Перевернутая пирамида (финал)
Сцена 4
ОНА стоит посредине своей комнаты в кромешной темноте. Звучит Альбинони. ОНА вдруг подходит к окну, осторожно приоткрывает штору: за окном ночь.
ОНА (не отходя от окна): А где же звезды? Остались там? „А за моим окном лишь ветер, не ведая покоя, разносит капли дождевые, деревья моет...” Зябко. Нужно одеться потеплее.
Оборачивается лицом к комнате, замечает поднос с чашечками, выносит его. Слышно, как в кухне некоторое время течет вода, потом перестает и опять звучит только музыка. ОНА возвращается, раздевается и уходит в ванную. Опять течет вода и прекращает. ОНА входит, пробует навести порядок в комнате. Выключает музыку. Громко тикает будильник. ОНА снимает телефонную трубку, набирает номер, прислушивается.
ОНА (в трубку): Прокурор? Извините, я ошиблась. Что? (С изумлением.) Это Ты?? Я не понимаю... Нет, все в порядке. Я здорова. Выходит, ничего не случилось... Что это – какие-то посторонние звуки? Почему Ты смеешься? Я ни о чем не забыла, просто немного опаздываю – так получилось. У меня сломались часы... Ты мне не говорил. Но это не страшно. Все в порядке. Хорошо, я останусь дома, подожду тебя.
Осторожно откладывает трубку, машинально раскрывает журнал, потом вдруг начинает вынимать из ящика стола различные предметы и сразу прячет их назад. В конце концов начинает все же читать, но чтение прерывается звонком в дверь. ОНА вскакивает, чтобы открыть, но не успевает. Входит ОН.
ОН: Милая, зацвел лимон.
ОНА: И у меня тоже новость: я придумала новые духи.
ОН: Ты что, снова повздорила с Норой?
ОНА: Вот только названия никак не могу выбрать.
ОН: Ладно, не отвечай, если не хочешь...
ОНА: Оно должно быть необычным и таким легким как облако.
ОН: Как прошел день? Что нового?
ОНА: К тому же у меня немного времени на раздумья.
ОН: Вот как. А у меня, в общем, все без изменений.
ОНА (внезапно): Хватит. Уходи.
ОН (подходя к ней и пытаясь поцеловать): Я только что вернулся!
ОНА (отстраняясь): Ты слишком поздно вернулся. Надоели эти розыгрыши...
ОН: Не гони меня. Я обязательно что-нибудь придумаю. И тогда ты наконец-то сможешь мной гордиться.
ОНА: Я уже не смогу.
ОН: Но выслушай меня, прежде чем так говорить.
ОНА: Нет никакого прежде. Как и никакого после. Это уже не игра. Все разрушилось, все сломалось.
ОН (пробуя шутить): Я все помню: твои часы, твой фильмоскоп. Скажи, что еще нужно починить?
ОНА: Не шути больше. У тебя никогда не было для меня времени.
ОН: Но я изменю это. Хочешь, я буду писать? Не надо мне никакой мастерской – я буду писать дома, в кабинете, а ты всегда сможешь быть со мной рядом. Я опишу все, чего не смог объяснить раньше. Я обязательно посвящу свою книгу тебе. Это будет наше общее детище.
ОНА: Да-да, все, о чем ты говоришь, возможно, и не плохо – где-то в ином измерении.
ОН: Ты уже не хочешь быть моей музой?
ОНА (не слушая его): У нас не будет общего детища. Я думаю, ты быстро привыкнешь к этой мысли.
ОН (не обращая внимания на ее слова): А я уже все придумал. Я прямо сейчас начну писать.
Их последние монологи звучат параллельно. В это время ОН мечется по комнате, переставляя мебель: создает себе рабочее место за письменным столом. ОНА перемещается между зеркалом и окном; за окном чередуются ночь и день, звезды и солнце.
ОН: Блестящая идея: я наконец займусь Пирамидой... К черту все остальное. Ты права, мастерская крадет время. Я должен писать. Прости, что я раньше не рассказывал тебе об этом – мне казалось, что нужно абсолютно все продумать, не следует торопиться... Теперь я готов. Мне все совершенно понятно. Ты помнишь мои сны, о которых я тебе рассказывал? С них все началось. Наконец-то все готово!
ОНА: Я опоздала. Это не важно. Какая скука! Почему вдруг я соврала о духах? Обиделась, но виду не подала... (Смеется.) Так ведь ОН и поверил. А я не верю. И ничего уже не понимаю. Может быть, жизнь – это только сон. Я живу, как во сне. Раньше все было по-другому. Были мечты, были стихи... Я думала, что знаю чего хочу и что люблю.
(Пристально смотрит на себя в зеркало.) Чего же ты ждешь?!
ОН закончил перестановку, снял со шкафа пишущую машинку и, сдунув с нее пыль, бережно поставил на стол. Сел к письменному столу, порылся в ящичке, достал лист бумаги, вставил его в машинку. Задумался. Наконец начал писать.
КОНЕЦ ПЬЕСЫ
Я вот вижу, никто ничего не пишет… Странно.
Я уже говорила. Мне понравилась «Пирамида», но… Эта концовка банальна. Где смерть? Я спрашиваю Вас, моя милая, ГДЕ СМЕРТЬ девушки по имени ОНА? Пусть бы она умерла после смены за окном дней и ночей и его суетливых действий по перестановке… Он должен сесть «писать» и замереть в этой позе. А рядом ОНА должна умереть… Не знаю как умереть, но это должно быть просто и страшно. А ОН должен был бы увидеть ее смерть после и очень удивиться. Отчего? Ведь он наконец оказался рядом…
Короче все хорошо, но хвост как в фильмах у америкосов…
«НЕ ВЕРЮ».
Все должно быть смешно и страшно одновременно. А так хорошо… Очень даже представляю все это на сцене…Интересно кто-то может поставить этот спектакль? Такой сочный получится. Ионеско – отдыхает.
Не знаю что делать с оценкой… Так хочется 10 закатить, как бы авансом. Но этот финал… Не нравиться он мне…
Но с другой стороны спектакль то очень даже здоровский…
Короче авансом, ладно. Только уж убейте девчонку. :biggrin2:
Фани Риц
вс, 03/09/2006 - 12:59
Фани, спасибо за высокую оценку! Вопрос «Интересно кто-то может поставить этот спектакль?» для меня выше любой похвалы: я обожаю театр и надеюсь, что «Пирамида» будет на сцене. Ваши слова: «А ОН должен был бы увидеть ее смерть после и очень удивиться. Отчего? Ведь он наконец оказался рядом…» - свидетельствуют о том, что Вы совершенно правильно прочли пьесу и поняли героев. А теперь я попробую переубедить Вас относительно финала. «Короче все хорошо, но хвост как в фильмах у америкосов…» Нет, это не американский happy end. На Его вопрос: «Ты уже не хочешь быть моей музой?» Она отвечает: «У нас не будет общего детища». И дальше: «Раньше все было по-другому. Были мечты, были стихи... Я думала, что знаю чего хочу и что люблю. Чего же ты ждешь?!» - Герой убил в героине любовь и мечты. Мне, как автору, хочется верить, что, героиня после этого найдёт в себе силы, чтобы полюбить мир таким, каким она теперь его видит. А для этого нужно жить.
Девочка_с_Весами
пн, 04/09/2006 - 08:33
Нет ну где логика. Я Вас по хорошему спрашиваю… А? Сами пишите «Герой убил в героине любовь и мечты», вся пьеса сводиться именно к этой смерти и как интересно девочка должна теперь жить? Оставьте ей хотя бы, какую то надежду, чтобы это читалось. Нет понятно конечно, что ей с ним теперь не по пути, но выглядит она смятой становиться никакой (кстати, вспомнить стоит «Звездного мальчика» в финале).
Что ни говорите, а хвост смазали. Или давайте ей крылья, или убивайте. Иначе… Ну поверьте нет заключительного сильного аккорда. Мне бы смерть больше понравилась. Я люблю чернуху. Но и светлый финал будет хорош (только не такой никакой как у Звездатого).
Фани Риц
пн, 04/09/2006 - 09:21
Фани, поверьте, что ради внимательного читателя/зрителя и финал поменять не жалко (я недавно читала нашумевшую пьесу одного современного автора, так он вообще две развязки предложил: в одной - героиня прощена, а в другой - для любителей чернухи - сожжена на костре :shock: ). Но там речь идёт о разъярённой, ни о чём, кроме мести, не мыслящей толпе. «Пирамида» - пьеса не только о любви, а и о творчестве. Поэтому финал представлен следующим образом: герой - пишет; да, он не смог разобраться в любви женщины, но был движим другой страстью - любовью к искусству. Этим он и заслужил себе пощаду. Героиня, со свойственными ей эмоциями, в конце пьесы переживает перелом, произошедший как в ней, так и в нём, и пытается найти единственно правильный выход; от самоубийства или убийства её спасает любовь.
Девочка_с_Весами
вт, 05/09/2006 - 08:13
Да это все прочитывается. Понятно. Но опять же логика?
1. Если он избавился от творческой импотенции, то она должна бы радоваться и остаться рядом как Маргарита
2. Если она сама изменилась и потеряла любовь к нему, то должна уйти
3. Если она продолжает любить его, а он не замечает это и любит свое творчество, она должна умереть
А что происходит тут? она остается рядом непонятно почему. И болтается под ногами как фиалка в проруби.
Почему она обезличивается? Мне суть то ясна, я просто хочу увидеть четкую концовку.
Вы себе противоречите...
"Герой убил в героине любовь и мечты" и тут же мне говорите что "от самоубийства или убийства её спасает любовь". Я так понимаю новая любовь. Но к чему? Это похоже на женскую логику том 254. Извините. Но отличную вещь портит эта размытость. А финал должен быть как жирная точка на взаимоотношениях героев.
Еще раз повторюсь. Мне НРАВИТСЯ, но хвост, хвост....
Фани Риц
вт, 05/09/2006 - 09:59
Фани, это у нас с Вами - женская логика:), а у героя "Пирамиды" - мужская. Героиня пьесы, вопреки обывательской логике, будет жить любовью к герою и к поэзии, а он - будет творить, писать гениальные стихи. За драматургом же оставим право открытого финала, чтобы зрителю было над чем поразмышлять после спектакля. :angelsmiley:
Девочка_с_Весами
вт, 05/09/2006 - 12:26
Фани Риц
вт, 05/09/2006 - 13:17
Фани, вернемся к этому вопросу после московской премьеры новой пьесы Павла Пряжко :wink4:
Девочка_с_Весами
вт, 05/09/2006 - 13:22
Трусы? Боже мой, какая чушь. Видимо Москва совсем голову потеряла, раз готова смотреть эту дребедень. Да такое школьники в своих тетрадках пишут... Куда мир катится? :frown:
Фани Риц
ср, 06/09/2006 - 06:35