Перейти к основному содержанию
Фламенко
- Kaffee oder Bier? - спрашивает она, и в глазах вопрос. Я вижу, что за вопрос в твоих цыганских глазах-маслинах. И не смотри на меня с недоумением, лучше принеси-ка чашечку кофе. - Einen kleinen Kaffee, bitte. - А я пока афишку разверну. Мы здесь неделю, хозяйка сдает нам два номера почти даром, потому что у меня с ней добрые отношения (я ей нравлюсь). Гостиница совсем простенькая: по одному туалету и душу на этаж, - правда, в номере есть маленький, совсем крошечный умывальничек. Хозяйка - переселенка из Венгрии, в Вене уже лет пять, по-русски немного понимает - когда-то учила в школе. Показываю ей плакат (у меня такая манера, я всегда с собой таскаю афиши в рулоне, профессиональный навык: реклама при всяком удобном случае), спрашиваю: - Нравится? На плакате байлаора, танцовщица фламенко. Вот она хлопнула в ладоши и на секунду замерла. Через мгновение оживут ее гибкие ласкающие руки и начнут кружить и виться над огненным веером юбок под жесткий стук каблуков и щелканье кастаньет. Хороший плакат, яркий. Я такой подарил Софье Абрамовне. Мы с ней столкнулись прямо на улице: выхожу из машины, и она идет по тротуару. Сразу узнала, стала мне объяснять, что в молодости тоже подавала большие надежды, и если бы не болезнь дочери... Что все они наслышаны о наших успехах. А в школьной раздевалке висит большая фотография, еще с тех времен. У Сабира Ришадовича теперь полно учеников - к нему очередь. - Очень, - говорит хозяйка по-русски, рассматривая плакат. Потом, немного подумав, произносит: - чудо. Ого, ну и сказанула; наверно, у нее в школе по русскому пятерка была. Чудо. ...Я еще учусь в институте (ну, неважно в каком, в техническом) и еще - хожу в школу. Школа - это вечерняя музыкалка - школа дилетантов. Какие из нас музыканты - у меня, например, на безымянном пальце фаланги не хватает - последствие детской любознательности, сунул в дверную щель - и привет. Теперь мой мизинец на правой руке за два пальца работает. Если бы такое случилось на левой руке, тогда о гитаре и думать бы не стоило. Ну да ладно, ничего, справляюсь. А школа дилетантов - еще и потому, что это вроде музыкального кружка. Мы увлекаемся, а преподаватели подрабатывают. И тоже делают то, что им нравится. Софья Абрамовна не требует, чтобы мы на слух отличали ундецимаккорд от терцдецимаккорда, она ставит пластинку с прекрасной "Неоконченной симфонией" Шуберта, или рассказывает нам, кто такой Кшиштоф Пендерецкий и как он херит всю тоническую музыку. Ну и вообще бла-бла-бла и кто во что горазд. Я, например, увлекаюсь фламенко. Мой учитель, Сабир Ришадович, толком в этом не разбирается, он чистый классицист. Скарлатти, Бах - в этом он петрит; ну там, народные казахские мелодии обработать - это он тоже может, его даже в сборнике напечатали, а Пако де Люсия - нет. Да и как он мог играть фламенко, если в Москве в нотном магазине на Неглинке еще ничего не появилось, а первая пластинка-гигант фирмы "Мелодия" выйдет только лет через шесть. Да ладно, не в этом суть. Как-то Сабир Ришадович подводит ко мне девицу и представляет: "Маша, тоже фламенко увлекается, только танцует. Ей гитарное сопровождение требуется. Я тебе ключи от пустого класса дам, а вы там вместе попробуйте: ты своего Паку поиграешь, а она потанцует". В принципе мне было все равно, даже лучше. Отрабатывай себе Punteado, Rasgueado или Floreo (названия-то какие - уже музыка), и никто на тебя кисло смотреть не будет или морщиться. Итак, начинаем. Я делаю Rasgueado и Floreo, она дополняет гитару барабанной дробью каблуков, я завожусь и делаю Falsetas, потом Punteado и снова Rasgueado и Floreo; она, изгибая кисти рук, прищелкивает пальцами, и опять дробь; наши ритмы скручиваются, прижимаясь друг к другу, а потом вдруг перетираются - обрыв, и мы начинаем все сначала. Легкий взлет рук, щелчок пальцев и резкий поворот головы; брошенный взглядом вызов - и мои распаленные пальцы отвечают бешеным выдрючиванием на гитаре. В дверь ломятся, да еще свет выключают: занятия кончились, школа закрывается. "Спасибо, спасибо, - торопится она. - Ты чудо!" - Держи, - я передаю постер "отличнице", - на память. - Что? - не понимает она, а потом счастливо улыбается: догадалась. - Zum andenken. Я иду к себе в номер, зная, что хозяйка смотрит мне вслед, и в ее глазах-маслинах всё тот же вопрос. Если я муж госпожи, то почему сплю в отдельном номере, а в номере у госпожи спит другой господин? Да ладно, я уже привык - обычное любопытство. Мы выступали в Москве - в клубах, потом стали выезжать в другие города. Когда представилась возможность, выбрались за рубеж. Юрка присоединился к нам в Мюнхене. Он сыграл несколько вещей Пако де Люсии, и Машка сказала мне: "Он чудо!" ------------------------------------------------------------- Kaffee oder Bier? (нем) - кофе или пиво? Einen kleinen Kaffee, bitte.(нем) - Маленькую чашечку кофе, пожалуйста. Zum andenken. (нем) - На память. Punteado (пунтеадо) - прием игры. Гитарист исполняет мелодию, извлекая ноты указательным и средним пальцами правой руки поочередно. Rasgueado (расгеадо) - прием игры. Гитарист движением пальцев правой руки, напоминающим раскрытие веера, быстро ударяет по струнам гитары, извлекая полнозвучные аккорды. Floreo (флорео) - прием игры. Гитарист касается двух или трех струн гитары поочередно указательным, средним и безымянным пальцами в быстром темпе, заставляя ноты звучать непрерывно. Falsetas (фальсетас) - мелодические фразы, сольные фрагменты. Исполняются в основном приемом "пунтеадо".