Смерть юной блогерши
С большой трибуны могу заявить о своей твердой вере, что Земля плоская, снизу ее поддерживают своими боевыми рубками три атомные подводные лодки, бороздящие моря-океаны. Я - могу, а мой литературный герой - нет, читатель эту гипотезу не забудет, ожидая развязки. Так и становятся книжные герои умнее своих создателей, которые по ночам едят трюфели.
Размышляю. Зачем я связался в романе, который пишу уже 100 лет, с буржуазной тематикой и ослабил свою политическую бдительность? Любовь-морковь, поиск смысла жизни, красотки и секс. Инферно, перно и Палермо. Париж и нагота пейзажа.
Есть же вечные темы: как обустроить Россию, дураки и дороги, верность идеалам партии. Тоскливое прошлое в рабстве у эксплуататоров, радостное настоящее строителя коммунизма, светлое будущее детей и внуков.
Поэма советского поэта Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки» написана в 1932 году. Впервые опубликована в журнале «Красная новь» в 1932 году к 15-летней годовщине Октябрьской революции. В основе сюжета лежит реальный факт — смерть 13-летней Вали Дыко, - дочери хозяина дома, - где жил поэт Багрицкий в Кунцеве.
«Смерть пионерки» — единственное произведение из всего творчества Эдуарда Багрицкого, что вошло в обязательную школьную программу по русской литературе в Советском Союзе.
Это произведение как никогда отображает срез дня сегодняшнего.
Сюжет произведения.
Девочка-пионерка Валя медленно, но верно умирает от скарлатины в больнице.
Валя, Валентина,
Что с тобой теперь?
Белая палата,
Крашеная дверь.
Тоньше паутины
Из-под кожи щек
Тлеет скарлатины
Смертный огонек.
Около неё сидит мать, которая пытается уговорить её держаться, и приносит ей крестильный крест. Но мать, рассказывая дочке, как плохо сейчас без неё дома и делясь мечтами о её будущем, говорит об этом, в простодушности своей, исключительно в материальном аспекте.
Все хозяйство брошено,
Не поправишь враз,
Грязь не по-хорошему
В горницах у нас.
Куры не закрыты,
Свиньи без корыта;
И мычит корова
С голоду сердито.
Материнские мечты о будущем Вали — хорошее приданое и удачное замужество.
— Я ль не собирала
Для тебя добро?
Шелковые платья,
Мех да серебро,
Я ли не копила,
Ночи не спала,
Все коров доила,
Птицу стерегла,-
Чтоб было приданое,
Крепкое, недраное,
Чтоб фата к лицу —
Как пойдешь к венцу!
Подобные разговоры о материальных вещах и о возможном будущем замужестве не могут ни увлечь умирающую девочку, ни, тем более, придать ей волю к жизни; у неё совсем другие мысли. Не может дать последней надежды ей и крест.
А внизу, склоненная
Изнывает мать:
Детские ладони
Ей не целовать.
Духотой спаленных
Губ не освежить —
Валентине больше
Не придется жить.
Ей чудятся в подступающих грозовых облаках марширующие пионерские отряды, а в громах — звуки горнов; грезится поднятое на возвышенности красное знамя.
Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.
Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.
Возникай содружество
Ворона с бойцом —
Укрепляйся, мужество,
Сталью и свинцом.
Последним движением руки отдав салют, она умирает одновременно с окончанием грозы.
Тихо подымается,
Призрачно-легка,
Над больничной койкой
Детская рука.
«Я всегда готова!» —
Слышится окрест.
На плетеный коврик
Упадает крест.
И потом бессильная
Валится рука
В пухлые подушки,
В мякоть тюфяка.
Я бы тоже мог написать повесть "Смерть юной блогерши".
В ней раскрыть тему Роскомнадзора, санкций против строительства путепровода "Северный поток-2" и нового ядерного щита нашей родины. Текст вышел бы актуальным, злободневным и своевременным. Книжку расхватывали бы как горячие пирожки. Да, вспомнил... в повести блогерша умирает в полевом госпитале от КОВИД со смартфоном в руках. Репосты ее последнего предсмертного сэлфи достигают числа 100 млн.
P.S.
Чтобы добиться успеха, нужен определённый баланс между целями и надеждами. Чем грандиознее цели, тем больше надежды потребуется, чтобы преодолеть сложные периоды.
Однако здесь необходимо выдерживать хрупкое равновесие: ведь за какой-то чертой цели станут нереалистичными, а надежды – ложными.