Перейти к основному содержанию
Память
Память различает подробности. Это страна зеркал, больших и малых, в деревянных или золотых рамах, развешанных рядами или одно напротив другого. В них отражаются тени давних событий. В длинных коридорах зеркал, куда с высоких окон проникает свет, можно перейти из одного лабиринта в следующий, а потом выйти и закрыть за собой дверь, даже не подозревая, что этот мир никогда не пустует. Его постоянные обитатели выглядят как куклы: небольшие существа в цветных одеждах разных эпох. Когда им становится одиноко, они выходят из своих укрытий и подают друг другу руки. Хрупкая принцесса с неулыбчивым бледным личиком рассказывает темноволосому пастушку о том, что минуту назад увидела в зеркале: это было воспоминание одной немолодой уже женщины, которая частенько приходит сюда посидеть на лавочке в парке. «В нашей стране, - не двигая губами, говорит принцесса, - лавочка всегда ждет ее. В мире людей эта лавочка тоже, наверное, существует, как ты думаешь?» Пастушок согласно кивает головой. «Но именно здесь она встречается с кем-то очень ей близким. Сегодня он принес с собой небольшую замшевую сумочку, потерянную ею много лет назад. Она призналась, что долго искала эту сумочку. А он вспоминал о том, как она была девочкой, и он сидел у ее кровати, держа чашку с малиновым вареньем, бесконечно повторяя одну и ту же сказку, которую она всегда охотно слушала»... Пастушок кивает головой, а принцесса говорит. Человеческие страдания и радости не имеют для них значения, являясь только темой для разговора. Принцесса - талантливая танцовщица, к ней из своих закоулков скоро должны выйти музыканты. Они будут играть, пока она танцует. Пастушок никогда не танцует, поэтому приходится дожидаться рыцаря, партнера для танца; правда, он не всегда жаждет веселья. Пока что принцесса и пастушок разговаривают между собой, потому что не хотят расставаться. «Мы для них, как тени, они не слышат и не видят нас. Они слишком заняты собой, - утверждает принцесса. – И привязаны к своему прошлого, поэтому постоянно сюда возвращаются. Персонажи их воспоминаний – это тоже тени. Приходят оттуда, откуда люди желают их воскресить... Желают настолько сильно, что начинают их видеть». Пастушок кивает головой. До него начинают долетать звуки рожков – это музыканты репетируют, чтобы сыграть принцессе к танцу. Пастушку кажется, что сегодня принцессе не хочется танцевать, она уходит дальше по лабиринту, по которому можно дойти до парка и до лавочки. Он не умеет говорить, но отдал бы все за то, чтобы принцесса смогла сесть на нее, закрыть глаза и вызвать свои самые дорогие воспоминания.
Дорогая Аня! У рассказа великолепная концовка. Но я уверена, что большинство читателей не сможет до нее добраться. В чем же дело? Во-первых, начало (если ты поняла, о чем я говорю, что в Литинститут приходит масса рукописей с главными героями "Он" и "Она") - так вот, начало из этой серии. Память - страна зеркал - довольно банально и настраивает на определенный лад. Мол, сейчас выйдут тени прошлого и начнут телодвижения или разговор, или на потолок полезут - неважно. Неконкретно, размазанно, а значит не дает четкой картинки. Можно представить страну зеркал, но память-страна зеркал - это оживленная метафора, очень понятная, затертая и в прозе теряющаяся. М.б. в стихе это могло бы заиграть, а может, и там показалось бы банальностью. Для короткого отрывка нет смысла выбирать такой размеренный повествовательный тон: "Его постоянные обитатели выглядят как куклы: небольшие существа в цветных одеждах разных эпох", - скучно. Это можно давать после конкретного действия героев в качестве пояснения, но не сначала, иначе читатель уснет на середине фразы. В прозе обязательно должна быть внутренняя динамика. Даже если произведение написано плавным и степенным языком (хотя это не о твоем рассказе). Есть такое понятие - художественные средства языка. Если они работают правильно, то являют собой сочетание красоты, точности, уместности слов (в моем вольном толковании). Так вот, художественные средства здесь довольно скупые. Теперь о логике (последовательности), на примере первого абзаца. Сначала представляю зеркала: "Это страна зеркал, больших и малых, в деревянных или золотых рамах, развешанных рядами или одно напротив другого". Потом отражения в них: "В них отражаются тени давних событий". В каждом конкретном зеркале. Затем мне надо опять выбраться из зеркал, увидеть коридоры и лабиринты, да еще и свет, который падает сверху - и все в двух предложениях. Это разбивает картинку и текст теряет ту самую пластичность, о которой я говорю. Далее - персонажи. В принципе, здесь что-то проблескивает: "А он вспоминал о том, как она была девочкой, и он сидел у ее кровати, держа чашку с малиновым вареньем". Но есть отвлекающие фразы: "небольшие существа в цветных одеждах разных эпох". Какие разные эпохи? Это похоже на комок пожеванной жевачки (извини за тафту). В мозгу не могут воспроизвестись костюмы разных эпох. Эта фраза выпадает. То же самое: "Человеческие страдания и радости не имеют для них значения". Какие страдания? Какие радости? Все это пустые, ни к чему не привязанные слова. "Принцесса - прекрасная танцовщица". Из этой фразы я тоже не могу представить себе, насколько прекрасно она танцует. Для меня, как для читателя, гораздо более ценной была бы информация о том, что у нее, например, прядь волос из прически выбилась, или щеки покраснели. Но при всем этом, последний абзац - отличный. Потому что он вызывает настоящие, конкретные эмоции - мы проникаемся сочувствием и симпатей к пастушку, потому что в эту секунду мы понимаем, что перед нами настоящий, живой пастушок. "Он не умеет говорить, но отдал бы все за то, чтобы принцесса смогла сесть на нее, закрыть глаза и вызвать свои самые дорогие воспоминания". Из всей предыдущей части этой жизни не чувствуется. Это я и хотела сказать.
Дорогая Оля! С удовольствием прочла твою профессионально написанную и доброжелательную рецензию и во многом согласилась с твоим взглядом. Захотелось поделиться ответными размышлениями по поводу творчества, в частности – моего мини цикла миниатюр. Я думаю, что большинство дебютирующих на my-works, как и я, выбирают для первых публикаций те произведения, которые в какой-то степени считают своим литературным манифестом. «Просыпайся!», «Память» и «Пароход» - это моя попытка показать то, чем мне, как Homo Scriptus интересно заниматься, и каков мой литературный стиль. Судя по твоей рецензии, мне это во многом удалось. Ты, вдумчивый читатель и критик, сразу же обратила внимание на сильную сторону моей прозы: «Далее - персонажи. В принципе, здесь что-то проблескивает». Ты порадовала меня тем, что похвалила «последний отличный абзац», но я не согласна, будто «великолепная концовка» «вызывает настоящие, конкретные эмоции» как бы случайно, не намерено: я думаю, что проникнуться «конкретными эмоциями - сочувствием и симпатей» героев ты смогла именно потому, что у миниатюры, хоть и несовершенная, но достаточно удачная композиция, вызвавшая у читателя именно те эмоции, которые и предполагалось. А особенно интересным мне показалось твоё замечание по поводу «понятной, затертой и в прозе теряющейся оживлённой метафоры», которая «в стихе могла бы заиграть». Да!! именно к этому я и стремилась: банальной прозой преподнести читателю архетипическую историю таким образом, чтобы она воспринималась им приблизительно так, как я воспринимаю поэзию. Возможно, мой арсенал технических средств оказался для этой цели не слишком богат, и ты права, что метафора не прозвучала надлежащим образом. Но мне, скорее, ближе стиль (пример из кинематографии) В. Аллена (в «Её величество Афродита», например, использован приём двух параллельных действий - в жизни и на сцене), чем А. Тарковского (прекрасное и глубоко поэтичное «Зеркало»): банальные театрализованные истории, рассказанные легко и доступно, а главное - с теплом по отношению к героям и их судьбам. Именно потому персонажи миниатюр – узнаваемые и обезличенные («небольшие существа в цветных одеждах разных эпох») - вызывают настоящие эмоции. Ведь всё уже было и ещё не раз повториться. С нами и без нас.
Дорогая Аня! 1) моя рецензия не профессиональная. Если бы я хотела написать профессиональную, я бы использовала такие слова, как "аллюзии", "аналогии", "тенденции". Я же хотела чем-то помочь тебе. 2) надеюсь, что разница между простотой и банальностью стала более очевидной после объяснения Андрея. 3) не обольщайся, что концовка произвела на меня впечатление, задуманное тобою ("у миниатюры, хоть и несовершенная, но достаточно удачная композиция, вызвавшая у читателя именно те эмоции, которые и предполагалось"). Как музыкант различает в оркестре звук альта, и виолончели, и барабана, так и я могу анализировать и понимать, какие именно слова и фразы заставляют меня чувствовать те или иные эмоции. Могу же отстраниться и воспринять произведение целиком. Так вот - большая часть текста написана рыхло и без должного внимания. Конец хорош сам по себе. 4) не надо говорить про недостаток Божьего дара. Если получается что-то, то надо это развивать и верить в себя, а не в абстрактный Божий дар. Кому-то что-то дается легко, кому-то трудно. Мне кажется, у тебя хорошие задатки. 5) и, наконец, этот разговор теряет всякий смысл, если тебе он нужен только для развлечения. Все эти слова отнимают у меня много энергии, и мне жаль, если она разойдется впустую. С приветом, Оля. :smoke:
Дорогая Оля! Профессионал в моем понимании не только умело пользуется научным аппаратом: даже без использования вышеназванных тобою слов ты проявила свои критические способности. О простом, банальном и не только об этом, как с тобой, так и с Андреем, мы говорили не однажды, и часто в разговорах на разные темы оказывалось, что при неизбежных вкусовых и других расхождениях, наши позиции в чем-то очень важном сходились. Впрочем, именно это является причиной появления самого разговора. А иначе – зачем? Ты бы стала прислушиваться к безразличному тебе мнению? Так что, Оля, «обольщения», как и «разочарования» нам, по-моему, не грозят. Надеюсь, что и ты заметишь со временем, что я «могу анализировать и понимать, какие именно слова и фразы заставляют меня чувствовать те или иные эмоции. Могу же отстраниться и воспринять произведение целиком.» Попробую своими следующими произведениями доказать, прежде всего себе, а также своим друзьям и читателям на my-works, что не всегда пишу «рыхло и без должного внимания». Стараюсь находить время между работой и домом, чтобы «развивать свои хорошие задатки» и делать то, что всегда хотела – писать. Разговоры с тобой не отношу к развлечениям, и лично мне они добавляют энергии и веры в себя, «а не в абстрактный Божий дар». Чего и тебе от всей души желаю, Аня, привет Андрею. :blush: