Перевернутая пирамида. Действие 2, сцена 3
Сцена 3
Оранжерея НОРЫ на последнем этаже. Сквозь стеклянный потолок видны звезды. Преобладают тропические растения в необычных по форме горшках, скорее напоминающих скульптурные произведения. В центре – небольшой фонтан, от которого под музыку, напоминающую звуки шарманки, разлетаются цветные брызги. Рядом с ним на журнальном столике – садовнические принадлежности, часы в старинной оправе, небольшое овальное зеркало и раскрытая книга: "Перевернутая Пирамида". Появляются ОНА и НОРА. НОРА собирает со стола, тем временем ОНА, стоя у фонтана, раскрывает "Пирамиду".
НОРА: Не заинтересуешься цветами?
ОНА (не отрываясь от книги): Нора, я знаю твой сад наизусть. Каждый кустик.
НОРА: Последний раз ты была у меня...
ОНА: Не важно – с тех пор ничего не изменилось, я же вижу.
НОРА смотрит на НЕЕ с удивлением, одновременно продолжая убирать на столе: откладывает инструменты, аккуратно ставит зеркало – в нем отражается звездное небо.
НОРА: Ты в самом деле так думаешь?
ОНА (начиная нервничать): Я думаю, что изменилось только одно... (Внезапно замолкает и внимательно смотрит в книгу.)
НОРА (возясь с цветами): Что? Ты осталась одна? А кроме этого в мире ничего не изменилось?
ОНА (отрывается от книги, ее взгляд начинает блуждать пока не останавливается на зеркале): Смотри – это оно (ОНА показывает НОРЕ иллюстрацию в книге) – твое зеркало на фоне брызг от этого фонтана! Возможно ли...
НОРА продолжает заниматься цветами, не проявляя удивления. ОНА ставит раскрытую книгу на столик: зеркало на иллюстрации и настоящее зеркало выглядят тем более похоже, что они одинакового размера, а цветные брызги на иллюстрации сливаются с настоящими брызгами от фонтана. ОНА опускается в кресло у столика, закрывает глаза и раскачивается в кресле. В это время НОРА как ни в чем не бывало пересаживает лимон, поливает его водой, меняет какие-то цветы местами и, взяв один из них, выходит.
ОНА (почувствовав, что осталась одна): Когда-то я очень любила смотреть диафильмы. Меня не удивляло почему вдруг на стене появлялись цветные картинки, я знала только, что если стану в золотистом и немного пыльном лучике, то вместо картинки на стене окажется мое изображение. У меня было много любимых фильмов. Особенно часто я смотрела о "Звездном мальчике", он меня пугал и притягивал одновременно. Потом я к нему привыкла настолько, что однажды мне захотелось как-то ободрить его – я ведь знала окончание сказки, а он еще нет, и тогда я стала в лучик, и мы оказались с ним рядом в кругу света, а вокруг было темно. Я почувствовала, что он вовсе не такой чужой и далекий, потому что в лучике было тепло. После этого я очень долго не смотрела сказку о Звездном Мальчике – чувствовала, что мы и так все время вместе. Я думала, что все теперь изменится... Но когда мне захотелось увидеть его и я начала смотреть сказку сначала, то поняла, что все в ней точь-в-точь как было раньше... Мы никогда не были вместе, а Он был чужой, далекий и холодный. А диафильмы остались в детстве, в комнате с пустыми стенами. (Открывает глаза, смотрит на звезды.) Как это далеко. Звезды излучают спокойствие. Хочется приблизиться к ним и увидеть все таким, каким видят они.
Затемнение. Слышны брызги фонтана и "шарманка". ОНА как будто задремала на слегка раскачивающемся кресле. Постепенно светлеет. Звонит телефон, потом замолкает, и звонит снова. Вбегает НОРА и успевает поднять трубку. ОНА просыпается и смотрит на часы.
ОНА: (медленно приходя в себя): Без двадцати два... (Поднимает голову – звездное небо превратилось в солнечное.) Светло...
НОРА (смеясь, отрывается от телефона): Потому что уже утро! Ты хоть выспалась?
ОНА (внимательно изучая циферблат на часах): Ах, десять минут девятого! А меня ждали к восьми!..
НОРА (откладывая трубку): Подождут! Как я рада, что ты здесь!
ОНА: А где я могла быть? (Опять поднимая голову.) Ты думаешь, что я могла бы прорваться сквозь крышу к звездам? (Обе смеются.)
НОРА выходит и возвращается с двумя бокалами с соком.
НОРА: Что тебе снилось?
ОНА: Норочка, спасибо за заботу, но мне нужно бежать: у меня множество дел.
НОРА: Какие у тебя могут быть дела в такую рань. Побудь со мной.
ОНА: Ты закончила с цветами?
НОРА: Цветы требуют постоянной опеки, пойми наконец.
ОНА: Неужели в них смысл твоей жизни?
НОРА: Ты же видишь...
Слышен звонок. НОРА выбегает, и возвращается с ТРЕТИМ. У него в руках горшок с дивным цветком. НОРА забирает цветок и выносит его. ТРЕТИЙ садится напротив НЕЕ.
ОНА (не очень удивляясь): Кто бы подумал! Так вот откуда ты знал о лимоне!
ТРЕТИЙ (смеется): Помнишь, ты назвала лимон тюльпаном! И я подумал, что у моей девочки действительно нет тюльпана – и вот принес!
ОНА: Неужели тот цветок – тюльпан? Он скорее похож на...
Слышен звонок. Вскоре входят НОРА и ПРОКУРОР. ПРОКУРОР, увидев ЕЕ, подходит и с искренней радостью жмет ЕЙ руку.
ПРОКУРОР: Поверите ли, я ожидал вас здесь застать. Я просто "вызвал" вас, знаете, это такой особый способ... Лучше телефонов и писем. А вы не рады?
ОНА (с трудом подбирая слова): Я была бы рада понять ЧТО ЗДЕСЬ ПРОИСХОДИТ. Кто вас...
ПРОКУРОР (покорно): Я же объяснил. Вы, кажется, не верите. Но я постараюсь...
ОНА (встает): Извините, но мне все-таки нужно идти.
НОРА: Не убегай. Ты ведь умница.
ОНА (садится): Но я должна. Меня ждут.
ПРОКУРОР: Поверьте, я вам не желаю зла. Наоборот, хочу вам кое-что объяснить. Извините, конечно, что так – без предупреждения, ночью, – но вы же действительно умница, должны все понимать...
ОНА: Прокурор, о чем вы говорите – какая ночь? (Сердито.) Пытаете меня весь день, не интересуясь могу ли я, в состоянии ли отвечать, логично мыслить, и вообще... Я провела ночь в кресле, опаздываю на важную встречу. (Кричит.) Поймите, я не обязана оправдываться!
ПРОКУРОР (покорно): Ну, что вы. Я только немного удивлен, что такая хрупкая девушка не боится по ночам...
ОНА (орет) Да какое вам дело, где я ночую!
ПРОКУРОР: Пожалуйста, успокойтесь! Прошу вас, поймите, вы переутомлены. Хотите, отложим разговор до утра.
ОНА (резко вставая): Я спячу. (Обращаясь ко всем одновременно.) Мне нужно переодеться. Это вы понимаете? Мне нужно помыться. Это до вас доходит?! Я хочу в туалет! И чтобы вы молчали и меня не задерживали. И все. И больше ничего не хочу... НИКАКИХ ОБЪЯСНЕНИЙ! (Оглядываясь, выходит, слышно как хлопает дверь.)
ЗАНАВЕС