ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ
Сергей Щепин-Ростовский
Щепинские рассказы, или Яшкины были.
= ПРЕДКИ =
- быль -
Святая Русь ! стекают слёзы,
По стенам Храмов и церквей,
И закопчённые иконы
Глядят на мир,сквозь свет свечей.
О Русь ! истерзанная кровью,
Вдохни надежду в души тех,
Кто так боролся за Свободу,
За светлый лик твоих церквей...
(князь Щепин-Ростовский Д.А. июль.1826 года. П.К.)
отрывок из стихотворения " Святая Русь"...
Дорога от Москвы к Ростову Великому,вяло тянулась серо-чёрной лентой, совершенно безразличной к судьбам людей и истории нашего отечества. Городки, деревни и сёла мелькали за окном нескончаемыми рядками молчаливых свидетелей удивительного путешествия. Красный "Бид", или как его называют гаишники китайский БаД, весело и легко преодолевал километры долгого пути, и сказки о том, что это слабая и плохая машина, отметались вместе с этими лживыми легендами и пылью дороги. Две собаки-овчарки, Дези и Круз, как и маленькая девочка Катерина шести лет с парнем, её родным братом Александром, сидели на заднем сидении и с интересом смотрели в окна машины. Овчарки лишь изредко напоминали о себе тихим ворчанием, явно недовольные долгой дорогой и слепящими лучами жаркого весеннего солнца. Хозяин собак, молодой высокий парень, с усмешкой сдерживал их и старался, защищая их, уложить их на пол машины, чтобы хоть как-то облегчить им страдания и возможность дать отдохнуть сестрёнке от дыхания собак, которое было как из печки жарким, и это несмотря на открытые окна. Сидящие спереди водитель мужчина, грузный, седой и неопределённого возраста, по своему виду скорее отставной военный, почти всю дорогу молчал, лишь изредка поправляя уходящий иногда звук приёмника, слушая свои,любимые им песни на программе " Дорожное радио" что светится на FM 96.0, забывая на миг и о дороге, и о жарком солнце,детях и супруге, при этом не забывая внимательно следить за узкой дорогой. Рядом, на пассажирском сидении, в полудрёме от жары сидела высокая и статная, лицом истинной дворянки, молодая, пятидесяти летняя женщина, изредко отрывавшая полусонные глаза и вяло, с неохотой отвечая на вопросы сына или мужа, интересовавшиеся и тут же рассказывавшие историю семьи и родного города предков, Ростова Великого в который они везли редкие исторические документы связанные с историей города. На всеобщем собрании семьи они решили передать их в дар городу. Решение было спонтанное и яркое от идеи, так как по завещанию их предков, всякие документы, карты и планы городских стен и подвалов монастырей, церквей, в частности Храма Бориса и Глеба, многих княжьих тайников подземелий, никогда и не при каких обстоятельствах не должны кому либо передаваться, до восстановления независимого Княжества Ростовского. Один раз правда, один из князей Ростовских пытался судиться с романовыми после нарушения теми договора между Ростовом Великим и Москвой, когда немка Екатерина издала свой непозволительный указ, фактически неправомерный и противоречащий сему договору, один из многих пунктов, говорящий о том, что бывших владетелей Ростова Великого и их нисходящих потомков, имеющих право( прямо оговорённое в договоре) на почёт и великое уважение Князей Ростовских, как бывших владетелей и хозяев княжества, и при каждом их посещении-въезде в град своих предков, их обязаны были встречать духовенство и глава города , с великим колокольным звоном и почитанием. Немка, императрица и организатор убийства своего мужа, Екатерина, по счёту вторая, запретила этот древний обычай. Так уходящее в небытие власть и благородство дворян-природных князей, заменялось торгом и унижением русских дворян, иноземцами. Сам договор был принят на совещании всех князей ростовских, ещё в пятнадцатом веке, понимавших, что величие Русского государства во многом зависит от княжеского единения и подчинения их власти общей для Руси воле. Москва на тот период была хотя ещё и слаба, но вполне величественна в своих политических начинаниях и поступках, тем более, что все были единого рода, рода Рюрика Великого. Действовала восходящая сила нового государства хитро и умно, кого-то из владетелей княжеств подкупая, кого-то устраняя путём убийств и розни между кланами рода. Ростов же, сам и добровольно присоединился к Москве, а не продавая свою независимость, как писали новоявленные романовские историки, вот этот договор и везли наши попутчики..."Руку дающего, собаки не кусают..."
...Трудно быть Богом, если ты властитель, ибо честь и совесть часто спит в палатах и ты её скрываешь и прячешь в сердце, от бояр и народа, ибо он поймёт, что всё есть ложь. Справедливость для правителя ...плаха и верёвка пережимающая дыханье истины... Власть, есть солнце, которое не выбирает кого согреть в стужу, кто ты князь или смерд, одинаково грея и убийц и властителя, духовника и поражённого болезнью несчастного... Бытие определяет справедливость владыки и падшего...
Князь Александр Феодорович прозванный Щепа. 1440г. ( от него пошли Князья Щепины-Ростовские )
Ростов Великий встретил московских гостей бедными улицами, переулками и разбитыми дорогами, белоснежными Храмами Спасо-Яковлевского мужского монастыря и обилием паломников и граждан города. Подъехав к главной достопримечательности Ростова Великого, Кремлю, и оплатив вход в кремль, о чём путешественников предупредил плакатик-ценник (что их всех приятно удивило, для жителей города Ростова, вход бесплатный), и прошли к цели своего путешествия. Реставрируемый Ростовский Кремль и благолепие его башен и храмов,приятно поражало всех своим величием и очевидной древностью. Внутреннее убранство Кремля благостно и радостно удивляло своей чистотой и сохранностью сих древних реликвий. Путешественники, пройдя по территории и музеям решили определиться кому отдать приготовленные реликвии, и на выходе из музея спросили у кассиров об этом и с шуткой о том, что если приедут ростовские князья, но с пропиской другого города, пропустят ли их в кремль бесплатно. Ответ ошарашил: "...Нет они обязаны оплатить проход, так положено по инструкции!" И тут впервые возник вопрос, Ростов ли это Великий, или мелкие чиновьичьи угодья, некое подобие почитания истории и предков, как общие декорации любви к Отечеству? Как гости узнали, совсем недавно в Ростове Великом побывал Князь Лобанов-Ростовский с богатыми дарами для города...и,что с него тоже взяли плату за вход, ли нет? Постеснялись свою беспримерную жадность показать? Кассир, которому были показаны паспорта путешественников, видя и понимая полное наше недоумение, на этот вопрос не ответила, лишь только улыбнулась и вздохнула печально, понятно инструкции...
Путешественники, отойдя от стен Кремля, поспешили дальше, уже не о чём особо не спрашивая и не интересуясь. Всё всем стало ясно, когда придя в мужской Спасо-Яковлевский монастырь(вход пока бесплатный для прихожан и туристов) уже за вход на монастырские стены с входящих паломников брали деньги в ...церковной лавке, давая белую бумажку с указанием цены. Молча переглянувшись, наши знакомые ушли, так и не передав бесценные сокровища документов настоятелю монастыря(к нему просто не пропустили. Он отдыхал после трапезы.). Скорее ради справедливости, и слыша все эти разговоры, скажем, что путешественники причину встречи не указали. Посетив могилу Князя Ростовского, его супруги и их младенца Фёдора, что слева у самой стены, вошли в Храм помолиться и поставить свечи. Там проходила служба.
...Дорога до села Иваньково ( Иванково для семьи испокон века), последней вотчины князей Ростовских, заняла лишь час, хотя водитель был здесь ещё в далёкой юности с отцом, и с трудом припоминал, а скорее по внутреннему наитию, старую дорогу. Деревня Землево,как называют её сами жители, а не Землёво, как говорят ростовцы, встретила гостей теплом и красотой русской деревни, широкой, единственной улицей и удивительное дело полным своим безлюдьем. Лишь справа, копошились строители на постройке нового скромного дома, очевидно для москвичей, судя по номерам на белой машине, стоявшей тут же. Проехав почти всю деревню, они увидели стоявшего у деревенского дома с зелёной крышей, молодого крепкого мужчину, назвавшегося Владимиром, и спросили его о древнем селе Иванково и дороге к Храму. Тот только критически посмотрел на нового " китайца" и усмехнувшись сказал, что в принципе Храм в полутора километров от деревни, но проехать к нему на легковой машине туда просто ныне невозможно, да и грузовые автомобили давно забыли туда дорогу. Дороги нет,лишь одичалая трава в полях. Хозяин машины тихо,как-то болезненно рассмеялся:
"- Садись, показывай друг дорогу...". Подвинув собак, жена военного пенсионера пересела на заднее сидение, а местный "гид" Владимир, которого встретив в деревне попросили показать местный Храм, стал показывать дорогу. Последний деревенский дом, со щётками на заборе, вскоре остался позади и красно-перламутровый "Китаец" на первой скорости, почти на боку, от кривизны и наклона "дороги", вскоре въехал в заросли когда-то ведущей к кладбищу дороги.Машина, как горячим утюгом шлифовала траву,при этом она,когда проезжали, вновь поднималась словно матрёшка "неваляшка" Трава была, почти двухметрового роста и закрывала весь вид, но под воздействием движения машины ложилась юной девой под неё и её колёса, окутывая пылью семян или чего там ещё,очевидно пыльцой, капот и окна машины. Дышать стало трудно, пришлось включать кондиционер и в салоне посвежело на удивление быстро. По радио звучала песня " ПОГОНЯ", что подстёгивала у всех победное настроение. Удивлённый попутчик только охал от восхищения и явной наглости и бесшабашности чуда деда,и автомобиля "БиД", чувствуя в них силу характера отставника и боевого коня, словно они идут в бой и участники войны. Через десять минут машина начала греться рискуя закипеть, но очевидно такие нюансы для путешественников были не впервой и ловким движением руки была включена печка на все обороты... Температура восстановилась, а потом и вовсе начала падать, встав на положенной ей черте. А вскоре показалась и старая церковь "Во имя Иконы Казанской Божией Матери ", одинокая в своей величественной красоте Святости... и полной заброшенности. Хозяин рассказывал, что когда дед был здесь в юности, купола с крестами ещё были и даже покрытые кровлей. Далее, после поворота за леском налево, мелькнуло заросшее травою старое кладбище...
Слепни, рои тысяч мух облепили стёкла автомобиля. Смотреть на них было страшно, не то, что выходить из машины, но делать нечего, долг есть долг. Вылезали наши путешественники с опаской и осторожно, стараясь не запустить в автомобиль этих насекомых людоедов. Вид кладбища внушал опасения, что из-за трав, найти что либо будет не возможно.Владимир провёл попутчиков по нему в поисках их родных, главной приметой которых были кресты особой формы и посаженные две берёзки, ещё дедом у оврага пруда, но повезло, за трухлявым, обрушившимся деревянной оградой-забором, захоронение было найдено. Теперь они были огромными, старыми,но ещё очень мощными и с ярко зелёной, распустившейся уже листвой. После осмотра погоста, все прошли к Храму, пройдя чуть ли не в брод через истоки речушки-родничка и высокие дикие травы. Маленькая девчушка Катюшка, не боясь тонула в траве, но весело смеялась и играла с собаками, вырвавшихся наконец то на волю. По возможности она собирала полевые, невиданной ею доселе цветы. Храм предстал перед паломниками в полной разрухе. Володя уставший от хождений по зарослям трав, и кладбищу, распрощался со спутниками, а на их предложения оплаты, крайне обиделся и отказавшись ушёл в своё Землево. Дед, только ему видимым признакам уверенно шёл по Храму, отчаянно заросшему внутри травою и густыми зарослями кустов рябины. Печальные образа Ликов Святых, мрачно смотрели со стен Храма, без всякой надежды на успокоение этого грешного Мира. Церковные восковые свечи, поставленные нами и путешественниками на разрушенные стены и в пролёты окон, молча и горестно таяли в слезах, оплакивая горести Храма, смерть последнего батюшки Николая Золотарёва, и судьбы всех людей. Надписи бесовщины на стенах, оставленные новоявленными варварами ХХ века, были разными, как и года в них, видно грехи и бесовщина передаётся по наследству из поколения в поколение. Подойдя к месту старого алтаря, дед внимательно, словно вспоминая что-то, рассматривал камни стен, обветшалую местами штукатурку, и неожиданно ударил по отслоившейся древней штукатурке, как вдруг пред всеми показался золочёный вензель Щепиных-Ростовских, как явный исторический свидетель принадлежности к строительству Храма его рода, замурованный ещё в стены Храма в 1803 году, в год начала строительства, но оконченного и дважды освящённого только почти десятилетие спустя. На месте Храма, при строительстве, были найдены капища язычников и кости умерших, то ли христиан, то ли их предков, тогда власти так и не выяснили. Именно этим, как думается, объясняются и сроки возведения церкви. Фундамент Храма, крепко стоит на камнях привезённые по приказу князей на тридцати подводах с Валаама, как и горсти Святой Земли привезёнными князьями Щепиными-Ростовскими со Святой Земли в 1803 и 1806 годах. Ушедшее время прошлого, иногда заставляет людей одуматься и изменить свои порядки, правила и жизнь, во имя Бога, себя и подрастающего поколения, и посещение мест связанных с историей рода, отечества, может полностью изменить и отношение к религии и долгу. Происходит что-то такое, чего просто так объяснить невозможно, только сердце подскажет правильный путь в будущее... Могильная плита укрытая в двадцатые годы прошлого столетия, родными князя и освящённая службой Священно служителем отцом Николаем ( в миру Николаем Феодоровичем Золотарёвым), ещё тогда была вскоре найдена благодаря провидению, и возложена на место погребения с останками Князя Дмитрия Александровича, ( могила князей Щепиных-Ростовских, их пантеон, был весь разрушен и разграблен варварами ХХ века, а останки выброшены и осквернены. В 1920 и 1925 году они были перезахоронены родными князей.Могильный камень, изготовленный мастером каменщиком из Кинешмы В.Н. Ореховым, в граде Ростов Великий. Останки княжеские были перевезены, одни на погост села Ивакино, родовой вотчины первых Ростовских Князей...Другие в 1925 году, в Иванково захоронены. На могилу же Княгини Ольги Мироновны был поставлен простой чёрный камень со скромной надписью, чтобы не привлекать более вандалов). Здесь важно отметить, что останки семьи были брошены и раскиданы по погосту, при этом были собраны священником и родными, что в то время было чрезвычайно опасно, видимо по этой причине было всего три захоронения княжеской семьи. Одно в могилы Титовых ( родственников кн.Щепиных-Ростовских, по внебрачной дочери), вторые к родным Тарховским и третье захоронение в Ивакино. Точно определить, где захоронена сама княгиня Ольга Мироновна не представляется ныне возможным, из-за варварского надругательства над останками семьи, и останки, смешанные с другими, располагаются там же и вместе.
Все молча стояли на старом погосте смотря на разрушения и вырытые грабителями ямы, упавшие кресты и камни. А вот Камень семьи Романовых, рядом с которыми были захоронены и князья Щепины-Ростовские.Старик подумал в гневе,вспомнив слова деда:
Невольно терпим мы позор,
Когда погосты забываем
И Боги видят нас с небес
Нас от отсрочки избавляя...
В тридцатые годы гранитные камни разрушенного пантеона увезли трактористы в неизвестном направлении, и вполне возможно, что они являются фундаментом чьего-то дома или гаража. Всё в этом Мире имеет свою цену, люди, дома и совесть... И была ли совесть у трактористов разровнявших древний погост в пятидесятые годы прошлого столетия, и позже кладбище, могилы своих предков?
... Ночь проведённая у Храма необычна и порою страшна, как в этом случае. Костёр разведённый после захода солнца разгорался долго, дымя и тлея, словно не желая нашего присутствия. Среди ночи почти все заснули, только собаки бегали в округе и изредка подвывали, протяжно и дико. В окно деда постучали часа в три ночи. Как оказалось это был его сын Сашка, он глухо и дико смотрел на отца и тревожно показывал на Храм. Дед вышел зевая и прислушиваясь к словам сына, никак не понимая чего тот хочет. Юноша рассказал что с ним произошло. Он сидел у костра, когда раздались голоса и всхлипывания из церкви. Пройти туда он побоялся и разбудил отца, мать он не стал будить, так как у неё слабое сердце и волноваться ей нельзя. Холодный ветер, своим дуновением окончательно разбудил отца. Вместе они внимательно прислушались... но было тихо и они решили что это видение от задремавшего у костра сына. Так прошло около часа, и вдруг раздались явные и отчётливо различимые голоса и плачь женщины. С дедом, старым солдатом и не такое происходило. Взяв из машины фонарь он с сыном пошёл к Храму. Войдя через полуразрушенный вход колокольни они прошли к алтарю, по пути постоянно спотыкаясь о травы и куски разбитого кирпича. Было тихо, начинало рассветать и отблески уходящего месяца таяли в утреннем рассвете. Так ничего не найдя и не услышав, они решили вернуться, когда при выходе из алтарного помещения они услышали стоны и плачь, подойдя к приалтарному входу, и проверив всё, даже подпольное помещение, они наткнулись на крест , весь потемневший и позеленевший от времени. Как только дед взял его в руки, все видения и стоны прекратились... тут же. Образа Святых, как будто освещённые солнечным светом светились, как будто окрашенные и опылённые фосфором, из их глаз текли слёзы... Много позже, когда все уже были дома, рассказывая всё это, этот случай с ними, дед с начало крестился, пил стакан водки и лишь потом начинал свой рассказ об этом впервые виденном им в жизни случае, хотя на войне в Афганистане видел случаи и пострашнее и необычнее этих видений... Из Храма, оба выходили удивлённые увиденным и поражённые естеством произошедшего, как будто, прошлое хотело вбить в их память прошлое и будущее их рода. Уже на выходе они увидели подбежавших к ним собак и разбуженную, очевидно ими супругу. Вскоре небо, только посветлевшее и голубевшее,потемнело и грянул гром, такой силы, какой бывает понятен кто пережил грозу в горах. Пошёл дождь, с начало мелкий, но через минут двадцать перешедший в страшный ливень. Делать было нечего и путешественники решили трогаться в путь, иначе поле размокнет и машина увязнет в размокшей дорожке. Накрыв размокший костёр старым железом, очевидно оставшегося от перекрытия храма, и убрав все вещи в багажник машины, дед, стараясь ехать по колее, помчал машину к деревне, стараясь быстрее выехать из ловушки крутых поворотов. Неожиданно машину развернуло, пробило колесо. Выйдя из машины все стали помогать отцу сменить пробитое чем-то колесо, не понимая чем можно пробить его в земле и траве. Дождь продолжался и казалось стал сильнее. Подняв на домкрате машину, и сняв спущенное колесо, хозяин увидел торчащий кусок железа в форме пломбира в стаканчике. Подложив доску и поставив колесо, дед отъехал и вернулся к торчащей фигуре железа. Дёрнув его раз, другой, и поняв что потребуется лопатка, он вынув её из багажника пару раз копнул и вынул железный крест, невероятно тяжёлый и громоздкий, его острый с одной стороны край и пробил колесо. Как крест оказался здесь среди поля и трав можно только догадываться, очевидно этот крест был из Храма. Скорее всего, его когда сбили с церкви, решено было приспособить кем то в хозяйстве или на тракторной мастерской нуждались в железке и поволокли к деревне, но, или потеряли, или плюнули на это дело и бросили тяжесть при первой возможности. Так и остался Крест в поле... Машина рванула с места, натужно гудя и проваливаясь в образовавшиеся невидимые ямы и вязкую колею, совершенно размякшую и казалось совершенно непроходимую. Надо отдать должное "китайцу", он совершенно спокойно, правда с надрывом рожавшей женщины, преодолел поле и крутой подъём оврага, выехав к дому с щётками на заборе. Останавливаться не было нужды и все продолжили путь к дому, через Ростов Великий и далее в столицу, до которой было 250 км. Дорога домой заняла гораздо меньше времени и труда, хотя дождь всё так же лил как из ведра ещё часа два. Радио молчало, как и уставшие люди, то ли от произошедших событий, то ли от смертельной усталости так неожиданно навалившейся на них... В следующий приезд, уже самого деда, была проведена служба на месте Храма и на погосте...
История не имеет сослагательного наклонения, а жаль...
фото: Княгини Щепиной-Ростовской Ольги. 1999год.