Альманах "Рубежи" Амазонки
Владимир Печников. Рубежи. История земли нашей.
Исторический альманах, где с первого номера я начал и далее буду беспримерно удивлять своих читателей невероятными документальными фактами из различных исторических источников, размышлять и делиться своими мыслями по-поводу археологических раскопок, а также попытаюсь найти свой художественный образ по данной теме в области поэзии и художественной прозы, но не до той степени, чтобы утомить читателя, а наоборот, чтобы придать наибольшую живость и интерес, стараясь проникнуться всей душой в те далёкие года и окунуться на самое дно океана нашей удивительной истории. Пешком по ней ходим, по истории, но не чувствуем, не осознаём, не переживаем… Давайте хоть сейчас попытаемся!
Предисловие
Время идёт, летит, мчится на огромной скорости самого большого и мощного паровоза. И чем дальше, тем скорость бешенней становится. Если очень даже захочешь приостановиться – нет, не тут-то было! Всё, поезд давно твой ушёл! Пока мы беспримерно стараемся быстрей догнать, урвать и схватить, тщедушно надеясь твёрдо обосноваться в этом, изнасилованном извращённо в самых неудобных позах потребительском мире, время проводит мимо нас, мимо нашей никчёмной суеты, самые главные моменты настоящей жизни, ради которых мы, собственно, и появились на нашей грешной земле, ради которых существуем и для которых предназначены. Но что там не говори, у каждого из нас она обязательно наступает та знаковая роковая точка, к которой мы приближаемся день за днём. Неумолимо шаг за шагом время даст нам последний шанс осознать и определить, как должное - гадские и ненавистные поступки, совершённые в необратимом процессе всей нашей совсем не удивительной, жалкой и уродливо мещанской жизнедеятельности. Да… Но паровоз уже ушёл, не оставив ни малейшей зацепки на какие-либо исправления. Остаётся лишь одна маленькая надежда. И только в следующей жизни. Но ещё есть желание на осознание людского исторического опыта для последующей передачи своих мыслей новому поколению.*
*Владимр Печников «Про арбузы».
А был ли он – матриархат?
С самого начала своего повествования мне бы хотелось отметить, что сказание об амазонках существует у всех народов, как о Всемирном потопе, Вавилонском столпотворении и так далее… Учёные всего мира довольно долго считали, что легенда об амазонках иносказательно говорит о пережитках матриархата, сохранившихся в варварских племенах за пределами Средиземноморской цивилизации, а также у народов, пребывающих на примитивной стадии развития. И постепенно закрадывалось сомнение: а были ли они, эти славные амазонки, на самом деле, исходя из сказаний, ставших на протяжении тысячелетий мифом? История, как известно, не стоит на месте, а идёт по спирали, только некоторые события ускоряются в её витках, а отдельные от них встречаются намного реже. Вот возьмём, к примеру, наших феминисток и наших мужиков, которые только на словах хотят казаться смелыми и мужественными, а на деле мечтают, чтобы всю ответственность взвалили на себя женщины.
С конца X1X века, когда археологи на юге России начали планомерно раскапывать курганы скифов и прочих кочевников античности, выяснилось, что многое из сказанного в книгах Геродота и других греческих авторов вполне похоже на правду. Так может быть и миф об амазонках имел под собой реальную почву – чернозём южнорусских степей? Не случайно ведь некоторые древние источники указывали на то, что поначалу жили воинственные всадницы на берегах реки Амазон, тот самый Дон, теперь называемой именем Танаиса, сына амазонки Лисиппы? Хочется здесь уточнить, что скифы именовали «Дану», откуда и пошло название «Дон», означающее на иранских языках «река», «вода».
Древнегреческий писатель и философ Плутарх писал о том, что «Танаис, река в Скифии; она прежде называлась Амазонкой, потому что в ней купались «амазонки». А Геродот свидетельствовал, что сарматские девушки-амазонки являлись храбрыми воинами. Они скакали на конях, стреляли из лука, умело пользовались дротиками. «Ни одна девушка, - писал он, - не выходит замуж, пока не убьёт врага. Некоторые из них и умирают в старости безбрачными, потому что не могли выполнить этого требования».*
* Б.В.Лукин - «Очерки истории Подонья и Приазовья».
Город амазонок в Донских степях или тайны древнего Танаиса.
Более ста лет археологи полагались на свою науку, мол, если в захоронении находили оружие, то погребение считалось мужским, если украшения – женским, а если и то, и другое – парным. Работу осложняло ещё и то обстоятельство, что золотишко скифских курганов не давало покоя грабителям с античных времён. Не помогали ни заклятья, ни сторожа, ни законы. Увы, продолжают грабить курганы и сейчас.
Лично у меня двоякое отношение к чёрным копателям и что одними запретительными мерами нам на государственном уровне не обойтись. Разорять археологические находки ужасно плохо, но почему бы не повысить ставку при нахождении того же клада, как это сделано в других странах, в тех же США, например, где 50/50? Ведь государство доберётся до находки лет через сто, а человек, при таком раскладе, обнаружит при собственном интересе ценную вещь, но не будет ворошить историческое место и сообщит куда следует. Приедут археологи, проведут раскопки и рассчитаются с тем, кто нашёл ценности. Необходимо расширять деятельность общественных поисковых групп, поощряя их и снабжая необходимым инвентарём. Ведь они же сами будут следить за единоличными вылазками, и оборудовать местные музеи. Нет, вы что? Возникает куча проблем для чиновников, ведь для них лучше прокричать на всю деревню, что разворовали очередной курган!
Я уже рассказывал в первом номере, как завели дело и отобрали казачий чёлн, который поисковики обнаружили и откопали, дабы доставить ценную находку в музей. Чёлн отобрали и… он испарился. Нет его… АУ? То же самое, примерно, случилось и с Каменной бабой из Старой Криуши. Ведь сегодняшняя тема как раз касается Амазонок, вот и Каменная баба не половецкая, как говорили раньше. Половецкие каменные изваяния ставились как в женском, так и в мужском обличии, а вот Баба из Старой Криуши более древнея статуя, из того самого матриархата, где правили савроматы, что в переводе на русский язык означает – жёноуправляемые.
Вот что говорит по этому поводу наш земляк Ким Ещенко в своей книге «На Муромской дороге» ссылаясь на древнегреческих писателей: «…к периоду прихода сарматов на Дон они жили племенными объединениями, и женщины в них играли главенствующую роль как в общественном управлении, так и в семье. Этот древний народ оставил нам многочисленные уникальные памятники старины глубокой. И особое место среди них занимает курган, расположенный недалеко от урочища «Плоского» и стоящая на нём «каменная баба». Это не только крупное культовое сооружение в честь женщины, которую обожествляли и которой поклонялись как продолжительнице рода человеческого, но и важнейший для нас источник изучения общественного строя, хозяйственно-экономической и культурной жизни сарматов. Это их руками вытесана из каменного монолита величественная скульптура, что говорит об их жизни многочисленными общественным объединениями».*
*Ещенко К.М. – «На Муромской дороге».
Я всё же успел Каменной Бабой визуально насладится восемнадцать лет назад на том самом месте, где она и пребывала. Потом её откопали и отправили в Калач. Много было фото ещё два года назад в интернете. Теперь Каменной Бабы нет ни в Калаче, ни… вообще нигде нет и фото в интернете тоже нет, убрали, как будто и не было ничего. А ведь, сколько лет даже не удосужились провести раскопки на этом месте, ведь легче всего потом пенять на разорителей гробниц, а самим воровать в наглую. А сколько музеев было разорено в девяностые годы, кто мне скажет? Уж кто-то здорово погрел на этом деле свои скромные чиновничьи руки, куда там всем чёрным копателям всем взятым, которые не воровали, а находили и приносили бы ещё большую пользу, если бы их правильно направляли, заинтересовывали и использовали.
Продолжение следует.
Спасибо, Володя! Очень интересно!
ЛЕСЯ
пн, 14/12/2020 - 14:10
дядя Вова
пн, 14/12/2020 - 19:14
Заинтересовало. Про копателей абсолютно согласен. Вот с чем не согласен, так это с порицанием "общества потребления". На фига и жить тогда.. Все великие открытия обязаны ему. И оно не сейчас. такое стало, а существует с "времён деревьев" Собственно и труд сделавший человека, ему обязан.
Нежуковский
пн, 14/12/2020 - 16:38
Спасибо! Общество потребления? Да, конечно! Но ведь не до фанатизма... я именно это и имел ввиду. У нас всегда ведь так: скажут расстрелять пять человек, а расстреляют пятьсот))) В жизни человеческой всего, чего только не коснись - иногда можно, чаще нужно и приемлемо до определённых пределов. Касается всего-всего... если поучить, то издеваться и убить, если поесть, то обожраться, если выпить - так ведро! и т.д. И чем дальше развивается общество, то такое сверх потребление на фоне основной земной нищеты и погубления природы становится всё более невыносимо. Но мы привыкли и живём.
дядя Вова
пн, 14/12/2020 - 19:01
Был ли матриархат? Несомненно был! Доказательством служит массовый матриархат в животном мире. А человек - дитя природы и учился у неё всему, что мог наблюдать и оценить. Например - Матриархат практичен, нет смысла кормить массу мужиков, если для размножения хватает одного самца на тысячу особей женского пола. Матриархат, экономен в плане потребления жилой площади. Меньше копать пещер, меньше вводить жилой площади в городах. Исходя из этого - матриархат должен был быть, а следовательно был.
Но! Резонный вопрос - а матриархат выжил? В дикой природе выжил и процветает. А у людей не выжил!!! Вывод - матриархат особая общность частный случай и годится не для всех. Если взглянуть на дикую природу, матриархат действует в местах ограниченной кормовой базы и природных катаклизмов.
Однако, ещё вопрос - а матриархат, это хорошо или плохо? Матриархат был - значит, матриархат, это хорошо! Матриархат исчез - значит, это плохо!
Я ведь пишу не ради шутки, если разобраться и оценить это явление, то возникает видимость, что матриархат одновременно и хорошо и плохо. Так кокой вывод стоит сделать? А вывод простой - хочешь, чтобы общество жило экономно и компактно, прими матриархат конституционно. Хочешь, чтобы общество не исчезло - исключи матриархат, как систему управления обществом. Но и это ещё не всё, можно продолжить эту тему, если взглянуть на проблему с религиозной точки зрения. Практически во всех религиях матриархат под строгим запретом. А религиям тысячи лет и их совет трудно игнорировать. Так чем же Матриархат так опасен для человечества, что религии его просто отрицают? Вот теперь можно и посмеяться. Ха-ха-ха!
Кольцов
пн, 14/12/2020 - 17:27
Спасибо! В одной старой-старой сказке, которая ещё до письменности передавалась из уст в уста, говориться, что за всё время, пока правили бабы, была придумана только лишь одна баня))) и на том им спасибо! Остальное всё придумал мужик))) К сожалению и войну и все остальные пагубные явления. Наши основные земные религии да, существуют давно, но по сравнению с человеком совсем недавно и как люди-человеки без религии обходились в течение 100 тысяч лет очень непонятно. А динозавры, те вообще 250 миллионов лет и чем они перед богами провинились? Тоже непонятно... ))) Это я сейчас, как со своей бабушкой разговариваю, будучи в то время пионером))) А она мне отвечала, мол, нехристь - замолкни, а не то камушком в лоб с неба заполучишь))) Моя Люся ходит в церковь и многие мои друзья верят в Бога, но это не даёт мне никакого права смеяться над ними и порицать. Мы живём вместе и вместе творим добро... каждый по своему.
дядя Вова
пн, 14/12/2020 - 19:12
Володь, интересный материал!
Вот думаю - может, попробовать свои размышлизмы об истории званий выкладывать сюда?
Зимний Романтик
вт, 15/12/2020 - 09:59
Дружище, а тут и думать нечего. Мне уже интересно! Специально мне бегать по интернету некогда, а тут само-собой получу для себя интересные знания, которые, как знать... натолкнут на какую-нибудь новую идею!
дядя Вова
вт, 15/12/2020 - 10:54
ну тогда у меня к тебе по ходу дела будут кое-какие вопросы для своих размышлизмов, с происхождением того или иного чина у казаков сможешь помочь?
Зимний Романтик
ср, 16/12/2020 - 21:37
Без проблем))) Кстати, я уже рассказывал происхождение звания ЕСАУЛ в предыдущем альманахе "Казачьи песни с комментариями".
дядя Вова
ср, 16/12/2020 - 23:29
с ЕСАУЛом пока вопросов нет, а вот в Донском войске были еще и есаульцы - глашатаи-герольды или как их обозначить лучше?
Зимний Романтик
чт, 17/12/2020 - 17:05
Вот статья интересная, прочитай... Себе отметил, когда материал для своего исторического романа собирал...
http://xn--80aum0a.xn--p1ai/metodicheskaya/2013-11-09/traditcii-kazache…
дядя Вова
вс, 20/12/2020 - 12:01