили пойти в сирийский стан и сдаться врагу. Они надеялись на человеческое сочувствие и думали получить там хлеба. Каково же было их изумление, когда, добравшись до стана неприятеля, они не нашли там ни одного человека. Не задерживаемые никем, они "вошли в один шатер, и ели и пили, и взяли оттуда серебро, и золото, и одежды, и пошли и спрятали... И сказали друг другу: не так мы делаем. День сей день радостной вести. Если мы замедлим и будем дожидаться утреннего света, то падет на нас вина". Они поспешно вернулись в город с радостным известием.
Израильтянам досталась крупная добыча: провизии было так много, что были "две меры ячменя по сиклю и мера муки лучшей по сиклю", как за день до этого и предсказал Елисей. Еще раз перед всеми язычниками было возвеличено имя Божье, "по слову Господню", через Его пророка (см. 4 Цар. 7:5-16).
Так из года в год человек Божий продолжал свои труды, преданное служение сблизило его с народом и позволило стать мудрым советником царей. Идолопоклонство, которому люди предавались на протяжении многих лет, совершило свое губительное действие: на всем лежала мрачная тень богоотступничества. Но находились и такие, кто не преклонил колен перед Ваалом. Елисей многих обратил от язычества к служению истинному Богу. Эти доказательства Божественной милости особенно подбодряли Елисея, и с великим воодушевлением пророк продолжал работать, чтобы истина Божья достигла каждого искреннего сердца. Где бы он ни был, он везде старался проповедовать праведность.
С человеческой точки зрения духовное возрождение израильского народа казалось таким же нереальным, как оно и в настоящее время представляется слугам Божьим, которые трудятся в самых глухих уголках земли. Однако средством для провозглашения истины Господь выбрал церковь Христа. Он возложил на нее ответственность совершать особую работу, и если она останется верной Богу и будет исполнять Его заповеди, тогда она будет наделена Божественной силой. Если она останется верной своему призванию, то для нее не существует никаких преград. Враг будет таким же бессильным перед ней, как тростник перед бурей.
Если церковь облечется в одежды праведности Христа, разорвав узы с миром, для нее взойдет заря славного, светлого дня.
Бог призывает Своих праведных детей, доверяющих Ему, ободрять упавших духом и утративших веру. Обратитесь к Господу, пленники надежды! Ищите силы у Бога, живого Бога! Проявите свою непоколебимую смиренную веру в Его Силу и Его готовность спасать. Если мы с верой будем полагаться на Его могущество, тогда Он чудесным образом изменит самую безнадежную, пугающую ситуацию, проявляя тем самым Свою сущность.
Пока Елисей был в состоянии странствовать по всему Израильскому царству, он проявлял неослабевающий интерес к устроению пророческих школ. Бог повсюду был с ним рядом. Он подсказывал ему нужные слова и давал силу совершать чудеса. Однажды "сказали сыны пророков Елисею: вот, место, где мы живем при тебе, тесно для нас; пойдем к Иордану, и возьмем оттуда каждый по одному бревну, и сделаем себе там место для жительства" (4 Цар. 6:1,2). Елисей пошел с ними к Иордану, чтобы ободрять их, наставлять, а если понадобится - совершить чудо. "И когда один валил бревно, топор его упал в воду. И закричал он, и сказал: ах, господин мой! - а он взят был на подержание. И сказал человек Божий: где он упал? Он указал ему место. И отрубил он кусок дерева, и бросил туда, и всплыл топор. И сказал он: возьми себе. Он протянул руку свою и взял его" (стихи 5- 7).
Служение Елисея было настолько плодотворным, и он пользовался таким огромным влиянием, что, уже лежа на смертном одре, он сумел изменить убеждения молодого царя Иоаса - идолопоклонник, не имевший никакого почтения к Богу, признал в пророке отца Израиля, признал, что его присутствие среди народа в критическое время дороже, чем конница и колесницы. Писание говорит: "Елисей заболел болезнию, от которой потом и умер. И пришел к нему Иоас, царь Израильский, и плакал над ним, и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля п конница его!" (4 Цар. 13:14).
Для тех, кто страдал и нуждался в помощи, пророк был мудрым и сочувствующим отцом. И в данном случае он не отвернулся от нечестивого царя-юнца, который не был достоин своего положения, однако сильно нуждался в его совете. В Своем провидении Господь давал возможность царю искупить ошибки прошлого и укрепить его царство на принципах истины и справедливости. Сирийцы, занявшие к тому времени восточную территорию Иордана, должны были понести поражение. Еще раз Богу предстояло проявить Свое могущество в интересах заблудшего Израиля.
Умирающий пророк повелел царю взять "лук и стрелы". Иоас повиновался. Тогда пророк сказал ему: "Положи руку твою на лук. И положил он руку свою. И положил Елисей руки свои на руки царя, и сказал: отвори окно на восток" - по направлению городов, находящихся за Иорданом в руках сирийцев. Царь отворил решетчатое окно, и Елисей приказал ему выстрелить. Когда стрела полетела к цели, Елисей, находясь под влиянием Святого Духа, сказал: "Эта стрела избавления от Господа и стрела избавления против Сирии, и ты поразишь Сириян в Афеке в конец".
Затем пророк испытал веру царя. Повелев Иоасу взять стрелы, он сказал: "Бей по земле". Трижды ударил царь по земле и остановился. "Надобно было бы бить пять или шесть раз, - с отчаянием воскликнул пророк, - тогда ты побил бы Сириян совершенно, а теперь только три раза поразишь Сириян" (4Цар.13:15-19).
Все, кому Бог доверил ответственные посты, могут извлечь для себя отсюда урок. Когда Господь открывает путь для совершения определенной работы и обещает успех, избранный Им раб должен делать все, что только в его силах, чтобы добиться обещанного результата. Успех придет соответственно энтузиазму и настойчивости, с какой будет продвигаться работа. Совершить чудеса в интересах Своих детей Бог сможет только в том случае, если они неутомимо будут выполнять работу, которая требуется от них. Он призывает мужей, преданных Его делу, обладающих моральной силой, горячей любовью к людям и неистощимым рвением. Для таких вестников Евангелия не будет существовать невыполнимых задач, никакое положение не покажется им безнадежным. Они будут продолжать неустрашимо вести дело, пока кажущееся поражение не выльется в славную победу. Ни стены тюрьмы, ни мученический костер не заставят их отказаться от трудов во имя Бога для созидания Его царства.
После того, как Елисей дал этот совет и ободрил Иоаса, его жизнь оборвалась. Он, на кого в полной мере излился дух Илии, остался верен до конца своему призванию. Он никогда не колебался, никогда не терял веры в силу Всемогущего. Всякий раз, когда перед ним, казалось, закрывались все пути, он продолжал с верой идти вперед, и Бог вознаграждал его доверие и указывал ему дорогу.
Елисею не было дано последовать за своим господином в огненной колеснице. Господь допустил, чтобы продолжительная болезнь надолго приковала его к постели. В течение томительных часов страдания и бессилия его вера, как и прежде, покоилась на обетованиях Божьих, и он всегда видел вокруг себя небесных посланцев утешения и мира. Когда-то на вершинах Дофаима он видел небесное воинство, огненные колесницы Израиля и всадников, охраняющих его; и теперь он чувствовал присутствие ангелов-защитников. В течение всей своей жизни он сохранил непоколебимую веру и, чем дальше продвигался в познании Божественного провидения и Его милосердия, тем больше полагался на Бога, и когда смерть позвала его, он был готов отдохнуть от своих трудов.
"Дорога в очах Господних смерть святых Его" (Пс. 115:6). "Праведный и при смерти своей имеет надежду" (Притч. 14:32). С полной уверенностью Елисей мог сказать вместе с псалмопевцем: "Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня" (Пс. 48:16). С радостью он мог засвидетельствовать: "А я знаю. Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию" (Иов 19:25), "А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим" (Пс. 16:15).