Льюис Кэрролл-2: На острие ножа с Алисой
Через всю жизнь Чарлза Доджсона проходит история отношений с Алисой Лидделл.
Алиса Лидделл (Alice Pleasance Liddell; 4 мая 1852 - 15 ноября 1934) родилась в Вестминстере (Westminster; Лондон) и была четвёртым ребёнком Генри Лидделла, филолога-классика и соавтора греческо-английского словаря «Лидделл-Скотт» (Greek english Lexicon Liddell & Scott, 1819), фолианта в 1705 страниц.
После рождения Алисы её отец, который до этого был директором Школы Уэстминстер (Westminster School в одном из исторических районов City of Westminster Большого Лондона; Greater London), был назначен на пост декана колледжа Крайст-Черч Оксфордского университета, и в 1856 году семейство Лидделл переехало в Оксфорд, где с ней и ее сестрами 25 апреля 1856 года познакомился Чарлз Доджсон.
У Алисы были два старших брата:
- Эдвард Гарри и Джеймс Артур Чарлз, которые в один год умерли от скарлатины;
- старшая сестра Лорина Шарлотта;
- шесть младших братьев и сестёр, включая младшую сестру Эдит, с которой она была очень близка.
Отрочество и юность Алисы совпали с расцветом творчества прерафаэлитов (Pre-Raphaelites) - предшественников модерна в искусстве. Девочка была вхожа в их круг.
У ее отца учились многие художники, он был другом королевской семьи. Алиса занималась рисованием, уроки живописи ей давал английский писатель и художник Джон Рёскин (John Ruskin; 1819-1900), когда-то бывший студентом ректора Лидделла.
Рёскин находил у Алисы большие способности, она сделала несколько копий его картин, а также картин его друга, британского живописца, предтечи французских импрессионистов Уильяма Тёрнера (Joseph Mallord William Turner; 1775-1851).
В своих мемуарах Praeterita (написаны и не закончены, 1886-1900) Джон Рёскин пишет:
«Все это кажется теперь сном. Да, Алиса была, конечно, необычайно привлекательной девочкой».
Как писатель и фотограф мистер Доджсон задержал свой взгляд на Алисе вовсе не случайно.
В период между публикацией «Алисы в Стране чудес» и пришедшем успехе книги, Доджсон начинает посещать кружок прерафаэлитов. Там он впервые в 1857 году встретился и стал другом Джону Рёскину, к тому времени оформившему в логичную систему идеи прерафаэлитов о искусстве.
Доджсон завязывает тесные отношения с английским поэтом и художником Данте Габриэлем Россетти и его семьей (Dante Gabriel Rossetti; 1828-1882).
Знакомится с Уильямом Хантом (William Holman Hunt; 1827-1910), английским живописцем и одним из основателей «Братства прерафаэлитов» (The Pre-Raphaelite Brotherhood; 1848-1853), секретного общества, находившегося в оппозиции к официальным художественным течениям Англии.
Прерафаэлиты отказались от академических принципов работы и считали, что картины необходимо писать с натуры. «Кабинетной» живописи они предпочли рисование на природе или естественных интерьерах, и выбирали в качестве натурщиков друзей или родственников.
Они изменили отношения художника и модели; сделали их равноправными партнерами при создании картин. Изменился статус натурщиков, теперь проститутка могла позировать для портрета благородной леди.
Россетти мог рисовать королеву с продавщицы, богиню - с дочери конюха. Его любовница Фанни Корнфорт (Fanny Cornforth, 1835-1906) позировала ему для нескольких полотен, одно из них - «Леди Лилит» (Lady Lilith; 1868).
Чарлз Доджсон познакомился с Джоном Эвереттой Милле (John Everett Millais; 1829-1896). Натуралистичная картина Милле «Христос в родительском доме» (ChristIn The House Of His Parents; 1850) вызвала негодование общественности.
В ней традиционную библейскую сцену художник изобразил как картинку из реальной жизни. Фигуру плотника и всю обстановку комнаты Милле писал в настоящей плотницкой мастерской, а голову плотника - со своего отца.
Многие зрители были в шоке, насколько в этом полотне отсутствует привычное понятие «красивого». Королева Виктория истребовала привезти картину для личного ознакомления.
Английский писатель Чарлз Диккенс (Charles John Huffam Dickens; 1812-1870) в своём периодическом журнале «Домашнее чтение» (Household Words) назвал картину «низкой, гнусной, омерзительной и отталкивающей».
Малолетней Алисе Лидделл было чему поучиться у своих старших товарищей по тайному обществу прерафаэлитов!
В 1856 году здоровье ректора Лидделла пошатнулось и врачи отправили его на зиму на остров Мадейра (порт. Ilhada Madeira; у северо-западного побережья Африки); миссис Лидделл поехала вместе с ним.
На следующий день после их отъезда Чарлз навестил их детей и остался «обедать в детской». К этому времени он был близким другом младших Лидделлов и завоевал симпатию их гувернантки.
Весной и летом 1858 года Доджсон часто фотографировал Гарри и девочек Лидделл. Он завел журнал и стал нумеровать свои фотографии.
Портрет Алисы в костюме нищенки (номером 354) сделан летом 1858 года, Алисе было шесть лет. Тогда же он снял Алису сидящей на стуле (номер 355). Об этом портрете Эдвард Уэйклинг, издатель дневников Доджсона, отзывался так: «...необычный и удивительный профиль».
Весной 1860 года Чарлз снова фотографировал дочерей ректора: спящая Алиса; Лорина в китайском наряде; Алина и Лорина в китайских костюмах; Эдит на софе; Лорина с гавайской гитарой в руках; групповой портрет: Алиса Донкин, Сара Экленд и Лорина Лидделл.
В апреле 1862 года гувернартка Лидделлов увезла девочек погостить у бабушки в Карлтон Кингз (Carlton Kings) неподалеку от города-курорта Челтнема (Cheltenham; графство Gloucestershire). Девочки с позволения бабушки пригласили в письме Доджсона приехать к ним.
Чарлз, который собирался в эти края навестить родных, приехал в Челтнем, остановился в гостинице и каждый день проводил время с сестрами Лидделл. В Оксфорд они вернулись вместе.
Чарлз Доджсон относился к Алисе Лидделл как влюбленный. Известно, что миссис Лидделл чувствовала необычное внимание Кэрролла к ее дочери и всячески старалась положить этой дружбе конец.
REM: В то время в Англии совершеннолетие (theageofconsent) для девушек официально наступало в 12 лет, позже возраст его достижения изменили на 14 лет и лишь в XX веке - на 16.
В XVI веке североамериканские колонии Новой Англии восприняли британскую норму, определяющую «возраст согласия» в десять лет, и эта норма оставалась законодательно закреплена в тридцати семи штатах до второй половины XIX века. В штате Делавэр возраст снизили до семи лет.
Среди других штатов, существовавших в 80-х годах XIX века, лишь в девяти было принято решение повысить этот возраст до двенадцати лет.
В эпоху Просвещения во Франции «возраст согласия» составлял одиннадцать лет и был повышен до тринадцати только в 1863 году.
К концу XIX века другие европейские государства, например Португалия, Швейцария, Испания и Дания, также установили барьер на уровне тринадцати лет.
Сейчас Испания осталась единственной европейской страной, сохранившей этот «возраст согласия» в тринадцать лет.
В 20-х годах XX века в Чили «возраст согласия» составлял двадцать лет, сейчас – шестнадцать. Сто лет назад в Италии «возрастом согласия» были шестнадцать лет, сейчас – четырнадцать.
Сегодняшний «возраст согласия» - это таблица случайных чисел от 13 до 21: тринадцать – в Аргентине, восемнадцать – в Турции, шестнадцать – в Канаде, двенадцать – в Мексике, двадцать – в Тунисе, шестнадцать – в Западной Австралии, пятнадцать – в Швеции, и так далее.
Историк Стивен Робертсон отметил, что «сейчас, более восьми столетий спустя после появления первого писаного закона о «возрасте согласия», единственной константой остается отсутствие логики».
28 октября 1862 года Чарлз записал в дневнике:
«Посетил миссис Лидделл, чтобы получить ее согласие относительно сеанса для художника, который должен раскрасить мои фотографии детей: это необходимо для достижения сходства. Однако она просто не ответила на мой вопрос (после истории с лордом Ньюри я у нее в немилости)».
Виконта Ньюри,18-летнего Чарлза Фрэнсиса Нидэма, студента-аристократа, несколько раз принимали в доме ректора, миссис Лидделл ему благоволила в надежде, что он обратит внимание на ее дочерей. Ньюри намеревался дать бал в Крайст-Черч, что противоречило уставу колледжа.
Ректор Лидделл не возражал против нарушения правил, но члены колледжа выступили против столь явного фаворитизма. Среди них был и Доджсон, без обиняков высказавший свое мнение. В результате от бала пришлось отказаться. Миссис Лидделл этого не простила Доджсону, хотя сам Ньюри обиды на него не держал.
13 ноября 1862 года Доджсон случайно встретил Ину, Алису и Эдит во дворе колледжа и они, как прежде, «весело поболтали». Чарлз отметил в дневнике, что это «редкость в последнее время».
Девочки обрадовались встрече с «мистером Доджсоном» и убедили миссис Лидделл сменить гнев на милость и разрешить им снова с ним видеться. Она смягчилась, но прежняя дружба дала трещину.
В марте 1863 года Чарлз позаимствовал у Лидделлов зоологический атлас, чтобы рисовать животных для своей сказки о «Приключениях Алисы под землей». Вместе со своим младшим братом Эдвином он повел Алису любоваться на иллюминацию, устроенную по случаю бракосочетания принца Уэльского (Prince of Wales).
Спустя несколько дней он взял девочек на прогулку и бегал наперегонки с Иной, которой уже исполнилось 14 лет. В дневнике он отметил, что старшая из сестер Лидделл «стала очень высокой».
Для ректора Лидделла и его супруги весна 1863 года оказалась тяжелой, в мае умер их новорожденный сын. Тогда же вандалы изуродовали их сад. В эти мрачные дни Доджсон проводил с их детьми немало времени: помогал им делать уроки, водил на цирковые представления, которые сам очень любил, и всячески развлекал.
23 июня 1863 Кэрролл вместе с семейством Лидделл и их друзьями отправился на прогулку, по завершении которой миссис Лидделл, к его удивлению, попросила его вернуться с детьми поездом, чему он весьма обрадовался.
Внезапный разрыв с семьей Лидделл произошел в конце июня 1863 года. 27 июня Кэрролл сделал запись в дневнике:
«Написал миссис Лидделл, предлагая ей либо прислать детей фотографироваться, либо...»
Фраза не закончена. Слово «либо» кем-то вычеркнуто, а следующая страница вырезана ножницами. Листки из его дневника за 27-29 июня 1863 после его смерти уничтожены его племянницами.
Считается, что Лидделлы перестали общаться с ним из-за Алисы. Ее матери претило чрезмерное внимание Доджсона, которое тот оказывал ее 11-летней дочери. Есть мнение, что Лорина, старшая сестра Алисы, в свою очередь стала выказывать слишком заинтересованное расположение к Доджсону.
По косвенным потверждениям, мистер Доджсон обращался к родителям 11-летней Алисы с просьбой её руки. После июньского события, покрытого тайной, Доджсон избегал посещать Лидделлов в течение полугода, нанеся визит лишь в декабре 1863. Однако прежняя близость с семьей восстановлена не была, дружба сошла на нет.
Доджсон видел иногда сестер Лидделл. 5 декабря 1863 года он отметил в дневнике, что встретил миссис Лидделл с детьми на любительском спектакле, но «не подошел к ним, как делал это весь семестр». Через две недели, будучи приглашен в ректорскую резиденцию, он высчитал, что не общался со своими юными приятельницами полгода.
Джон Рёскин в своей автобиографии Praeterita пишет, что сестры Лорина и Алиса продолжали поддерживать отношения с Доджсоном вне круга семьи.
Летом 1864 года миссис Лидделл объявила, что не позволит более девочкам отправляться с ним на лодочные прогулки. Лорине в это время было уже 15 лет, Алисе - 12, а Эдит - 10. Самая младшая сестра Рода была еще совсем малышкой.
Позже она запретила любые прогулки и встречи дочерей с Доджсоном и уничтожила все его письма к Алисе.
На успех вышедшей в 1865 году «Алисы в Стране чудес» семейство Лидделл никак не отреагировало. Среди писем, полученных Кэрроллом и тщательно им зарегистрированных, нет ни одного от Лидделлов.
Несмотря на то, что он послал всем трем участницам июльской прогулки по экземпляру своей сказки, и они должны были бы ответить ему, как полагается, благодарственным письмом или письмами, хотя и жили поблизости. Нет слов благодарности и от их родителей. В дневнике Доджсона мы не находим ни слова об ответах на его подарки.
Редкие последующие встречи Алисы и Доджсона уже не были такими непринужденными и радостными. В своем дневнике он отметил, что девочка очень изменилась, причем не в лучшую сторону. Причиной ее перемены он считал вхождение в подростковый возраст.
По существующей традиции ректор Лидделл время от времени приглашал преподавателей к себе на обед. 5 декабря 1866 года, спустя более полутора лет после последней встречи с сестрами Лидделл, Доджсон оказался в его доме.
Миссис Лидделл показала ему новые снимки дочерей, сделанные другим фотографом. В мае 1867 года он записывает в дневнике, что «долго беседовал» с миссис Лидделл в ректорском саду.
По иронии судьбы, Лидделлы отвернулись от Доджсона в то самое время, когда он подготовил и издал окончательный вариант сказки, которой суждено было принести всемирную славу и автору, и им самим, и особенно Алисе, вдохновившей его на написание этой сказки.
Последний раз Доджсон сфотографировал Алису Лидделл в 1870 году, ей было 18 лет. После этого они виделись лишь мельком.
Повзрослевшая Алиса позировала близкой к прерафаэлитам фотографу Джулии Маргарет Камерон (Julia Margaret Cameron; 1815-1879). Кэмерон сделала известное фото Алисы в ее двадцать лет:
«Алиса Лидделл в образе римской богини Помоны» (Julia Cameron. Pomona. 1872; Alice Liddell at the age of 20).
Доджсон внимательно следил за всем происходящим в колледже и не раз вступал в конфликт с ректором Лидделлом, нередко посвящая очередным событиям едкие памфлеты, которые рассылал по всему колледжу, а то и университету. Один из них был написан в 1872 году по случаю возведения новой колокольни в Крайст-Черч.
В 1872 году королева Виктория (Queen Victoria; Alexandrina Victoria; 1819-1901), довольная образованием, полученным в Крайст-Черч принцем Уэльским, решила отправить в колледж своего четвертого, младшего сына принца Леопольда (Leopold George Duncan Albert; 1853-1884). Он поступил в Крайст-Черч в ноябре 1872 года.
Принц Леопольд познакомился с Алисой Лидделл, когда ей было 20 лет. Принц часто посещал ректора и неизменно присутствовал на всех его приемах и вечерах. Вскоре по Оксфорду начали ходить стишки, в которых миссис Лидделл изображалась под именем «Зимородок» (англ. Kingfisher). Это была едкая игра слов, намек на «охоту на королей». Речь явно шла о принце Леопольде.
Между сестрами Лидделл и принцем Леопольдом установились дружеские отношения. Но развиться в романтические они не могли. Королева Виктория решила, что все ее сыновья должны жениться на принцессах.
Миссис Лидделл понимала, что их семья по своему положению в обществе не может породниться с королевской фамилией. Лидделлы не могли допустить, чтобы королева, оказавшая им доверие, разочаровалась в этом. К тому же они знали, что принц страдает гемофилией, и это заболевание передается по наследству.
В 1876 году принц Леопольд получил почетную степень доктора литературы и покинул Оксфорд. Есть мнение, что истинное внимание принц Леопольд выказывал не Алисе, а ее младшей сестре Эдит.
Эдит Мэри Лидделл (1854-1876) умерла в возрасте 22 лет от кори, по другой версии, от перитонита спустя неделю после помолвки с Обри Харкоертом (Aubrey Harcourt), игроком в крикет. 30 июня 1876 года принц Леопольд был в числе носильщиков гроба на ее похоронной процессии.
Через полгода миссис Лидделл нанесла Доджсону визит. Чарлз достал фотографии Эдит, сделанные в пору их дружбы, и она указала на те, которые ей хотелось бы иметь. Отпечатанные копии были посланы Лидделлам. В ответ миссис Лидделл отправила Кэрроллу две фотографии Эдит, сделанные незадолго до ее смерти.
15 сентября 1880 года 28-летняя Алиса Лидделл вышла замуж за Реджиналда Джервиса Харгривса (Reginald Hargreaves; 1852-1926), унаследовавшего крупное состояние от своих родителей, владевших фабриками на севере Англии. Гольф и парусный спорт были его любимыми занятиями, он превосходно стрелял и выступал за Гэмпшир (Hampshire) в крикете.
Муж Алисы, выпускник Крайст-Черч, в прошлом был слушателем лекций преподавателя Чарлза Доджсона, он же Льюис Кэрролл. Доджсон на свадьбе не присутствовал. По случаю бракосочетания Алиса получила в подарок от принца Леопольда бриллиантовую подкову, украшенную рубинами.
После свадьбы чета Харгривс, Алиса и Реджиналд, поселились в семейном имении в Гэмпшире, известном своим великолепным парком со старыми деревьями, высотой превосходившими все деревья в графстве. Алиса стала хозяйкой и матерью; налет юношеского романтизма бесследно исчез.
В 1881 году Доджсон, навещая одного из своих друзей, познакомился с мужем Алисы, Реджиналдом Харгривсом. После этой короткой встречи он записал в дневнике:
«Мне нелегко было связать в уме это новое лицо с тем, которое я помню издавна, - этого незнакомца с той «Алисой», которую я так хорошо знал и любил и которую я всегда буду помнить как бесконечно очаровательную семилетнюю девочку».
Доджсону выпал карточный джокер, что у него не установились близкие отношения с девочкой в то время, как Алиса взрослела. Что он каждое мгновение не чувствовал , не видел, не знал, как столь им любимая девочка Алиса теряет свои качества ребенка.
Алиса Лиддел стала обладательницей туза, что ее супруг видел в ней не 7-летнюю девочку, а партнера в жизни.
Алиса родила дочь Роуз Лидделл Харгривс и трёх сыновей: Алана Ниветона Харгривса, Леопольда Реджинальда «Рекса» Харгривса - оба погибли в Первой мировой войне во время боев во Франции; и Кэрила Лидделла Харгривса.
Алиса утверждала, что имя «Кэрил» никогда не было связано с псевдонимом «Кэрролл» Чарлза Доджсона.
После рождения второго сына Алиса послала Доджсону письмо, в котором спрашивала, не согласится ли он стать его крестным отцом. Доджсон отказался, но что именно он ответил миссис Харгривс, неизвестно. Леопольду (Leopold; 1883-1916), второму сыну Алисы Лидделл, крестным отцом стал принц Леопольд.
Получивший титул герцога Олбани, принц Леопольд согласился на брак, на котором настаивала королева, спустя более года после свадьбы Алисы. В апреле 1882 года он женился на принцессе Елене Фредерике Августе (Helene Friederike Auguste zu Waldeckund Pyrmont; 1861-1922).
Спустя два года, 27 марта 1884 года, будучи в яхт-клубе в Каннах, принц поскользнулся и упал, повредив колено. Принц Леопольд скончался ранним утром следующего дня от потери крови.
После себя он оставил двух детей: принцессу Алису (Princess Alice, при рождении Алиса Мэри Викто; 1883-1981) и сына Чарлза Эдуарда Леопольда (Carles Eduard, Herzog von Sachsen-Coburgund Gotha; 1884-1954), родившегося через четыре месяца после смерти отца.
Доджсон любил Алису всю свою жизнь.
«После вас у меня было множество маленьких друзей, - писал он Алисе после ее замужества, - но все это было совсем не то».
Алиса Лидделл осталась для него алисее всех других алис, им встреченных.
Алиса Лидделл последний раз встретилась с Чарлзом Доджсоном за семь лет до его смерти в 1891 году, когда вместе с сёстрами навестила его в Оксфорде, приехав в связи с выходом ректора Лидделла на пенсию.
Сорок семь лет, с 1851 г. и до своей смерти в 1898 г., Чарлз Латвидж Доджсон прожил в кэмпусе Крайст-Черч. Лишь однажды он выехал за границу в Россию (июль - сентябрь 1867) вместе с преподобным Генри Лиддоном (Henry Liddon).
Скончался Чарлз Доджсон от вспыхнувшей после гриппа пневмонии в Гилдфорде в половине третьего дня 14 января 1898, в доме The Chestnuts (рус. «Каштаны») у своих сестер. Он не дожил двух недель до своего 66-летия.
Завещание Доджсон составил задолго до смерти. Оно состояло из девятнадцати строк: чтобы похороны его были «простыми и недорогими, избегая всего, что обычно делают для показа, и сохранив лишь то, что, по суждению тех, кто займется ими, будет необходимым для приличного и достойного проведения похорон».
Он просил не воздвигать над его могилой дорогой памятник: «Я бы предпочел небольшое надгробие».
На могиле Чарлза Доджсона на Гилфордском кладбище стоит простой белый крест, на котором написано:
«Да будет воля Твоя», а в основании креста выбито: «Преп. Чарлз Латвидж Доджсон (Льюис Кэрролл). Уснул 14 января 1898 года».
Спустя семь месяцев после смерти Чарлза Доджсона его племянник Стюарт Доджсон Коллингвуд (Stuart Dodgson Collingwood) в сентябре 1898 года издал подробную биографию «Жизнь и творчество Льюиса Кэрролла» (The Life and Letters of Lewis Carroll; 1898). В его распоряжении были все 13 тетрадей его дневников.
Душеприказчиками были два младших брата Доджсона, Уилфред и Эдвин. Именно Уилфред после смерти Чарлза сжег часть его личных бумаг; в переписке Доджсон упоминает о конвертах, где хранились личные записи и фотографии с надписью «В случае моей смерти уничтожить, не вскрывая».
Уилфред и Скеффингтон незамедлительно сожгли большую часть рукописного наследия Доджсона. Они не знали, что им делать с кипами бумаг, которые оставил после себя их брат Чарлз в комнатах при Крайст-Черч, и которые нужно было немедленно освобождать.
В том костре исчезли не только рукописи, но и часть негативов, рисунков, манускриптов, мешки писем, написанных «странному доктору Доджсону» его друзьями, знакомыми, обычными людьми, детьми. Библиотека из трех тысяч книг была продана на аукционе и разошлась по частям; каталог той библиотеки сохранился.
После смерти братьев и сестер Доджсона его бумаги перешли на хранение двум незамужним племянницам, - Менелле и Вайолет, - и оставались у них до самой их смерти.
Менелла умерла в 1963-м, Вайолет - тремя годами позже. За это время многие бумаги были утеряны, включая четыре тома дневников из тринадцати, относящиеся к периоду взаимоотношений с маленькой Алисой.
В замужестве Алиса Лидделл была обычной домохозяйкой и стала первым президентом Женского института (Emery Down Women's Institute) при деревне Эмери-Дон.
После смерти мужа в 1926 году, чтобы покрыть расходы на содержание дома, 76-летняя Алиса Харгривз, в девичестве Алиса Лидделл, выставила на аукцион Сотбис (Sotheby's) подаренный ей Доджсоном шестьдесят один год назад рукописный экземпляр «Приключения Алисы под Землей». Сегодня рукопись хранится в Британской Библиотеке (British Library).
В 1932 году англоговорящий мир отмечал столетний юбилей Льюиса Кэрролла. Миссис Харгривс получила приглашение приехать в Нью-Йорк (New-York, США), она отправилась в плавание в сопровождении младшего сына Кэрила.
В возрасте восьмидесяти лет Алисе Лидделл присудили почетный диплом доктора литературы Колумбийского университета (Columbia University, USA; осн. в 1754) за «ту важную роль, которую она сыграла в создании знаменитой книги мистера Доджсона».
Ко времени награждения в Нью-Йорке относится ее последнее фото, сделанное за два года до смерти, автор снимка неизвестен.
Алиса умерла в возрасте 82 лет в 1934 году в Англии. Тело Алисы было кремировано и прах был захоронен на кладбище у Церкви Святого Михаила и Всех ангелов (St Michaeland All Angels Church) в Линдхёрсте в Гэмпшире.
Спустя столетие известный по обе стороны океана англо-американский поэт Уистен Хью Оден (Wystan Hugh Auden; 1907-1973) напишет, что 4 июля 1862 года - дата, «столь же памятная в истории литературы, как 4 июля в истории Америки».
В 1776 году в этот день была принята Декларация независимости США (United States Declaration of Independence).
В научно-фантастической пенталогии «Мир реки» (Riverworld; 1971-1983) американского писателя Филипа Хосе Фармера (Philip Jose Farmer; 1946-2009) выведен персонаж по имени Алиса Лидделл Харгривс (не героиня книги, а реальная личность).
В честь Алисы Лидделл названа малая планета 17670 Liddell, (1996 XQ19); в честь Белого кролика из «Алисы» названа малая планета 17942 White rabbit.
За время жизни Чарлза Доджсона «Алиса в Стране Чудес» с 1865 по 1889 гг. только в Англии переиздавалась тридцать раз, эти повести можно было найти в любой детской комнате и они обычно помещались на полке рядом с Библией.
В англоязычных странах сказки Кэрролла занимают третье место среди наиболее цитируемых книг. Первые два места заняли Библия и произведения Шекспира. Однако, в отличие от шекспировских творений, по сказкам Кэрролла в викторианской Англии детей учили читать.
Сказочная дилогия Льюиса Кэрролла об Алисе занимает одно из первых мест по количеству упоминаний, цитат и ссылок, уступая лишь Библии (Holy Bible) и Шекспиру. Книга переведена на 125 языков, в том числе на суахили, эсперанто, язык австралийских аборигенов.