Про сибирских татар
В данной работе я скажу немного слов о сибирских татарах, которые проживают на территории Тюменской, Томской, Омской, Новосибирской и других областей Сибири и Урала, Красноярского края и других субъектов Российской Федерации. Большая часть сибирских татар проживает на территории Западной Сибири. Сибирские татары были основным населением средневекового Сибирского ханства, средневекового Тюменского ханства.
Современных сибирских татар можно разделить на следующие группы:
1. Первая часть сибирских татар считает, что они являются отдельным народом.
2. Вторая часть сибирских татар считает, что они являются этнической группой татар. То есть, эта группа считает сибирских татар частью татарской нации.
3. Третьей части сибирских татар всё равно, кто они – часть татар или отдельный народ.
Сторонники первой точки зрения утверждают, что сибирские татары не являются этнической группой татар. Сторонники второй точки зрения с этим высказыванием не согласны, так как, по их мнению, сибирские татары, казанские татары, астраханские татары и другие этнические группы являются частью татарской нации. Возникает первый вопрос – сибирские татары являются отдельным тюркоязычным народом или нет? Возникает второй вопрос – являются ли сибирские татары этнической группой татар? Среди сибирских татар встречаются и те, кто считает, что сибирские татары являются частью казахов. Кто-то из сибирских татар себя считает частью среднеазиатских тюркоязычных народов. Например, узбеков.
Сторонники первой точки зрения утверждают, что сибирские татары являются отдельным народом. Определённая часть сторонников первой точки зрения считает, что их надо называть не сибирскими татарами, а сибирами (себерами). Другая часть сторонников первой точки зрения считает, что их надо называть не сибирами (себерами), а сибирскими татарами. Сторонники первой точки зрения утверждают, что сибирские татары, как и крымские татары, должны считаться отдельным народом, а не этнической группой татар.
Среди сибирских татар некоторые утверждают, что на территории Российской Федерации должна быть Сибирско-Татарская Республика или Сибирско-Татарский автономный округ. Они говорят: «У северных народов, которых во много раз меньше, чем нас, есть автономные округа, а у нас нет? У хакасов, алтайцев и других народов, которых во много раз меньше, чем нас, есть республики, а у нас их нет». Понятно, что среди сибирских татар есть и те, кто против создания на территории Российской Федерации Сибирско-Татарской Республики или Сибирско-Татарского автономного округа. Понятно, что среди сибирских татар есть и те, кому нет никакого дела до Сибирско-Татарской Республики или Сибирско-Татарского автономного округа.
Бывают случаи, что среди русских и людей иных национальностей присутствует фраза: «Родиной татар является Татарстан». Как Вы думаете, Уважаемый читатель, правы ли эти люди в своём высказывании по отношению к сибирским татарам? Отмечу, что родиной сибирских татар является Западная Сибирь, но не Татарстан. Родиной казанских татар является Татарстан. Казанские татары сформировались на территории Казанского ханства, а сибирские татары сформировались на территории Сибирского и Тюменского ханства. Никакого отношения сибирские татары к Татарстану не имеют. Никакого отношения сибирские татары к Казанскому ханству не имеют.
В России и других странах мира много браков между сибирскими и казанскими татарами. Дети, рождённые в этих браках, имеют отношение к Татарстану, так как один из родителей относится к казанским татарам. Но дети, рождённые в браках, где и мать, и отец, являются сибирскими татарами, никакого отношения к Татарстану не имеют.
Помню, я как преподаватель сделал замечание двум студентам. Студент русской национальности во время перемены обозвал студента из числа сибирских татар «татарвой». Студент, являющийся сибирским татарином, говорит: «Ермак, успокойся. Ты живёшь на моей земле. Никто тебя в Сибирь не звал. Твои предки пришли в Сибирское ханство как завоеватели». Я как преподаватель поговорил с этими студентами, подробно разъяснил, кто в чём прав и не прав. Сказал, что все народы равны, что надо жить в мире и дружбе, а не враждовать друг с другом. Отмечу, что через некоторое время эти студенты стали друзьями. К сожалению, такие единичные случаи бывают в отношениях между русскими и сибирскими татарами. Отмечу, что большинство русских уважительно относится к сибирским татарам.
Привожу другой пример. Спрашиваю студента из числа казанских татар на семинарском занятии по конституционному праву: «Представители каких национальностей присутствуют в данной аудитории?». Этот студент отвечает: «Много русских, один казах, две немки, одна монголка и я, татарин». Задаю второй вопрос: «Кто из присутствующих в аудитории является монголкой?». Студент показал на сибирскую татарку. Я студенту сказал, что она является сибирской татаркой, но не монголкой. Студент отвечает: «Какая же она татарка? Это мы, казанские татары, являемся татарами». Я как преподаватель объяснил данному студенту, что он не прав. Да, к сожалению, среди казанских татар иногда встречаются люди, которые на сибирских татар смотрят как на людей второго сорта. Некоторые из них, как этот студент, сибирских татар частью татар не считают. Отмечу, что большинство казанских татар уважительно относится к сибирским татарам.
Среди сибирских татар встречаются люди, которые против брачных союзов с казанскими татарами, русскими, чувашами и иными народами и этническими группами. Среди этих людей иногда встречается фраза «У казанских татар язык сладкий, а душа холодная». Понятно, что эти люди не правы в своих суждениях. Какая разница, за кого выходит замуж сибирская татарка – за немца, за русского или за казанского татарина? Какая разница, на ком женится сибирский татарин – на русской, на цыганке или на казанской татарке? Главное, чтобы счастливы были. Отмечу, что сегодня много брачных союзов между казанскими и сибирскими татарами, между сибирскими татарами и русскими и т.д.
Среди сибирских татар попадаются люди, которые утверждают, что только сибирские татары являются татарами, а казанских татар, по их мнению, следует называть не татарами, а булгарами. Возникает вопрос – правы ли эти люди в своих суждениях? Да, булгары, согласно научным данным, приняли прямое участие в этногенезе казанских татар, но это, по моему мнению, не означает, что казанских татар следует называть булгарами. Отмечу, что булгары принимали прямое участие в этногенезе не только казанских татар, но и чувашей и башкир. И среди казанских татар встречаются люди, которые считают, что сибирских татар следует называть не татарами, а сибирами (себерами).
Сторонники первой точки зрения утверждают, что сибирско-татарский язык не следует считать восточным диалектом татарского языка. По их мнению, это отдельный язык наравне с узбекским, турецким, казахским и другими языками тюркской языковой ветви. Сторонники второй точки зрения с данным высказыванием не согласны, так как, по их мнению, сибирско-татарский язык является восточным диалектом татарского языка. Возникает вопрос – кто прав, сторонники первой точки зрения или сторонники второй точки зрения? Понятно, что среди сибирских татар есть и те, кому нет никакого дела до сибирско-татарского языка.
Следует отметить, что определённая часть астраханских татар тоже считает, что они не являются этнической группой татар. Как говорится, сколько людей, столько и мнений.
В конце этой работы выскажу своё мнение по поводу сибирских татар. Я считаю, что сибирских татар следует считать отдельным тюркоязычным народом, а не частью татар. Я считаю, что сибирско-татарский язык не является восточным диалектом татарского языка, а является отдельным языком наравне с узбекским, уйгурским, казахским и другими языками тюркской языковой ветви.
Я считаю, что сибирские татары имеют право на создание в пределах России Сибирско-Татарской Республики или Сибирско-Татарского автономного округа. Среди сибирских татар, к сожалению, есть те, кто считает, что за создание Сибирско-Татарской Республики или Сибирско-Татарского автономного округа можно бороться и мирным путём, и немирным путём. Считаю, что за создание Сибирско-Татарской Республики или Сибирско-Татарского автономного округа можно бороться только мирным путём. Я, как противник любой формы насилия, считаю, что любое дело должно происходить только мирным путём.