Перевернутая пирамида. Действие 2, сцена 2
Сцена 2
Интерьер комнатки из первого действия; по-прежнему включена лампа над раскрытым журналом, но сложена софа и убраны вещи. Отраженный в зеркале луч фонаря как будто перерезает комнату. Дверь беззвучно открывается, и через некоторое время входит ОНА. Слышен звук отъезжающей машины, и в наступившей тишине – тихое всхлипывание. ОНА подходит к зеркалу, и, стоя в луче света, рассматривает отраженный в зеркале квадрат комнатки.
ОНА (обращаясь к своему отражению в зеркале): Он предлагал тебе – и не один раз. Ты думала Он шутит? Нет, ты надеялась, что Он передумает. А Он и не собирался менять своего решения. Ты думаешь, что ухоженный сад мог бы изменить все в вашей жизни? А как иначе; цветы украшают жизнь, украшают... Ах, не обольщайся – не в экзотических растениях ведь дело: оранжерея опустела, Он никого не взял с собой. Думаешь, даже не собирался? Перестань мучаться, и так ничего не узнаешь и не изменишь, только почувствуешь себя еще хуже. И правда, мысли начинают как-то набекрень... (Стук в дверь.)
Наконец-то – Ты. Пошутил, как всегда. Глупыш, как Ты меня напугал...
(Открывает дверь. Входит НОРА.)
ОНА: А я только недавно говорила о тебе.
НОРА: С кем? Я что-то почувствовала, мне снились какие-то дивные люди и ты среди них. Представляешь, один нес свое ухо, а у другого была щель в голове. Но ты выглядишь хуже, чем они. Что опять не так?
ОНА: Ты ведь знаешь.
НОРА: Ну да, ты говорила, что вы расстаетесь. Но мне пришло в голову...
ОНА: Давай попьем кофе. Который час?
Они входят в комнату и Элеонора садится в кресло. ОНА смотрит на часы – на часах 1.40. Подходит к столику, на котором стоят две маленькие чашечки, ставит их на поднос и выходит.
НОРА (кричит ей вслед): Ты выглядишь усталой. Может быть, все складывается как нельзя лучше – отдохнешь, займешься чем-нибудь и все образуется само собой. Не всю жизнь же тебе на Него молиться.
Из кухни не доносится никакого ответа. Слышно как закипает чайник, вскоре ОНА появляется с подносом с кофе и садится на подоконнике напротив НОРЫ.
ОНА: Какую музыку ты хотела бы послушать?
НОРА: Ну, слава Богу, приходишь в себя, умница. Так ему и надо, пусть катится...
ОНА: Ты бестактна. Неужели непонятно, что разговор в таком духе причиняет мне боль?
НОРА: А спрашивать меня о музыке – уместно?
ОНА: Нора, от кого из нас ушел муж?
НОРА: Пока неизвестно.
ОНА: Ты что спятила?!
НОРА: Ты меня не правильно поняла: неизвестно, что УШЕЛ, а не ОТ КОГО ушел; не передергивай, пожалуйста.
ОНА: Как это тебе неизвестно? А где же Он по-твоему? В Салоне Его уже оплакали, у тебя в оранжерее Он тысячу лет не был, а отсюда рано утречком ушел – и даже не позвонил.
НОРА: Проверь работает ли телефон.
ОНА: Глупости, звонили – из Салона.
НОРА: А кто делал уборку?
ОНА: Какую уборку?
НОРА: Да в вашей квартире!
ОНА (осматривая свою комнату): Не я во всяком случае. (С растущим удивлением.) Выходит, что Он здесь был – когда я сидела на этом чертовом следствии!
НОРА: Вот видишь, дурочка, все в порядке – можешь уже успокоиться. Выпей кофе и позвони в мастерскую – Он там.
ОНА: Нора, ты смотришь телевизор?
НОРА: А что могло случиться такого...
ОНА: Мастерская сгорела.
НОРА: Так вот куда ты бегала... Следствие по поводу дурацкой мастерской? А где Он был во время пожара?
ОНА (кричит): Именно об этом речь – ГДЕ ОН?
НОРА: Только не ори!
ОНА: Извини. Давай пить кофе.
Темнота постепенно рассеивается – комната преображается, в изменяющемся свете ярче проступают контуры женских фигур и окружающих их вещей.
ОНА (прерывая молчание): Ко всему можно привыкнуть – к Его отсутствию также. Когда-то, в самом начале, Он...
НОРА (нервно): Детка, о самом начале мне можешь не рассказывать – у меня отличная память.
ОНА: Ты даже не дослушала...
НОРА: А ты спятишь, думая все время об одном и том же. Хотела бы я знать, как ты будешь "привыкать" к Его отсутствию.
ОНА: Норочка, не распыляйся. (С горькой иронией.) В конце концов – ты у меня есть...
НОРА (не замечая иронии): Жаль только, что ты никогда никого не слушаешь. А меня могла бы, ведь я знаю тебя не первый день.
ОНА: Поэтому не слышишь меня и очень часто ошибаешься. Но давай все-таки послушаем музыку. Хочешь Альбинони?
НОРА: Конечно, хочу. Лучшего лекарства, чем музыка барокко, наверное не бывает. Только знаешь что мне не дает покоя?
ОНА (вставая включить музыку. Раздаются первые аккорды.): Норочка, прошу тебя...
НОРА: Нет-нет, ты только подумай, какое странное стечение обстоятельств...
ОНА: Нора, не пугай меня, умоляю!
НОРА: ...Идя в киоск за газетой, я встречаю Его, выходящего из вашей квартиры, в киоске покупаю книгу о различных открытиях – сама не знаю, что мне взбрело в голову – наверное, подействовала реклама – тут же возвращаюсь домой, и снова сталкиваюсь с Ним, причем Он опять выходит из вашей квартиры! Дома просматриваю книгу и читаю точь-в-точь о таком же случае, только там человек, дважды выходивший из своего кабинета, оба раза попался на глаза своему лучшему другу. Я не совсем поняла как это было связано с их лабораторными исследованиями, но сразу подумала: к чему это в подобной книге?..
ОНА (очень тихо): Нора, кто автор?
НОРА: А черт его знает. Я же тебе говорю, сама не пойму что это меня к ней вдруг потянуло, я же ведь никогда не интересовалась...
ОНА (еле слышно) А Он интересовался. Я не знала, что Он интересуется пирамидами.
НОРА: Пирамидами! Эта книга называется... "Летящая Пирамида"!
ОНА: Да. "Перевернутая..."
НОРА: Откуда ты знаешь, ты же телевизионных реклам не смотришь.
ОНА: Но мы знаем – знали – автора.
НОРА: Вы знакомы – я не знала.
ОНА: Ты тоже с ним знакома. (Задумавшись.) Или наоборот: мы Его не знали.
НОРА: Я кажется начинаю понимать. Подруга, да ведь это не было случайно, ты понимаешь, что все не случайно?
Слушают музыку.
ОНА (обычным спокойным тоном): Я, наверное, должна ее прочесть. Тогда все выяснится. А когда это было?
НОРА: Что?
ОНА: То, что Он выходил два раза, а ты ходила туда-сюда за газетой?
НОРА: Вчера. Я Его видела последний раз.
ОНА: Не говори так.
НОРА: Да я же в другом смысле...
ОНА: Все это ужасно странно.
НОРА: Что?
ОНА: Пирамида, Его выходы и исчезновение. Я очень устала. Теперь мне кажется, что ничего не было как следует.
НОРА: Он любил тебя.
ОНА (внезапно): Не слишком ли часто ты вчера покупала газету?
НОРА: Часто?
ОНА: Я же с тобой столкнулась, идя в Салон. А ты такая домоседка – куда это ты именно вчера все время выходила?
НОРА (очень весело): Милая моя, а в чем же ты меня подозреваешь?
ОНА (внезапно задумавшись): В чем бы я могла тебя подозревать... В твоей жизни люди занимают меньше места чем цветы – всякие лимоны и рододендроны.
НОРА: А я бы на твоем месте тоже занялась цветами. Впрочем, мне давно наскучило объяснять тебе... (Как будто вспоминает что-то и вдруг смеется.) Говорят, ты здорово удивилась, что в Салоне уже знали о моем зацвевшем лимоне. (Смеется. Резко прерывает смех.) Прости. Если хочешь, я тебе его покажу, хоть ты и не проявляла никогда интереса к моим цветам, но этот красавец поразит тебя – он всех приводит в восторг, я им ужасно горжусь. (Опять смеется.)
ОНА молчит, смех НОРЫ сливается с музыкой, музыка звучит все громче, потом начинается новая мелодия и они молча слушают некоторое время.
ОНА (решившись): Все в восторге от твоего чудесно цветущего лимона; все в восторге от Его гениальной "Пирамиды...", только я этого цветения не видела и этой книги не читала. Странно... Не могла бы ты...
НОРА (несколько неестественным тоном): А ты ведь не просила. Я тебе сразу предложила: идем ко мне. (Уверенным тоном, уже идя к двери.) Ну чего же ты ждешь – идем!
ОНА машинально собирает на поднос кофейные чашки, поправляет перед зеркалом прическу, гасит свет и они выходят. Музыка продолжает звучать.
ЗАНАВЕС